Государственные политический режимы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2015 в 20:24, контрольная работа

Краткое описание

Словосочетание «политический режим» появилось в литературе еще в XIX веке, а в широкий научный оборот вошло во второй половине XX века. Но само его возникновение было в значительной степени подготовлено ходом политической мысли, а многие из важнейших, использующихся в современном политическом анализе идей, берут свое начало в Античности. Так, в наследии Древней Греции особый интерес представляют идеи Платона и Аристотеля, выступавших во многом с отличных друг от друга позиций и пользовавшихся различными способами аргументации.

Оглавление

Введение...................................................................................................................3
Часть 1. Современное определение государственного политического режима и его содержание.....................................................................................................6
Часть 2. Виды политических режимов..................................................................9
2.1. Общие вопросы классификации политических режимов.............................9
2.2 Демократические политические режимы......................................................10
2.3. Антидемократические политические режимы............................................17
2.3.1. Авторитарный политический режим.........................................................17
2.3.2. Тоталитарный политический режим.........................................................21
Заключение.............................................................................................................25
Список используемых источников................................

Файлы: 1 файл

контрольная по ТГП.docx

— 53.15 Кб (Скачать)

Содержание

Введение...................................................................................................................3

Часть 1. Современное определение государственного политического режима и его содержание.....................................................................................................6

Часть 2. Виды политических режимов..................................................................9

2.1. Общие вопросы классификации  политических режимов.............................9

2.2 Демократические политические  режимы......................................................10

2.3. Антидемократические  политические режимы............................................17

2.3.1. Авторитарный политический  режим.........................................................17

2.3.2. Тоталитарный политический  режим.........................................................21

Заключение.............................................................................................................25

Список используемых источников......................................................................28

 

Введение

Словосочетание «политический режим» появилось в литературе еще в XIX веке, а в широкий научный оборот вошло во второй половине XX века. Но само его возникновение было в значительной степени подготовлено ходом политической мысли, а многие из важнейших, использующихся в современном политическом анализе идей, берут свое начало в Античности. Так, в наследии Древней Греции особый интерес представляют идеи Платона и Аристотеля, выступавших во многом с отличных друг от друга позиций и пользовавшихся различными способами аргументации. Чрезвычайно интересной представляется разработанная Аристотелем типология политических форм или режимов. Ученый полагал, что всякая форма правления, любой сколько-нибудь устойчивый режим может существовать в двух различных состояниях. Во-первых, режим может быть адекватен ситуации и быть способен в целом действовать в интересах широких слоев общества. Во-вторых, режим, правящая элита, даже в условиях демократии, может отстаивать и стремиться провести в жизнь свои собственные, узкокорыстные интересы. Эллинский мыслитель выделил три основных формы правления: монархию, аристократию и политию. Их он рассматривал как "правильные", т.е. в основном отвечающие интересам общества. Однако, наряду с этими формами существуют также и "неправильные", возникновение которых связано с вырождением правильных. Таким образом, писал Аристотель, монархия вырождается в тиранию, аристократия – в олигархию, а полития – в демократию (или охлократию, как уточнял позднее Полибий). В эпоху нового времени ученые в основном трактуют понятия данные Платоном и Аристотелем, дополняя их своими измышлениями о устройстве государства. Так, Макиавелли, не создав какой-то принципиально новой типологии политических режимов или форм правления, следуя в этом за рассуждениями Полибия. Но, во-первых, он придал им совершенно новую трактовку в условиях становления абсолютистского государства, продемонстрировал, что типология древних вполне работоспособна и при анализе политической борьбы в совершенно новых условиях; во-вторых, сделал ряд важных замечаний относительно перехода от одной формы правления к другой. Определенный вклад в развитие теории «политических режимов» внес и Шарль Луи Монтескье (1689-1755), который, хотя и рассматривал по традиции скорее "чистые типы" политического правления, подошел к ним с историко-географической меркой и четко обосновал, что политические учреждения и законы в обществе не просто являются результатом "общественного договора" или ниспосланы мудрым правителем. Эти законы весьма разнообразны в каждом конкретном обществе и всецело определяются его особенностями – климатом, "нравами", величиной территории, исторической обстановкой. Монтескье весьма подробно рассматривает поэтому вопрос о среде функционирования политического режима – географической, психологической, социальной. Отметим, что в новое время множество исследователей уделили внимание конкретным видам политических режимов, но не рассматривая сущности. Так, французский мыслитель А.де Токвиль (1805-1859) и приверженец его идей англичанин Джон Стюарт Милль (1806-1873) были представителями развивающейся теории, активной демократии. Вообще, демократическую теорию Запада разрабатывали такие мыслители, как Макиавелли, Гоббс, Локк, Монтескье, Джеймс Милль, Бентам, Руссо, Волстоункрафт, Дж.Ст.Милль, Токвиль и др. Позднее, за «переосмысление» взглядов на политический режим взялись представители теории марксизма. Развитием их идей занялись теоретики и практики большевизма (В. Ленин, Л. Троцкий, Н. Бухарин, И. Сталин и др.) работы которых, несомненно, представляют для исследователя политических режимов несомненный интерес, прежде всего, как материалы знатоков функционирования коммунистического режима. И уже гораздо позднее одно из первых современных определений политического режима дал французский политолог М. Дюверже. Он понимал политический режим как "определенное сочетание систем партий, способа голосования, одного ли нескольких типов принятия решения, одной или нескольких структур давления". Французский политолог Ж.- Л. Кермонн уточнил формулу М. Дюверже, включив в понятие "политический режим" принцип легитимности, структуру институтов, партийную систему, форму и роль государства. Данное понимание сущности политического режима на долгое время утвердилось и стало общепризнанным в европейской науке.  

 

Часть 1. Современное определение государственного политического режима и его содержание

Современное определение политического режима как формы государства следующее: государственный (политический) режим – это совокупность приемов, способов и методов, с помощь которых осуществляется государственная власть. Тип политического режима определяется уровнем развития и интенсивностью общественно-политических процессов, структурой правящей элиты, механизмом ее формирования, состоянием свобод и прав человека в обществе, состоянием отношений с бюрократией (чиновничий аппарат), господствующим в обществе типом легитимности, развитостью общественно-политических традиций, доминирующим в обществе политическим сознанием и поведением. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.

Согласно одной точке зрения, понятия "политический режим" и "государственный режим" можно расценивать как тождественные.

По мнению других авторов, понятие "политический режим" более широкое, чем понятие "государственный режим", поскольку включает в себя методы и приемы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций и т.п.

Признаками политического режима являются:

  • степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;
  • характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе; степень реализации политической власти непосредственно народом;
  • механизмы властвования, способ функционирования государственных органов, процедуры отбора правящих групп и политических лидеров;
  • порядок распределения власти между различными социальными силами и выражающими их интересы политическими организациями;
  • реализация принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; существование системы сдержек и противовесов;
  • система методов осуществления политической власти (разрешительные – запретительные, убеждение – принуждение, экономические – внеэкономические);
  • характер отношения населения к политическому участию: активное, индифферентное, пассивное; каковы формы этого участия: организованные, стихийные;
  • состояние прав и свобод в обществе; признание или непризнание властью естественных неотчуждаемых прав личности и гражданина; реальность их гарантий;
  • соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированность прав и свобод личности;
  • соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;
  • доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;
  • способы урегулирования социальных и политических конфликтов;
  • характер влияния, оказываемого политической культурой основных групп общества на динамику и направленность политического процесса;
  • наличие политических партий в обществе, их внутреннее устройство и принципы взаимоотношений с государством; существование оппозиции, ее статус, взаимоотношения с государственной властью; наличие политического плюрализма (многопартийность)
  • место и роль негосударственных структур в политической системе общества;
  • политическое и юридическое положение и роль в обществе "силовых" структур государства (армия, полиция, органы государственной безопасности и т.д.);
  • политический и юридический статус средств массовой информации, наличие или отсутствие цензуры, степень гласности в обществе

Политический режим характеризует, как, каким способом осуществляется государственная власть в конкретном обществе, с помощью каких приёмов государство выполняет своё социальное назначение: обеспечивает экономическую жизнь, общественный порядок, защиту граждан, решает другие общесоциальные, национальные, классовые задачи.

Политический режим обеспечивает стабильность и определенную упорядоченность политической власти; управляемость субъектов политики, приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений; достижение целей государственной власти, реализацию интересов властвующей элиты.

Политический режим определяется уровнем развития и интенсивностью социально-политических процессов; структурированностью правящей элиты; состоянием отношений с бюрократией; развитостью социально-политических традиций, господствующими в обществе политическим сознанием, поведением, типом легитимности.1

 

Часть 2. Виды политических режимов

2.1. Общие вопросы классификации  политических режимов

Теоретики государства и права выделяют несколько видов политических режимов, поскольку на ту или иную разновидность политического режима оказывает влияние множество факторов: сущность и форма государства, характер законодательства, фактические полномочия государственных органов и юридические формы их деятельности, соотношение общественно-политических сил, уровень и стандарты жизни и состояние экономики, формы классовой борьбы или классового сотрудничества. Существенное влияние на вид политического режима оказывают исторические традиции страны, а в более широком смысле – своего рода общественно-политическая «атмосфера», складывающаяся подчас вопреки пожеланиям господствующего в государстве слоя. На вид политического режима может оказать воздействие и международная обстановка. На разных исторических этапах формируются различные политические режимы, они неодинаковы в конкретных государствах одного и того же времени. Один из критериев определения вида политического режима правовая форма применения тех или иных способов государственной власти. Теория государства и права в зависимости от тех или иных критериев выделяет виды политико-правовых режимов, которые применялись в многовековой истории государственности. Так, например, в соответствии с принципом разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти можно выделить режим слияния властей и режим разделения властей; по статусу и роли армии в обществе – военный и гражданский режимы; по типу менталитета, социокультурному комплексу – “западный” и “восточный”; по характеру взаимоотношений государства и церкви – теократический (клерикальный) и светский режимы и т. д. Наиболее же принятой классификацией режимов является разделение их на две большие категории, а именно: - демократические (плебисцитарная, либеральная, представительная, прямая); - антидемократические (авторитаризм, тоталитаризм, иные политические режимы) Мы также будем строить свое изложение, преимущественно исходя из этой классификации. 2

 

2.2 Демократические политические  режимы

Демократия - от древнегреческого DEMOS - народ и CRUTOS - власть.

Демократия в современном смысле этого понятия означает формально равное участие полноправных граждан в формировании и осуществлении государственной власти. Принцип демократии — это формальное равенство в политике, формальное равенство политических идеологий и объединений, партий, формально равная для всех субъектов государственно-правового общения возможность участвовать в формировании государственной воли.

Признаком современной демократии прежде всего являются политические свободы — идеологический и политический плюрализм, многопартийность, свобода выражения мнений, свобода средств массовой информации, свободы объединений, собраний и манифестаций, всеобщее и равное избирательное право, право петиций.

Демократический режим также характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Политическая элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу. Характерные черты демократического режима:

1)Суверенитет народа: именно народ  выбирает своих представителей  власти и может периодически  сменять их. Выборы должны быть  честными, соревновательными, регулярно  проводимыми. Под “соревновательными”  понимается наличие различных  групп или индивидуумов, свободных  выставлять свою кандидатуру. Выборы  не будут соревновательными, если  одни группы (или индивидуумы) имеют возможность участвовать, а другие её лишены. Выборы считаются честными, если нет махинаций, и есть специальный механизм честной игры. Выборы бывают нечестными, если бюрократическая машина принадлежит одной партии, даже если эта партия относится терпимо к другим партиям во время выборов.

2) Периодическая выборность основных  органов государства. Правительство  рождается из выборов и на  определенный, ограниченный срок. Для  развития демократии недостаточно  регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное  правительство. В Латинской Америке, например, выборы проводятся часто, но многие латиноамериканские  страны находятся вне демократии, т.к. наиболее распространенный способ  смещения президента – военный  переворот, а не выборы. Поэтому, необходимое условие демократического  государства - лица, осуществляющие  верховную власть, избираются, причем  избираются на определенный, ограниченный  срок, смена правительства должна  происходить в результате выборов, а не по желанию некоего  генерала.

3)Демократия защищает права  отдельных личностей и меньшинства. Мнение большинства, выраженное  демократическим путем на выборах, это лишь необходимое условие  демократии, однако, отнюдь не недостаточное. Лишь сочетание правления большинства  и защита прав меньшинства  составляют один из основных  принципов демократического государства. Если же в отношении меньшинства  применяются дискриминационные  меры, режим становится недемократическим, независимо от частоты и честности  выборов и смены законно избранного  правительства.

4) Равенство прав граждан на  участие в управлении государством: свобода создания политических  партий и других объединений  для выражения своей воли, свобода  мнений, право на информацию и  на участие в конкурентной  борьбе за занятие руководящих  должностей в государстве. В зависимости  от того, как народ участвует  в управлении, кто и как непосредственно  выполняет властные функции, демократия  делится на прямую, плебисцитарную и представительную. При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей, например, в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзов, где все члены могут собраться в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия решения путем консенсуса или большинством голосов. Первая демократия в мире в Древних Афинах осуществляла прямую демократию с помощью собраний, в которых участвовало 5-6 тысяч человек. Важным каналом участия граждан в осуществлении власти является плебисцитарная демократия. Различие между ней и прямой демократией состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии политических решений и в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены, например, референдумы. Гражданам посредством голосования предоставляется одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона ил другого решения, который обычно готовится президентом, правительством, партией или инициативной группой. Возможности участия основной массы населения в подготовке таких проектов очень невелики. Третьей, наиболее распространенной в современном обществе формой политического участия является представительная демократия. Её суть - граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы в принятии политических решений, в принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ. Процедуры выборов могут быть самыми разнообразными, но каковы бы они не были, выборные лица в представительной демократии занимают свои посты от имени народа и подотчетны народу во всех своих действиях. Либеральная демократия является формой общественно-политического устройства – правовым государством на основе представительной демократии, в котором воля большинства и способность избранных представителей осуществлять власть ограничены во имя защиты прав меньшинства и свобод отдельных граждан. Либеральная демократия ставит своей целью равное обеспечение каждому гражданину прав на соблюдение надлежащих правовых процедур, частную собственность, неприкосновенность личной жизни, свободу слова, свободу собраний и свободу вероисповедания. Эти либеральные права закреплены в высших законах, которые, в свою очередь, наделяют различные государственные и общественные органы полномочиями с целью обеспечения этих прав. Характерным элементом либеральной демократии является «открытое общество», характеризуемое терпимостью, плюрализмом, сосуществованием и конкуренцией самого широкого спектра общественно-политических взглядов. Благодаря периодически проводимым выборам, каждая из групп, придерживающихся различных взглядов, имеет шанс получить власть. Демократические государства различны, но все они имеют общие объединяющие черты: - Народовластие, т.е. признание народа источником власти, сувереном (от франц. SOUVERAIN – носитель верховной власти в государстве ); - Правительство основано на согласии управляемых; - Правило большинства; признание подчиненного меньшинства большинству при уважении интересов и мнений меньшинства. - Гарантии основных прав человека; - Свободные и честные выборы; - Равенство перед законом; - Справедливое судопроизводство; - Конституционное ограничение правительства; - Социальный, экономический, идеологический и политический плюрализм; - Ценности сотрудничества и компромисса. Современная демократия – это представительство интересов, а не сословий. Все граждане в демократическом государстве, как участники политической жизни равны. Равенство это двоякого рода – равенство перед законами и равенство политических прав. Современное демократическое государство – это государство правовое, в котором на практике осуществлено разделение трех властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан.3

Информация о работе Государственные политический режимы