Политические режимы Советского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 16:12, реферат

Краткое описание

Понятие «политический режим» выражает характер взаимосвязи государственной власти и индивида. Совокупность средств и методов, используемых государством при отправлении власти, отражает степень политической свободы в обществе и правовое положение личности.

Файлы: 1 файл

Политический режим СССР.docx

— 43.83 Кб (Скачать)

  — политика монополизируется властью. Деятельность политических партий и оппозиции  запрещена или ограничена. Профсоюзы  подконтрольны власти;

  — государственный  контроль не распространяется на неполитические сферы — экономику, культуру, религию, частную жизнь;

  — обширный государственный сектор жестко регламентируется государством. Как правило, он функционирует  в рамках рыночной экономики и  вполне уживается с частным предпринимательством. Экономика может быть как высокоэффективной, так и малоэффективной;

  — осуществляется цензура над средствами массовой информации, которым разрешается  критика отдельных недостатков  государственной политики при сохранении лояльности по отношению к системе;

  — власть опирается  на силу, достаточную, чтобы в случае необходимости принудить население  к повиновению. Массовые репрессии, как при тоталитаризме, не проводятся;

  — при положительных  результатах деятельности режим  может поддерживаться большинством общества. Меньшинство борется за переход к демократии. Гражданское  общество может существовать, но зависит  от государства;

  — режиму свойственны  унитарные формы государства  с жесткой централизацией власти. Права национальных меньшинств ограничены.

  Рассмотрение  тоталитарных и авторитарных политических режимов позволяет выявить основные отличия между ними.

  Во-первых, тоталитаризм — это диктатура  государства, а авторитаризм — диктатура  личности или группы.

  Во-вторых, по своему историческому назначению тоталитаризм связан с утопической  идеей и претендует на вечное существование, а авторитаризм ставит задачу вывода страны из тупика.

  В-третьих, при тоталитаризме устанавливается  всеобщий контроль за обществом, а авторитаризм предполагает наличие сфер, неподконтрольных государству.

  В-четвертых, разные масштабы насилия по отношению  к оппозиции. При тоталитаризме  террор носит массовый характер по отношению к противникам, а в  авторитарном обществе проводится избирательный  террор с целью предотвратить  возникновение оппозиции.

  4. Политический режим в СССР

  Февральская революция установила республиканский  политический режим без его оформления конституционным образом. Законный правопреемник власти отсутствовал, и наступил этап выявления наиболее адекватного условиям России носителя власти. Утвердившееся благодаря  поддержке Советов рабочих и  солдатских депутатов Временное  правительство, где доминировали либералы, а позднее вошли меньшевики и  эсеры, не решалось взять на себя ответственность  ни за наделение крестьян землей, ни за окончание войны, ни за созыв Учредительного собрания. А. Ф. Керенский созывал то Государственное совещание, то Демократическое совещание, то Предпарламент, являвшиеся только суррогатами Учредительного собрания. Хотя само Временное правительство в качестве истока имело комитет Государственной думы, оно не обладало настоящей легитимностью. Кроме того, длительная зависимость от советов рабочих депутатов изначально заложила в массах недоверие к нему как псевдолегитимному непостоянному органу власти.

  Февральский политический режим носил откровенно переходный характер и должен был  закончиться установлением либо правой военной (корниловской), либо левой коммунистической диктатурой — две реальные альтернативы осени 1917 г.

  Государственный кризис принял цивилизационный характер. Февральское низвержение Николая II означало конец всей системы самодержавия, которая была на протяжении всей тысячелетней истории Руси—России стержневой цивилизационной основой нации. Существовала достаточно реальная опасность  установления всеобщей анархии и  бунта всех против всех. В этих условиях было совершенно недостаточно наличия  каких-то радикальных партий и решительных  лидеров, чтобы спасти страну от хаоса  и беспредела. На помощь пришла сама история Российской цивилизации, предложившая политикам возможность использования традиционных для русского народа соборных форм соучастия во власти: соборы, круги, общины, собрания, вече, сходки, советы и др. Зародившиеся в июле 1905 г. стихийным образом Советы были ничем иным, как своеобразным проявлением соборной традиции русского народа искать сообща выход из тяжелой ситуации. Большевики первоначально отнеслись весьма настороженно к органам управления в форме Советов депутатов трудящихся, считая их своими возможными конкурентами, но В. И. Ленин в августе 1905 г. своим гениальным политическим чутьем первым оценил колоссальные возможности Советов для организации новой системы власти под началом большевизма. Кроме того, Ленин увидел в Советах прообраз общественного устройства, которое будет не государством, а средством объединения трудящихся в грядущем бесклассовом обществе. Жизнь показала, что второй аспект оказался преждевременным и утопическим, как и вся концепция мировой революции, которой придерживался тогда лидер большевизма.

  Зародившаяся  советская система власти была изначально подлинно народной, исторически обоснованной и логичной, продолжением соборной традиции, не случайно Советы стихийно возникли во всех городах страны с  различными схемами выборов.

  Закономерно, что на первых порах Советы были многопартийными органами, куда входили  все организации, ориентировавшиеся  на защиту интересов широких масс трудящихся, — социал-демократы, эсеры, анархисты и т. д. Большевики во главе  с В. И. Лениным взяли лозунг «Вся власть Советам!» на вооружение и  не просчитались. Они пытались реализовать  эту концепцию мирным путем до июля 1917 г., даже после поражения  Корнилова пытались реанимировать  эту идею, но лидеры меньшевиков  и эсеров, боявшиеся власти, отказались от сотрудничества с большевиками. Большевики пошли к власти вооруженным  путем, и это не было чем-то исключительным. В американской Декларации независимости  и во французской конституции 1793 г. было заявлено, что когда правительство  нарушает интересы и права народа, он имеет право и обязанность  свергнуть это правительство. Даже меньшевик Мартов в речи в Предпарламенте за месяц до революции указывал, что власть обнаружила свое банкротство  и поэтому безответственный личный режим Керенского должен быть устранен. О том, что случилось в России, неожиданно провидчески описал Фридрих  Энгельс в письме Вейдемейеру 12 апреля 1853 г.: «Мне кажется, что из-за беспомощности и вялости остальных партий в одно прекрасное утро наша партия будет вынуждена взять власть, чтоб проводить в конце концов то, что не отвечает непосредственно нашим интересам, отвечает общереволюционным и мелкобуржуазным интересам, таким образом... мы будем вынуждены сделать коммунистические эксперименты и прыжки, для которых не пришло время. При этом мы потеряем головы — будем надеяться только в физическом смысле — наступит реакция и до того, как мир будет в состоянии дать историческую оценку подобным событиям, начнут нас считать не только чудовищами, но и глупцами». Большевики, взяв власть, попытались соединить идею Советов с формулой диктатуры пролетариата, предложенной классиками марксизма для западноевропейских стран. Хотя в России пролетариат не только не был большинством нации, но даже не являлся значительным по удельному весу в социальной структуре общества, тем не менее его диктатура была поставлена в повестку дня первым номером.

  Октябрьская революция не положила начало непосредственной мировой революции, но она несомненно простимулировала глобальные реформистские преобразования на Западе, в результате которых трудящиеся добились значительных социальных завоеваний, а сам капитализм впоследствии принял весьма цивилизованный благопристойный вид общества «социального партнерства».

  Большевики  всеми силами обеспечивали большинство  в Советах рабочим и членам партийной элиты как самой  пролетарской, в результате чего советская  власть начала приобретать черты  однопартийной диктатуры. Главным  орудием строительства новой  государственности был Совет  Народных Комиссаров во главе с В. И. Лениным, который с самого начала освободился от контроля Советов  и начал формирование специфического большевистского политического  режима власти.

  В январе 1918 г. было разогнано Учредительное  собрание. Справедливости ради следует  отметить, что мандаты партии эсеров, получившей большинство на форуме, были обманным путем переданы не левым  эсерам — союзникам большевиков, пользовавшихся подавляющим влиянием среди крестьян, а правым эсерам — противникам новой власти. В  силу этого обстоятельства трудно считать  Учредительное собрание легитимным органом власти, а позицию большевиков  однозначно преступной. Но разгон демонстрации петербургской интеллигенции в поддержку Учредиловки, сопровождавшийся жертвами, бесспорно заложил основу карательной политики режима в отношении противников.

  Контуры советской  государственности определялись первой Конституцией РСФСР, принятой в июле 1918 г., которая одновременно стала  самой первой конституцией в России в целом. Основной закон отразил  влияние недавней революции и  начинавшейся гражданской войны. Бывшие эксплуататоры лишались гражданских  прав, исключались из политической жизни нетрудовые элементы и предусматривались  неравные права для избирателей  города и села. Выборы были многостепенными, что обеспечивало нужный состав всех Советов. Хотя высшими органами власти считались ВЦИК, съезд Советов  и СНК, на самом деле значительно  больше полномочий имел СНК — правительство  РСФСР. Однако фактически действительно  высшими политическими органами власти в стране были ЦК РКП (б) и  Политбюро.

  В. И. Ленин  на протяжении последних лет своей  жизни сохранял пост Председателя Совнаркома, удовлетворясь неформальным лидерством в партии, основателем и живым классиком которой он являлся. Важным специфическим элементом государственного устройства страны был Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ), куда входили представители профсоюзов, различных рабочих организаций и руководители ведомств. Этот орган действительно выражал творческие возможности нового строя. Вплоть до смерти В. И. Ленина в партии и государстве сохранялся режим относительного коммунистического плюрализма, допускавший известную свободу мнений в рамках коммунистической доктрины. Но уже в это время шла деформация политического режима, против чего пытались бороться «рабочая оппозиция», группа «демократического централизма», оппозиция Троцкого и др.

  В государственном  аппарате значительное место занимали силовые органы — Наркомвоен, Наркомюст и знаменитая ВЧК. «Чрезвычайка» постепенно становится ведущим органом, на который была возложена задача борьбы не только с государственными преступлениями, но и с бандитизмом, хищениями, погромами и т. д. Основания для создания такого органа были серьезные, так как начиная с 1918 г. в стране развернулись мятежи, восстания, террор против активистов большевистского режима, бывшего вынужденным и обязанным ответить соответствующим образом. Однако по мере развертывания деятельности ВЧК, в ходе гражданской войны она стала неправомерно рассматриваться не как юридический институт, а как «вооруженная часть партии и карающий меч диктатуры пролетариата». Такая расширительная трактовка места ВЧК привела к гипертрофированной роли этого института, что и определило многие характеристики политического режима.

  Государственное строительство развивалось в  годы гражданской войны под влиянием задач вооруженной борьбы и социально-классового противоборства на всех уровнях общественной жизни. В этот период отмечается рост централистских и милитаристских тенденций, быстрое увеличение чрезвычайных органов  во многих жизненно важных сферах. В  полосе боевых действий создавались  ревкомы, заменявшие Советы и проводившие  чрезвычайные меры. В целом, несмотря на свою громоздкость, дублированность отдельных элементов, государственный аппарат оказался достаточно работоспособным и обеспечил условия для победы большевизма в гражданской войне. Ведущую роль в этом сыграло наличие квалифицированной политической элиты, ленинской «старой партийной гвардии», получившей в прошлом определенную образовательную и профессиональную подготовку, опыт политической деятельности и боевую закалку. Следует отметить особое значение совпадения характера, личных качеств людей, стоявших во главе революционного движения с его характером. Бесспорную роль в победе большевизма сыграло и то обстоятельство, что гражданская война в ряде регионов стала по содержанию отечественной войной за сохранение целостности и независимости России, на которую покушались западные интервенты и белые вожди, их пригласившие и гарантировавшие в случае своей победы передачу им территорий и зон влияния.

  Несмотря  на условия гражданской войны, а  может быть благодаря им, внутри большевистского политического  режима соблюдались определенные нормы  относительной демократии и товарищеские взаимоотношения. Эта характеристика ленинского режима прослеживается в  годы осуществления новой экономической  политики, либерализации хозяйственных  отношений в обществе и становления  рыночного механизма. Однако данная тенденция начинает активно свертываться с середины 20-х гг. и заменяться противоположной, авторитарно-бюрократической .

  Развертывание после ухода В. И. Ленина с политической арены острой внутрипартийной борьбы, принимавшей внутриэлитный и личностный характер, а также утверждение режима личной власти И. В. Сталина привели к формированию в рамках советско-коммунистической системы новой вариации большевистского политического режима. Можно определить его в отличие от ленинско-большевистского как сталинско-большевистский политический режим. Несмотря на преемственность и общие черты режимов совершенно очевидны и отличия достаточно принципиального свойства.

  В период осуществления  новой экономической политики, разрешившей  развитие частнособственнических тенденций  в экономике и узаконившей  экономический плюрализм, режим  диктатуры большевизма не носил  законченного тоталитарного характера. В рамки нэпа умещалась электрификация народного хозяйства, трудовая кооперация, начало культурной революции, планирование экономики и сближение трудящихся классов. Но плюрализм в экономике  и диктатура в политике не могли  развиваться параллельно, так как  были несовместимы в перспективе, и  поэтому объективно требовалось  либо введение многопартийности в соответствии с многоукладностью экономики и  отказ большевизма от диктатуры, либо ее укрепление и ликвидация нэповского экономического плюрализма. Логика развития страны как осажденной крепости предопределила второй вариант развития политической системы.

  Слом нэпа и полное господство принципов планово-распределительной  экономики, абсолютная централизация  всех сфер производства параллельно  с осуществлением форсированной  индустриализации и сплошной коллективизации  обусловили формирование политического  режима левокоммунистического тоталитарного характера. Если при В. И. Ленине прослеживались только отдельные элементы контроля государства над обществом, то при Сталине они приняли всеобщий тотальный характер. В этих условиях центральным надпартийным и надгосударственным органом власти стал карательный аппарат, который возглавили сначала ОГПУ, затем НКВД, МГБ. В стране создается сеть лагерей, лагпунктов, колоний и спецпоселений. Труд заключенных широко применяется на трудоемких работах при строительстве каналов, заготовке леса и добыче полезных ископаемых в Сибири и на Дальнем Востоке.

  Тоталитарный  сталинский режим прикрывался Конституцией 1936г., которая по теоретическим параметрам действительно была демократической  и народной. Однако следует иметь  в виду, что большая часть общества была удовлетворена режимом и  находила возможность в его рамках участвовать во власти, проявлять  свою активность и др. Именно в это  время осуществляется мощный промышленный рывок на основе прежде всего массового трудового энтузиазма. Русский революционный размах в сочетании с централизованным планированием позволил превратить СССР во вторую индустриальную державу мира. Осуществленная с большими перегибами и перекосами сплошная коллективизация стала возможна благодаря массовому движению бедняцких и большой части середняцких слоев деревни. И тот факт, что аграрий-кооператор по сей день сохраняет верность коллективистскому способу производства, лишний раз доказывает объективную обусловленность этой акции.

Информация о работе Политические режимы Советского государства