Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 14:07, курсовая работа
Конституция закрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права и свободы. Для человека они являются необходимыми условиями обеспечения его достоинства и чести, присущей человеческой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; социальных и экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных для него материальных и духовных потребностей. Поэтому основные фундаментальные права, зафиксированные в конституции государства и важнейших международно-правовых актах, являются правовой базой для производных, но не менее важных прав.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Эволюция конституционного закрепления политических прав и свобод граждан в России………………………………………………………………….4
1.1 Система политических прав и свобод граждан РФ ………………………...8
1.2 Механизм их реализации……………………………………………………16
2.Важнейшие права личности…………………………………………………..19
3. Проблемы реализации политических прав и свобод ………………………22
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………
“Человек,
его права и свободы являются
высшей ценностью. Признание, соблюдение
и защита прав свобод человека и
гражданина - обязанность государства”.2
1.1Система политических прав и свобод граждан РФ
Правовой статус личности определяется всей совокупностью прав человека и гражданина, отраженных в нормах всех отраслей действующего права.
Основы правового статуса личности охватывают конституционно закрепленные права и свободы. Понятие же основных прав и свобод человека и гражданина можно сформулировать следующим образом: Конституционные (основные) права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства) , защищаемые государством, составляющие ядро правового статуса личности.” Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина3.
Глава 2 Конституции Р. Ф., посвященная правам и свободам человека и гражданина, включает 48 статей (с 17 по 64) .
Впервые научную классификацию данных правомочий осуществила М. П. Карева, приняв за основу важнейшие сферы деятельности человека. Ее классификация включала следующие составляющие: а) социально-экономические права; б) равноправие граждан ; в) демократические свободы.
В дальнейшем государственно-правовая наука, используя классификационные основы, предложенные М. П. Каревой, выработала систему основных прав и свобод, куда вошли: 1) социально-экономические права и свободы граждан ; 2) политические права и свободы граждан ; 3) личные права и свободы граждан4.
Наиболее
подробно данная проблема исследуется
Л. Д. Воеводиным. Автор удачно совместил
наименование элементов системы
конституционных прав и обязанностей
с основанием приведенной классификации.
Ученый выделил следующие группы
основных прав, свобод и обязанностей:
1) права и обязанности граждан
в сфере социально-
Последнее имеет далеко не техническое значение, а отражает соответствующую идеологию, которой придерживается государство в трактовке сущности концепции правового статуса личности.
В действующей
Конституции, основанной на новой концепции
прав человека, перечень прав и свобод
установлен в следующей
Именно такая последовательность присуща Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.
В российском законодательстве она впервые была воспроизведена в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом Российской Федерации 22 ноября 1991года, а затем отражена в Конституции Российской Федерации 1993 года.
В отличие от основных личных прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства. Это различие отражает Конституция, адресуя личные права “каждому” , политические - “гражданам”5 .
В соответствии с Конституцией гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст. 60) .
Эта норма прежде всего, касается политических прав и свобод.
Система же политических прав и свобод граждан состоит из двух взаимосвязанных подсистем. Первая из них включает в себя права граждан, содержащие правомочия по участию в организации и деятельности государства и его органов. Сюда мы относим: избирательное право; право на референдум; право петиций.
Вторая группа субъективных прав и свобод, входящих в систему политических, состоит из правомочий, представляющих собой неотъемлемые права граждан, целью реализации которых является активное участие индивида в жизни общества. Сюда относятся: свобода слова и печати; свобода союзов; свобода собраний.
Право участвовать в управлении делами государства закреплено в статье 32 Конституции. Оно адресовано каждому гражданину, а не политически организованной совокупности граждан, ассоциированных как народ, ибо народ не “участвует” в управлении, а осуществляет власть, является субъектом этой власти6.
Осуществление
этого права граждан выражается
в различных формах, как непосредственно,
так и через своих
Право на референдум включает в себя не только право на участие во всенародном (местном) голосовании, но и право требовать выставления любого вопроса на голосование, а также право требовать, чтобы результаты общенародного (местного) обсуждения по этому вопросу учитывались при принятии окончательного решения по данному вопросу(если решение принимается не путем референдума) .
Если же какой-либо вопрос не подлежит разрешению путем референдума или не набрал необходимого количества голосов для его постановки на референдум, а у индивида или группы индивидов возникло желание не просто выразить свое мнение по определенному вопросу, имеющему общественное значение, но и воздействовать на деятельность государственных органов по поводу данного явления общественной жизни, то граждане могут воспользоваться правом петиций, известным законодательству еще с конца 17 века.
Граждане
Российской Федерации имеют равный
доступ к государственной службе,
право участвовать в
Это право является новой для российской Конституции нормой. Право на равный доступ к государственной службе означает равенство исходных возможностей и отсутствие дискриминации по какому-либо признаку. Однако не следует толковать это право буквально. Во всем мире существует система конкурсов, тестирования, собеседований.
Так, Положение
о федеральной государственной
службе предполагает прием на государственную
службу либо в порядке назначения,
либо в порядке конкурса (пункт 22)
, а также регулярные аттестации
государственных служащих(пункт 30)
. Участие граждан России в отправлении
правосудия долгое время имело форму
выборов народных судей и народных
заседателей либо участия в работе
суда в качестве судей и народных
заседателей. В настоящее время
в России осуществляется поэтапное
введение института присяжных
Важным правом, имеющим тесное отношение к участию граждан в управлении делами государства, является закрепляемое за каждым право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов, никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем8 .
Это право
дает гражданам возможность
Общественные объединения способствуют развитию политической активности и самодеятельности граждан, удовлетворению их многообразных интересов.
Право
на объединение имеют как
Право на объединение не является абсолютным правом и может подвергаться определенным ограничениям9.
Ограничения
на пользование правом на объединение
устанавливаются Конституцией и
федеральными законами. Например, на основании
статьи 56 Конституции РФ отдельные
ограничения права на объединения
могут устанавливаться в
Одной из политических свобод, входящих в правовой статус советского гражданина, является конституционная свобода собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Что понимается под этими терминами.. Еще в начале века известный английский ученый А. В. Дайси писал, что,” право собираться есть не что иное, как результат взгляда судов на индивидуальную свободу личности и индивидуальную свободу слова”
Свобода
манифестаций как важный элемент
правового статуса гражданина представляет
собой взаимосвязанное с
Конституция
СССР 1977г. и вслед за ней Конституция
РСФСР 1978г. в первоначальной редакции
не устанавливали каких-либо ограничений
на способы реализации названной
свободы. При формальном закреплении
политических прав граждан этого
не требовалось. Никто и не помышлял
о том, что граждане могут реально
воспользоваться этим правом. Если
же и происходило нарушение
Этот Указ определил, что до принятия соответствующего российского закона упомянутый выше союзный указ на территории России применяется в части, не противоречащей указанной Декларации.
Виды публичных мероприятий: собрания - совместного присутствия граждан в заранее определенном месте и в заранее определенное время для коллективного обсуждения и решения каких-либо вопросов; митинга - формы организованного выражения общественного мнения, массовой поддержки резолюций, требований и других обращений граждан, проводимой в заранее определенном месте и в заранее определенное время ; демонстрации - формы организованного выражения коллективного и индивидуального мнения по любому вопросу общественной и государственной жизни ; шествия - формы демонстрации, проводимой путем передвижения граждан по заранее определенному маршруту ; пикетирования - формы публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, осуществляемой без шествия и звукоусиления путем размещения граждан у пикетируемого объекта и использования плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.10
В основе
механизма правового
Часть пятая статьи 29 гарантирует запрет цензуры. Эта гарантия содержится в Законе от 27 декабря 1991 года "О средствах массовой информации". Вместе с тем в Законе предусмотрена недопустимость злоупотребления свободой массовой информации.
Собственно свобода печати Конституцией не урегулирована.
Можно,
конечно, обосновать отсутствие упоминания
о свободе печати тем обстоятельством,
что она является частным проявлением
свободы выражения своих
Информация о работе Политические права и свободы граждан Российской Федерации