Политическая жизнь общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:23, контрольная работа

Краткое описание

При изучении данной темы нами были поставлены следующие задачи:
1) изучить историческую научную, теоретико-методологическую и учебную литературу по проблеме исследования;
2) рассмотреть основы новой экономической политики: причины введения, основные направления, противоречия, итоги и значение;
3) изучить тему индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства;
4) дать характеристику политической жизни общества изучаемого периода.

Оглавление

Введение
I. Новая экономическая политика: причины введения, основные направления, противоречия, итоги и значение
II. Индустриализация страны и коллективизация сельского хозяйства
III. Политическая жизнь общества
Заключение
Список литературы……………………

Файлы: 1 файл

курс на победу социализма.doc

— 108.00 Кб (Скачать)


Содержание

Введение

I. Новая экономическая политика: причины введения, основные направления, противоречия, итоги и значение

II. Индустриализация страны и коллективизация сельского хозяйства

III. Политическая жизнь общества

Заключение

Список литературы………………………………………………………………21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В первой половине 20-х годов XX века главная задача внутренней политики Советского правительства состояла в восстановлении разрушенного хозяйства, создании материально-технической и социокультурной основы для построения социализма, обещанного большевиками народу.

Во второй половине 20 –х годов важнейшей задачей экономического развития стало превращение страны из аграрной в индустриальную, обеспечение ее экономической независимости и укрепление обороноспособности. Неотложной потребностью была модернизация экономики. Таким образом, руководящей партией, советским правительством был определен основной курс на победу социализма.

При изучении данной темы нами были поставлены следующие задачи:

1) изучить историческую научную, теоретико-методологическую и учебную литературу по проблеме исследования;

2) рассмотреть основы новой экономической политики: причины введения, основные направления, противоречия, итоги и значение;

3) изучить тему индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства;

4) дать характеристику политической жизни общества изучаемого периода.

В целом экономические реформы 20 – 30–х годов XX века, объяснялись нарастающим экономико-социальным кризисом, кроме того, постепенно была исчерпана надежда на скорую мировую революцию и материально-техническую помощь мирового пролетариата, что привело к пересмотру руководством страны внутриполитического курса, и крупномасштабному изменению экономики страны.

 

 

I. Новая экономическая политика: причины введения, основные направления, противоречия, итоги и значение

 

К началу 20-х гг. страна столкнулась не только с социально-политическим, но и с тяжелей­шим экономическим кризисом. Промышленность, транспорт, финансовая система России в результате мировой и гражданской войн были подорваны.

Новая экономическая политика, начатая на Х съезде РКП(б), представляла собой целую систему мер по возрождению экономики России. Главные усилия были направлены против разрастающегося продовольственного кризиса, ликвидировать который можно было только путем подъ­ема сельского хозяйства. Было принято решение раскрепо­стить производителя, дать ему стимулы для развития хозяйства. Сначала это предполагалось достигнуть путем за­мены продразверстки продналогом. Размер налога был значительно меньше разверстки, он носил прогрессивный характер, то есть уменьшался в случае, если кресть­янин заботился об увеличении производства, и позволял крестьянину свободно распоряжаться излишками про­дуктов, которые у него оставались после сдачи налога[1].

Поскольку крестьянству об изменении экономической поли­тики стало известно поздно, в разгар посевной кампании, то оно не решилось пойти на резкое увеличение посевных площадей. К тому же положение в сельском хозяйстве обострилось в результате засухи, которая поразила основ­ные зерновые районы России и вызвала сильный неуро­жай и голод. Количество голодающих в 1921 г. по разным оценкам составляло от 10 до 22 млн. человек. Большое число голодающих стало покидать районы бедствия и уст­ремилось в более благополучные местности. Огромные средства государству пришлось выделить на помощь го­лодающим, была использована помощь, поступившая от международных организаций.

В 1922 г. были продолжены реформы в сельском хозяйстве. Продналог был сокращен еще на 10% по сравнению с предыдущим годом и было объявлено о том, что крестьянин становился свободным в выборе форм землепользования. Ему разрешались наем рабочей силы и аренда земли. Это позволило крестьянину осознать преимущества новой экономической политики, и он начал наращивать производство зерна и собирать большой урожай. После сдачи государству налога у крестьянина появлялись излишки, которыми он мог распоряжаться свободно и реализовывать их на рынке.

Правительство пошло на создание условия для свободной реализации излишков продукции сельского хозяйства. Этому способствовали коммерческая и финансовая сторо­ны новой экономической политики. О свободе торговли хлебом было объявлено одновременно с переходом от разверстки к продналогу. Но сначала это понималось как прямой продуктообмен между городом и деревней. Преимущест­во отдавалось обмену через кооперативы, а не через ры­нок. Крестьянству такой обмен показался невыгодным и В.И. Ленин уже осенью 1921 г. признал, что товарообмен между городом и деревней сорвался и вылился в куплю-продажу по ценам «черного рынка». Пришлось пойти на снятие ограничений свободной торговли, поощрить роз­ничную торговлю и поставить частника в равные условия в торговле с государством и кооперативами[2].

Разрешение торговли потребовало наведение по­рядка в финансовой системе, которая в начале 20-х гг. существовала лишь номинально. Государственный бюджет составлялся формально, также формально утверждались сметы предприятий и учреждений. Все расходы покрыва­лись путем печатания ничем не обеспеченных бумажных денег, поэтому размеры инфляции были бесконтрольными.

Уже в 1921 г. государство предпри­няло ряд шагов, направленных на восстановление финансовой политики. Был утвержден статус Государственного банка, который переходил на принципы хозрасчета и был заинте­ресован в получении доходов от кредитования промыш­ленности, сельского хозяйства и торговли. Разрешалось создавать коммерческие и частные банки. Частные лица и организации могли держать в сберегательных кассах и банках любые суммы денег и без огра­ничений пользоваться вкладами. Правитель­ство прекратило бесконтрольно финансировать промыш­ленные предприятия, которые должны были платить налоги в бюджет и приносить доход государству.

Затем были приняты меры по стабилизации российской валю­ты, которые осуществлялись в течение 1922—1924 гг. В результате реформы в СССР была создана единая денежная система, выпущены червонцы, ставшие твердой валютой, а также казначейские билеты, серебряная и медная монета[3].

Наиболее сложно происходило возрождение про­мышленности. Промышленная политика состояла в денационализации большой части предприятий; передаче мелких и средних предприятий в руки частного и акционерного капиталов; пере­ориентации части крупных предприятия на выпуск продукции широкого по­требления и сельскохозяйственного назначения; переводе крупной промышленности на хозрасчет при расширении самостоятельности и инициативы каждого предприятия, создании трестов и синдикатов и др. Однако промышленность плохо поддавалась реформированию, и принятые меры привели к остановке большой части промышленных предприятий.

В середине 20-х гг. развитие советской экономики носило противоречивый характер. С одной стороны, успехи новой экономической по­литики в возрождении экономики страны были оче­видны. Сельское хо­зяйство практически восстановило уровень до­военного производства, российский хлеб вновь стал продаваться на мировом рынке и в деревне стали накап­ливаться средства для развития промышленности. Окрепла финансовая система государства, правительство проводило жесткую кредит­ную и налоговую политику.

С другой стороны, положение в промышленности, особенно, в тяжелой, выглядело не слишком хорошим. Промышленное производство к середине 20-х гг. далеко еще отставало от довоенного уровня, замедленные темпы его развития вызывали огромную безработицу, ко­торая в 1923—1924 гг. превысила 1 млн. человек.

Новая экономическая политика про­шла через серию острейших эконо­мических кризисов. В 1923 г. диспропорция между наращивающим темпы развития сельским хозяйством и практически остановившейся промышленностью вызвала «кризис цен», или «ножницы цен». В результате цены на сельхоз­продукты резко снизились, а цены на промтовары продол­жали оставаться высокими. На этих «ножницах» деревня теряла половину своего платежеспособ­ного спроса. Обсуждение «кризиса цен» вылилось в партийную от­крытую дискуссию, и выход был найден в при­менения экономических методов. Цены на промтовары были снижены, а хороший урожай в сельском хозяйстве позволил промышленности обрести широкий и емкий рынок для сбыта своих товаров.

В 1925 г. начался новый кризис, спровоцированный частными торговцами сельхозпродуктов. Спекуляция ими привела к тому, что цены на сельхозпродукты резко повыси­лись и основная прибыль пошла в руки наиболее зажиточ­ных крестьян. Среди большевиков вновь вспых­нула дискуссия о «кризисе цен». Вновь по­бедили сторонники продолжения поощрения развития аграр­ного сектора и дальнейших уступок крестьянству. Однако были приняты поспеш­ные меры по ограничению частника на рынке, что приве­ло к его дезорганизации.

Новый кризис экономической политики был связан с хле­бозаго­то­вительными трудностями зимы 1927/28 г., вошедшими в историю как «хлебная стачка». Крестьяне решили не сдавать хлеб государству, решив придержать его до весны, когда цены на него поднимутся. В результате в крупных городах страны возникли сбои в снабжении населения продуктами питания и правительство вынуждено было пойти на введение карточной системы распределения продуктов. В ходе поездки в Сибирь в январе 1928 г. И.В. Сталин предложил применить чрезвычайные меры давления на крестьян при проведении хлебозаготовок, в том числе использование уголовного кодекса для укрывателей зерна, насильственное изъ­ятие зерна у крестьян, использование заградительных отрядов и т.п. Как только хлебозаготовительные трудности вновь повтори­лись зимой 1928/29 г. сторонники применения хозяйственных методов разре­шения кризиса хлебозаготовок были сняты с постов, а новая экономическая политика была отброшена. Имеется немало причин, которые привели к отмене новой экономической политики. Одно из них было связано с непропорциональным развитием основ­ных отраслей народного хозяйства страны. Успехи в вос­становлении сельскохозяйственного производства и яв­ное отставание темпов возрождения промышленности вели нэп через полосу экономических кризисов, решить которые чисто хозяйственными методами было чрезвы­чайно трудно. Другое противоречие сложилось между экономикой, которая носила многоукладный характер, и однопартийной политической систе­мой, рассчитанной на использование административно-командных методов управления.

 

II. Индустриализация страны и коллективизация сельского хозяйства

 

В конце 20-х гг. произошла смена экономической стратегии страны. Вместо новой экономической политики стала проводиться в жизнь политика форсированной индустриализации. Первый пятилетний план развития народного хозяйства /1928/29 – 1932/33 гг./ разрабатывался и был принят с учетом принципов нэпа и в частности был рассчитан на сбалансированное развитие всех основных отраслей народного хозяйства. В 1929 г. Сталин заявил о необходимости пере­смотра заданий первого пятилетнего плана в сторону их существенного увеличения.

Для руководства экономикой были созданы новые органы управ­ления. В 1932 г. был ликвидирован ВСНХ, а вместо него сначала образовано 4 отраслевых наркомата, а к концу 30-х годов их количество возросло до 20. Нар­коматы со строгой вертикальной структурой подчинения, доходящей до каждого отдельного предприятия, были идеальной формой для внедрения в экономику административно-командных методов управле­ния.

В условиях экономического кризиса, охватившего капиталистический мир в 1929 г., советской стране трудно было рассчитывать на получение внешних источников финансирования индустриализации. Приходилось рассчитывать только на внутренние источники накопления средств и прежде всего на сельское хозяйство. Форсированную индустриализацию и коллективизацию сельского хозяйства необходимо рассматривать как две стороны одного и того же процесса, направленного на ускорение темпов социально-экономического разви­тия. Не случайно начало массовой коллективизации также приходится на 1929 г.[4]

В области промышленности новые показатели первого пятилетнего плана выглядели следу­ющим образом: по чугуну вместо 10 млн. т. было утвер­ждено 17 млн. т., по тракторам вместо 53 тыс. шт.— 170, по автомашинам вместо 100 тыс. шт.— 200.

Для того чтобы обеспечить выполнение производст­венных заданий, стоящих перед промышленностью, тре­бовалось в таких же размерах «подстегнуть» темпы разви­тия сельского хозяйства. В ноябре 1929 г. была поставлена задача форсировать темпы социалистического преобразования сельского хозяйства, а в январе 1930 г. был утвержден график коллективизации. В соответствии с ним к концу пятилетки в колхозах должно было находиться не 20, а 80—90% крестьянских хозяйств.

Естественно, что до­стичь этого в столь короткие сроки можно было только путем насилия над крестьянином.

Итоги первой пятилетки можно рассматривать двоя­ко. С одной стороны, в области промышленности страна в 1928—1932 гг. переживала большой подъем. Если в 1928 г. в СССР было произведено 3,3 млн. т. чугуна, то в 1932 г.— 6,2 млн. т., по тракторам рост со­ставил с 1,8 тыс. шт. до 50,8 тыс. шт., по автомобилям — с 0,8 тыс. шт. до 23,9 тыс. шт. Зато в области сельского хозяйства произо­шел явный откат от результатов, имевшихся в конце нэпа. Если в 1928 г. страна производила 4,9 млн. т. мяса и сала, то в 1932 г. лишь 2,8 млн. т., соответственно по молоку показатели снизились с 31 млн. т. до 20,6, а по яйцу— с 10,8 млрд. шт. до 4,4. В резуль­тате массовой коллективизации было «раскулачено» поч­ти 15% крестьянства страны, причем его наиболее хозяйственного слоя. Завершение этого процесса привело страну к страшному голоду 1932—1933 гг., когда в мирное время умерло по разным подсчетам от 3 до 10 млн. человек. Индустриализация проходила за счет снижения жизнен­ного уровня городского населения, характерным показа­телем которого являлось существование в 1929—1933 гг. карточной системы снабжения населения.

Информация о работе Политическая жизнь общества