Государственные политический режимы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2015 в 20:24, контрольная работа

Краткое описание

Словосочетание «политический режим» появилось в литературе еще в XIX веке, а в широкий научный оборот вошло во второй половине XX века. Но само его возникновение было в значительной степени подготовлено ходом политической мысли, а многие из важнейших, использующихся в современном политическом анализе идей, берут свое начало в Античности. Так, в наследии Древней Греции особый интерес представляют идеи Платона и Аристотеля, выступавших во многом с отличных друг от друга позиций и пользовавшихся различными способами аргументации.

Оглавление

Введение...................................................................................................................3
Часть 1. Современное определение государственного политического режима и его содержание.....................................................................................................6
Часть 2. Виды политических режимов..................................................................9
2.1. Общие вопросы классификации политических режимов.............................9
2.2 Демократические политические режимы......................................................10
2.3. Антидемократические политические режимы............................................17
2.3.1. Авторитарный политический режим.........................................................17
2.3.2. Тоталитарный политический режим.........................................................21
Заключение.............................................................................................................25
Список используемых источников................................

Файлы: 1 файл

контрольная по ТГП.docx

— 53.15 Кб (Скачать)

Существенные признаки тоталитаризма выявляются при сравнении его с авторитарным режимом. Не может служить достаточным критерием однопартийность, поскольку она встречается и при авторитаризме. Суть различий прежде всего – в отношениях государства с обществом. Если при авторитаризме сохраняется определенная автономность общества по отношению к государству, то в условиях тоталитаризма она игнорируется, отвергается. Государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни. Устраняется из социально-политической жизни плюрализм. Насильственно демонстрируются социально-классовые барьеры. Власть претендует представлять некий всеобщий “сверхинтерес” населения, в котором исчезают, обезличиваются социально-групповые, классовые, этнические, профессиональные и региональные интересы. Утверждается тотальное отчуждение индивида от власти. Следовательно, тоталитаризм принудительным образом снимает проблемы: гражданское общество – государство, народ – политическая власть. Государство полностью идентифицирует себя с обществом, лишая его своих социальных функций саморегуляции и саморазвития. Отсюда особенности организации тоталитарной системы государственной власти:

- глобальная централизация публичной  власти во главе с диктатором;

- господство репрессивных аппаратов;

- упразднение представительных  органов власти;

- монополия правящей партии и интеграция ее и всех других общественно-политических организаций непосредственно в систему государственной власти. 6

Легитимация власти основывается на прямом насилии, государственной идеологии и личной приверженности граждан вождю, политическому лидеру (харизме). Правда и свобода личности фактически отсутствуют. В соответствии с установками тоталитарных режимов все граждане призваны были выражать поддержку официальной государственной идеологии, тратить время на ее изучение. Инакомыслие и выход научной мысли официальной идеологии преследовались. Особую роль при тоталитарном режиме играет его политическая партия. Только одна партия имеет пожизненный статус правящей, выступает либо в единственном числе, либо “возглавляет” блок партий или иных политических сил, существование которых разрешено режимом. Такая партия, как правило, создается до возникновения самого режима и играет решающую роль в его установлении – тем, что однажды приходит к власти. При этом приход ее к власти происходит не обязательно насильственными мерами. Например, нацисты в Германии оказались у власти вполне парламентским путем, после назначения их лидера А. Гитлера на пост рейхсканцлера. Придя к власти, такая партия становится государственной партией. Правящая партия объявляется ведущей силой общества, ее установки рассматриваются как священные догмы. Конкурирующие идеи о социальном переустройстве общества объявляются антинародными, направленными на подрыв устоев общества, на разжигание социальной вражды. Правящая партия захватывает бразды государственного управления: происходит сращивание партийного и государственного аппаратов. В результате этого становится массовым явлением одновременное занятие партийной и государственной должности, а там, где этого не происходит, государственными должностными лицами выполняются прямые указания лиц, занимающих партийные посты. Специфическими чертами тоталитарного режима является организованный террор и тотальный контроль, применяемые для обеспечения приверженности масс партийной идеологии. Аппарат тайной полиции и служб безопасности с помощью крайних методов воздействия вынуждает общество жить в состоянии страха. В таких государствах конституционные гарантии либо не существовали, либо нарушались, вследствие чего становились возможными тайные аресты, содержание людей под стражей без предъявления обвинения и применения пыток. Кроме того, тоталитарный режим поощряет и широко использует доносительство, сдабривая его «великой идеей», например борьбой с врагами народа. Кроме того, для тоталитарных режимов важным признаком является монополия власти на информацию, полный контроль за СМИ. Жесткий централизованный контроль над экономикой – важная черта тоталитарного режима. Здесь контроль служит двоякой цели. Во-первых, возможность распоряжаться производительными силами общества создает необходимую политическому режиму материальную базу и опору, без которой тоталитарный контроль в остальных сферах вряд ли возможен. Во-вторых, централизованная экономика служит в качестве средства политического управления. Например, люди насильно могут быть перемещены для работы в те области народного хозяйства, где не хватает рабочей силы.

 

Заключение

Политический режим – это сложная, многоплановая категория, охватывающая своим объемом целый ряд динамических аспектов государственной жизнедеятельности общества. Главное в политическом режиме - порядок и условия формирования государственной власти.

Понятие политического (государственного) режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Именно исходя из политического режима судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим создает определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития

В теории государства и права существуют различные мнения и подходы к определению понятия и сущности термина «политический режим» и «государственный режим». Так, некоторые исследователи разделяют эти два понятие как часть и целое, где государственный режим является частью политического. Другие же исследователи не разделяют эти понятия, наоборот, они их отождествляют, так как, по их мнению речь идет об одном и том же явлении.

В качестве классификатора политического (государственного) режима определяют соотношение диктатуры и демократии, которое выражает степень свободы личности, гарантированность ее прав и свобод.

В соответствии с этим критерием ученые выделяют два основных типа политического (государственного) режима: демократический и антидемократический режимы. В свою очередь антидемократические режимы подразделяются на тоталитарный и авторитарный режимы.

Демократия означает широкий объем политических и гражданских прав человека, активное участие граждан в формировании и деятельности органов государственной власти, признание воли народа единственным источником государственной власти.

Демократия (народовластие) может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной) и представительной.

Антидемократический режим (тоталитарный и авторитарный) характеризуется устранением политических прав и свобод, отстранением народа от государственной власти, ее узурпацией отдельным лицом или группой лиц, подавлением всякого инакомыслия, упразднением представительных органов власти или их превращением в послушные орудия выражения воли фактических руководителей.

Авторитарный режим характеризуется существованием жесткой централизации государственной власти. При этом государственная власть не формируется и не контролируется народом. Государственное управление осуществляется политической элитой во главе с ее лидером. Хотя и существуют представительные органы, но они не играют существенной роли в общественной жизни. В основном они дублируют решения, принимаемые правящей партией. При авторитарном режиме усилена роль правоохранительных и судебных органов. Они могут действовать и неправовыми методами осуществления своих полномочий.

Однако при авторитарном режиме в определенной степени допускается свобода экономической деятельности и многообразие форм собственности, хотя приоритет отдается государственной форме собственности. В политической жизни общества могут участвовать несколько партий, однако все они должны придерживаться линии, выработанной правящей партией. Оппозиция не допускается.

Во взаимоотношениях государства и личности приоритет отдается государственным интересам. Хотя права и свободы граждан закрепляются в конституционных актах, но пользоваться ими можно только в ограниченных случаях. Не существует реальных гарантий обеспечения прав и свобод личности. Ради обеспечения государственных интересов зачастую нарушаются права и свободы граждан.

Тоталитарный режим характеризуется тотальным контролем со стороны государства, т.е. полным, всеобщим надзором над всеми сферами жизни общества. Этот режим определяется тотальным объемом государственного регулирования. В экономике преобладает государственная собственность, жесткое государственное регулирование экономических отношений командными, приказными методами. В политической сфере - существует одна правящая политическая партия, происходит сращивание партийного и государственного аппарата, чрезмерная централизация государственного аппарата и его бюрократизация. Государственное управление характеризуется крайним централизмом и практически осуществляется правящей политической элитой, политическим лидером или вождем народа. Вместо законов действуют партийные инструкции и распоряжения. При тоталитарном политическом режиме действует принцип: запрещено все, кроме того, что приказано.

 

Список используемых источников

  1.   Оксамытный В.В. Теория государства и права: Учебник для студентов ВУЗ.- М.:Изд-во «ИМПЭ – ПАБЛИШ», 2004. – 563 с.
  2.   Любашиц В. Я. Теория государства и права: учебник / В.Я. Любашиц, А.Ю. Мордовцев, А.Ю. Мамычев. – Изд. 2-е доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 700с.
  3.   Бабаев В. К. Теория государства и права/ под ред. В. К. Бабаева – М., 2006
  4.   Мелехин А. В. Теория государства и права: Учебник / А. В. Мелёхин – М.:Маркет Дс, 2007. – 640 с.
  5.   Малько А. В. Теория государства и права: Учебник/ под ред. проф А. В. Малько и проф. А. Ю. Соломатина. – СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2007. – 420 с.
  6. Хропанюк В. Н. . Теория государства и права: учебное пособие для вузов – М.: ИКФ Омега – Л; Интерстиль – 2003
  7.   Теория государства и права: курс лекций / Под ред. М.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп., М.: Юристъ, 2007. – 768с.
  8. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений / М.И. Абдулаев. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2006. – 623с. (высшее образование).
  9. Корельский В. М., Перевалова В. Д. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов / - М.: НОРМА, 2001, 238с.
  10. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник – 4е изд., переработанное и дополненное. – М.: Юрайт 2000 - 278с.
  11. Марченко М.Н. Курс лекций по теории государства и права. – М.: БЕК. – 2001. – с.193.
  12. Нерсесянц В.С. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ. ред. академика РАН, д. ю. и., проф. В. С. Нерсесянца. — М.: Норма, 2004. — 832 с.
  1. 1 Бабаев В. К. Теория государства и права/ под ред. В. К. Бабаева – М., 2006 - 346с.

 

  1. 2 Малько А. В. Теория государства и права: Учебник/ под ред. проф А. В. Малько и проф. А. Ю. Соломатина. – СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2007. – 420 с.

 

  1. 3  Мелехин А. В. Теория государства и права: Учебник / А. В. Мелёхин – М.:Маркет Дс, 2007. – 640 с.

 

  1. 4 Любашиц В. Я. Теория государства и права: учебник / В.Я. Любашиц, А.Ю. Мордовцев, А.Ю. Мамычев. – Изд. 2-е доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 700с.

 

  1. 5 Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник – 4е изд., переработанное и дополненное. – М.: Юрайт 2000 - 278с.

 

  1. 6 Оксамытный В.В. Теория государства и права: Учебник для студентов ВУЗ.- М.:Изд-во «ИМПЭ – ПАБЛИШ», 2004. – 563 с.

 

 

 


Информация о работе Государственные политический режимы