Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 10:33, контрольная работа
Российская Федерация - демократическое государство. Само понятие «демократии» предусматривает, что власть в Российской Федерации осуществляется ее гражданами в равных правах и на основании закрепления этих прав в Конституции Российской Федерации. Каким же образом реализуются эти права на основании действующего законодательства и основного закона - Конституции РФ, а также как основные политические права и свободы граждан в Российской Федерации, переплетаются с основными личными, социальными и общегосударственными правами.
ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
ОСНОВЫ ПРАВА
НА ТЕМУ: "ОСНОВНЫЕ
ПОЛТИЧЕСКИЕ ПРАВА И
СВОБОДЫ ГРАЖДАН"
Введение
Российская
Федерация - демократическое государство.
Само понятие «демократии» предусматривает,
что власть в Российской Федерации
осуществляется ее гражданами в равных
правах и на основании закрепления
этих прав в Конституции Российской
Федерации. Каким же образом реализуются
эти права на основании действующего
законодательства и основного закона
- Конституции РФ, а также как
основные политические права и свободы
граждан в Российской Федерации,
переплетаются с основными
Значение
Конституции определяется тем, что
нормы, установленные в ней, должны
выступать как форма воплощения
государственной воли народа, то есть
те задачи, которые ставит перед
собой общество, указываются принципы
его организации и
В отличие от основных личных прав и свобод, которые по природе своей неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы связаны, как правило, с обладанием гражданством. Вместе с тем право на объединение, свобода мысли и слова адресованы каждому, поскольку они могут быть отнесены как к личным, так и к политическим правам.
Связь политических прав и свобод с гражданством не означает, однако, что они вторичны, производны от воли государства. Политические права и свободы выступают как естественные права и свободы каждого гражданина демократического государства. В силу такого их характера эти права и свободы нельзя рассматривать в качестве установленных.
Конституция закрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права и свободы. Для человека они являются необходимыми условиями обеспечения его достоинства и чести, присущей человеческой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; социальных и экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных для него материальных и духовных потребностей. Поэтому основные фундаментальные права, зафиксированные в конституции государства и важнейших международно-правовых актах, являются правовой базой для производных, но не менее важных прав.
Целью данной курсовой работы является изучение политических прав и свобод граждан в Российской Федерации.
Для реализации данной цели необходимо раскрыть следующие задачи:
1. Определить понятие политических прав и свобод граждан;
2. Изучить
виды и содержание
3. Описать гарантии защиты политических прав и свобод.
Конституционные
права и свободы являются главным
элементом конституционного правоотношения,
в котором участвует
1. Политические права и свободы
Политические права подразумевают в первую очередь управление делами государства и осуществление местного самоуправления. Это положение закреплено в ст. 32 Конституции Российской Федерации: «граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе. Они также имеют право участвовать в отправлении правосудия».
Право каждого члена любого сообщества, ассоциации, в том числе государственной, участвовать в управлении делами государства - неотъемлемое демократическое начало в её организации.
Граждане Российской Федерации имеют право участвовать не только в управлении делами государства, но и в осуществлении местного самоуправления. Эта вторая возможность вытекает из Конституции Российской Федерации (в ч. 2 ст. 130 записано, что «местное самоуправление осуществляется гражданами») и прямо отражена в федеральном законе от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в частности в ст. 3 «Права граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления».
Непосредственное участие в управлении делами государства и местном самоуправлении выражается в следующих возможностях граждан России:
1. Участие
в принятии государственного
решения на референдуме
2. Участие
в формировании
3. Право занять
государственную должность,
4. Право обсуждения
проектов решений
5. Право участвовать
в отправлении правосудия. Как
известно, правосудие осуществляется
от имени государства, а для
граждан выражается в
1.1 Право на участие в референдуме
Право граждан
на участие в управлении делами государства
и на осуществление местного самоуправления
может осуществляться как непосредственно,
так и через представителей. Право
на участие в референдуме
Референдум - форма прямого волеизъявления граждан по наиболее важным вопросам государственного, регионального и местного значения и принятия по ним решений посредством голосования. Решения, принятые на референдуме, сами по себе обладают юридической силой и в каком-либо утверждении не нуждаются.
Суть и значение референдума обусловлены тремя исходными пунктами - волеизъявление народа, голосование, результат. Волеизъявление народа означает, что на референдуме свою волю выражают совершеннолетние граждане страны или соответствующей территории. При этом избиратель отдаёт предпочтение одному из вариантов решения проблемы, если на референдум предложено несколько вариантов; если же предложено только одно решение, у избирателя есть возможность выразить своё согласие или несогласие. Особенно важен третий аспект - результат, последствия. Референдум потому и назван выражением власти народа, что образовавшаяся в результате голосования воля большинства имеет обязательное значение.
Базовые начала референдума закреплены в Конституции Российской Федерации.
Законодательное
закрепление порядка проведения
референдумов на федеральном уровне
происходит в следующих нормативно-
1. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в ред. 2005 г.). Он является важным для всех видов референдумов, проводимых в Российской Федерации.
2. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. «О референдуме Российской Федерации». Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. «О референдуме Российской Федерации».
Определённое
значение имеют постановления
В большинстве
субъектов Российской Федерации
есть отдельные законы о референдуме.
В некоторых субъектах
Референдумы
в Российской Федерации по своему
характеру различаются на виды: консультативный
и императивный, обязательный и факультативный,
конституционный и
В России федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. предусматривает возможность только императивных референдумов, хотя напрямую и не запрещает консультативные референдумы. В некоторых субъектах приняты законы, допускающие также и консультативные референдумы.
Достоинством референдума является обязательная альтернативность предлагаемых решений. Органы власти могут подготовить и вынести на референдум какой-либо документ, который населению надо принять или отклонить, то есть в данном случае граждане не влияют на содержания решения, а определяют, быть ему или не быть.
Как с политической,
так и с конституционно-
1.2 Избирательное право
Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления возникает у граждан согласно ст. 60 Конституции Российской Федерации с 18 лет. В этом возрасте у граждан наступает полная дееспособность, т.е. способность самостоятельно в полном объёме осуществлять свои права и обязанности. Применительно к осуществлению избирательных прав граждан говорят об избирательной дееспособности которая не отождествляется с гражданской правоспособностью гражданина. Общепринято различать избирательное право в объективном и субъективном смысле. Избирательное право в субъективном смысле есть совокупность юридических норм, регулирующих фактические отношения по выборам представительных органов и должностных лиц. Эти нормы содержатся в Конституции Российской Федерации, конституциях и уставах субъектов Российской Федерации, в различных избирательных законах. Субъективное избирательное право - это конституционное право граждан Российской Федерации избирать Президента Российской Федерации, депутатов представительных органов государственной власти и местного самоуправления и право (возможность) быть избранным на соответствующий пост или в органы государственной власти и местного самоуправления. Такое разграничение, принятое в науке конституционного права, сделано юридически в ст. 2 федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г.
Информация о работе Основные политические права и свободы граждан