Эссе по политологии №3
«Место политической идеологии
в жизни современного российского общества»
Идеология занимает особое
место в политическом сознании. Она
представляет собой ценностную систему,
выражающую отношение к существующим
общественным порядкам, обосновывающую
политические идеалы, принципы, нормы,
цели образы поведения, то есть идеология
отражает общественно-политическую реальность
и показывает интересы больших социальных
групп. Эти функции идеологии помогают
политическим силам использовать её для
обоснования своих целей. Так на её основе
разрабатываются политические концепции,
доктрины и программы.
Рассматривая тему о том,
какое место занимает политическая
идеология в современной России,
мне, прежде всего, хотелось бы обратиться
к политическим партиям. Все мы знаем,
что у каждой партии всегда есть
своя собственная программа и
идеология, на которой эта программа
строится. Однако, при подготовке к проекту
по теме «Политические партии», я обратила
внимание на то, что партии очень сложно
подразделить на однозначно «левых» и
на однозначно «правых». Следовательно,
и идеологии в современной России и в целом
в мире представляют собой симбиоз различных
идеологических направлений, поэтому
говорить о том, что есть чисто либералы,
консерваторы и другие можно лишь условно.
Так, например, идеология партии «Единая
Россия» имеет системообразующую идею
и базовые ценности, которые присутствуют
в любой идеологии. Однако, по мнению некоторых
политологов, эта идеология не имеет никакую
определённую окраску, следовательно,
она может быть присуща и умеренным либералам,
и социал-демократам, и консерваторам.
Также они оценивают и идеологию КПРФ,
говоря о том, что их идеология содержит
системообразующую идею и базовые ценности,
что она построена на чётких идеях, но
эти идеи относятся к разным политическим
доктринам. Другие политические партии
России и вовсе не имеют системообразующую
идею, по их мнению.
Теперь хотелось бы поговорить
о тех идеологиях, которые прослеживают
в политической жизни России. Сначала
я хотела бы рассмотреть консерватизм.
Специалисты, которые анализируют
консервативные ценности в России, выделяют
несколько разновидностей консерватизма
в России: национал-патриотический консерватизм, социал-патриотический консерватизм. В современной
России представители этих политико-идеологических
направлений вступают в идейное противоборство
друг с другом, но в тоже время они и заимствуют
друг у друга идеи и взгляды. Главным принципом,
на котором строится национал-патриотическое
направление современной российской консервативной идеологии - русский национализм. Это направление
в России развито слабо, включает малое
количество участников и политический
вес этого направления невелик. Социал-патриотическое
направление современного российского консерватизма представлено, по мнению некоторых
исследователей, "идеологией государственного патриотизма"
Коммунистической партии Российской Федерации
(КПРФ). Некоторые аналитики, анализируя
идеологию партии, делают вывод о том,
что их идеология является консервативной. Идеология
КПРФ является модернизированным синтезом
народничества и некоторых элементов
марксизма-ленинизма. Однако остаются люди, которые
рассматривают коммунизм, как отдельную
идеологию в современной России, но они
сразу же отмечают, что в коммунистической идеологии
ощущается тенденция, которая выражает
стремление к либерализации этой доктрины, приближение
ее к идеалам, разделяемым социал-демократией.
Это находит свое выражение в признании
права частной собственности.
Наряду с консервативной
идеологии в России присутствует
и либерально-демократическая идеология.
Исследователи также подразделяют
её на несколько направлений: радикальный либерализм, консервативный либерализм, социал-либерализм.
Радикальный либерализм выступает за последовательное
уменьшение регулирующей роли государства
и поощрении стихийных процессов. Главная
задача этого направления заключается
в осуществлении макроэкономических реформ
и всемерной адаптации западного опыта.
Консервативный либерализм наоборот выступает
за максимальную ориентацию на сложившиеся
хозяйственные связи, отводит большую
роль государству в осуществлении намеченных
преобразований, в достижение большего
психологического комфорта для населения
при проведении реформ. Что же касается
социал-либерализма, то главной ценностью
в нем выступает свобода, понимаемая не
только в духе классического либерализма
как независимость от государства и других
людей, но и как установление примерно
равных для всех стартовых возможностей.
Всё это привлечёт к позитивному отношению
к государственным программам в области
образования, здравоохранения и социального
обеспечения.
В России после крушения
монопольного статуса коммунистической
идеологии в общественном мнении
сложилась ситуация, которую называли
идеологическим вакуумом. Но со временем
за счёт активности политической элиты
произошёл всплеск различных
идеологических доктрин. В настоящее
время доминирующее положение в
политико-идеологическом пространстве
занимают три идеологических течения:
коммунистическое, национально-патриотическое
и либерально-демократическое. Однако,
как я уже и отмечала, чёткого
разделения идеологий, на мой взгляд,
провести нельзя. В современной России
они переплетаются между собой.
Неоспоримым остаётся лишь тот факт, что
политическая идеология в России занимает
важное место и она просто необходима
нашим политическим элитам.
Литература:
1) Попов Э. Русский консерватизм:
идеология и социально-политическая практика
(http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/popov/04.php)
2) В.И. Жуков,
Б.И. Краснов Общая и прикладная политология М.:
МГСУ; Изд-во “Союз”, 1997 (http://grachev62.narod.ru/krasnov/ch_40.htm)
3) Политические идеологии современной
России (http://nicbar.narod.ru/lekziya18n.htm)