Политические элиты

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 01:00, доклад

Краткое описание

Теория элит стремится исключить нивелировку, усредненность в оценке влияния людей на власть, отражает неравномерность ее распределения в обществе, соревновательность и конкуренцию в области политической жизни, ее иерархичность и динамизм. Научное употребление категории «политическая элита» основывается на вполне определенных общих представлениях о месте „ роли политики и ее непосредственных носителей в обществе. Теория политической элиты исходит из равноправности и равноценности или даже приоритета политики по отношению к экономике и социальной структуре общества.

Файлы: 1 файл

политические элиты.docx

— 28.58 Кб (Скачать)

ПОЛИТИЧЕСКИЕ  ЭЛИТЫ.  Доклад по Политологии студентки  К-111 Агафонова Анастасии.

1. Возникновение  понятия и теории элит 

1.1.  Происхождение  понятия «политическая элита»

1) Слово «элита» в переводе  с французского означает «лучшее», «отборное», «избранное». В повседневном  языке оно имеет два значения. Первое из них отражает обладание  какими-то интенсивно, четко и  максимально выраженными чертами,  наивысшими по той или иной  шкале измерений. В этом значении термин «элита» употребляется в таких словосочетаниях, как «элитное зерно», «элитные лошади», «спортивная элита», «элитные войска», «воровская элита» и т.п.

2) Во втором значении  слово «элита» относится к  лучшей, наиболее ценной для общества  группе, стоящей над массами и  призванной в силу обладания  особыми качествами управлять  ими. Такое понимание слова  отражало реальности рабовладельческого  и феодального общества, элитой  которого выступала аристократия. (Сам термин «аристос» означает «лучший», соответственно, аристократия — «власть лучших».)

В политической науке термин «элита» употребляется лишь в  первом, этически нейтральном значении. Определяемое в самой общей форме, это понятие характеризует носителей  наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств и функций. Теория элит стремится  исключить нивелировку, усредненность  в оценке влияния людей на власть, отражает неравномерность ее распределения  в обществе, соревновательность и конкуренцию в области политической жизни, ее иерархичность и динамизм. Научное употребление категории «политическая элита» основывается на вполне определенных общих представлениях о месте „ роли политики и ее непосредственных носителей в обществе. Теория политической элиты исходит из равноправности и равноценности или даже приоритета политики по отношению к экономике и социальной структуре общества.

Т. о., политическая элита – относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, обеспечивающая интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных слоев общества и создающая механизм воплощения политических замыслов.

1.2.  Теория элит  Моски.

Он проанализировал проблему формирования политической элиты и  ее специфических качеств. Он считал, что важнейшим критерием вхождения  в нее является способность к  управлению другими людьми, т.е. организаторская  способность, а также выделяющее элиту из остальной части общества материальное, моральное и интеллектуальное превосходство. Хотя в целом этот слой наиболее способен к управлению, однако не всем его представителям присущи лучшие, более высокие  по отношению к остальной части  населения качества.

Отмечая сплоченность группы управляющих и ее господствующее положение в обществе, Моска называл ее политическим классом. Этот класс подвержен постепенным изменениям. Существуют две тенденции в его развитии: аристократическая и демократическая. Первая из них проявляется в стремлении политического класса стать наследственным если не юридически, то фактически. Преобладание аристократической тенденции приводит к «закрытию и кристаллизации» класса, к его вырождению и, как следствие, к общественному застою. Это, в конечном счете, влечет за собой активизацию борьбы новых социальных сил за занятие господствующих позиций в обществе.

Вторая, демократическая  тенденция выражается в обновлении политического класса за счет наиболее способных к управлению и активных низших слоев. Такое обновление предотвращает  дегенерацию элиты, делает ее способной  к эффективному руководству обществом. Равновесие между аристократической  и демократической тенденциями  наиболее желательно для общества, ибо оно обеспечивает как преемственность  и стабильность в руководстве  страной, так и его качественное обновление.

Концепция политического  класса Моски, оказав большое влияние на последующее развитие элитарных теорий, подвергалась критике за некоторую абсолютизацию политического фактора (принадлежности к управленческому слою) в социальном структурировании общества, за недооценку роли экономики. Применительно к современному плюралистическому обществу такой подход во многом неправомерен. Однако теория политического класса нашла неожиданное подтверждение в тоталитарных государствах. Здесь политика приобрела главенствующее положение над экономикой и всеми другими сферами общества и в лице номенклатурной бюрократии сформировался прообраз «политического 'класса», описанного Моской. В тоталитарных государствах вхождение в политическую номенклатуру, приобщение к власти и управлению стали первопричиной экономического и социального господства «класса управляющих».

1.3.  Концепции  Парето и Михельса.

Независимо от Моски примерно в это же время теорию политических элит разрабатывал Парето (1848—1923). Он, как и Моска, исходил из того, что миром во все времена правило и должно править избранное меньшинство — элита, наделенная особыми качествами: психологическими (врожденными) и социальными (приобретенными вследствие воспитания и образования). В «Трактате по общей социологии» он писал: «Нравится это некоторым теоретикам или нет, но человеческое общество неоднородно и индивиды различны физически, морально и интеллектуально». Совокупность индивидов, чья деятельность в той или иной сфере отличается эффективностью, высокими результатами, и составляет элиту.

Она делится на правящую, прямо или опосредованно (но эффективно) участвующую в управлении, и неправящую — контрэлиту — людей, обладающих характерными для элиты качествами, но не имеющих доступа к руководству из-за своего социального статуса и различного рода барьеров, существующих в обществе для низших слоев.

Правящая элита внутренне сплочена и борется за сохранение своего господства. Развитие общества происходит посредством периодической смены, циркуляции двух главных типов элит — «лис» (гибких руководителей, использующих «мягкие» методы руководства: переговоры, уступки, лесть, убеждение и т.п.) и «львов» (жестких и решительных правителей, опирающихся преимущественно на силу).

Крупный вклад  в развитие теории политических элит внес  Р. Михельс (1876—1936).

В обществе действует «железный  закон олигархических тенденций». Его  суть состоит в том, что неотделимое  от общественного прогресса развитие крупных организаций неизбежно  ведет к олигархизации управления обществом и формированию элиты поскольку руководство такими объединениями не может осуществляться всеми их членами. Эффективность их деятельности требует функциональной специализации и рациональности, выделения руководящего ядра и аппарата, которые постепенно, но неизбежно выходят из-под контроля рядовых членов, отрываются от них и подчиняют политику собственным интересам, заботятся в первую очередь о сохранении своего привилегированного положения. Рядовые же члены организаций недостаточно компетентны, пассивны и проявляют равнодушие к повседневной политической деятельности. В результате любой, даже демократической организацией всегда фактически правит олигархическая элитарная группа. Такие наиболее влиятельные группы, заинтересованные в сохранении своего привилегированного положения, устанавливают между собой различного рода контакты, сплачиваются, забывая об интересах масс.

В трудах Моски, Парето и Михельса понятие политической элиты получило уже достаточно ясные очертания. Были намечены ее важнейшие свойства, параметры, позволяющие разграничивать и оценивать различные элитарные теории современности (эти параметры будут использоваться ниже). К ним относятся:

1)      особые  свойства, присущие представителям  элиты;

2)      взаимоотношения,  существующие внутри элитарного  слоя и характеризующие степень  его сплоченности, интеграции;

3)      отношения  элиты с неэлитой, массой;

4)      рекрутирование элиты, т. е. как и из кого она образуется;

5)      роль (конструктивная  или деструктивная) элиты в  обществе, ее функции и влияние.

2. Основные направления  современной элитарной теории.

2.1.  Макиавеллистская  школа

Исторически первой группой  теорий, не утративших современной  значимости, являются уже вкратце  рассмотренные концепции макиавеллистской школы (Моска, Парето, Михельс и др.). Их объединяют следующие идеи:

1. Особые качества элиты,  связанные с природными дарованиями  и воспитанием и проявляющиеся  в ее способности к управлению  или хотя бы к борьбе за  власть.

2. Групповая сплоченность  элиты. Это сплоченность группы, объединяемой не только общностью  профессионального статуса, социального  положения и интересов, но и  элитарным самосознанием, восприятием  себя особым слоем, призванным  руководить обществом.

3. Признание элитарности  любого общества, его неизбежного  разделения на привилегированное  властвующее творческое меньшинство  и пассивное, нетворческое большинство.  Такое разделение закономерно  вытекает из естественной природы  человека и общества.

4. Формирование и смена  элит в ходе борьбы за власть. Господствующее привилегированное  положение стремятся занять многие  люди, обладающие высокими психологическими  и социальными качествами.

5. В общем конструктивная, руководящая и господствующая  роль элиты в обществе.

Макиавеллистские теории элит подвергаются критике за преувеличение  значения психологических факторов, антидемократизм и недооценку способностей и активности масс, недостаточный  учет эволюции общества и современных  реальностей государств «всеобщего благоденствия», циничное отношение  к борьбе за власть. Такая критика  во многом не лишена оснований.

2.2.  Ценностные  теории

1. Принадлежность к элите  определяется обладанием высокими  способностями и показателями  в наиболее важных для всего  общества сферах деятельности. Элита  — наиболее ценный элемент  социальной системы, ориентированный  на удовлетворение ее важнейших  потребностей. В ходе развития  у общества отмирают многие  старые и возникают новые потребности,  функции и ценностные ориентации.

2. Элита относительно  сплочена на здоровой основе  выполняемых ею руководящих функций. 

3. Взаимоотношения между  элитой и массой имеют не  столько характер политического  или социального господства, сколько  руководства, предполагающего управленческое  воздействие, основанное на согласии  и добровольном послушании управляемых  и авторитете власть имущих. Ведущая  роль элиты уподобляется руководству  старших, более знающих и компетентных  по отношению к младшим, менее  осведомленным и опытным. Она  отвечает интересам всех граждан.

4. Формирование элиты — не столько результат ожесточенной борьбы за власть, сколько следствие естественного отбора обществом наиболее ценных представителей. Поэтому общество должно стремиться совершенствовать механизмы такой селекции, вести поиск рациональной, наиболее результативной элиты во всех социальных слоях.

5. Элитарность — условие эффективного функционирования любого общества. Она основана на естественном разделении управленческого и исполнительского труда, закономерно вытекает из равенства возможностей и не противоречит демократии. Социальное равенство должно пониматься как равенство жизненных шансов, а не равенство результатов, социального статуса.

Ценностные представления  о роли элиты в обществе преобладают  у современных неоконсерваторов, утверждающих, что элитарность необходима для демократии. Но сама элита должна служить нравственным примером для других граждан и внушать к себе уважение, подтверждаемое на свободных выборах.

2.3.  Теории демократического элитизма.

Сторонники демократического элитизма, ссылаясь на результаты эмпирических исследований, утверждают, что реальная демократия нуждается как в элитах, так и в массовой политической апатии, поскольку слишком высокая политическая партиципация угрожает стабильности демократии. Элиты необходимы, прежде всего, как гарант высокого качественного состава руководителей, избранных населением. Сама социальная ценность демократии решающим образом зависит от качества элиты. Руководящий слой не только обладает необходимыми для управления свойствами, но служит защитником демократических ценностей и способен сдержать часто присущий массам политический и идеологический иррационализм, эмоциональную неуравновешенность и радикализм.

3. Типология элит

В зависимости  от источников влияния элиты подразделяются на:

-наследственные, например аристократия

-ценностные — лица, занимающие высокопрестижные и влиятельные общественные и государственные позиции

-властные — непосредственные обладатели власти

-функциональные — профессионалы-управленцы, имеющие необходимую для занятия руководящих должностей квалификацию.

Среди элит различают:

 -правящую, непосредственно обладающую государственной властью

-оппозиционную (контрэлита)

-открытую, рекрутирующуюся из общества

-закрытую, воспроизводящуюся из собственной среды, например, дворянство.

Сама элита  делится на высшую и среднюю.

Высшая элита непосредственно влияет на принятие решений, значимых для всего государства. Принадлежность к ней может быть обусловлена репутацией, например, неофициальные советники президента, его «кухонный кабинет», или положением в структурах власти. В западных демократиях на каждый миллион жителей приходится примерно 50 представителей высшей элиты. Среди самой высшей элиты часто выделяют ядро, характеризующееся особой интенсивностью коммуникаций, взаимодействия и насчитывающее обычно 200—400 человек.

Информация о работе Политические элиты