Политическая жизнь: её основные формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 19:58, реферат

Краткое описание

Политическая жизнь — это совокупность духовных, чувственных, эмоциональных и практических предметных форм политического бытия человека и общества, которая характеризует их отношение к политике и участие в ней; это реальный процесс воспроизводства политической деятельности и политических отношений, обусловленный общественными и личными интересами, удовлетворение которых за¬висит от механизма функционирования политической власти и реализуемой ею политики.

Оглавление

1. Политическая жизнь: общетеоретический аспект………………3
1.1.Сущность, содержание и условия формирования………......3
1.2. Характеристика политической жизни……………………........4
2. Функционирование политической жизни………………………...6
2.1. Институциональный уровень…………………………………..6
2.2. Представительный уровень………………………………....... 8
2.3. Индивидуальный уровень………………………………………9
3. Основные формы политической жизни…………......................11
4. Демократические параметры политической жизни…………..12
4.1. Политический плюрализм………………………………..........12
4.2. Организация контроля за политической властью………....13
4.3. Политический порядок………………………………...............14

Файлы: 1 файл

Российский Государственный Университет.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

Политическая  стабильность — состояние общества, характеризующееся относительным согласием основных социальных и политических сил по поводу целей и методов общественного развития. Она основывается на балансе совпадающих и противостоящих интересов действующих социальных групп, на разрешении возникающих противоречий и конфликтов в результате консенсуса. Такого рода политическая стабильность характерна для демократических обществ.

К условиям, обеспечивающим политическую стабильность, относят:

-экономический  рост, сопровождаемый увеличением численности средних слоев населения («среднего класса») и соответствующими изменениями в их политической культуре;

-высокий уровень  политической культуры, позволяющий  согласовывать  противоречивые  интересы, цели, позиции;

-наличие демократических традиций, толерантности, уважительного отношения к закону и лояльного—к политическим институтам, соблюдение определенных правил участниками политического процесса;

-обеспечение свободного доступа к политическим институтам нетрадиционных социальных групп (ранее не участвовавших в политике),  что позволяет сохранять лояльность масс по отношению к политической системе в целом;

-возможность  реализации экономических интересов большинством социальных групп. Отсутствие стабильности порождает стремление «обиженных» «нажать» на государственные органы с целью получения материальных преимуществ.

 

Возникает цепная реакция: группы втягиваются в своеобразное соревнование по «выколачиванию» материальных благ, а поскольку власти не могут обеспечить всех в одинаковой мере, открывается широкое поле для конфликтов, конфронтации, социальной напряженности.

 

Политическая  стабильность — предмет особой заботы правящей политической элиты.

 

Для этого она использует следующие меры:

 

1. Социально-политическое маневрирование.

Оно включает различные средства для ослабления противодействия властям самой ущемленной части общества. Наиболее распространенным средством социального маневрирования выступает перераспределение общественного богатства с учетом интересов «проигрывающих» групп, что позволяет частично ослабить социальную напряженность. Спектр методов социально-политического маневрирования достаточно широк— от сепаратных сделок, временных политических блоков до провозглашения популистских лозунгов, способных отвлечь общественное внимание.

 

2. Политическое  манипулирование.

Это массированное воздействие  через средства массовой информации с целью формирования общественного  мнения нужной направленности

.

3. Введение  оппозиционных сил в политическую систему и постепенная их адаптация и интеграция.

 

4. Применение  силы.

Эта мера, как показывает практика, наименее эффективна.

 

Позитивную роль в  достижении политической стабильности могут сыграть: формирование коалиционного правительства (правительства национального доверия), переговоры между противостоящими политическими силами и т. п. Не менее важное значение имеет и учет допущенных в свое время ошибок, порождавших дестабилизационные процессы. Например, использование в политической деятельности средств, не адекватных цели. Известно, что средства, применяемые в политике, могут искажать цель. Вольное обращение со средствами в социально-политических преобразованиях (попытки сократить путь развития или выпрямить его и т. п.) ведет к абсолютизации политических претензий отдельных деятелей в ущерб интересам человека и общества. Если средства для достижения цели не созрели, то деятельность, как правило, переводится в сферу идеологической полемики.

Для реализации новых  целей нужен и новый уровень  культуры политической деятельности, ее цивилизованности. Если этого нет, степень упорядоченности политического процесса резко снижается. Реакция не подготовленного к переменам большинства населения на неблагоприятные ситуации может оказаться разрушительной. Ориентация на разрушение особенно опасна. Она приводит к тому, что разрешение проблем растягивается на десятилетия и достигается слишком высокой ценой для народа. Опыт показывает, что страны, отдающие предпочтение ценностям порядка, достигают наибольших успехов в своем развитии.

На институциональном уровне политическая жизнь, функционируя на основе определенных принципов, поддается программированию и регулированию. Однако для ее оптимального функционирования необходимы механизмы, противостоящие государственному регулированию и выражающие многообразные интересы социально-политических общностей.

 

2.2. Представительный  уровень.

В   любом   демократическом обществе, политическая жизнь находит свое проявление и на представительном уровне. Субъектами политической жизни в рамках в негосударственных институтов и организаций являются группы по интересам, политические партии, профсоюзы, корпоративные объединения и др. На этом уровне формируются специфические групповые интересы и потребности различных социальных субъектов. Группы по интересам пытаются оказывать влияние на тех, кто управляет, и добиться принятия соответствующих решений. Широкое представительство интересов может гарантировать эффективность воздействия общественности на политические процессы. Адекватное представление у правительства об актуальных интересах населения и своевременная ответная реакция на них предотвращают социальные взрывы и обеспечивают поддержку населением правящей элиты.

Группы по интересам со временем могут оформиться в политические партии на основе превращения групповых интересов в политические. Так, в Великобритании в концеXIX в. тред-юнионы были группами интересов, а в 1900 г. они помогли сформировать лейбористский комитет по выдвижению рабочих в парламент, который в 1906 г. стал лейбористской партией. Сформировавшиеся политические партии стремятся закрепить свои интересы политической властью, обеспечивая свое представительство во властных структурах, и создать условия для свободной деятельности оппозиции.

На представительном уровне осознанные интересы преобразуются в альтернативные политические программы по отношению к правительству, активизируется деятельность по их реализации на государственном уровне.

В негосударственные образования являются интегрирующим звеном между государством и обществом (заметим, что при господстве в обществе одной политической партии политическая система отождествляется с политикой конкретных руководителей, а потому критика руководства механически переносится на систему в целом. В многопартийной системе обвинения правящей партии не распространяются на систему).

В представительной системе  корпоративизма политика вырабатывается посредством взаимодействия между  государственным аппаратом и ограниченным кругом влиятельных организаций (бизнеса, профсоюзов). Корпоративные организации получают монопольное право на представительство своих интересов в обмен на их подчинение определенным ограничениям со стороны государства. Складывается своеобразное «партнерство» бизнеса, профсоюза и государства на основе объединения узкогрупповых и общегосударственных интересов.

Особо следует выделить деятельность криминальных структур. Она направлена на дезорганизацию регулятивных функций политического режима, что подрывает доверие населения к легальным средствам реализации назревших потребностей.

Сам факт существования  криминальных интересов подрывает доверие граждан к политическим ценностям. Человек отчуждается от политики, контакт гражданина с государством становится возможным лишь на принудительной основе, что особенно опасно в кризисных ситуациях.

Таким образом, представительные институты являются необходимым  инструментом реализации политического  процесса, через них происходит своеобразное проникновение специфических групповых интересов в государственную политику.

 

2.3. Индивидуальный уровень.

Если на институциональном  уровне формируется общая политическая воля и приоритетным является государственный интерес, на представительном — групповой, то на индивидуальном — частный. Субъектами политической жизни на этом уровне выступают независимые граждане, способные объединяться в массовые движения. Эти движения приобретают встречный характер по отношению к институциональным властным структурам.

Особенностью политической жизни на индивидуальном уровне является спонтанность и стихийность ее проявления — свободное формирование и изложение интересов, мнений, воли неорганизованных людей. Возможность протекания спонтанных процессов в жизни общества обеспечивается наличием суверенитета народа и автономности личности. Независимые граждане не приемлют организации и давления сверху, и потому движения, в которые они объединяются, развертываются спонтанно на основе естественной целесообразности.

Одной из форм спонтанного  движения является гражданское неповиновение.

Это — символическое  нарушение некоего  правила,  ультимативное  средство  обращения  к большинству с тем, чтобы оно еще раз оценило свое решение и по возможности пересмотрело его. Это возможно в правовом государстве, так как нарушители обосновывают свой протест в свете конституционных принципов. Кроме того, широко распространены массовые протесты, связанные с ухудшением жизненного уровня, отравлением окружающей среды и т. д.

Спонтанные процессы власть имущие стремятся использовать в своих интересах (с помощью бюрократического аппарата), добиваясь иногда бюрократизации массового движения и выхолащивания из него свободных импульсов. Само по себе спонтанное движение может приводить к негативным результатам. Более того, возможно проникновение в структуры неорганизованного движения деструктивных эгоистических индивидуальных и групповых интересов, в результате чего спонтанный процесс может быть направлен в разрушительное русло. Отсюда следует, что спонтанное движение нуждается в саморегуляции и самозащите. Высвобождение спонтанных сил снизу не должно сводиться к выражению лишь частных интересов, оно должно вести к раскрепощению парализованной политической энергии. Административная политическая власть не может ограничивать себя сама, ее надо ограничивать властью тех, кто выражает интересы других. Кроме того, свободные формы жизни общества должны иметь возможность трансформироваться. Самоорганизующееся движение приобретает свой нормативный фундамент, определенный уровень правосознания и политической культуры и становится способным добиваться выражения своих требований и их удовлетворения.

Для неорганизованной политической жизни характерно самодеятельное  политическое  творчество   (производство новых идей, концепций). Спонтанное движение подпитывает официальную политическую жизнь нововведениями, приближает власть к насущным потребностям и интересам той части населения, которая не поддается целенаправленному воздействию, обеспечивает динамизм политической жизни. В современных условиях новые формы спонтанного движения выступают в качестве противовесов бюрократическим официальным институтам.

Для спонтанного развития политической жизни необходима свобода, поскольку, во-первых, у государства нет возможности рационально оценить все то, что происходит в общественной жизни; во-вторых, порядок, организуемый сверху, не может предусмотреть все правила управления обществом; в-третьих, через спонтанную политическую жизнь осуществляется «вхождение» в политику требований естественной целесообразности и обеспечивается учет естественных потребностей людей.

Существуют два способа  регулирования взаимодействия и развития социально-политических интересов: конфликтный и консенсусный.

Конфликтный — преодоление или даже ликвидация определенной группы интересов. При таком способе исключается совместный поиск истины, сотрудничество невозможно, единственное средство — насилие. Разрушив групповые интересы, власть все-таки не в состоянии уничтожить объективные условия, которые их породили, а потому рано или поздно подавленные интересы все равно воспроизводятся.

Консенсусный способ основан на признании наличия разнообразных интересов и, их носителей естественным состоянием общества. Сторонники этого способа исходят из необходимости согласования интересов. Они ведут совместный поиск и отбор целесообразных форм социально-политической организации. Этот способ направлен на регулирование интересов.

Общая характеристика политической жизни не исключает ее конкретизации  с учетом исторической судьбы народа, государственного устройства, политического режима, национальной психологии, состояния культуры.

 

3. Основные формы политической жизни.

Для того, чтобы более  конкретно представить себе политическую жизнь общества, необходимо рассмотреть основные ее формы.

Критерием для выделения основных форм политической жизни является наличие автономности и специфичности функций, связанных с властными отношениями.

Можно выделить следующие структурные компоненты политической жизни общества:

 

  1. государство (представительные и исполнительные органы власти, суд, прокуратура, органы юстиции, милиция, органы государственной безопасности и др.);
  2. политические партии и политические движения;
  3. общественные организации и иные ассоциации и объединения людей в той мере, в какой они вовлечены в политические отношения, в том числе и международные политические отношения;
  4. средства массовой информации;
  5. политические и правовые нормы, принципы и традиции, регулирующие политические процессы и отношения в обществе;
  6. политическое сознание, политическая идеология, политическое общественное мнение; политика и политическое руководство, политическое лидерство;
  7. политическая культура как совокупность политических ценностей, образцов политического поведения, затрагивающих взаимоотношения граждан и власти;
  8. политическая деятельность.

Информация о работе Политическая жизнь: её основные формы