Политические системы общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 21:29, курсовая работа

Краткое описание

Государство выделилось из общества на определенной ступени его зрелости.

Общество – мать государства, соответственно государство – продукт общественного развития. Государство проявляет заботу об обществе либо напротив, паразитирует или сокрушает общественный механизм. По мере того, как общество переходит в своем поступательном развитии от одной формации к другой, от низшей ступени к высшей, меняется и государство, оно также становится более совершенным, более цивилизованным.

Оглавление

1.Понятие, структура и определение политической системы общества.
2.Государство в политической системе общества.
3.Государство и политические партии.
4.Государство и церковь. Светское и теократическое государства.
5.Государство и различные общественные объединения.

Файлы: 1 файл

контрольная по отп.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

                                       СОДЕРЖАНИЕ: 

  1. Понятие, структура и определение политической системы общества.
  2. Государство в политической системе общества.
  3. Государство и политические партии.
  4. Государство и церковь. Светское и теократическое государства.
  5. Государство и различные общественные объединения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

                               

Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это,

безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на

развитие  всей мировой цивилизации, хотя его  значение на протяжении истории

человечества  не было одинаковым. Однако понять роль и место государства в

истории общества можно только рассматривая его в контексте других - более

широких и емких явлений, одним из которых является, например, политическая

система.

Государство выделилось из общества на определенной ступени его зрелости.

Общество  – мать государства, соответственно государство – продукт общественного развития. Государство проявляет заботу об обществе либо напротив, паразитирует или сокрушает общественный механизм. По мере того, как общество переходит в своем поступательном развитии от одной формации к другой, от низшей ступени к высшей, меняется и государство, оно также становится более совершенным, более цивилизованным.[1’] 

Вопрос 1

В научной  и учебной литературе существуют различные определения политической cистемы общества.

Более удобным,  на мой взгляд, является определение, данное К.С. Гаджиевым: '' Политическая система – это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий, организующих политическую власть , взаимосвязь граждан и государства.

Политическая  система представляет собой одну из частей или подсистем   совокупной общественной системы. Она   взаимодействует с другими ее подсистемами: социальной, экономической, идеологической, этической, правовой, культурной, образующими   ее общественное окружение, ее общественные ресурсы наряду  с ее  природным  окружением  и природными  ресурсами   (демографическими, пространственно-территориальными), а также внешнеполитическим  окружением.   Центральное положение политической системы в этой структуре ее внешнего и внутреннего окружения определяется ведущей организационной  и  регулятивно-контрольной ролью  самой  политики.   Политическая система конкретного общества  определяется   его классовой природой, социальным   строем,  формой правления (парламентского, президентского и т.п.), типом государства (монархия, республика), характером   политического режима  (демократического, тоталитарного, деспотического и др.), социально-политических отношений   (стабильных или  нет, умеренно  или  остроконфликтных либо  консенсусных  и т.п.), политико-правового статуса государства (конституционного, с развитыми или  неразвитыми  правовыми  структурами), характером политико-идеологических и культурных   отношений в  обществе (сравнительно открытых либо закрытых, с параллельными, теневыми, маргинальными   структурами или без них, историческим  типом   государственности (централистским, с  иерархическими бюрократическими   структурами  и т.п.), исторической и национальной традицией  уклада политической жизни  (политически активным  либо пассивным населением, с  кровно-родственными   связями или  без них,  с развитыми  или   неразвитыми гражданскими   отношениями    и  т.д.) [3,с.112] 

Существование  политической системы во  времени  характеризуется как процесс   изменения, развития или деградации политических  отношений и институтов. Он включает  исторический масштаб смены форм    власти, становления государства какого-либо нового  типа, напр., переход  от  политической системы феодального   общества  (с отношениями  личной    зависимости, деспотическим абсолютизмом, централизованной  бюрократией    монархического  центра) к политической системе  буржуазного общества  (с обезличенной   системой аппаратов    управления,  демократическими   институтами   и т.д.). Исторический процесс эволюции  политической системы включает ряд закономерностей: тенденции концентрации и  деконцентрации   власти, ее централизации  и   децентрализации; борьбу  этих   тенденций, которая  завершается на    рубеже  эпох  и  при   смене формаций   кризисом  централизма, децентрализацией власти и  новым  циклом   противоречий этих двух  начал (при переходе от античных   империй  к   раннефеодальной   раздробленности, от  феодальных  монархий   к буржуазному  государству, от империализма    кон. XIX  -  первой  пол. XX   в. к   процессу демократизации); общий процесс усложнения  системы и ее подсистем (появлением и умножением    партий, развитием   ассоциаций  и    т.п.); формализацию   системы,  ее   юридическое оформление; расширение политического участия, т.е. более полное включение членов общества в политическую  жизнь, в  частности, формирование демократических институтов, всеобщие и прямые  выборы, самоуправление  и пр.

 Конкретные  пути эволюции  политической системы различны в разные эпохи  и в разных обществах. Однако принцип  ее  пространственно-временных изменений   постоянен. Такими  же    инвариантными являются принципы  ее организации, или принципы  политической организации общества. Политическая система в каждый   данный момент   или период ее  истории предстает как конкретная политическая ситуация, относительно протяженная  во времени  и   стабильная. От состояния общественных отношений,  уровня  развития  общества   зависит, будет ли   эта  ситуация   статичной или подвижной,  а   следовательно, будет ли динамичной  и   сама  политическая система или нет.  Динамизм  политической системы отличен от  нестабильности, он определяет способность системы развиваться, адаптироваться к изменениям  в обществе и его внешнем окружении,  в смешанных организационных   системах и реагировать на  эти    изменения.  Жесткие   статичные    системы  неизбежно    вынуждены противодействовать развитию общества, вступать с ним в конфликт,  прибегать к  насилию и выживать  в конечном  счете за счет общества. В древности в  отдельных регионах подобные стабильные системы  (деспотичного азиатского типа, связанные  с так называваемым азиатским   способом производства)  существовали неограниченно долго и   разрушались   главным образом в   результате нашествий извне и гибели   государства. В Новое время срок   жизни  таких систем, как правило,   очень ограничен и завершается   общественными   и политическими    кризисами, революциями   или   глубокими реформами.   Ускорение   исторического процесса и   глубокие преобразования материальной и духовной жизни   современного человечества привели к образованию   нового  динамичного  типа политической   организации  общества с более   свободными отношениями   между   частями  и  элементами    политической системы, между   государством и  обществом, с развитым социальным  контролем   политической жизни  и регулярно действующими   правовыми, политическими   и  культурными   механизмами   общественных   преобразований. Динамическая стабилизация таких систем обеспечивает им большую  жизнеспособность и долговечность. [2’] 

Прежде всего в политическую систему общества входит:

  • государство со всеми своими органами
  • политические партии
  • отдельные общественные организации, деятельность которых имеет отчетливо политический оттенок.
  • общественные организации, которые не имеют строго политической окраски (профсоюзные, кооперативные, религиозные и т.п. организации), но при случае могут оказать существенное влияние на политику государства.

 Следует отметить в рассматриваемом ряду и словно бы далекие от политики организации, например, спортивные, "собирательские" (они являются объектом политических воздействий), а так же учреждения, которые занимаются воспитанием и образованием подрастающего поколения: школа, театр, армия и т.д. В политическую систему входит и система идей, принципов, воплощенных в законах, идеологии, морали. Сюда же можно отнести и деятельность отдельных людей, выступающих с политическими целями. 

 В  политическую систему современного  общества входят не все и  не всякие общественные объединения.  Как и государство, они должны быть определенным образом юридически признаны (легитимированы), т.е. получить официальный правовой статус (например, средства массовой информации, политические партии, общественные объединения должны быть зарегистрированы в порядке, установленном законом). Значит, криминальные, иные "теневые", "мафиозные" организованные преступные группы не входят в понятие "политическая система" (хотя фактически оказывают большое влияние на политическую жизнь страны). Все составные части политической системы общества находятся в тесном, органическом единстве, но каждая из этих частей имеет собственную структуру, свои принципы организации и деятельности. 

Любая система имеет следующие характеристики:

  • состоит из многих частей
  • части составляют единое целое
  • система имеет границы
 

Системный подход в политологии впервые  был применен Д. Истоном. Он разделил основные компоненты своей модели на «входящие» факторы (требование и поддержка) и «исходящие», связанные с первой путем обратной связи. Требования он делит на внешние, идущие из среды, и внутренние, идущие от самой системы. Требования – всего лишь «исходный материал», из которого формируется конечный продукт, называемый решениями. Другой вид входящих импульсов – поддержка. Она выступает в разных формах: материальной, воинской службе, соблюдении законов и директив государственной власти, уважении к государственной символике.[3’] 

Структура политической системы состоит из институциональной, нормативной, функциональной и коммуникативной подсистем.  

Институциональная подсистема – это государство, политические партии, общественно-политические движения, профсоюзы, организации, церковь, средства массовой информации.  

Нормативная подсистема включает в себя нормы права, политические традиции, политическую мораль и этику.  

Функциональная подсистема – это формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти (политический режим).  

Коммуникативную систему представляют: политическая культура, политическое сознание (идеология и политическая психология), политические отношения.  

Прежде  всего политическая система общества осуществляет верховную власть, решения которой обязательны для всего общества.

Понятие власти – это основная характеристика политической системы в отличие, например, от экономической системы, для которой главное – это понятие собственности.  

Основными функциями политической системы общества являются следующие:

1. Определение  целей и задач общества, выработка  программ деятельности в соответствии  с интересами граждан страны.

2. Мобилизация  ресурсов и организация деятельности общества для осуществления его целей и задач.

3. Укрепление  единства общества.

4. Распределение  ценностей в соответствии с  интересами всего общества и  отдельных социальных групп, наций,  каждого человека.

5. Урегулирование  конфликтов. 

Кроме того, политические системы выполняют  два базовых набора функций –  функции «ввода» и функции  «вывода». К функциям «ввода» относятся:

1. Политическая  социализация и привлечение к  участию

2. Артикуляция  интересов, т.е. наличие групп  интересов как связующего звена между гражданами и государством

3. Агрегирование  интересов, т.е. превращение требований  в альтернативы государственной  политики

4. Политическая  коммуникация

Функции «вывода»:

1. Разработка  норм-законов

2. Применение  норм

3. Контроль  за соблюдением норм.[4'] 
 
 
 
 
 
 

Вопрос 2 

Информация о работе Политические системы общества