Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 10:33, контрольная работа
Российская Федерация - демократическое государство. Само понятие «демократии» предусматривает, что власть в Российской Федерации осуществляется ее гражданами в равных правах и на основании закрепления этих прав в Конституции Российской Федерации. Каким же образом реализуются эти права на основании действующего законодательства и основного закона - Конституции РФ, а также как основные политические права и свободы граждан в Российской Федерации, переплетаются с основными личными, социальными и общегосударственными правами.
С точки зрения предметной сущности, реализация права на манифестации может выражаться в виде протеста против политики и действий власти, либо выражения солидарности с властями, либо не иметь отношения к властям. Манифестационные мероприятия, к властям отношения не имеющие, - это чаще всего собрания, где граждане обсуждают текущие дела, митинги, шествия, демонстрации, на которых выражают отношение к своим политическим противникам, а также к международным событиям Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: В 2 т. - М., 2005 г. С. 620..
С точки зрения организационной сущности данного права, во-первых, соответствующее мероприятие проводится как специальное, целевое, во-вторых, проводится в общественном месте - под открытом небом либо в нежилом помещении, в-третьих, предполагается определённое отношение властей к данному мероприятию.
Федеральный закон от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» использует обобщённое для всех видов манифестаций понятие «публичное мероприятие». Под ним понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия, или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан, политических партий, других общественных и религиозных объединений.
Целью публичного мероприятия согласно данному закону является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Закон содержит определения каждого вида манифестаций, названного в ст. 31 Конституции Российской Федерации.
В соответствии
с Конституцией Российской Федерации
осуществление указанного права
не должно нарушать права и свободы
других лиц. Запрещается использование
этого права для
3. Защита политических прав и свобод
Укрепление
гарантий прав граждан и охрана их
законных интересов - необходимое условие
нормального функционирования политической
системы, развития государственности.
Конституция Российской Федерации
закрепляет обязанность государства
и его органов создавать
Особую роль в защите прав и свобод от нарушения органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также другими лицами играют органы судебной власти. Конституцией предусмотрен и орган, который занимается только данной проблемой - Уполномоченный по правам человека.
3.1 Судебная защита политических прав и свобод
Конституция Российской Федерации, предписав, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной, исполнительной власти, местного самоуправления, одновременно установила способ обеспечения этих прав и свобод - правосудие.
Правосудие - деятельность суда, осуществляемая в предусмотренном процессуальным законом порядке и заключающаяся в рассмотрении и разрешении конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм гражданского, административного и иных отраслей права. Суд является гарантом прав личности, в том числе политических прав. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (Конституция Российской Федерации ч. 1 ст. 46).
Право на судебную защиту каждого означает, что им обладает любое лицо независимо от гражданства. Гарантия судебной защиты означает, с одной стороны, право каждого подать жалобу в соответствующий суд и, с другой стороны - обязанность последнего рассмотреть эту жалобу и принять по ней законное, справедливое и обоснованное решение.
В гражданском судопроизводстве средством защиты прав и законных интересов является иск. По своей структуре право на иск как право на судебную защиту в исковом производстве состоит из права на предъявление иска и права на удовлетворение иска. При этом, одни авторы рассматривают право на иск как неразрывное, органическое единство двух правомочий: права на предъявление иска и права на его удовлетворение. Другие предлагают рассматривать право на иск в двух самостоятельных аспектах: в процессуальном и материально-правовом. При этом под правом на иск в процессуальном смысле понимается право на предъявление иска, а под правом на иск в материально-правовом смысле понимается право на удовлетворение иска.
3.1.1 Судебная защита избирательных прав
Отдельно стоит отметить судебную защиту избирательных прав граждан, поскольку их защита весьма специфична. Избирательные споры по своей природе требуют особого процессуального регулирования, не совпадающего ни с исковым производством, ни с производством по делам, возникающим из административных правоотношений. Это суждение также заслуживает внимания в том смысле, что по этим делам суды не могут применять процессуальные средства гражданского искового производства, так как спор вытекает не из гражданских, а из публично-правовых отношений. Отнесение к производству из административно-правовых отношений исследуемых дел не бесспорно потому, что здесь нет по сути административных правоотношений.
Все избирательные споры можно разделить на две большие группы по предмету спора:
1. Споры, возникающие
из избирательных
2. Споры о
нарушении нормативно-
Предметом защиты во всех случаях разрешения правового конфликта из избирательных правоотношений будут политические права избирать и быть избранными и участвовать в проведении референдума граждан Российской Федерации.
По всем избирательным спорам предметом доказывания будет совокупность юридически значимых фактов, подтверждающих или опровергающих обстоятельства так или иначе повлиявшие на свободу волеизъявления субъектов избирательных правоотношений. Именно свобода волеизъявления граждан как субъектов избирательных правоотношений пронизывает все законодательство о выборах как основополагающего принципа реализации конституционного избирательного права.
Подсудность избирательных споров определяется в настоящее время как нормами материального права, так и гражданского процессуального права.
Часть 2 ст. 63 федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. определяет родовую подсудность избирательных споров соответственно уровню проводимых выборов. Решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии РФ и ее должностных лиц обжалуются в Верховный Суд РФ; Решения, действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов РФ, окружных избирательных комиссий и их должностных лиц - в суд субъекта РФ. Решения, действия (бездействие) всех иных избирательных комиссий и комиссий референдума обжалуются в районные суды.
Гражданское процессуальное законодательство в ст. 233 ГПК новой редакции содержит отсылочное положение о подсудности избирательных споров (ст. ст. 114-116 ГПК). Материальное право регулирует подсудность с большей определенностью. Однако, судебная практика не отмечает серьезных проблем в определении подсудности.
Таким образом,
большинство избирательных
3.1.2 Роль Конституционного суда в защите избирательных прав
Деятельность Конституционного Суда РФ и уставных судов субъектов по защите избирательных прав граждан имеет специфическую направленность. Эти суды не разрешают избирательных споров как таковых. Их компетенция - проверка соответствия Конституции РФ, уставам субъектов избирательного законодательства.
3.2 Внесудебная защита политических прав и свобод
В части 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации говорится: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется». Под государственной защитой прав и свобод понимается направленная на это деятельность всех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной. Каждая из них, действуя самостоятельно, должна в то же время направлять свои усилия на то, чтобы предоставленные гражданам права и свободы не оставались только на бумаге, а были защищены на деле.
Особая роль в защите прав и свобод принадлежит Президенту Российской Федерации, как гаранту прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции Российской Федерации). Как глава государства Президент обладает широкими полномочиями и имеет большие возможности для выполнения этой обязанности. В его непосредственном подчинении имеется аппарат, структурные специальные подразделения, которые способствуют ему в исполнении этой государственной задачи.
Многие вопросы
защиты прав и свобод человека и
гражданина разрабатываются и решаются
на уровне Правительства Российской
Федерации и его аппарата. В
этом участвуют практически все
министерства и ведомства. Например,
МВД - обязано решать вопросы борьбы
с преступностью, обеспечивать безопасность
населения, защищать его имущественные
и иные права от посягательств. Органы
законодательной и
Одним из способов защиты гражданином своих прав (пока наиболее распространенным в России) является направление жалоб и заявлений в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, руководителям предприятий, учреждений, организаций.
В Российской Федерации возникли и официально действуют многочисленные неправительственные организации, в уставах которых в качестве цели ставится защита прав человека.
Действенным способом защиты гражданами своих прав и свобод нередко оказываются их обращения в редакции газет, журналов, на радио, телевидение и т.д.
Нарушенное
равноправие людей нужно
Заключение
Таким образом,
можно сделать вывод, что политические
права и свободы граждан можно
рассматривать в качестве принадлежащих
им от рождения и обеспеченных законом
основных возможностей, позволяющих
гражданам в установленных
Политические права и свободы гражданина обуславливают его возможность влиять на политическую обстановку в стране, а следовательно на собственную жизнь и судьбу. Для России, которая стремится стать правовым государством и создать развитое гражданское общество, обеспечение политических прав и свобод является одной из важнейших задач. Необходимо совершенствовать специальные процессуальные механизмы, гарантирующие максимальное обеспечение четкого, законного рассмотрения и разрешения этих дел, и обеспечения исполнения судебных актов. В условиях одной и той же формации могут существовать различные отношения к правам человека и правовому государству. Поэтому такие проблемы следует рассматривать с точки зрения цивилизационного подхода. Формация определяет лишь стадию социально-экономического развития и положение классов, социальных групп в обществе.
Формационный подход не раскрывает место человека в обществе, его ценность, перечень его естественных и неотчуждаемых прав. Человек во всех его сложных связях и зависимостях предстает только в рамках цивилизационного подхода. Исходя из этого можно сделать вывод, что идея ценности человека, его права на свободу и формальное равенство, опоры общества на право, обеспечивающего притязания индивида на гуманное отношение к нему со стороны власти.
Информация о работе Основные политические права и свободы граждан