Политические режимы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 21:00, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – исследовать вопрос политических режимов, их сущность и сравнительный анализ. Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить ряд взаимосвязанных задач, а именно:
 - раскрыть понятие политического режима;
 - раскрыть понятие и основные черты видов политического режима;
 - исследовать специфические особенности политического режима в России.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………….3
1. Политический режим как категория политологии.................................................5
2. Критерии классификации и основные типы политических режимов…………..7
2.1 Демократический режим…………………………………………………7
2.2 Авторитарный режим…………………………………………………….9
2.3 Тоталитарный режим…………………………………………………….11
3. Политический режим современной России...........................................................14
Заключение...........................................................................................................................20
Приложение………………………………………………………………………………..21
Список литературы……………………………………….................................................22

Файлы: 1 файл

Политические режимы понятие и основные виды.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

В то же время  власть еще больше отделилась от народа, нежели при тоталитаризме. Многие противоречия, возникшие еще в эпоху социализма, не разрешены. Идет очень жесткая борьба за статус в высших эшелонах власти. Ослабли контрольные функции власти, что позволяет элите решать свои корпоративные проблемы за счет общества. Однако вариант возврата к тоталитаризму вряд ли возможен, даже в случае выхода из-под контроля государственной власти. Но неустойчивость этой ситуации, сложность социально-политической обстановки затрудняют процессы демократизации России и создают условия для усиления в стране авторитаризма.

 

 

2. С другой стороны, налицо черты демократии: строятся основы правовой государственности и создаются устои гражданского общества; власть на федеральном и местном уровнях выбираема и сменяема; действуют механизмы непосредственной демократии (референдумы), существует система разделения властей в государстве (хотя существует определенный перекос полномочий в сторону исполнительной ветви); гарантированы основные права человека (свобода совести, слова, собраний, организаций и пр.), реально действует политическая оппозиция, в том числе и «непримиримая»; формально судебные органы независимы от властных (хотя это и не всегда соблюдается), особенно на местах; нет ведущей идеологии и политической партии; в экономике складывается свободный и конкурентный рынок при многообразии форм собственности (однако при этом не выработаны механизмы, определяющие собственность на землю, сильны позиции государственных ведомств, командные высоты в хозяйственном механизме находятся в руках монополистов — финансово-промышленных групп, финансовой олигархии, «естественных монополий», что безусловно подменяет принцип свободной конкуренции монопольностью); при внешней независимости (политической и идеологической) средств массовой информации и коммуникации налицо их фактическая связь с финансовыми «империями».

В результате складывающийся демократический политический режим  несет на себе четкие отпечатки экономической  и политической олигархизации, что  свидетельствует об усилении авторитарных тенденций в государстве.

 

Как изменился политический режим в  России за последние годы?

 

На основании  принятой в 1993 г. новой Конституции  в России сложилась президентская  республика с действующим двухпалатным парламентом — Федеральным Собранием, состоящим из Совета Федерации и  Государственной Думы. Верхняя палата Федерального Собрания — Совет Федерации — включает в свой состав представителей администраций и законодательных органов власти регионов. В Государственную Думу баллотируются депутаты по смешанной (пропорциональной и мажоритарной) избирательной системе. В силу этого политический режим современной России может быть охарактеризован как демократический с устойчивыми авторитарно-олигархическими чертами и элементами политического корпоративизма. Вообще авторитарность заложена в традициях российского общества. В современных условиях тоска по «сильной руке» усиливается ходом и направленностью реформ, за которые подавляющему большинству населения приходится платить слишком большую цену. В результате реформ образовался в стране огромный разрыв между богатыми и бедными, что при отсутствии стабилизирующего «среднего класса» ведет к росту авторитарных настроений.

В результате не всегда продуманной политики приватизации значительная часть государственной  собственности оказалась в руках  малочисленных, но могущественных финансово-промышленных групп, монополизирующих к тому же масс-медиа и распространяющих свое влияние на политику исполнительной и законодательной ветвей власти. Тем самым эти «империи» превращают существующий режим в корпоративно-олигархический.

Усиление авторитарных тенденций в политическом режиме России обусловлены принятой в 1993 г. Конституцией, в которой перераспределение полномочий явно смещено в сторону исполнительной власти, и особенно Президента. Реальных рычагов воздействия на реальную его политику у других ветвей власти практически нет.

Усилению авторитарных тенденций способствуют такие привходящие  факторы, как:

— перманентный рост преступности;

— природные  катаклизмы;

— этнорегиональные конфликты;

— военные столкновения;

— нестабильность ситуации внутри правящих элит.

 

Надо отметить, что тенденции к авторитаризму усиливаются, когда перед обществом стоят качественно новые задачи, требующие времени и большого напряжения всех социальных ресурсов; оборотной стороной этого процесса может оказаться аморфность и паралич потестарных функций.

Возможно  ли усиление в России демократических  тенденций?

В перспективе  возможно, в случае успеха реформ, их продуманного и массовидного характера. Здоровый государственный консерватизм, помноженный на гражданский консенсус, — это те ценности, приоритет которых для современной России безусловен в плане демократизации ее политического режима.

Кроме этого, гарантией  роста демократизации политического  режима современной России являются свобода слова и печати, наличие  реальной многопартийности и политической оппозиции; выборность органов государственной власти, включая депутатов, глав городов и регионов, Президента; изменяющийся менталитет россиян.

Итак, говоря о  политическом режиме современной России, нужно отметить переходность его  состояния, когда новое политическое качество полностью еще не состоялось, а старое — не кануло окончательно в Лету. Но идеал политического развития заявлен; это — демократизм и правовое государство.

 

Чем политический режим в России отличается от политических режимов в других странах?

 

Политический  режим современной России сродни системам США и Франции. Для таких  режимов характерна: сильная исполнительная власть (особенно институт президентства, который фактически формирует правительство) при наличии двухпалатного законодательного собрания — парламента (верхняя палата — Сенат, Совет Федерации — состоит их выбираемых в регионах глав местной исполнительной власти, а нижняя формируется из непосредственно выбираемых депутатов в соответствии с существующей избирательной системой), а также системы независимого судопроизводства во главе с институтом высшей инстанции — Верховным или Конституционным Судом; возможности непосредственного участия граждан в политическом управлении в форме референдума или плебисцита. При сильной власти президента в указанных политических режимах почти неизбежны конфронтация исполнительной и законодательной ветвей власти и обвинения в усилении автократических тенденций.

Определенной  альтернативой президентским республикам  служат парламентские режимы партократического типа в Чехии, Канаде, Италии, где законодательный орган в лице победившего большинства выбирает премьер-министра или президента. Несколько особняком стоит политический режим Швейцарии, сочетающий черты парламентской республики и непосредственной плебисцитарной демократии.

Необходимо  заметить, что в современной России политический режим еще окончательно не оформился. Иное и трудно себе представить  в стране, переживающей переходный период поливалентного реформирования. Существующий ныне в России политический режим во многом соответствует интересам находящейся у руля экономического и политического управления политической элиты и финансово-промышленной олигархии.

                                                    

                                                

 

 

 

 

 

 

 

                                                

 

 

 

 

 

                                                  

 

 

                                                    Заключение

 

     Современные политологи выделяют два наиболее общих политических режима: демократический и антидемократический. Среди демократических самыми распространенными в мире являются парламентский и президентский режим. Антидемократические, в свою очередь, подразделяются на авторитарный и тоталитарный.

Политический режим как способ функционирования той или другой политической системы определяется как социальными факторами соответствующего государства, так и нравственными, моральными и мировоззренческими устоями общества. В абсолютно чистом виде политические режимы, как правило, редкость. Поэтому при их характеристике используются двойные понятия: либерально-демократический, демократически-авторитарный и т.п.

Через политические режимы правящие субъекты оказывают  непосредственное воздействие на народ  в целом и каждого человека в отдельности.

Демократия, как  свидетельствует исторический опыт цивилизаций, дает более широкий  выход энергии и социальному  творчеству личности, чем другие типы политических режимов. Она выступает  мощным средством преодоления различных  видов диктатуры и деспотических правлений.

Обстановка  в мировом сообществе конца XX века свидетельствует, что антидемократические режимы исторически и политически изжили себя. Мир эволюционирует в сторону цивилизованной демократии. В этой связи возникает надежда, что следующее столетия станут окончательной ее победой. Следовательно, и типология политических режимов уйдет в прошлое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Приложение

Сравнительная характеристика тоталитарного, авторитарного и демократического режимов представлена в Таблице 1.

 

Критерии

Политические  режимы

 

Тоталитарный

 

Авторитарный

 

Демократический

Законодательство

Система законов  мало разработана

Система законов  минимальна

Развитая система  демократических законов

Полномочия главы государства

Практически не ограничены

Фактически  не ограничены

Строго ограничены законом

Разделение  властей

Формально признается

Отвергается

Реализуется на практике

Полномочия  местных органов власти

Формально широкие

Минимальные

Максимальные

Партии

Массовая политическая партия одна

Правящая партия огосударствлена

Многопартийность

Идеология

Официальная идеология  одна

Господство  одной идеологии

Политический  плюрализм

Права и свободы

Разрешено только то, что приказано

Разрешено то, что  не имеет отношения к политике

Разрешено все, что

не запрещено  законом

Карательные органы

Проводят массовые политические

репрессии

Осуществляют  тайный политический сыск

Строго регламентированы законом

Оппозиция

Отрицается

Запрещена

Действует легально

Характер и мера осуществления власти

Всеобщий, не знающий  границ контроль и насилие

Возникновение

неконтролируемых  властью областей общественной жизни

Власть осуществляется представителями граждан, избираемыми  в соответствии с законом

Отношение людей  к власти, их взаимодействие

Слияние общественного  сознания с властью

Отчуждение  народа от власти

Поддержка представителей власти народом

Идеалы политического  пове­дения:

— власти

— индивида

Всемогущество

Энтузиазм, конформизм

Компетентность

Профессионализм, послушание, бесправие

Соблюдение  закона

Соблюдение  законов




                                                              Список   литературы

  1. Базылёнок А.В. Основы политологии: Краткий курс учебного материала. – Могилёв: Могилёвский колледж МВД РБ, 2006.
  2. Конституционное право / Под ред.В.В. Лазарева. – М.: 1998.
  3. Ожиганов Н.И., Смоленский М.Б., Колюшкина Л.Ю. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: 100 экзаменационных ответов. Пособие для подготовки к экзаменам. – М.: ИКЦ “МарТ”, Ростов н/Д: Издательский центр “МарТ”, 2003.
  4. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М., Юристъ, 1999.
  5. Политология: Учебник для вузов/ С.В. Решетников, Минск, 2004
  6. Политология: Учебник для вузов/М.А. Василик, Москва, 2002
  7. Политология: Учебник/ Ю.В. Ирхин, Москва, 2006
  8. Политология: Учебное пособие/ Г.Т. Тавадов, Москва,2000
  9. Курс политологии: Учебник/ А.Г. Грязнова, Москва, 2002
  10. Политология: Курс лекций/ С.Н. Бабурин, Б.Н. Бессонов, Л.Н. Доброхотов, В.П. Тоцкий, Москва, 2006
  11. Политология, Часть 2/Под ред. проф. Ю.А. Северова. Тула, 1994
  12. http://www.democracy.ru/curious/democracy.html

 

 

1 Политология, Часть 2/ Под общ. ред. проф. Ю.А. Северова. Тула. - 1994.

2 Политология: Учебник для вузов/ С.В.Решетников, Минск, 2004

 


Информация о работе Политические режимы