Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2015 в 20:24, контрольная работа
Словосочетание «политический режим» появилось в литературе еще в XIX веке, а в широкий научный оборот вошло во второй половине XX века. Но само его возникновение было в значительной степени подготовлено ходом политической мысли, а многие из важнейших, использующихся в современном политическом анализе идей, берут свое начало в Античности. Так, в наследии Древней Греции особый интерес представляют идеи Платона и Аристотеля, выступавших во многом с отличных друг от друга позиций и пользовавшихся различными способами аргументации.
Введение...................................................................................................................3
Часть 1. Современное определение государственного политического режима и его содержание.....................................................................................................6
Часть 2. Виды политических режимов..................................................................9
2.1. Общие вопросы классификации политических режимов.............................9
2.2 Демократические политические режимы......................................................10
2.3. Антидемократические политические режимы............................................17
2.3.1. Авторитарный политический режим.........................................................17
2.3.2. Тоталитарный политический режим.........................................................21
Заключение.............................................................................................................25
Список используемых источников................................
Содержание
Введение......................
Часть 1. Современное определение
государственного политического режима
и его содержание....................
Часть 2. Виды политических режимов.......................
2.1. Общие вопросы классификации
политических режимов..........
2.2 Демократические политические
режимы........................
2.3. Антидемократические
политические режимы...........
2.3.1. Авторитарный политический
режим.........................
2.3.2. Тоталитарный политический
режим.........................
Заключение....................
Список используемых источников....................
Введение
Словосочетание «политический режим» появилось
в литературе еще в XIX веке, а в широкий научный оборот
вошло во второй половине XX века. Но само его возникновение было в значительной
степени подготовлено ходом политической
мысли, а многие из важнейших, использующихся
в современном политическом анализе идей,
берут свое начало в Античности. Так, в
наследии Древней Греции особый интерес
представляют идеи Платона и Аристотеля,
выступавших во многом с отличных друг
от друга позиций и пользовавшихся различными
способами аргументации. Чрезвычайно
интересной представляется разработанная
Аристотелем типология политических форм
или режимов. Ученый полагал, что всякая
форма правления, любой сколько-нибудь
устойчивый режим может существовать
в двух различных состояниях. Во-первых,
режим может быть адекватен ситуации и
быть способен в целом действовать в интересах
широких слоев общества. Во-вторых, режим,
правящая элита, даже в условиях демократии,
может отстаивать и стремиться провести
в жизнь свои собственные, узкокорыстные
интересы. Эллинский мыслитель выделил
три основных формы правления: монархию,
аристократию и политию. Их он рассматривал
как "правильные", т.е. в основном
отвечающие интересам общества. Однако,
наряду с этими формами существуют также
и "неправильные", возникновение
которых связано с вырождением правильных.
Таким образом, писал Аристотель, монархия
вырождается в тиранию, аристократия –
в олигархию, а полития – в демократию
(или охлократию, как уточнял позднее Полибий).
В эпоху нового времени ученые в основном
трактуют понятия данные Платоном и Аристотелем,
дополняя их своими измышлениями о устройстве
государства. Так, Макиавелли, не создав
какой-то принципиально новой типологии
политических режимов или форм правления,
следуя в этом за рассуждениями Полибия.
Но, во-первых, он придал им совершенно
новую трактовку в условиях становления
абсолютистского государства, продемонстрировал,
что типология древних вполне работоспособна
и при анализе политической борьбы в совершенно
новых условиях; во-вторых, сделал ряд
важных замечаний относительно перехода
от одной формы правления к другой. Определенный
вклад в развитие теории «политических
режимов» внес и Шарль Луи Монтескье (1689-1755),
который, хотя и рассматривал по традиции
скорее "чистые типы" политического
правления, подошел к ним с историко-географической
меркой и четко обосновал, что политические
учреждения и законы в обществе не просто
являются результатом "общественного
договора" или ниспосланы мудрым правителем.
Эти законы весьма разнообразны в каждом
конкретном обществе и всецело определяются
его особенностями – климатом, "нравами",
величиной территории, исторической обстановкой.
Монтескье весьма подробно рассматривает
поэтому вопрос о среде функционирования
политического режима – географической,
психологической, социальной. Отметим,
что в новое время множество исследователей
уделили внимание конкретным видам политических
режимов, но не рассматривая сущности.
Так, французский мыслитель А.де Токвиль
(1805-1859) и приверженец его идей англичанин
Джон Стюарт Милль (1806-1873) были представителями
развивающейся теории, активной демократии.
Вообще, демократическую теорию Запада
разрабатывали такие мыслители, как Макиавелли,
Гоббс, Локк, Монтескье, Джеймс Милль, Бентам,
Руссо, Волстоункрафт, Дж.Ст.Милль, Токвиль
и др. Позднее, за «переосмысление» взглядов
на политический режим взялись представители
теории марксизма. Развитием их идей занялись
теоретики и практики большевизма (В. Ленин,
Л. Троцкий, Н. Бухарин, И. Сталин и др.) работы
которых, несомненно, представляют для
исследователя политических режимов несомненный
интерес, прежде всего, как материалы знатоков
функционирования коммунистического
режима. И уже гораздо позднее одно из
первых современных определений политического
режима дал французский политолог М. Дюверже.
Он понимал политический режим как "определенное
сочетание систем партий, способа голосования,
одного ли нескольких типов принятия решения,
одной или нескольких структур давления".
Французский политолог Ж.- Л. Кермонн уточнил
формулу М. Дюверже, включив в понятие
"политический режим" принцип легитимности,
структуру институтов, партийную систему,
форму и роль государства. Данное понимание
сущности политического режима на долгое
время утвердилось и стало общепризнанным
в европейской науке.
Часть 1. Современное определение государственного политического режима и его содержание
Современное определение политического режима как формы государства следующее: государственный (политический) режим – это совокупность приемов, способов и методов, с помощь которых осуществляется государственная власть. Тип политического режима определяется уровнем развития и интенсивностью общественно-политических процессов, структурой правящей элиты, механизмом ее формирования, состоянием свобод и прав человека в обществе, состоянием отношений с бюрократией (чиновничий аппарат), господствующим в обществе типом легитимности, развитостью общественно-политических традиций, доминирующим в обществе политическим сознанием и поведением. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.
Согласно одной точке зрения, понятия "политический режим" и "государственный режим" можно расценивать как тождественные.
По мнению других авторов, понятие "политический режим" более широкое, чем понятие "государственный режим", поскольку включает в себя методы и приемы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций и т.п.
Признаками политического режима являются:
Политический режим характеризует, как, каким способом осуществляется государственная власть в конкретном обществе, с помощью каких приёмов государство выполняет своё социальное назначение: обеспечивает экономическую жизнь, общественный порядок, защиту граждан, решает другие общесоциальные, национальные, классовые задачи.
Политический режим обеспечивает стабильность и определенную упорядоченность политической власти; управляемость субъектов политики, приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений; достижение целей государственной власти, реализацию интересов властвующей элиты.
Политический режим определяется уровнем развития и интенсивностью социально-политических процессов; структурированностью правящей элиты; состоянием отношений с бюрократией; развитостью социально-политических традиций, господствующими в обществе политическим сознанием, поведением, типом легитимности.1
Часть 2. Виды политических режимов
2.1. Общие вопросы классификации политических режимов
Теоретики государства и права выделяют несколько видов политических режимов, поскольку на ту или иную разновидность политического режима оказывает влияние множество факторов: сущность и форма государства, характер законодательства, фактические полномочия государственных органов и юридические формы их деятельности, соотношение общественно-политических сил, уровень и стандарты жизни и состояние экономики, формы классовой борьбы или классового сотрудничества. Существенное влияние на вид политического режима оказывают исторические традиции страны, а в более широком смысле – своего рода общественно-политическая «атмосфера», складывающаяся подчас вопреки пожеланиям господствующего в государстве слоя. На вид политического режима может оказать воздействие и международная обстановка. На разных исторических этапах формируются различные политические режимы, они неодинаковы в конкретных государствах одного и того же времени. Один из критериев определения вида политического режима правовая форма применения тех или иных способов государственной власти. Теория государства и права в зависимости от тех или иных критериев выделяет виды политико-правовых режимов, которые применялись в многовековой истории государственности. Так, например, в соответствии с принципом разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти можно выделить режим слияния властей и режим разделения властей; по статусу и роли армии в обществе – военный и гражданский режимы; по типу менталитета, социокультурному комплексу – “западный” и “восточный”; по характеру взаимоотношений государства и церкви – теократический (клерикальный) и светский режимы и т. д. Наиболее же принятой классификацией режимов является разделение их на две большие категории, а именно: - демократические (плебисцитарная, либеральная, представительная, прямая); - антидемократические (авторитаризм, тоталитаризм, иные политические режимы) Мы также будем строить свое изложение, преимущественно исходя из этой классификации. 2
2.2 Демократические политические режимы
Демократия - от древнегреческого DEMOS - народ и CRUTOS - власть.
Демократия в современном смысле этого понятия означает формально равное участие полноправных граждан в формировании и осуществлении государственной власти. Принцип демократии — это формальное равенство в политике, формальное равенство политических идеологий и объединений, партий, формально равная для всех субъектов государственно-правового общения возможность участвовать в формировании государственной воли.
Признаком современной демократии прежде всего являются политические свободы — идеологический и политический плюрализм, многопартийность, свобода выражения мнений, свобода средств массовой информации, свободы объединений, собраний и манифестаций, всеобщее и равное избирательное право, право петиций.
Демократический режим также характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Политическая элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу. Характерные черты демократического режима:
1)Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми. Под “соревновательными” понимается наличие различных групп или индивидуумов, свободных выставлять свою кандидатуру. Выборы не будут соревновательными, если одни группы (или индивидуумы) имеют возможность участвовать, а другие её лишены. Выборы считаются честными, если нет махинаций, и есть специальный механизм честной игры. Выборы бывают нечестными, если бюрократическая машина принадлежит одной партии, даже если эта партия относится терпимо к другим партиям во время выборов.
2) Периодическая выборность
3)Демократия защищает права
отдельных личностей и
4) Равенство прав граждан на
участие в управлении