Политические системы общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 21:29, курсовая работа

Краткое описание

Государство выделилось из общества на определенной ступени его зрелости.

Общество – мать государства, соответственно государство – продукт общественного развития. Государство проявляет заботу об обществе либо напротив, паразитирует или сокрушает общественный механизм. По мере того, как общество переходит в своем поступательном развитии от одной формации к другой, от низшей ступени к высшей, меняется и государство, оно также становится более совершенным, более цивилизованным.

Оглавление

1.Понятие, структура и определение политической системы общества.
2.Государство в политической системе общества.
3.Государство и политические партии.
4.Государство и церковь. Светское и теократическое государства.
5.Государство и различные общественные объединения.

Файлы: 1 файл

контрольная по отп.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

Количественный  состав политической партии не может  быть меньше численности ее учредителей. [10, с. 4-5] 

В настоящее  время в Министерстве юстиции  Республики Беларусь зарегистрировано 17 политических партий. Общее количество членов политических партий достигает 45 тысяч человек. Для современных политических партий Беларуси характерны следующие основные черты. Прежде всего – малочисленность членов и в тоже время большое их количество. Для нормального функционирования политической системы в Беларуси достаточно наличия 3-4 партий, выражающих интересы крупных общественных групп. Кроме того, в настоящее время в Беларуси отсутствуют объективные условия для создания политических партий. Большинство граждан Республики Беларусь по имущественному положению не различаются. Господствующее положение в экономике занимает государственная собственность. Все эти факторы не способствуют возникновению нормальных политических партий, а существующие являются прототипами, зародышами партий. Не проявляют особой активности политические партии и в политической жизни страны, не все они принимают участие в избирательных компаниях. Граждане Республики Беларусь не знают большинства политических партий, так как они ни чем особым себя в политический жизни страны не проявляют. Популярность их среди народа невысока. Политическая активность граждан Беларуси и их политическая культура еще не достигли высокого уровня. [17, с. 57] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос 4. 

В переводе с греческого слово "церковь" буквально  означает "дом Бога", "дом  Господний". И в узком смысле под "церковью" понимают здание для отправления обрядов христианской религии, имеющее определенные атрибуты.

В широком  смысле "церковь" - это особый тип религиозной организации, объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа. 

Главные признаки церкви:

а) наличие более  или менее разработанной религиозной (догматической и культовой) системы;

б) иерархический  характер, централизация управления;

в) разделение принадлежащих  к Церкви на духовенство и мирян (рядовых верующих). 

Церковь во все  времена играла важную роль в жизни  общества. Уже в раннеклассовых обществах, существовавших в форме городов-государств, имелось три центра управления - городская община, дворец и храм. 

Существует  два основных вида взаимоотношений церкви и государства:

а) наличие государственной  церкви, у которой закреплено ее привилегированное положение по сравнению с другими вероисповеданиями;

б) режим отделения  церкви от государства и школы  от церкви.  

Статус  государственной церкви предполагает, кроме привилегий, тесное сотрудничество государства и церкви в разных областях общественной жизни. В дореволюционной России такой статус принадлежал Русской Православной Церкви. В Великобритании официальной государственной церковью является англиканская (протестантско-епископальная) церковь, главой которой выступает монарх. Почти в тридцати мусульманских странах государственной религией официально признан ислам. 

Статус  государственной  церкви характеризуется  следующими моментами:

1. За  церковью признается право собственности на широкий круг объектов - землю, здания, сооружения, предметы культа и т. п.

2. Церковь  получает от государства различные  субсидии и материальную помощь.

3. Церковь  наделяется рядом юридических  полномочий (в основном в области брачно-семейных отношений).

4. Имеет  право участвовать в политической  жизни, в частности, через свое  представительство в государственных  органах.

5. Обладает  широкими полномочиями в области  воспитания и образования подрастающего  поколения. Как правило, в образовательных учреждениях предусмотрено обязательное преподавание религии. 

Для режима отделения  церкви от государства  характерно следующее:

1. Государство  регулирует деятельность религиозных  организаций, осуществляет контроль  за ними, но не вмешивается в их внутреннюю, внутрицерковную деятельность.

2. Государство  не оказывает церкви материальной, финансовой поддержки.

3. Церковь  не выполняет государственных  функций и вообще не вмешивается  в дела государства: занимается  лишь вопросами, связанными с удовлетворением религиозных потребностей граждан.

4. Отношения  между государством и церковью  строятся на основе юридически  закрепленного принципа свободы  совести и вероисповедания, что  предполагает свободу выбора  религии и убеждений, отсутствие  права государства контролировать отношение своих граждан к религии и вести их учет по религиозному принципу, равенство всех религиозных объединений перед законом.

Нормальное  состояние взаимоотношений государства  и церкви предполагает их сотрудничество, партнерство в решении насущных общественных задач, а не полную изоляцию друг от друга. [19, №3] 

Церковь, отделенная по закону от государства, тем  не  менее,  с  одной стороны активно служит объектом политики,  а  с  другой,  –  превращается  в субъект политики, то есть активное, направляющее начало  политической  воли.

Свидетельством  тому  являются   послания   иерархов   в   адрес   отдельных  политических   сил,   их   участие   вместе   с   главой    государства    в общественно–политических  мероприятиях,  что  позволяет  сделать   следующие выводы:

     > религия в условиях разрушения  прежних  духовных  ценностей   общества явилась основой для  создания новой системы ценностей;

     >  момент  падения  легитимности  политической  власти   заставил   ее обратиться к моральному авторитету церкви и фактически привлечь ее к политической деятельности;

     > ведущие  конфессии  (православие,  католицизм),  ощутив  возможность  укрепить свои духовные и   экономические  позиции,  политизировались, превратившись прямо или косвенно в активных участников политического процесса;

     > слияние религии с политикой  произошло не только на уровне  массового сознания,  на  государственном   уровне,  но  и   на   уровне   таких политических институтов  как партии.

Став  независимым   государством,   субъектом   международного   права, Республика Беларусь начала проводить самостоятельную  религиозную  политику, и   реформировала   конституционно–правовые   основы   своих   отношений   с религиозными  объединениями.  В  исследуемый  период были  приняты   законы Республики Беларусь: «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях» 17 декабря 1992 г. № 2054–ХII; «О внесении изменений и дополнений  в Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях» 17 января 1995 г. № 3533–ХII, а также подготовлен проект  Закона  Республики Беларусь «Об уполномоченном по правам человека в Республике Беларусь»,  и о Концепции государственной политики по отношению к религиозным организациям.

     Конституция страны и Закон «О свободе  вероисповеданий  и  религиозных организациях»,  а  также  проект  Концепции  государственной   политики   по отношению к религиозным  организациям,  являются  основой  для  формирования новой модели государственно–церковных отношений в  Республике  Беларусь. 

Реально складывающаяся система  взаимоотношений  между  государством  и религиозными объединениями  в  Республике  Беларусь  постепенно  приобретают  характер сотрудничества на основе четкого  разделения  их  функций.  Подобное сотрудничество предполагает совместную  деятельность  в  различных  областях социального служения и обеспечения прав и свобод человека.[8’, C. 55] 
 

Секуляризация, то есть освобождение от влияния религии (в узком смысле "секуляризация" означает процесс обращения церковной собственности в светскую), к XX в. стала универсальным принципом организации политической жизни. В настоящее время многие страны закрепили в своих конституциях светские основы государственной власти. И с этих позиций теократия может рассматриваться как исторический анахронизм. Вместе с тем проблематика теократической государственности сохраняет свою актуальность в связи с активизацией теократической тенденции, теократизацией политических процессов в ряде стран. В России тому примером может служить Чеченская республика, где предпринимаются попытки создания исламского государства. 

В литературе под "теократией" понимается форма государства, где политическая и духовная власть сосредоточена в руках одного человека - главы духовенства, признаваемого в качестве "земного божества", "первосвященника" и т. д. Традиционно к теократическим государствам настоящего времени относят Ватикан и Иран, где организация публичной власти возглавляется лидером духовенства. Вместе с тем в литературе имеется обоснованная точка зрения, что в выявлении теократических тенденций современного общества необходимо принимать во внимание весь комплекс взаимодействия государственной власти с социальными институтами, а не только структуру верховного управления . 

Теократическая  модель общественно-политического устройства предполагает:

1. Признание  верховного божества, передающего  полномочия государственного управления  особым лицам (единовластному  правителю), то есть обожествление  фигуры правителя.

2. Вселенское  государство верующих без национальных границ, что провоцирует вмешательство во внутренние дела других государств, террористические акты и т. п.

3. Примат  государства над обществом, авторитарность  политического режима, отчуждение  власти от общества и индивида  и т. д.

4. Примат  религии над правом: регламентация основных сторон жизни общества производится не правом, а системой религиозных норм, которая обеспечивается силой теократического государства. По существу, религиозные нормы в данном случае - это и есть "право". Например, такие мусульманские страны, как Оман, Ливия, Саудовская Аравия, обходятся без конституции - ее роль выполняет Коран.

5. В  теократически организованном обществе  существует не просто государственная  религия, а религиозное государство,  то есть государство представляет собой религиозную организацию в масштабе общества со всеми атрибутами государственной власти.

6. Жесткую  иерархию и централизацию государственного  аппарата, сосредоточение огромных  полномочий у главы государства,  бесконтрольность администрации.

7. Отсутствие разделения властей и системы сдержек и противовесов.

8. Деспотические  и абсолютистские формы правления.

9. Религиозное  начало, которое исключает идеалы  свободы и прав человека.

10. Особое  положение женщины, которое, в  частности, включает запрет на  участие в управлении делами государства.

11. Неправовые (внеправовые) способы разрешения  споров, конфликтов, телесные наказания  (членовредительские экзекуции)  и т. д. 

Таким образом, теократические тенденции  в организации общества и государства  следует в основном оценивать негативно. Положительные результаты сотрудничество государства и церкви дает лишь на основе принципа свободы совести, светской организации государственной власти.[9’] 

  
 
 
 
 

Вопрос 5 

В современных  условиях большое распространение среди граждан получило создание общественных объединений, выступающих своего рода индикатором уровня сложности общественных отношений. Общественные объединения представляют собой часть общества и являются характеристикой гражданского общества. Кроме того, они рассматриваются и как свойство демократического государства.

По-мнению С. А. Авакьяна, «государство не вправе объявить, что общественные объединения создаются для влияния на жизнь общества, но не имеют никакого отношения к делам государственным». По мнению ряда ученых, общественные объединения рассматриваются государством как инструмент, с помощью которого можно будет выстроить сильное демократическое государство и реформировать социальную сферу, что позволит стабилизировать социально-политическую жизнь, завоевать общественное доверие.

Информация о работе Политические системы общества