Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 21:29, курсовая работа
Государство выделилось из общества на определенной ступени его зрелости.
Общество – мать государства, соответственно государство – продукт общественного развития. Государство проявляет заботу об обществе либо напротив, паразитирует или сокрушает общественный механизм. По мере того, как общество переходит в своем поступательном развитии от одной формации к другой, от низшей ступени к высшей, меняется и государство, оно также становится более совершенным, более цивилизованным.
1.Понятие, структура и определение политической системы общества.
2.Государство в политической системе общества.
3.Государство и политические партии.
4.Государство и церковь. Светское и теократическое государства.
5.Государство и различные общественные объединения.
Количественный
состав политической партии не может
быть меньше численности ее учредителей.
[10, с. 4-5]
В настоящее
время в Министерстве юстиции
Республики Беларусь зарегистрировано
17 политических партий. Общее количество
членов политических партий достигает
45 тысяч человек. Для современных политических
партий Беларуси характерны следующие
основные черты. Прежде всего – малочисленность
членов и в тоже время большое их количество.
Для нормального функционирования политической
системы в Беларуси достаточно наличия
3-4 партий, выражающих интересы крупных
общественных групп. Кроме того, в настоящее
время в Беларуси отсутствуют объективные
условия для создания политических партий.
Большинство граждан Республики Беларусь
по имущественному положению не различаются.
Господствующее положение в экономике
занимает государственная собственность.
Все эти факторы не способствуют возникновению
нормальных политических партий, а существующие
являются прототипами, зародышами партий.
Не проявляют особой активности политические
партии и в политической жизни страны,
не все они принимают участие в избирательных
компаниях. Граждане Республики Беларусь
не знают большинства политических партий,
так как они ни чем особым себя в политический
жизни страны не проявляют. Популярность
их среди народа невысока. Политическая
активность граждан Беларуси и их политическая
культура еще не достигли высокого уровня.
[17, с. 57]
Вопрос
4.
В переводе с греческого слово "церковь" буквально означает "дом Бога", "дом Господний". И в узком смысле под "церковью" понимают здание для отправления обрядов христианской религии, имеющее определенные атрибуты.
В широком
смысле "церковь" - это особый
тип религиозной организации, объединение
последователей той или иной религии на
основе общности вероучения и культа.
Главные признаки церкви:
а) наличие более
или менее разработанной
б) иерархический характер, централизация управления;
в) разделение принадлежащих
к Церкви на духовенство и мирян
(рядовых верующих).
Церковь во все
времена играла важную роль в жизни
общества. Уже в раннеклассовых обществах,
существовавших в форме городов-государств,
имелось три центра управления -
городская община, дворец и храм.
Существует два основных вида взаимоотношений церкви и государства:
а) наличие государственной
церкви, у которой закреплено ее
привилегированное положение по
сравнению с другими
б) режим отделения
церкви от государства и школы
от церкви.
Статус
государственной церкви предполагает,
кроме привилегий, тесное сотрудничество
государства и церкви в разных областях
общественной жизни. В дореволюционной
России такой статус принадлежал Русской
Православной Церкви. В Великобритании
официальной государственной церковью
является англиканская (протестантско-епископальная)
церковь, главой которой выступает монарх.
Почти в тридцати мусульманских странах
государственной религией официально
признан ислам.
Статус государственной церкви характеризуется следующими моментами:
1. За церковью признается право собственности на широкий круг объектов - землю, здания, сооружения, предметы культа и т. п.
2. Церковь
получает от государства
3. Церковь наделяется рядом юридических полномочий (в основном в области брачно-семейных отношений).
4. Имеет
право участвовать в
5. Обладает
широкими полномочиями в
Для режима отделения церкви от государства характерно следующее:
1. Государство
регулирует деятельность
2. Государство
не оказывает церкви
3. Церковь
не выполняет государственных
функций и вообще не
4. Отношения
между государством и церковью
строятся на основе юридически
закрепленного принципа
Нормальное
состояние взаимоотношений
Церковь, отделенная по закону от государства, тем не менее, с одной стороны активно служит объектом политики, а с другой, – превращается в субъект политики, то есть активное, направляющее начало политической воли.
Свидетельством тому являются послания иерархов в адрес отдельных политических сил, их участие вместе с главой государства в общественно–политических мероприятиях, что позволяет сделать следующие выводы:
> религия в условиях разрушения
прежних духовных ценностей
общества явилась основой для
создания новой системы
> момент падения легитимности политической власти заставил ее обратиться к моральному авторитету церкви и фактически привлечь ее к политической деятельности;
> ведущие конфессии (православие,
католицизм), ощутив возможность
укрепить свои духовные и
экономические позиции, политизировались,
превратившись прямо или
> слияние религии с политикой произошло не только на уровне массового сознания, на государственном уровне, но и на уровне таких политических институтов как партии.
Став независимым государством, субъектом международного права, Республика Беларусь начала проводить самостоятельную религиозную политику, и реформировала конституционно–правовые основы своих отношений с религиозными объединениями. В исследуемый период были приняты законы Республики Беларусь: «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях» 17 декабря 1992 г. № 2054–ХII; «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях» 17 января 1995 г. № 3533–ХII, а также подготовлен проект Закона Республики Беларусь «Об уполномоченном по правам человека в Республике Беларусь», и о Концепции государственной политики по отношению к религиозным организациям.
Конституция страны и Закон «О
свободе вероисповеданий и религиозных
организациях», а также проект
Концепции государственной
политики по отношению к религиозным
организациям, являются основой
для формирования новой модели государственно–церковных
отношений в Республике Беларусь.
Реально
складывающаяся система взаимоотношений
между государством и религиозными
объединениями в Республике
Беларусь постепенно приобретают
характер сотрудничества на основе четкого
разделения их функций. Подобное
сотрудничество предполагает совместную
деятельность в различных областях
социального служения и обеспечения прав
и свобод человека.[8’, C. 55]
Секуляризация,
то есть освобождение от влияния религии
(в узком смысле "секуляризация"
означает процесс обращения церковной
собственности в светскую), к XX в. стала
универсальным принципом организации
политической жизни. В настоящее время
многие страны закрепили в своих конституциях
светские основы государственной власти.
И с этих позиций теократия может рассматриваться
как исторический анахронизм. Вместе с
тем проблематика теократической государственности
сохраняет свою актуальность в связи с
активизацией теократической тенденции,
теократизацией политических процессов
в ряде стран. В России тому примером может
служить Чеченская республика, где предпринимаются
попытки создания исламского государства.
В литературе
под "теократией"
понимается форма государства, где политическая
и духовная власть сосредоточена в руках
одного человека - главы духовенства, признаваемого
в качестве "земного божества", "первосвященника"
и т. д. Традиционно к теократическим государствам
настоящего времени относят Ватикан и
Иран, где организация публичной власти
возглавляется лидером духовенства. Вместе
с тем в литературе имеется обоснованная
точка зрения, что в выявлении теократических
тенденций современного общества необходимо
принимать во внимание весь комплекс взаимодействия
государственной власти с социальными
институтами, а не только структуру верховного
управления .
Теократическая модель общественно-политического устройства предполагает:
1. Признание
верховного божества, передающего
полномочия государственного
2. Вселенское
государство верующих без
3. Примат
государства над обществом,
4. Примат религии над правом: регламентация основных сторон жизни общества производится не правом, а системой религиозных норм, которая обеспечивается силой теократического государства. По существу, религиозные нормы в данном случае - это и есть "право". Например, такие мусульманские страны, как Оман, Ливия, Саудовская Аравия, обходятся без конституции - ее роль выполняет Коран.
5. В
теократически организованном
6. Жесткую
иерархию и централизацию
7. Отсутствие разделения властей и системы сдержек и противовесов.
8. Деспотические
и абсолютистские формы
9. Религиозное начало, которое исключает идеалы свободы и прав человека.
10. Особое положение женщины, которое, в частности, включает запрет на участие в управлении делами государства.
11. Неправовые
(внеправовые) способы
Таким
образом, теократические тенденции
в организации общества и государства
следует в основном оценивать негативно.
Положительные результаты сотрудничество
государства и церкви дает лишь на основе
принципа свободы совести, светской организации
государственной власти.[9’]
Вопрос
5
В современных условиях большое распространение среди граждан получило создание общественных объединений, выступающих своего рода индикатором уровня сложности общественных отношений. Общественные объединения представляют собой часть общества и являются характеристикой гражданского общества. Кроме того, они рассматриваются и как свойство демократического государства.
По-мнению С. А. Авакьяна, «государство не вправе объявить, что общественные объединения создаются для влияния на жизнь общества, но не имеют никакого отношения к делам государственным». По мнению ряда ученых, общественные объединения рассматриваются государством как инструмент, с помощью которого можно будет выстроить сильное демократическое государство и реформировать социальную сферу, что позволит стабилизировать социально-политическую жизнь, завоевать общественное доверие.