Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 21:29, курсовая работа
Государство выделилось из общества на определенной ступени его зрелости.
Общество – мать государства, соответственно государство – продукт общественного развития. Государство проявляет заботу об обществе либо напротив, паразитирует или сокрушает общественный механизм. По мере того, как общество переходит в своем поступательном развитии от одной формации к другой, от низшей ступени к высшей, меняется и государство, оно также становится более совершенным, более цивилизованным.
1.Понятие, структура и определение политической системы общества.
2.Государство в политической системе общества.
3.Государство и политические партии.
4.Государство и церковь. Светское и теократическое государства.
5.Государство и различные общественные объединения.
ВВЕДЕНИЕ
Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это,
безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на
развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории
человечества не было одинаковым. Однако понять роль и место государства в
истории общества можно только рассматривая его в контексте других - более
широких и емких явлений, одним из которых является, например, политическая
система.
Государство выделилось из общества на определенной ступени его зрелости.
Общество
– мать государства, соответственно
государство – продукт
Вопрос 1
В научной
и учебной литературе существуют
различные определения
Более удобным, на мой взгляд, является определение, данное К.С. Гаджиевым: '' Политическая система – это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий, организующих политическую власть , взаимосвязь граждан и государства.
Политическая
система представляет собой одну
из частей или подсистем совокупной
общественной системы. Она взаимодействует
с другими ее подсистемами: социальной,
экономической, идеологической, этической,
правовой, культурной, образующими
ее общественное окружение, ее общественные
ресурсы наряду с ее природным
окружением и природными ресурсами
(демографическими, пространственно-
Существование политической системы во времени характеризуется как процесс изменения, развития или деградации политических отношений и институтов. Он включает исторический масштаб смены форм власти, становления государства какого-либо нового типа, напр., переход от политической системы феодального общества (с отношениями личной зависимости, деспотическим абсолютизмом, централизованной бюрократией монархического центра) к политической системе буржуазного общества (с обезличенной системой аппаратов управления, демократическими институтами и т.д.). Исторический процесс эволюции политической системы включает ряд закономерностей: тенденции концентрации и деконцентрации власти, ее централизации и децентрализации; борьбу этих тенденций, которая завершается на рубеже эпох и при смене формаций кризисом централизма, децентрализацией власти и новым циклом противоречий этих двух начал (при переходе от античных империй к раннефеодальной раздробленности, от феодальных монархий к буржуазному государству, от империализма кон. XIX - первой пол. XX в. к процессу демократизации); общий процесс усложнения системы и ее подсистем (появлением и умножением партий, развитием ассоциаций и т.п.); формализацию системы, ее юридическое оформление; расширение политического участия, т.е. более полное включение членов общества в политическую жизнь, в частности, формирование демократических институтов, всеобщие и прямые выборы, самоуправление и пр.
Конкретные
пути эволюции политической системы
различны в разные эпохи и в разных
обществах. Однако принцип ее пространственно-временных
изменений постоянен. Такими
же инвариантными являются принципы
ее организации, или принципы политической
организации общества. Политическая система
в каждый данный момент или
период ее истории предстает как конкретная
политическая ситуация, относительно
протяженная во времени и
стабильная. От состояния общественных
отношений, уровня развития
общества зависит, будет ли
эта ситуация статичной или
подвижной, а следовательно,
будет ли динамичной и сама
политическая система или нет. Динамизм
политической системы отличен от нестабильности,
он определяет способность системы развиваться,
адаптироваться к изменениям в обществе
и его внешнем окружении, в смешанных
организационных системах и реагировать
на эти изменения. Жесткие
статичные системы неизбежно
вынуждены противодействовать развитию
общества, вступать с ним в конфликт,
прибегать к насилию и выживать
в конечном счете за счет общества.
В древности в отдельных регионах подобные
стабильные системы (деспотичного
азиатского типа, связанные с так называваемым
азиатским способом производства)
существовали неограниченно долго и
разрушались главным образом в
результате нашествий извне и гибели
государства. В Новое время срок
жизни таких систем, как правило,
очень ограничен и завершается общественными
и политическими кризисами, революциями
или глубокими реформами. Ускорение
исторического процесса и глубокие
преобразования материальной и духовной
жизни современного человечества
привели к образованию нового
динамичного типа политической
организации общества с более
свободными отношениями между
частями и элементами
политической системы, между государством
и обществом, с развитым социальным
контролем политической жизни
и регулярно действующими правовыми,
политическими и культурными
механизмами общественных
преобразований. Динамическая стабилизация
таких систем обеспечивает им большую
жизнеспособность и долговечность. [2’]
Прежде всего в политическую систему общества входит:
Следует
отметить в рассматриваемом ряду и словно
бы далекие от политики организации, например,
спортивные, "собирательские" (они
являются объектом политических воздействий),
а так же учреждения, которые занимаются
воспитанием и образованием подрастающего
поколения: школа, театр, армия и т.д. В
политическую систему входит и система
идей, принципов, воплощенных в законах,
идеологии, морали. Сюда же можно отнести
и деятельность отдельных людей, выступающих
с политическими целями.
В
политическую систему
Любая система имеет следующие характеристики:
Системный
подход в политологии впервые
был применен Д. Истоном. Он разделил
основные компоненты своей модели на
«входящие» факторы (требование и поддержка)
и «исходящие», связанные с первой
путем обратной связи. Требования он
делит на внешние, идущие из среды, и
внутренние, идущие от самой системы. Требования
– всего лишь «исходный материал», из
которого формируется конечный продукт,
называемый решениями. Другой вид входящих
импульсов – поддержка. Она выступает
в разных формах: материальной, воинской
службе, соблюдении законов и директив
государственной власти, уважении к государственной
символике.[3’]
Структура
политической системы состоит из
институциональной,
нормативной, функциональной
и коммуникативной подсистем.
Институциональная
подсистема – это государство, политические
партии, общественно-политические движения,
профсоюзы, организации, церковь, средства
массовой информации.
Нормативная
подсистема включает в себя нормы права,
политические традиции, политическую
мораль и этику.
Функциональная
подсистема – это формы и направления
политической деятельности, способы и
методы осуществления власти (политический
режим).
Коммуникативную
систему представляют: политическая
культура, политическое сознание (идеология
и политическая психология), политические
отношения.
Прежде всего политическая система общества осуществляет верховную власть, решения которой обязательны для всего общества.
Понятие
власти – это основная характеристика
политической системы в отличие, например,
от экономической системы, для которой
главное – это понятие собственности.
Основными функциями политической системы общества являются следующие:
1. Определение
целей и задач общества, выработка
программ деятельности в
2. Мобилизация ресурсов и организация деятельности общества для осуществления его целей и задач.
3. Укрепление единства общества.
4. Распределение
ценностей в соответствии с
интересами всего общества и
отдельных социальных групп,
5. Урегулирование
конфликтов.
Кроме того, политические системы выполняют два базовых набора функций – функции «ввода» и функции «вывода». К функциям «ввода» относятся:
1. Политическая социализация и привлечение к участию
2. Артикуляция интересов, т.е. наличие групп интересов как связующего звена между гражданами и государством
3. Агрегирование
интересов, т.е. превращение
4. Политическая коммуникация
Функции «вывода»:
1. Разработка норм-законов
2. Применение норм
3. Контроль
за соблюдением норм.[4']
Вопрос 2