Политические партии в Республике Беларусь: динамика развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 13:39, реферат

Краткое описание

Процесс формирования многопартийности в Беларуси, как и в других республиках, бывшего СССР, был обусловлен рядом причин: кризисом экономической и политической системы советского общества, развалом Советского Союза и падением авторитета КПСС, снижением влияния коммунистической идеологии; непригодностью однопартийной системы; усилением, особенно в среде интеллигенции, социал-демократических и либеральных идей; провозглашением суверенитета Республики Беларусь и дискуссиями о выборе путей развития.

Файлы: 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ.docx

— 31.92 Кб (Скачать)

Политические  партии в Республике Беларусь: динамика развития

 ИСТОЧНИК: ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ  БЮЛЛЕТЕНЬ ФОНДА СООРОСА "ОТКРЫТОЕ  ОБЩЕСТВО"

Светлана НАУМОВА, кандидат философских наук, Международный  институт                     политических исследований

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ В  РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ

Республика Беларусь —  президентская республика, в которой  существуют политические партии разных идеологий и позиций. Каждая партия по-своему относится к нынешней власти.

Процесс формирования многопартийности в Беларуси, как и в других республиках, бывшего СССР, был обусловлен рядом  причин: кризисом экономической и  политической системы советского общества, развалом Советского Союза и падением авторитета КПСС, снижением влияния  коммунистической идеологии; непригодностью однопартийной системы; усилением, особенно в среде интеллигенции, социал-демократических и либеральных  идей; провозглашением суверенитета Республики Беларусь и дискуссиями  о выборе путей развития.

На территории страны зарегистрировано 15 политических партий.

Партии, поддерживающие политику президента

·         Аграрная партия

·         Белорусская социально-спортивная партия

·         Коммунистическая партия Белоруссии

·         Либерально-демократическая партия

·         Республиканская партия труда и  справедливости

·         Белорусская патриотическая партия

·         Республиканская партия

Оппозиционные партии

·         Партия БНФ

·         Партия «Белорусская социал-демократическая  Громада»

·         Объединённая гражданская партия

·         Белорусская партия объединённых левых  «Справедливый мир» (бывшая Партия коммунистов белорусская)

·         Консервативно-христианская партия —  БНФ

·         Белорусская социал-демократическая  партия (Громада)

·         Социал-демократическая партия Народного  согласия

·         Белорусская партия «Зелёные»

Партии, не зарегистрированные на территории Республики Беларусь

Незарегистрированные  партии и общественные движения, ошибочно причисляемые к партиям

·         Белорусская партия труда

·         Белорусская социал-демократическая  партия (Народная Громада)

·         Белорусская экологическая партия зелёных «БЭЗ»

·         Партия свободы и прогресса (ПСП)

·         Белорусская партия свободы

·         Над Барьером (правозащитное движение)

·         Молодой фронт (оппозиционное движение)

·         Белорусское отделение АКМ (леворадикальное  движение)

·         Революционное действие (анархистское движение)

·         Белорусское отделение НБП (национал-большевики)

·         Белорусская региональная организация  РНЕ (движение русских националистов)

·         Славянский собор Белая Русь (движение русских националистов)

Партии, находящиеся в  процессе создания

·         Белорусская христианская демократия (оппозиционная)

Партии, прекратившие существование

·         Белорусская социалистическая громада (1902-18 гг.)

·         Объединённая еврейская социалистическая рабочая партия (1917-? гг.)

·         Коммунистическая партия Западной Белоруссии (1923—1938 гг.)

·         Белорусская национал-социалистическая партия (1933—1944 гг.)

·         Партия любителей пива (1993—1997 гг.)

·         Белорусская партия женщин «Надзея» (1994—2007 гг.)

Стало уже общим местом говорить о политических партиях  в Беларуси как о слабых, "карликовых", "диванных" структурах. Это утверждение  привычно умещается как в рамках официального, так и оппозиционного политического дискурса. Общая скептическая тональность по отношению к ним прослеживается и в средствах массовой информации. Однако неверно было бы не замечать и другого: политические партии в стране не только сохранились, но и прошли определенный этап развития, который сегодня нуждается в осмыслении и адекватных оценках. История современной многопартийности в Беларуси насчитывает около десяти лет. Десять лет - это не только формальный "юбилейный" рубеж. Это именно тот период, за который любой политический институт проходит этап становления, обретает (либо не обретает) свое место в политическом пространстве страны. Десятилетняя история белорусского партогенеза, которая включает в себя победы и поражения, кризисы и уныние, позволяет говорить об определенных тенденциях и перспективах.

КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ

Формально начало белорусской  многопартийности было положено в 1991 году, когда был зарегистрирован целый  ряд политических партий. Среди них  были такие организации, как Объединенная демократическая партия Беларуси, Белорусская  Социал-демократическая Грамада, которые в своих программных документах открыто заявили о неприятии коммунистической идеи и стремлении влиять на власть и добиваться власти. Заметим также, что в том же 1991 году был зарегистрирован и Белорусский народный фронт, который к тому времени уже имел почти двухлетний опыт политической деятельности (учредительный съезд БНФ состоялся в 1989 году). С этого момента процесс появления новых политических партий приобрел необходимую динамику. Так, в 1994 году было зарегистрировано уже 17 партий, в 1995 - 29, в 1998 - 41.

Становление политических партий в Беларуси имело свои особенности. На наш взгляд, их возникновение  в большей мере было обусловлено  внешними факторами и импульсами. Разумеется, мы говорим о внешнем  влиянии с известной долей  условности, поскольку имеем в  виду не только проникновение западных ценностей и стандартов политической жизни, но и те политические процессы, которые имели место в соседних республиках тогда еще единого  государства. Прежде всего, мы имеем  в виду становление национальных фронтов (с обязательной в то время  добавкой "в поддержку перестройки") в Прибалтике и выход в публичную  политику российской (преимущественно  столичной) либеральной интеллигенции.

Означает ли это, что Беларусь в конце 80-х оставалась "блаженным  островом коммунизма" или, по известному выражению А. Адамовича, "перестроечной  Вандеей"? Подобное утверждение было бы слишком простым для того, чтобы  быть истинным. Однако неверно было бы не замечать и другого. Белорусское общественное сознание на тот момент не было обременено так называемым "оккупационным синдромом", который стал стимулом национальной солидарности в соседних Литве, Латвии и Эстонии. Кроме того, в Беларуси не было и сколько-нибудь основательных традиций диссидентского движения. Последнее утверждение, впрочем, и сегодня вызывает возражения у части национально ориентированной оппозиции. Однако те, кто олицетворял в советские годы сопротивление режиму в Беларуси, тогда, да и сейчас, были мало известны широкой общественности в отличие от таких диссидентов "союзного значения", каковыми являлись академик Андрей Сахаров или писатель Александр Солженицын.

Не будем забывать и  о том, что городское население  Беларуси (а именно оно становится питательной средой для возникновения  оппозиционных настроений) составляли в подавляющем большинстве выходцы  из деревни в первом поколении. Привлеченные в города послевоенной волной урбанизации, эти люди в большинстве своем  воспринимали советский строй через  призму своего личного жизненного проекта. Для них социализм означал  реальное улучшение качества жизни, воплощенного в малогабаритной, но все же городской квартире, поликлинике  рядом с домом, возможности дать детям городское образование  и то, что на советском "новоязе" называлось "хорошим снабжением". Разумеется, сама по себе теория коммунизма была им глубоко безразлична, в то время как практики "реального социализма" их вполне устраивали.

В этих условиях быстрый  старт плюрализма и многопартийности вряд ли был возможен. Однако нельзя отрицать и того, что все же, по известному выражению, "процесс пошел".

В целом процесс партогенеза в Беларуси происходил по традиционной схеме: от аристократических группировок к политическим клубам. Говоря об аристократии, мы, разумеется, не имеем в виду группы людей, объединенных общим благородным происхождением. Речь идет о политической аристократии, которая включает в себя людей с сознательной гражданской позицией и обостренным чувством ответственности за судьбу своей страны. Именно они стояли у истоков политических перемен.

Осуществление первых программных  разработок, обретение опыта политической и (для некоторых партий) парламентской  деятельности способствовали превращению  партий в политические клубы, которые  становились более или менее  заметными субъектами политических процессов. Так, в Верховном Совете XII созыва Белорусский народный фронт  сумел создать свою фракцию, которая  насчитывала 37 человек. При этом ее влияние на парламентскую деятельность было вполне ощутимым.

Важным событием в становлении  белорусской многопартийности можно  считать и принятие в 1994 году Закона "О политических партиях", в  котором было дано определение политической партии, изложен порядок регистрации, зафиксирована минимально необходимая для регистрации численность, а также территориальный принцип организации. Кроме того, ст.5 закона декларировала, что "государство гарантирует защиту прав и законных интересов политических партий".

Определенный толчок к  развитию политические партии получили в 1995 году в связи с выборами в  Верховный Совет XIII созыва. Выборы всегда становятся одним из важнейших моментов в судьбе любой политической партии. Она получает возможность для  прямого общения с гражданами, популяризации своих идей, проектов, лидеров. Даже в условиях усиления авторитарных тенденций, которое стало заметным к 1995 году, некоторые белорусские  политические партии сумели добиться определенных успехов. Таковым, безусловно, можно считать создание в Верховном  Совете XIII созыва фракции "Гражданское  действие" (18 человек), которую в  большинстве своем составили  представители Объединенной гражданской  партии. Своих представителей в парламент  страны провели также БСДГ, коммунистическая и аграрная партии. Особенности белорусской  избирательной системы не позволили  пройти в парламент представителям других оппозиционных партий, многие из которых успешно выходили во второй тур голосования, что также можно  расценивать как относительный  политический успех. Все это позволяло  на тот момент говорить о белорусской  многопартийности как о состоявшемся явлении.

С 1996 года, ставшего драматическим  рубежом в новейшей политической истории Беларуси, начался и новый  этап в деятельности белорусских  политических партий. При этом последние  несколько лет можно назвать  самыми сложными в их развитии. Официальные  власти, которые никогда не стремились к налаживанию эффективной коммуникации с другими политическими субъектами, стали относиться к оппозиционным политическим партиям как антигосударственным образованиям, трактуя их стремление к участию во власти как своего рода подрывную и едва ли не противозаконную деятельность. Сегодня оппозиционные политические партии существуют не благодаря государству, а скорее вопреки его действиям. Достаточно сказать, что после перерегистрации политических партий и общественных объединений, проведенной в 1999 году, в Беларуси осталось 17 политических партий (в начале 1999 года их было 27).

ПОИСК ИДЕОЛОГИИ 

Классический набор признаков  политической партии, как известно, включает в себя и наличие идеологии. Обретение идеологической идентичности лишь на первый взгляд представляется простым. В целом вариантов видения  и объяснения мира не так уж много. В самом общем виде можно сказать, что большинство из них располагается  в смысловом поле между такими глобальными понятиями, как "свобода" и "равенство". Понятно, что конкретных вариантов и комбинаций здесь  может быть великое множество, но и это множество уже получило свое оформление в демократической  политической практике. Однако, как  показывает опыт, простые идеологические аналогии с политическими партиями Европы, отраженные в названиях белорусских  политических партий, еще не означают действительного обретения идеологической идентичности.

Заметим, что особенности  политических доктрин, а также различия между ними, не только не известны широкой  общественности, но далеко не всегда осознаются рядовыми членами политических партий. Выскажем и попытаемся обосновать предположение  о том, что сегодня можно говорить о нескольких самых общих идеологических ориентациях в партийно-политическом пространстве Беларуси 1.

Прежде всего, речь, безусловно, должна идти о некоторых вариациях  на тему левой идеи. Формальное начало дробления белорусских коммунистов  было положено референдумом 1996 года, после  которого в стране появились две  партии, называющие себя коммунистическими: Коммунистическая партия Белоруссии (ортодоксальная по идеологии и практикам) и Партия коммунистов белорусская (менее  ортодоксальная по фразеологии и  уже похожая на еврокоммунизм по практикам).

Во-вторых - и это, пожалуй, самое главное - левая идея, перестав быть монопольной, пережила и содержательную трансформацию вполне в духе времени. Это проявилось в некоторых принципиальных заменах: воинствующего материализма - на "православный атеизм", пролетарского интернационализма - на братство славянских народов, тотальной национализации - на "хорошие стороны рынка" и т.п. На наш взгляд, этот конгломерат сегодня можно назвать "стихийной новой левой" (СНЛ) идеей. Ее сторонники действительно левые (выступают за госсобственность и госконтроль), стихийные (не пользуются какой-либо стройной теорией) и новые (дрейфуют от марксизма-ленинизма к гибриду полудемократии и ксенофобических идей).

В Беларуси СНЛ получила свое оформление в виде президентской "вертикали", во многом копирующей структуру КПСС-овского управления. В этом смысле именно "вертикаль" и может быть названа новой левоконсервативной партией власти.

Информация о работе Политические партии в Республике Беларусь: динамика развития