Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 09:37, курсовая работа
Политическая система общества - целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества.
Введение
Политическая
система общества - целостная, упорядоченная
совокупность политических институтов,
политических ролей, отношений, процессов,
принципов политической организации
общества, подчиненных кодексу
Таким
образом, все вышесказанное
В качестве цели поставлено сущностное исследование политическое системы общества. Реализации данной цели служат следующие задачи:
-
определение понятия и
-
изучение структуры
-
классификация политических
- анализ функций политической системы;
-
выделение некоторых
В
качестве методов использованы анализ,
синтез, типологизация, сопоставление
и др.
Глава 1 общие положения политической системы общества
Понятие
«Политическая система
В
отечественной политико-
Политическая система представляет собой сложное, многогранное явление. Она охватывает сферу политических отношений и процессов и обеспечивает объединение общества посредством политической власти. В самом общем виде назначение политической системы можно определить как управление делами общества посредством политической власти. Она призвана обеспечивать реальное практическое участие населения в разработке, принятии и осуществлении социально-экономических и политических решений2.
В науке существует множество различных понятий политической системы. Это объясняется тем, что отдельные исследователи избирают разные критерии для характеристики политической системы или преследуют разные исследовательские цели. Тем не менее выделяются следующие основные признаки политической системы:
во-первых, тесная связь ее с государственной властью, с борьбой за государственную власть и ее осуществление;
во-вторых, выражение политических интересов различных классов, социальных слоев и групп;
в-третьих, наличие организационных форм выражения политических интересов;
в-четвертых, урегулированность отношений между институтами политической системы правовыми, политическими нормами и политическими традициями.
С
учетом названных признаков
Политическая
система конкретного общества определяется
его классовой природой, социальным
строем, формой правления (парламентского,
президентского и т.п.), типом государства
(монархия, республика), характером политического
режима (демократического, тоталитарного,
деспотического и др.), социально-политических
отношений (стабильных или нет, умеренно
или остроконфликтных либо консенсусных
и т.п.), политико-правового статуса государства
(конституционного, с развитыми или неразвитыми
правовыми структурами), характером политико-идеологических
и культурных отношений в обществе (сравнительно
открытых либо закрытых, с параллельными,
теневыми, маргинальными структурами
или без них, историческим типом государственности
(централистским, с иерархическими бюрократическими
структурами и т.п.), исторической и национальной
традицией уклада политической жизни
(политически активным либо пассивным
населением, с кровно-родственными связями
или без них, с развитыми или неразвитыми
гражданскими отношениями и т.д.). Историческая
и общественная детерминация политическая
система сочетается с ответным организационным
и регулятивно-контрольным воздействием
политической системы на общество. Симметрия,
непротиворечивый характер такого сочетания
определяют стабильность политической
системы и ее эффективность, как и эффективность
общественной системы в целом и порядок
в обществе3. Для этого политическая
система, управляющая обществом, не должна
доминировать в нем за счет подавления
и ослабления других систем (деспотический
и тоталитарный тип политической системы)
и быть достаточно жизнеспособной, чтобы
не входить в длительные кризисные состояния,
которые нарушают функционирование других
систем общества. Политическая система
существует в политическом пространстве
общества, которое имеет территориальное
измерение (очерченное границами страны)
и функциональное, определяемое сферой
действия политической системы и ее составных
частей на разных уровнях политической
организации общества. В этом смысле будут
различаться пространства влияния тех
или иных ассоциаций (партий, общественных
организаций), действия политических институтов
(власти политического центра и местного
самоуправления), границ политического
и экономического управления, сферы политической
жизни общества и личной жизни человека
и т.д. Определение границ различного рода
функциональных пространств политической
системы ответственный и сложный политико
- правовой и культурный процесс. Он формализуется,
юридически фиксируется (в конституции,
законе), эта фиксация составляет одну
из задач демократического процесса, определяющего
прерогативы власти, партий, органов управления
и др. элементов политической системы,
а также отношения между ними, включая
такие существенные взаимодействия, как
согласование управления и самоуправления,
пространства централизованной концентрированной
власти и де-централизованной и т.д. Существование
политической системы во времени характеризуется
как процесс изменения, развития или деградации
политических отношений и институтов.
Он включает исторический масштаб смены
форм власти, становления государства
какого-либо нового типа, например, переход
от политической системы феодального
общества (с отношениями личной зависимости,
деспотическим абсолютизмом, централизованной
бюрократией монархического центра). Политическая
система буржуазного общества (с обезличенной
системой аппаратов управления, демократическими
институтами и т.д.). Исторический процесс
эволюции политической системы включает
ряд закономерностей: тенденции концентрации
и деконцентрации власти, ее централизации
и децентрализации; борьбу этих тенденций,
которая завершается на рубеже эпох и
при смене формаций кризисом централизма,
децентрализацией власти и новым циклом
противоречий этих двух начал (при переходе
от античных империй к раннефеодальной
раздробленности, от феодальных монархий
к буржуазному государству, от империализма
кон. XIX - первой пол. XX в. к процессу демократизации);
общий процесс усложнения системы и ее
подсистем (появлением и умножением партий,
развитием ассоциаций и т.п.); формализацию
системы, ее юридическое оформление; расширение
политического участия, т.е. более полное
включение членов общества в политическую
жизнь, в частности, формирование демократических
институтов, всеобщие и прямые выборы,
самоуправление и пр.; более полное сочетание
гражданских и политических отношений;
реорганизацию отношений власти и народа
(переход от командно-приказных деспотических
и конфликтных отношений сверху вниз к
договорным конституционным и консенсусным;
развитие конституционного процесса и
системы суверенитетов (власти, народа,
права, государственно-территориальных
образований и пр.); формирование в структуре
Политической системы массовых процессов
(крупных политических мобилизаций в поддержку
общественных преобразований или против
них, в периоды выборов и т.д.; разрастание
аппаратов управления, органов принуждения,
армии, пропагандистских, образовательных,
воспитательных учреждений, осуществляющих
политическую социализацию и пр.); развитие
ассоциативных форм полити-ческой жизни
- формирование различных групп единомышленников,
союзов, народных движений, фронтов и т.п.4
Как следует из приведенных определений политической системы, сердцевиной политической системы общества является политическая власть, по поводу использования которой вокруг нее формируются и функционируют многообразные государственные и общественно-политические институты, нормы, образцы и стандарты политической деятельности и др. С учетом вышеизложенного структура политической системы представляет собой многоуровневое образование, состоящее из нескольких подсистем5.
Первой
из них является совокупность субъектов
– носителей политической власти,
в роли которых выступают
Второе место принадлежит институциональной подсистеме, состоящей из многочисленных макро, микро и мезополитических учреждений, организаций институтов политической власти. Самыми влиятельными из них являются такие государственные институты, как Правительство, Парламент, Верховный суд, а также негосударственные институты – политические партии, общественно-политические организации и др.
Третьей является нормативно-правовая подсистема, включающая в себя все многообразие законов, кодексов, подзаконных актов, регулирующих жизнедеятельность субъектов, институтов политической системы и общества в целом. Особое место здесь занимает Конституция (Основной Закон), который определяет тип и характер всей политической системы и государственного строя страны.
Четвертое, особое, место занимает культурно-идеологическая подсистема, в которую входят различные виды политической культуры и политической идеологии, носителями которых выступают политические субъекты и властные институты. В некоторых странах практикуется государственная идеология, выступающая в качестве доктринального основания государства.
Пятой подсистемой является коммуникативная, которая включает в себя совокупность взаимоотношений и взаимосвязей между субъектами и институтами политической системы общества. Особое значение в данной подсистеме имеют сбалансированные взаимоотношения между основными ветвями государственной власти – исполнительной, законодательной и судебной.
Таким образом, политическая система общества не простая сумма разнообразных институтов и учреждений власти, а целостное образование, имеющее упорядоченную внутреннюю структуру и выполняющее соответствующие функции.
Среди институциональных компонентов политической системы особое место занимает институт государства. В политологической литературе государство нередко определяют как «политически организованное общество»6. О нем говорят, что оно «выражает политический статус народа, организованного в территориальной замкнутости» и выступает «как организация, система учреждений, обладающая верховной властью на определенной территории». Поэтому государство не может не быть универсальной, общепризнанной политической формой организации населения на определенной территории, обладающей особой, императивной публичной властью.
Среди основных признаков государства называют следующие:
1.
Территория как очерченное
2.
Человеческим измерением
3.
Публичная власть, выступающая от
имени всего населения и
4.
Суверенитет над территорией,
предусматривающий
5.
Национальная система
6.
Национальная налоговая
Существуют
и некоторые другие признаки государства,
которые дополняют
Основные
направления дальнейшего
Все
перечисленные признаки и характеристики
присущи также современному российскому
государству. В соответствии с Конституцией
страны Россия является демократическим,
федеративным, светским, правовым, социальным
государством с республиканской формой
правления. Соответственно и политическая
система с конституционной точки зрения
относится к разряду демократических.
Вместе с тем на практике в современных
условиях политическая система страны
переживает переходный процесс трансформации
из авторитарной в демократическую. Аналогичным
образом обстоит дело и с основным институтом
политической системы – государством.
В России наблюдается процесс становления
президентско - парламентской республики
с сильной властью главы государства.
Также в процессе формирования находится
административно-