Политические права и свободы граждан Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 14:07, курсовая работа

Краткое описание

Конституция закрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права и свободы. Для человека они являются необходимыми условиями обеспечения его достоинства и чести, присущей человеческой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; социальных и экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных для него материальных и духовных потребностей. Поэтому основные фундаментальные права, зафиксированные в конституции государства и важнейших международно-правовых актах, являются правовой базой для производных, но не менее важных прав.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Эволюция конституционного закрепления политических прав и свобод граждан в России………………………………………………………………….4
1.1 Система политических прав и свобод граждан РФ ………………………...8
1.2 Механизм их реализации……………………………………………………16
2.Важнейшие права личности…………………………………………………..19
3. Проблемы реализации политических прав и свобод ………………………22
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая по кпрф.docx

— 64.23 Кб (Скачать)

“Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав  свобод человека и  гражданина - обязанность государства”.2  
 
 
 
 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1Система политических прав и свобод граждан РФ 

  Правовой статус личности определяется всей совокупностью прав человека и гражданина, отраженных в нормах всех отраслей действующего права.

Основы  правового статуса личности охватывают конституционно закрепленные права  и свободы. Понятие же основных прав и свобод человека и гражданина можно  сформулировать следующим образом: Конституционные (основные) права и  свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его  гражданства) , защищаемые государством, составляющие ядро правового статуса  личности.” Перечисление в Конституции  Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как  отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина3.

Глава 2 Конституции Р. Ф., посвященная правам и свободам человека и гражданина, включает 48 статей (с 17 по 64) .

Впервые научную классификацию данных правомочий осуществила М. П. Карева, приняв за основу важнейшие сферы деятельности человека. Ее классификация включала следующие составляющие: а) социально-экономические права; б) равноправие граждан ; в) демократические свободы.

В дальнейшем государственно-правовая наука, используя  классификационные основы, предложенные М. П. Каревой, выработала систему основных прав и свобод, куда вошли: 1) социально-экономические  права и свободы граждан ; 2) политические права и свободы граждан ; 3) личные права и свободы граждан4.

Наиболее  подробно данная проблема исследуется  Л. Д. Воеводиным. Автор удачно совместил  наименование элементов системы  конституционных прав и обязанностей с основанием приведенной классификации. Ученый выделил следующие группы основных прав, свобод и обязанностей: 1) права и обязанности граждан  в сфере социально-экономической  и культурной жизни ; 2) права и  обязанности граждан в сфере  государственной и общественно-политической жизни ; 3) права и обязанности  граждан в сфере индивидуальной свободы. Однако систему основных прав и свобод характеризует не только их группировка, но и те приоритеты, которых придерживается Конституция  в их последовательном расположении.

Последнее имеет далеко не техническое значение, а отражает соответствующую идеологию, которой придерживается государство  в трактовке сущности концепции  правового статуса личности.

В действующей  Конституции, основанной на новой концепции  прав человека, перечень прав и свобод установлен в следующей последовательности. Сначала указаны личные, затем  политические, а за ними социально  экономические.

Именно  такая последовательность присуща  Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.

В российском законодательстве она впервые была воспроизведена в Декларации прав и  свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом Российской Федерации 22 ноября 1991года, а затем отражена в Конституции Российской Федерации 1993 года.

В отличие  от основных личных прав, которые по своей природе неотчуждаемы и  принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права  и свободы связаны с обладанием гражданством государства. Это различие отражает Конституция, адресуя личные права “каждому” , политические - “гражданам”5 .

В соответствии с Конституцией гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст. 60) .

Эта норма  прежде всего, касается политических прав и свобод.

Система же политических прав и свобод граждан  состоит из двух взаимосвязанных  подсистем. Первая из них включает в  себя права граждан, содержащие правомочия по участию в организации и  деятельности государства и его  органов. Сюда мы относим: избирательное  право; право на референдум; право  петиций.

Вторая  группа субъективных прав и свобод, входящих в систему политических, состоит из правомочий, представляющих собой неотъемлемые права граждан, целью реализации которых является активное участие индивида в жизни  общества. Сюда относятся: свобода слова  и печати; свобода союзов; свобода  собраний.

Право участвовать в управлении делами государства закреплено в статье 32 Конституции. Оно адресовано каждому  гражданину, а не политически организованной совокупности граждан, ассоциированных  как народ, ибо народ не “участвует”  в управлении, а осуществляет власть, является субъектом этой власти6.

Осуществление этого права граждан выражается в различных формах, как непосредственно, так и через своих представителей. Непосредственными формами являются участие граждан в референдуме, всенародном голосовании по важнейшим  вопросам государственной и местной  жизни, путем реализации права избирать и быть избранными в органы государственной  власти и органы местного самоуправления.

Право на референдум включает в себя не только право на участие во всенародном (местном) голосовании, но и право  требовать выставления любого вопроса  на голосование, а также право  требовать, чтобы результаты общенародного (местного) обсуждения по этому вопросу  учитывались при принятии окончательного решения по данному вопросу(если решение принимается не путем  референдума) .

Если  же какой-либо вопрос не подлежит разрешению путем референдума или не набрал необходимого количества голосов для  его постановки на референдум, а  у индивида или группы индивидов  возникло желание не просто выразить свое мнение по определенному вопросу, имеющему общественное значение, но и  воздействовать на деятельность государственных  органов по поводу данного явления  общественной жизни, то граждане могут  воспользоваться правом петиций, известным  законодательству еще с конца 17 века.

Граждане  Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе, право участвовать в осуществлении  правосудия7.

Это право  является новой для российской Конституции  нормой. Право на равный доступ к  государственной службе означает равенство  исходных возможностей и отсутствие дискриминации по какому-либо признаку. Однако не следует толковать это  право буквально. Во всем мире существует система конкурсов, тестирования, собеседований.

Так, Положение  о федеральной государственной  службе предполагает прием на государственную  службу либо в порядке назначения, либо в порядке конкурса (пункт 22) , а также регулярные аттестации государственных служащих(пункт 30) . Участие граждан России в отправлении  правосудия долгое время имело форму  выборов народных судей и народных заседателей либо участия в работе суда в качестве судей и народных заседателей. В настоящее время  в России осуществляется поэтапное  введение института присяжных заседателей, назначаемых путем жребия для  участия в рассмотрении конкретного  дела и вынесения решения по существу (“виновен - невиновен” ) как основы приговора суда.

Важным  правом, имеющим тесное отношение  к участию граждан в управлении делами государства, является закрепляемое за каждым право на объединение, включая  право создавать профсоюзы для  защиты своих интересов, никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или  пребыванию в нем8 .

Это право  дает гражданам возможность использовать в указанных целях различные  формы совместной организованной общественной деятельности, объединять свои усилия для осуществления тех или  иных задач.

Общественные  объединения способствуют развитию политической активности и самодеятельности граждан, удовлетворению их многообразных  интересов.

Право на объединение имеют как российские граждане, так и иностранцы и лица без гражданства (см. часть третью статьи 62) , исключением являются политические партии, права на создание которых  и участие в которых имеют  только граждане России.

Право на объединение не является абсолютным правом и может подвергаться определенным ограничениям9.

Ограничения на пользование правом на объединение  устанавливаются Конституцией и  федеральными законами. Например, на основании  статьи 56 Конституции РФ отдельные  ограничения права на объединения  могут устанавливаться в условиях чрезвычайного положения.

Одной из политических свобод, входящих в  правовой статус советского гражданина, является конституционная свобода  собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Что понимается под этими терминами.. Еще в начале века известный английский ученый А. В. Дайси писал, что,” право собираться есть не что иное, как результат взгляда судов на индивидуальную свободу личности и индивидуальную свободу слова”

Свобода манифестаций как важный элемент  правового статуса гражданина представляет собой взаимосвязанное с другими  правами, свободами и обязанностями  граждан субъективное право, имеющее  целью воздействовать на государственные  и общественные органы путем согласования и формирования мнения граждан и  его выражения по различным вопросам общественной жизни, участия их в  управлении жизнью общества и решении  конкретных вопросов повседневной жизни. (Ю. А. Дмитриев) Правовое регулирование  механизма реализации права граждан  на свободу собраний как нельзя лучше  иллюстрирует нелегкий путь юридической  науки и практики от формально-догматического подхода к объективно-реалистическому.

Конституция СССР 1977г. и вслед за ней Конституция  РСФСР 1978г. в первоначальной редакции не устанавливали каких-либо ограничений  на способы реализации названной  свободы. При формальном закреплении  политических прав граждан этого  не требовалось. Никто и не помышлял о том, что граждане могут реально  воспользоваться этим правом. Если же и происходило нарушение традиции, виновного ждала суровая кара. Когда же в условиях "перестройки" манифестации, проводимые по инициативе граждан, приняли массовый характер, исполкомы местных Советов Свердловска, Ленинграда, Москвы и других городов  и областей поспешили принять  временные правила организации  и проведения собраний, митингов, уличных  шествий и демонстраций, пытаясь  восполнить образовавшийся правовой вакуум. Поскольку подобные акты закрепили  разрешительный порядок реализации этой субъективной свободы, возникло противоречие между нормой Конституции и положениями  указанных актов.

Этот  Указ определил, что до принятия соответствующего российского закона упомянутый выше союзный указ на территории России применяется в части, не противоречащей указанной Декларации.

Виды публичных мероприятий: собрания - совместного присутствия граждан в заранее определенном месте и в заранее определенное время для коллективного обсуждения и решения каких-либо вопросов; митинга - формы организованного выражения общественного мнения, массовой поддержки резолюций, требований и других обращений граждан, проводимой в заранее определенном месте и в заранее определенное время ; демонстрации - формы организованного выражения коллективного и индивидуального мнения по любому вопросу общественной и государственной жизни ; шествия - формы демонстрации, проводимой путем передвижения граждан по заранее определенному маршруту ; пикетирования - формы публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, осуществляемой без шествия и звукоусиления путем размещения граждан у пикетируемого объекта и использования плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.10

В основе механизма правового регулирования  любой конституционной политической свободы граждан должна лежать норма  Конституции. Что касается свободы  слова и печати, то к сожалению, она регулируется действующей Конституцией РФ не в полном объеме. В частности, в статье 29 получили закрепление  права граждан на свободу мысли, свободу слова, свободу выражения  своих мнений и убеждений и  право искать, получать и свободно распространять информацию.

Часть пятая статьи 29 гарантирует запрет цензуры. Эта гарантия содержится в  Законе от 27 декабря 1991 года "О средствах  массовой информации". Вместе с тем  в Законе предусмотрена недопустимость злоупотребления свободой массовой информации.

Собственно  свобода печати Конституцией не урегулирована.

Можно, конечно, обосновать отсутствие упоминания о свободе печати тем обстоятельством, что она является частным проявлением  свободы выражения своих мнений. Но этот аргумент не соответствует  международно-правовым обязательствам России. Международный пакт о гражданских  и политических правах в числе  способов выражения мнения указывает  использование печати как самостоятельное  правомочие граждан. Рассмотрим право  на петиции. Это право на участие  также не лучшим образом урегулировано  действующим законодательством. Достаточно отметить, что Конституция РФ даже не употребляет термин "петиции", заменяя его громоздким определением "личные и коллективные обращения  в государственные органы и к  должностным лицам"(ст. 33). Стоит отметить, что в России действует достаточно демократичный Закон "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". Однако им регулируется только судебный порядок рассмотрения петиций, и проблема остается не решенной.

Информация о работе Политические права и свободы граждан Российской Федерации