Политические партии в Республике Беларусь: динамика развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 13:39, реферат

Краткое описание

Процесс формирования многопартийности в Беларуси, как и в других республиках, бывшего СССР, был обусловлен рядом причин: кризисом экономической и политической системы советского общества, развалом Советского Союза и падением авторитета КПСС, снижением влияния коммунистической идеологии; непригодностью однопартийной системы; усилением, особенно в среде интеллигенции, социал-демократических и либеральных идей; провозглашением суверенитета Республики Беларусь и дискуссиями о выборе путей развития.

Файлы: 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ.docx

— 31.92 Кб (Скачать)

Разумеется, официальное  изложение своей идеологии каждой из компартий выглядит иначе. В наибольшей мере это касается ПКБ, представляющей оппозицию нынешней власти и последовательно  защищающей идеи парламентаризма. Однако нынешние компартии, даже если будут  переименованы и сменят свои политические словари, своего стихийного нового левого избирателя будут иметь еще весьма долго.

Иные варианты развития общества были сформулированы не-левой оппозицией - НЛО. Предложенный термин и невольная аббревиатура, наводящая на мысль о летающих тарелках, на наш взгляд, весьма удачно совмещаются. Сегодняшние не-левые, которых часто называют емким словом "демократы", - явление, еще требующее своего опознания в белорусском политическом пространстве. Не-левую оппозицию составляют те, кому удается в равной мере сочетать оппозиционность существующей власти и реформаторские устремления на основе не-коммунистических проектов с большей или меньшей долей либеральных элементов.

Белорусская НЛО рождалась  в русле борьбы за суверенитет, но, в конечном счете, не стала крепить  ряды национал-демократов, а начала создавать самостоятельные политические отряды, ориентированные не только (а иногда и не столько) на лобовое противостояние и активные прямые действия против вертикали по любым поводам, сколько на строительство элементов гражданского общества: создание структур независимого образования, профсоюзов, женских, молодежных, религиозных и правозащитных обществ и объединений. Именно не-левые, как бы тщательно они ни проговаривали свои аналогии с политическими партиями Европы, с кем бы ни пытались дружить в Европе, под какие бы социально-философские идеи Европы ни пытались подгонять свои доктрины, будут всего лишь НЛО и в качестве таковой будут идентифицированы собственным избирателем.

А что же национальная идея? И она была избрана целым рядом  партий, наиболее заметным среди которых  стал Белорусский народный фронт. Более  того, в общественном сознании БНФ  является едва ли не монопольным "держателем" национальной идеи. Национальная идея рождалась как идея борьбы и противостояния. Первоначально это была борьба с  коммунистической идеей, позже - с ее наследником - нынешней белорусской  властью, ориентированной на союз с  Россией. Национальная идея в Беларуси - это всегда идея суверенитета, который  по прошествии почти десяти лет независимости по-прежнему остается в центре общественной дискуссии. Заметим, что для большинства постсоветских стран вопрос о ценности суверенитета давно решен. Беларусь в этом смысле представляет собой исключение. Это и делает идеологическое пространство Беларуси весьма специфичным.

Как основную угрозу носители национальной идеи расценивают разного  рода интеграционные инициативы. Последнее  обстоятельство столь определенно, что способно достаточно точно обозначить сторонников и противников. И  это несомненное преимущество национальной идеологии в ее оппозиционном  варианте. Вместе с тем это позволяет  говорить и о некоторой исчерпанности  ее потенциала, поскольку национальная идея вроде бы не требует пространных  проектных проработок. Национальная идея в белорусском контексте  как идея защиты суверенитета представляется политическим партиям самодостаточной.

Таким образом, можно говорить о складывании (в самом первом приближении) идеологического спектра  политических партий. Дальнейшая идеологическая идентификация во многом будет зависеть от того, сколь интенсивным будет  диалог между партиями по теоретическим  основаниям. Сегодня, на наш взгляд, такой диалог практически не ведется.

УСПЕХИ И ДОСТИЖЕНИЯ

Как уже отмечалось, в  белорусском обществе деятельность политических партий часто вызывает отрицательные оценки. Между тем, объективный анализ их деятельности позволяет говорить как о трудностях, так и о достижениях.

К числу последних можно  отнести, прежде всего, создание региональных структур у целого ряда политических партий. К таковым, например, относятся  БНФ, ОГП, ПКБ, БСДП (НГ) и др. Это свидетельствует  о начале процесса партийного строительства, без которого ни одна партия не может  рассчитывать на какой-либо стабильный политический успех. Перефразируя известное  выражение, можно сказать, что политическое "богатство" партий будет прирастать именно региональными структурами.

В последнее время происходит и постепенная консолидация оппозиционных  политических партий. Определенную роль в этом играют неблагоприятные политические обстоятельства, в которых им приходится действовать и которые так или иначе подталкивают их к объединению. Сама официальная власть, а вслед за ней - официальная пропаганда рассматривают все оппозиционные партии в качестве единого политического субъекта, независимо от их идеологических различий. В этом смысле вечные оппоненты - ПКБ и БНФ - оказываются объединены в силу того простого обстоятельства, что не приемлют официальный курс и заявляют о своих претензиях на власть. Обозначенные понятием "оппозиция", многие политические партии оказались обреченными на альянс, который на сегодняшний день получил свое оформление в Координационном совете политических партий, созданном для ведения переговоров между властью и оппозицией. Между тем, показателем их сознательного стремления к объединению может служить то обстоятельство, что после формального прекращения переговоров Координационный совет продолжает свое существование, проявляя готовность к солидарным действиям. Впрочем, справедливости ради следует заметить, что время наиболее ответственных консолидированных решений еще впереди.

К числу успехов в деятельности политических партий можно отнести  и создание дочерних организаций, которые, действуя как гражданские инициативы, способны более активно контактировать с различными социальными группами. В этой связи можно упомянуть  о создании молодежных и женских  организаций при таких политических партиях, как ОГП, БСДП (НГ), БНФ и  др. Опыт демократических стран показывает, что при определенных условиях они  способны создавать резерв для партийного строительства и будущей политической деятельности.

ПЕРСПЕКТИВЫ

Все это позволяет говорить о том, что в настоящее время  у политических партий Беларуси появились  реальные шансы на их превращение  из политических клубов в массовые организации. В данном случае понятие "массовые" должно рассматриваться  не только и даже не столько как  количественная, сколько как качественная характеристика. Признаками массовой политической партии следует считать  ее программно-идеологическое и организационное  оформление, наличие опыта политической деятельности, а также организованная общественная поддержка.

Последнее обстоятельство вызывает сегодня наибольшие дискуссии. Официальная  пропаганда постоянно акцентирует  внимание на то обстоятельство, что  политические партии не пользуются поддержкой со стороны граждан, объясняя это  тем, что в белорусском обществе само понятие "политическая партия" вызывает отторжение как в силу определенных исторических традиций, так и по причине слабости нынешней оппозиции. Об этом, казалось бы, свидетельствуют и социологические опросы, по результатам которых политические партии в рейтинге доверия действующим общественным институтам неизменно занимают одну из последних позиций.

Означает ли это, что белорусское  общество вынесло окончательный  приговор идее многопартийности как  таковой? Следует остановиться на этом вопросе подробнее.

Известно, что становление  и развитие многопартийности в посттоталитарном обществе во многом зависит от воли властвующей элиты. Общество, долгие годы существовавшее в условиях однопартийности и идеологического монополизма, не может в одночасье приобрести привычку к тому, что называется "цивилизованная политическая деятельность", с такими ее атрибутами, как многопартийность, парламентаризм, рациональное политическое участие и др. Это создает ситуацию, которую можно уподобить замкнутому кругу: для придания политической жизни нового качества необходимо сознательное стремление и определенные политические навыки граждан, которые могут быть приобретены только в условиях иной политической жизни. Системные общественные изменения всегда создают немало подобных замкнутых кругов. Их разрыв возможен только при наличии той самой политической воли, которую демонстрируют политические элиты, в полной мере осознавшие необходимость перемен. Нечто подобное в конце 80-х - начале 90-х годов мы имели возможность наблюдать в ряде соседних стран, ныне называемых постсоветскими.

Беларусь в этом смысле оказалась исключением. С середины 90-х годов здесь произошло оформление реставрационного проекта, который  не предполагал активного участия в политической деятельности никаких иных субъектов, кроме государства. Этому способствовало и установление мажоритарной системы выборов, которая утверждает приоритет персональной конкуренции над партийной, отодвигая партии на периферию политической жизни.

Серьезным препятствием в  развитии политических партий стала  и официальная информационная политика. Государственные белорусские СМИ (а именно они доминируют в национальном информационном пространстве) практически  исключили из сферы общественного  внимания политические партии и "третий сектор". Анализ показывает, что сегодня  в информационных программах белорусского радио и телевидения им уделяется  не более 3% эфирного времени 2. Это создает  своеобразный "эффект отсутствия" политических партий. В данном случае решающую роль играет не столько критика  в адрес их деятельности, сколько  их полное игнорирование. В результате партии, не присутствуя в СМИ, не присутствуют и в общественном сознании. В этих условиях представляется некорректным говорить о наличии или отсутствии общественной поддержки, поскольку  таковая может существовать только относительно известного политического  субъекта.

Разумеется, это не снимает  ответственности и с самих  политических партий. Десятилетний опыт их деятельности содержит немало собственных  ошибок. К ним следует отнести  недостаточное внимание, особенно на первых порах, к собственной проектной  деятельности, эффективной пропаганде, партийному строительству. Энтузиазм  вместо расчета и желаемое вместо действительного - так можно описать  многие действия, предпринимавшиеся  политическими партиями в последние  годы.

Между тем, было бы неправильно  говорить о полном отсутствии общественного  интереса и общественной поддержки  политических партий. Как показывает анализ электоральных предпочтений, в 1995-1996 годах (3 раунда - 5 туров выборов) от 20 до 22% 3 граждан Беларуси были готовы голосовать за кандидатов оппозиционной  ориентации. При этом оппозиционность  практически всегда отождествляется  в сознании нашего избирателя с партийностью. Каждая из оппозиционных политических партий по отдельности, по данным социологических  опросов, редко собирает более 5% сторонников. Однако, как свидетельствуют те же социологи, в целом о своей  готовности голосовать за партийных  кандидатов заявляют сегодня около 30% граждан.

Таким образом, в настоящее  время политические партии находятся  перед важным для своей политической судьбы выбором. С одной стороны, складываются определенные предпосылки  для изменения их статуса и  привлечения к ним общественного  внимания. С другой стороны, само поле политического маневра представляется весьма небольшим. Нетрудно предположить, что политические партии будут вынуждены "играть" по правилам, предложенным не ими. В этой ситуации перспективы  развития партий будут зависеть от того, насколько они смогут использовать данные правила и обернуть их в  свою пользу. Проще говоря, сегодня  речь должна идти не только об идеологических поисках и организационном строительстве, но и об освоении новых политических технологий.

ПРИМЕЧАНИЯ 

1. Предлагаемые вниманию  читателя определения и классификации  разработаны автором совместно  с Г. Максютой и отражены  в ряде совместных публикаций.

2. Данные получены в  рамках проекта "СМИ в политической  системе Беларуси", выполненного  Международным институтом политических  исследований.

3. В данном случае речь  идет о проценте от абсолютного  числа избирателей, а не от  числа принявших участие в  выборах.

 

Вывод:

Множество партий – это  еще не многопартийная система, а  лишь основа для развертывания противоборства идей, а не социальных интересов. Подлинная  многопартийность нуждается в создании специального механизма регулирования: взаимодействия между самими партиями; между партиями и властными структурами; между партиями и обществом.

 Эффективность политической  деятельности партий, оппозиционных  сил во многом зависит от  способности получить поддержку  на выборах, от взаимоотношений  со структурами власти, налаживания  конструктивных переговоров с  ними. Это дало бы возможность  снять недоверие, предвзятость  во взаимоотношениях, создать предпосылки  для согласованности позиций  и цивилизованного решения конфликтов.

 Таким образом, многопартийная  система как постоянный фактор  универсальности и демократичности  общественного строя находится  в Беларуси на первоначальном  этапе становления. Ее формирование  – это долгий и противоречивый  процесс. Реальное состояние политического  спектра будет определяться не  всем наличным состоянием партий, а только теми из них, которые  завоюют доверие народа, включатся  в систему власти и смогут  влиять на ход и осуществление  общественных и государственных  дел, на решение важнейших проблем,  которые стоят перед народом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Политические партии в Республике Беларусь: динамика развития