Политические права и свободы граждан Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 14:07, курсовая работа

Краткое описание

Конституция закрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права и свободы. Для человека они являются необходимыми условиями обеспечения его достоинства и чести, присущей человеческой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; социальных и экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных для него материальных и духовных потребностей. Поэтому основные фундаментальные права, зафиксированные в конституции государства и важнейших международно-правовых актах, являются правовой базой для производных, но не менее важных прав.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Эволюция конституционного закрепления политических прав и свобод граждан в России………………………………………………………………….4
1.1 Система политических прав и свобод граждан РФ ………………………...8
1.2 Механизм их реализации……………………………………………………16
2.Важнейшие права личности…………………………………………………..19
3. Проблемы реализации политических прав и свобод ………………………22
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая по кпрф.docx

— 64.23 Кб (Скачать)

Таким образом, политические права и свободы  граждан можно рассматривать  в качестве принадлежащих им от рождения и обеспеченных законом основных возможностей, позволяющих гражданам  в установленных пределах как  активно воздействовать на организацию  и деятельность государства и  его органов, иных субъектов политической системы, то есть политическую область  общественных отношений, так и участвовать  в социальной жизни общества11.

Конституционный статус личности в России - одно из важнейших  достижений на пути преобразования общества. Это убедительное доказательство того, что наша страна идет по пути демократии и гуманизма, строит правовое государство. Многое сделано в сфере политических прав и свобод, особенно в создании предпосылок для развития многопартийности, гласности, информации, деятельности общественных организаций. Однако в целом конституционный  статус личности реализуется далеко не полно и непоследовательно. Положение  в этой сфере жизни нельзя назвать  благополучными.

Сложившаяся ситуация в сфере прав и свобод человека, несомненно, отражает переходный характер современного этапа развития российского общества. Но "списывать" слабости и недостатки только на это  было бы неверно.

Свою  негативную роль играют другие факторы: все еще непреодоленное неуважение к правам и свободам человека, отсутствие строгой и неотвратимой ответственности  за их нарушения, незавершенность законодательства, страдающего от декларативности, а  также от слабости соответствующих  государственных структур.

Исправлению неблагоприятного положения призвана способствовать Федеральная программа  действий в области прав человека. Это скоординированный план государственных  усилий, осуществляемых на основе Конституции 1993 года и международно-правовых обязательств России12.

Вместе  с тем крайне важно участие  в этом деле всех прогрессивных сил  российского общества. Необходим  строгий и постоянный контроль общественности за соблюдением прав и свобод человека в стране. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2Механизм их реализации.

Рассмотрим  механизм создания, организации и  деятельности общественного объединения, но для начала необходимо рассмотреть  их виды. Закон предусматривает 5 различных  форм организационно  правовой формы  их функционирования.

Общественная  организация - совместная деятельность для защиты общих интересов и  уставных целей объединившихся граждан.

Общественное  движение - массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые его участниками.

Общественный  некоммерческий фонд - формирование имущества  на основе добровольных взносов, и иных не запрещенных законом поступлений  и использование его на общественно-полезные цели.

Общественное  учреждение - оказание конкретного  вида услуг, отвечающих интересам участников.

Орган общественной самодеятельности - его  целью является совместное решение  социальных проблем, возникающих у  граждан по месту жительства, работы или учебы. Общественные объединения  также различаются по территориальной  сфере деятельности. В частности  они могут быть: Общероссийскими, Региональными, Межрегиональными и  Местными. В частности общероссийским считается объединение, сфера действия которого распространяется на территории более половины субъектов Федерации  и имеет там свои структурные  подразделения. Межрегиональное - на территории менее половины субъектов Федерации. Региональное действует на территории одного субъекта Российской Федерации, местное           Конституция Российской Федерации  и Закон "Об общественных объединениях" закрепляют за гражданами право на общественные объединения, общественные движения, партии, профсоюзов, предпринимательских  объединений, обществ и ассоциаций13. "каждый гражданин Российской Федерации имеет право на объединение..."14 - это значит, что каждый человек, законно

находящийся на территории Российской Федерации  и обладающий всеми ее правами  и обязанностями имеет право  создавать общественные объединения  и организации для реализации своих общественных, социальных  и политических интересов. Право  на объединения имеют как российские граждане и лица без гражданства, исключением являются политические партии, права на создание и участие  в которых имеют только граждане Российской Федерации15.

Принятие  или вступление гражданина в общественную организацию осуществляется на добровольных началах в соответствиями с условиями, записанными в ее уставе. Ни кто  не может быть принужден ко вступлению в какие-либо общественные организации, а так же пребывания в них. Право на общественные объединения предоставляет гражданину широкий спектр реализации своих интересов непосредственно или вместе с общественной организацией. Конституция Российской Федерации гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Это означает, что общественные объединения создаются без предварительного разрешения государственных органов. Учредить любое общественное объединение могут граждане, достигшие совершеннолетия. В членстве же молодежных и и детских общественных объединений могут состоять лица следующего возрастного критерия: 14 лет (молодежные общественные объединения), 10 лет (детские общественные объединения). В соответствии с политическими целями, общественные объединения оказывают большое влияние и им предоставлена свобода действий в политической жизни общества. В частности за ними закреплено право распространять информацию о своей деятельности, проводить демонстрации, шествия и пикетирования .Им предоставлено право направлять и вносить предложения в органы государственной власти, участвовать в выработке решений органов государственной власти, право защищать членов своих организаций в суде и иных органах местного самоуправления и правоохранительных органах. В частности большое значение имеет действие общественных объединений в предвыборной и выборной компании, если такое им предоставлено, а именно они должны быть зарегистрированы и иметь соответствующие указания в уставах об участии в выборах. Международно-правовые гарантии права на объединение заключаются в том, что каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства этого права16.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Важнейшие права личности.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ  ПРАВА И СВОБОДЫ — одна из групп  основных конституционных прав и  свобод граждан, наряду с личными, социальными, экономическими и некоторыми другими  правами; дают гражданам возможность  участвовать в общественной и  политической жизни страны. Охватывают право на участие в управлении обществом и государством, избирательные  права, право на объединение (свободу  союзов), свободу собраний и манифестаций, свободу информации, право петиций. Обладание П. п. и с. обычно связывается  с принадлежностью к гражданству  данного государства17.

При определении круга политических прав граждан мнение ученых довольно едино. Расхождение наблюдается относительно отдельных прав. Кроме проблем, традиционно относимых к политическим правам и свободам личности, на наш взгляд, к их разряду следует отнести группу (вид) прав, которые опосредствуют комплекс общественных отношений, складывающихся по поводу принадлежности конкретного лица к государству (институт гражданства).

В литературе, как правило, не говорят  о правах человека касающихся гражданства. Более того, бытует мнение, что правовые нормы регулирующие отношения гражданства, не закрепляют непосредственно юридические права лиц. Такая трактовка прав лица по поводу гражданства, на наш взгляд, противоречит нормам международного права о гражданстве, обедняет правовой статус лица в политической сфере превращает человека в существо, полностью зависимое от государства'

Отличительные признаки конституционных прав и  свобод состоят в следующем. Во-первых, это основные права и свободы. Основными они именуются потому, что: а) защищают основные, базовые ценности и интересы личности; б) являются общими для всех без исключения независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания  и др.; в) характеризуются особой юридической формой конституирования, закрепляются в основном законе государства; г) обладают наиболее высокой юридической  силой (весом, или значимостью). Конституционные  права и свободы являются важнейшими, основополагающими для правового  статуса личности, они предопределяют содержание всех иных прав и свобод граждан. Значимость их такова, что  для их обозначения в конституционном  лексиконе используется понятие основных прав и свобод. Термин «основные права и свободы» в этом смысле синонимичен термину «конституционные права и свободы». В таком значении данный термин употребляется в Конституции (ст. 17, ч. 1 ст. 55). Во-вторых, конституционные, или основные, права и свободы человека являются неотчуждаемыми и принадлежат ему от рождения в силу гражданства. В-третьих, конституционные права и свободы в РФ признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. В-четвертых, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность органов законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В-пятых, характеризуются особым механизмом реализации, имеют непосредственно действующий характер, т.е. даже при отсутствии конкретизирующих конституционные права и свободы законов и иных нормативных актов суды, иные государственные органы обязаны принимать решения в защиту таких прав и свобод. В-шестых, ограничение конституционных прав и свобод допускается лишь в случаях, определенных федеральным законом18.

Статья 15 Всеобщей декларации прав человека провозглашает - «Каждый человек имеет право  на гражданство и на его изменение. В соответствии с принципом государственного суверенитета все вопросы относительно условий и порядка признания, приобретения и утраты гражданства регулируются самим государством». Это, однако, не означает, что государство может произвольно устанавливать любые нормы о гражданстве, не считаясь с общественными нормами и принципами международного права. «Личность имеет определенный комплекс прав по поводу гражданства: право быть признанным гражданином конкретного государства, право изменить гражданство и т.д.

К этой группе политических прав и свобод граждан непосредственно примыкает исключительное право иностранных граждан (а также лиц без гражданства) — право убежища. Закрепив право убежища в законодательстве, государство обязано одновременно гарантировать его тем лицам, право которых на получение убежища вытекает из закона. Предоставив убежище, государство охраняет таких лиц, не выдает их тем государствам, где они преследовались за свои прогрессивные взгляды и политическую деятельность.

К разряду политических прав и свобод следует отнести право граждан на защиту своих и чужих прав и интересов. Деятельность граждан по защите своих и чужих прав и законных интересов носит политический характер. О политической природе права на защиту говорит и такой характер. Если гражданин по каким-то причинам не предпринимает попыток к защите своего права или законного интереса, то органы государства, общественные организации, как правило, по своей инициативе встают на защиту нарушенного права или законного интереса личности. Все это дает основание выделить особую группу (вид) политических прав и свобод граждан, направленных на защиту нарушенного права или законного интереса личности. К числу этих прав относятся. право на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество, право обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органах в том числе действия должностных лиц, совершенные с нарушением закона, с превышением полномочий, ущемляющие права граждан (могут быть в установленном порядке обжалованы в суде), право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей, право обвиняемого на защиту и др.

В зависимости от вида благ, которые  лежат в основе политических прав и свобод (что неразрывно связано с отдельными областями (сферами) политической свободы личности), политические права, свободы и законные интересы граждан можно классифицировать на следующие группы (виды): 1) права, опосредствующие принадлежность лица к государству, — отношения гражданства и предоставления убежища (право на гражданство и на его изменение, право убежища); 2) права и законные интересы, вытекающие из принципа равенства граждан перед законом; 3) права, опосредствующие осуществление народовластия, управление делами общества и государства. В их числе права, опосредствующие: а) формирование представительных органов государственной власти (избирательные права); б) участие граждан в осуществлении непосредственной (прямой) демократии (право на участие во всенародных обсуждениях и референдумах (голосованиях), в собраниях по месту жительства и др.; в) участие граждан в работе государственных органов и контроле за их деятельностью (право занимать выборные и иные должности в государственном аппарате, право вносить в государственные органы предложения, обращаться с жалобами на действия должностных лиц в государственные органы (в том числе в суд) и др.; г) участие граждан в управлении делами трудовых коллективов (право участия в собраниях трудовых коллективов и др.); 4) свобода убеждений, мнений, высказываний в любой области общественной жизни; 5) свобода объединений; 6) права, направленные на защиту прав и законных интересов граждан19.

Все виды политических прав и свобод составляют единый комплекс. Они неразрывно и глубоко связаны между собой в их реализации. Вместе с политическими обязанностями они составляют политико-правовой статус — подсистему общего конституционного статуса гражданина. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Проблемы реализации  политических прав  и свобод

Нарушение конституционных прав и свобод граждан  в Российской Федерации, по мнению зарубежных политиков и исследователей –  является одной из ключевых проблем  по построению и сохранению демократического общества и государства в России. Если обратиться к иностранной прессе, то нарушение личных прав и свобод в России – пожалуй, одна из самых  «излюбленных» тем западных журналистов. Иностранный обыватель может  сделать вывод, что в России не признаются права и свободы человека и гражданина, суд контролируется исполнительными властями, страна находится  на пути к диктатуре. Как отмечают исследователи из Европы, в России нарушаются: свобода мысли, право  на свободу и личную неприкосновенность, право на тайну переписки, свобода  передвижения и др.

Информация о работе Политические права и свободы граждан Российской Федерации