Политические права и свободы граждан Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 14:07, курсовая работа

Краткое описание

Конституция закрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права и свободы. Для человека они являются необходимыми условиями обеспечения его достоинства и чести, присущей человеческой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; социальных и экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных для него материальных и духовных потребностей. Поэтому основные фундаментальные права, зафиксированные в конституции государства и важнейших международно-правовых актах, являются правовой базой для производных, но не менее важных прав.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Эволюция конституционного закрепления политических прав и свобод граждан в России………………………………………………………………….4
1.1 Система политических прав и свобод граждан РФ ………………………...8
1.2 Механизм их реализации……………………………………………………16
2.Важнейшие права личности…………………………………………………..19
3. Проблемы реализации политических прав и свобод ………………………22
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая по кпрф.docx

— 64.23 Кб (Скачать)

Сибирский Университет Потребительской Кооперации 
 
 
 
 

Политические  права и свободы граждан Российской Федерации 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

Студента  II курса

Группы  Ю-81

Калининой Галины Федоровны 
 
 
 
 

Новосибирск

2010г.

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Эволюция конституционного  закрепления политических прав  и свобод граждан в России………………………………………………………………….4

1.1 Система политических прав и свобод граждан РФ ………………………...8

1.2 Механизм их реализации……………………………………………………16

2.Важнейшие права  личности…………………………………………………..19

3. Проблемы реализации политических прав и свобод ………………………22

Заключение……………………………………………………………………….26

Список литературы………………………………………………………………28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение.

   Российская  Федерация - демократическое государство. Само понятие "демократии" предусматривает, что власть в Российской Федерации  осуществляется ее гражданами в равных правах и на основании закрепления  этих прав в Конституции Российской Федерации. Каким же образом  реализуются  эти права на основании действующего законодательства и основного закона - Конституции РФ, а также как  основные политические права и свободы  граждан в Российской Федерации, переплетаются с основными личными, социальными и общегосударственными правами.

     Значение  Конституции определяется тем, что  нормы, установленные в ней, должны выступать как форма воплощения государственной воли народа, то есть те задачи, которые ставит перед  собой общество, указываются принципы его организации и жизнедеятельности.

      Конституция закрепляет наиболее важные и социально  значимые для отдельного человека, общества и государства права  и свободы. Для человека они являются необходимыми условиями обеспечения  его достоинства и чести, присущей человеческой личности; естественного  права на участие в решении  вопросов устройства и управления тем  обществом, членом которого он является; социальных и экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных для него материальных и духовных потребностей. Поэтому  основные фундаментальные права, зафиксированные  в конституции государства и  важнейших международно-правовых актах, являются правовой базой для производных, но не менее важных прав.

      Конституционные права и свободы являются главным  элементом конституционного правоотношения, в котором участвует государство  и гражданин. Для гражданина смысл  такого правоотношения состоит в  получении защиты своих прав, а  для государства - в обязанности  предоставить эту защиту. 
 
 
 
 
 

1. Эволюция конституционного закрепления политических   прав и свобод граждан РФ.

           В отличие от основных личных  прав, которые по своей природе  неотчуждаемы и принадлежат каждому  от рождения как человеку, политические  права и свободы связаны с  обладанием гражданством государства.  Это и есть различие, отражаемое  Конституцией: "личные права" - каждому, политические - "гражданам". Связь политических прав с  гражданством не означает, однако, что они носят вторичный характер, производны от воли государства  и не являются естественными  правами каждого гражданина демократического  государства. В силу их характера  эти права нельзя рассматривать  в качестве установленных, предоставленных  государством. Так же как и  личные права человека, государство  их признает, соблюдает и защищает. Политические права  и свободы  -  отражают возможность участвовать в политической жизни и осуществлении государственной власти. Однако этот критерий дает возможность рассматривать многие из так называемых  личных  прав  в числе прав гражданских и политических – например, право на свободу мысли и слова, получение, производство и распространение информации (ст. 29). В  качестве критерия выделения данной группы прав и свобод в относительно самостоятельную группу, думается, целесообразно рассматривать такое понятие как “гражданство”, данное в Законе о гражданстве РФ.1 Кроме того, нужно отметить что, несмотря на естественность и неотчуждаемость этих прав, в полном объеме они могут быть осуществлены по достижении лицом, наделенным гражданством РФ 18 лет (ст. 60 Конституции РФ) – т.е. возраста полной дееспособности. Следует также отметить, что осуществление некоторые политических прав регулируется другими статьями Конституции. Так,  депутатом Государственной думы может быть избран гражданин по достижению им возраста 21 года (ст. 97 КРФ),  для избрания Президентом установлен возрастной ценз в 35 лет (ст. 81 КРФ). Такие ограничения оправданы тем, что, достигнув определенного возраста, гражданин осознает и предвидит последствия своих действий, обладает жизненным опытом и в состоянии нести обязательства, которые, как известно всегда сопутствуют правам.   Политические права являются непременным условием реализации всех других прав граждан, поскольку они образуют основу системы демократии  и выступают как средство контроля за властью.

          Развитие российского конституционного  права прошло три периода и  находится на четвёртом: 1) создание  предпосылок конституционного права  (до Октябрьской социалистической  революции 1917 г.);  2) действие тоталитарного  социалистического конституционного (государственного) права (1917 г. –  конец 80-х гг.); 3) процесс демонтажа  тоталитарного права и перехода  к демократическому конституционному  праву (конец 80-х гг. – 1993г.); 4) создание современного конституционного  права на основе Конституции  России 1993 г.

         В условиях революции 17 октября  1905 г. император Николай 2-й  издал Высочайший Манифест “Об  усовершенствовании государственного  порядка”. Он впервые провозглашал  “незыблемые основы гражданской  свободы” (неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний  и союзов). В соответствии с  Манифестом в 1906 г. были приняты  законы о выборах в Государственную  Думу и о создании Государственного  Совета, а также Свод основных  государственных законов. Это  были первые отчётливо выраженные  конституционные документы России. Манифест 1905 г. и законы 1906 г. положили  начало конституционному развитию  страны, в общем, и развитию  политических прав и свобод  граждан в частности, был создан  парламент, стали действовать  политические партии. Вместе с  тем, Основные законы по-прежнему  устанавливали, что “императору  … принадлежит верховная самодержавная  власть”, повиноваться его власти  не только за страх, но и  за совесть сам Бог повелевает (ст. 4). Статья 9 гласила, что император  “утверждает законы, и без его  утверждения никакой закон не  может иметь своего совершения”.         

          Начало созданию тоталитарного  конституционного права было  положено декретами Октября –  актами первого советского правительства.  Первым актом победившей в  октябре 1917 г. социалистической  революции был Декрет о власти. В середине 1918 г. Всероссийский  съезд советов принял первую  в истории страны Конституцию  Российской Федеративной Советской  Республики. Она провозгласила Россию  республикой советов рабочих,  крестьянских и солдатских депутатов  (ст. 1). Была провозглашена диктатура  пролетариата (в союзе с беднейшим,  а затем – со всем крестьянством). Основной задачей провозглашалось  уничтожение всякой эксплуатации  человека человеком, полное устранение  деления общества на классы, беспощадное  подавление эксплуататоров, установление  социалистической организации общества  и победа социализма во всех  странах (ст. 3). Также было постановлено, что “эксплуататорам не должно  быть места  ни в одном  из органов власти” (ст. 7). Политические  права и свободы (свобода слова, собраний, объединения и др.), а также некоторые социально – экономические права (например на образование) предоставлялось только трудящимся. Активного и пассивного избирательного права были лишены лица, прибегающие к наёмному труду в целях извлечения прибыли; лица, живущие на нетрудовые доходы (проценты с капитала и др.); частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; монахи, служители церкви; служащие и агенты бывшей полиции, охранного отделения, жандармерии, члены царствовавшего дома; осуждённые за корыстные и порочащие преступления; умалишённые.

          После окончания длительной гражданской  войны в 1922 г. был образован  Союз Советских Социалистических  Республик (СССР). В 1924 г. Съезд  советов СССР принял первую  Конституцию СССР, а Конституция  РСФСР 1918 г. заменялась Конституцией 1925 г. Последняя строилась в  соответствии с союзной Конституцией, но сохраняла принципы, заложенные  в “ленинской” Конституции 1918 г. Сохранялись и прежние методы  “классовой борьбы”.

          Переломным моментом в развитии  советского конституционного (государственного) права стал 1936 г. Генеральный секретарь  ЦК Всесоюзной коммунистической  партии (большевиков) (ВКП(б)) И.В.Сталин, в руках которого к тому  времени сосредоточилась огромная  власть , заявил, что социализм в  СССР победил. В 1936 г. была  принята новая Конституция СССР, отражавшая эту установку. В  соответствии с Конституцией  СССР 1936 г. была принята Конституция  РСФСР 1937 г. В соответствии  с Конституцией 1936 г.(а отчасти  ещё до её принятия и принятия  Конституции РСФСР 1937 г.) всем  гражданам были предоставлены  избирательные и другие политические  права, провозглашено равноправие.  Были установлены равные основы  для представительства в советах  городского и сельского населения,  преимущества для рабочего класса  в этой части были отменены. Демократизация же политического  строя имела, однако, преимущественно  внешний характер.

          В 1977 г. была принята новая  Конституция СССР и в соответствии  с ней – Конституция РСФСР  1978 г. Они внесли некоторые  изменения в регулирование экономической  и политической систем общества, правового статуса личности. Конституция  1977 г. перенесла главу о правах  и обязанностях граждан в первую  часть текста, чем подчёркивалось  значение этих положений в  новой обстановке. Однако по-прежнему  права гражданам (особенно политические) предоставлялись только в целях  укрепления социалистической системы и строительства коммунизма. Использование их по иному назначению признавалось правонарушением с вытекающими отсюда суровыми наказаниями (например, за антисоветскую пропаганду и агитацию).

          С конца 80-х гг. в СССР начался  процесс реформ (перестройка). В Конституцию  РСФСР 1978 г. в 1988 и 1990 гг. были  внесены поправки, многие существенные  изменения в обществе проводились  законами и иными актами. В  сфере политических прав и  свобод было разрешено создание  других партий, создана относительно  свободная пресса, допущен идеологический  плюрализм, перестали выносится  суровые приговоры за антисоветские  высказывания, а затем соответствующие  статьи были вообще исключены  из уголовного законодательства.

          После принятия Конституции 1993 г. закрепившей права человека  на основе общечеловеческих ценностей  и общих принципов международного  права, каждый гражданин Российской  Федерации стал обладать широким  спектром политических прав и  свобод в связи с чем П.2 ст. 6 Конституции гарантирует, что  “каждый гражданин Российской  Федерации обладает на ее территории  всеми правами и свободами  и несет равные обязанности,  предусмотренные Конституцией Российской  Федерации”.

Конституция СССР 1936 г. впервые в мире законодательно закрепила принципы и устои победившего  социализма. Она определила основы правового закрепления социалистических производственных отношений, обусловивших социальную сущность нашего государства, и одновременно закрепила основы политической организации советского общества. Совокупность норм, в которых  отразились эти важнейшие начала социалистической системы, составили  первую главу Конституции, названную  «Общественное устройство». В литературе появилась и получила распространение  государственно-правовая категория  общественного устройства, содержание которой составили экономическая  основа, классовая структура и  политическая основа государства, взятые в их единстве. Конституционное регулирование  общественного строя не является всеохватывающим. Оно ограничивается выражением в нормах Конституции  основ социально-экономических отношений; детализируются же эти отношения  нормами других отраслей права. Нормами  государственного права закрепляются, следовательно, конституционные основы общественного строя, в которых  находят проявление важнейшие общественные отношения, определяющие характер политической власти в государстве. Но из данного положения вытекает и вторая сторона понятия общественно-политического строя — отношения, связанные с политической организацией общества и государства. Данные отношения возникают между важнейшими социальными группами и государством по поводу власти, суверенитета всего народа и свободы каждой отдельной личности. Они определяются экономикой и связа­ны с ней единством своего внутреннего содержания. В них находят выражение содержание советской государственной власти, имеющей характер социалистического народовластия, и формы ее осуществления. Таким образом, с политической точки зрения общественный строй и вся организация государства — это две стороны одного явления, ибо государство (или, говоря словами К. Маркса, политический строй) есть не что иное, как официальное резюме общественного строя. Отсюда следует, что общественно-политический строй СССР — это закрепленная Советским государством в его Конституции система основ господствующих социально-экономических отношений и важнейших политических основ государства и общества, выражающих сущность, формы организации и функции деятельности государственной власти в СССР. Советское государственное право принципиально признает необходимость отражения вопросов общественно-политического строя в социалистической конституции. Оно отвергает измышления буржуазной науки, будто эти вопросы являются чисто социологическими. Для буржуазного государственного права и буржуазных конституций характерно дуалистическое отношение к общественно-политическому строю. С одной стороны, все без исключения буржуазные конституции и исходят по существу из основных принципов буржуазного общественного строя, утверждающего капиталистическую систему хозяйства, частную собственность на средства производства, господство диктатуры буржуазии, эксплуатацию человека человеком и т. д. Но, с другой — ни одна из конституций не употребляет даже термина «общественный строй». И это не случайно, поскольку позволяет буржуазии маскировать социальную направленность своих конституций, скрывать эксплуататорскую сущность капиталистического общества. Еще явственнее проявилась противоречивость буржуазных конституций в период империализма. Государство из орудия диктатуры всей буржуазии превратилось в комитет по управлению делами монополий. Но конституции, конечно, не отразили этого существенного изменения. Напротив, буржуазная конституционная доктрина стремится «обосновать» надклассовый характер государственной власти в империалистическом государстве, представить последнее в виде «государства всеобщего благосостояния». Современные конституции по-прежнему говорят о свободе предпринимательства, хотя эта «свобода» ограничена не только для трудящихся, но и для немонополистической буржуазии. Одновременно они старательно обходят то новое, что по­является в процессе развития общественных отношений. В них не получило, например, отражения программирование экономики, которое все чаще применяется в интересах государственно-монополистического капитала. Стремясь завуалировать грабительский характер права частной собственности, конституции зачастую провозглашают ее неприкосновенность, но ссылаются при этом не на необходимость защиты одной из основ буржуазного строя, а на задачу охраны личного права граждан. Все это способствует проведению буржуазными правительствами реакционной антинародной политики, направленной на ликвидацию или ограничение прав и свобод, закрепленных в конституциях, на создание в ряде государств фашистских, авторитарных режимов. Другой особенностью, связанной с двойственностью буржуазных конституций, является их фиктивный характер. Фиктивность буржуазных конституций, когда, по словам В. И. Ленина, «закон и действительность расходятся», чаще всего проявляется в вопросах общественно-политического строя. Советские конституции с самого начала содержали важнейшие установления, демонстрирующие особенности  социалистического  общественного  строя, открыто провозглашая его классово-пролетарский характер, его направленность на уничтожение всякой эксплуатации чужого труда. В первых советских конституциях (1918, 1924 гг.) мы не найдем специальных глав, посвященных общественному строю Советского государства, но это не означает, конечно, что они игнорировали вопросы общественно-политического строя. В данных конституциях содержались статьи, которые четко выражали идею диктатуры пролетариата, раскрывали классовый характер нашего общества и государства, закрепляли полновластие Советов, гарантировали важнейшие политические права для трудящихся и лишали этих прав свергнутые эксплуататорские классы. Тем самым они совершенно ясно воплощали социалистический характер Советского государства в смысле решимости «Советской власти осуществить переход к социализму...». Конституционные права и свободы являются главным элементом конституционного правоотношения, в котором участвует государство и гражданин. Для гражданина смысл такого правоотношения состоит в получении и защиты своих прав, а для государства - в обязанности предоставить эту защиту. Основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им, так как значимость конституционно закрепленных прав выражается в том, что именно их реализация обеспечивает объявление государства как демократического и правового. В каком бы государстве ни находился человек - он является свободным и находится под защитой мирового сообщества, собственного государства, гражданином которого он является, а также государства, в котором он находится. Это состояние свободы не даруется государством, а принадлежат ему от рождения (ст.17 ч.2 Конституции РФ). Часть 1 ст.1 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию демократическим правовым государством с республиканской формой правления. Смысл правового государства раскрывается через ст.2 Конституции: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства”. Поэтому основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им, как необходимое условие его существования. Конституционным правам и свободам свойственны признаки, которые лежат в основе других прав, закрепляемых иными отраслями права. Все права и свободы граждан в той или иной сфере жизни производны от основных прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции. Отличие конституционны прав и свобод заключается в неотделимости их от личности. Человек(гражданин) не вправе отказаться или передать другому лицу такие права. Конституционные права и свободы составляют ядро правового статуса личности и лежат в основе всех других прав, закрепляемых иными отраслями права. Конституция лишь устанавливает принципы, на которых должно строиться текущее законодательство. Характерной особенностью конституционных прав и свобод является то, что они равны и едины для всех без исключения. Так возникновение основных прав и свобод граждан связано с принадлежностью к гражданству Российской Федерации, в связи с чем не приобретаются и не отчуждаются по волеизъявлению гражданина и могут быть утрачены только вместе с утратой гражданства. Политические права составляют одну из сторон совокупности прав и свобод человека и гражданина, гарантируемых Конституцией Российской Федерации. Вместе они составляют систему, охватывающую все сферы существования человека и гражданина. Располагаются они в главе 2 Конституции РФ и не подразделяются на какие-либо группы, но каждое право касается определенной области жизни гражданина, чем и вызвана необходимость классификации прав и свобод. Наиболее распространенным способом стало разделение прав и свобод на группы по важнейшим сферам жизнедеятельности гражданина. Политические права и свободы являются выражением принадлежности власти народу, реализацией народовластия. Особенность их заключается в том, что осуществляются они неиндивидуально, а в сообществе с другими гражданами.

Информация о работе Политические права и свободы граждан Российской Федерации