СМИ в политической жизни России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 13:47, контрольная работа

Краткое описание

СМИ играют в политической жизни общества существенную роль, имея самое непосредственное отношение к его жизнедеятельности и выполняя репродуктивную (отображают политику через радио, телевидение и прессу) и продуктивную (творящую) функции, то они в той же степени, что и творцы политики несут ответственность за происходящие в обществе процессы. А если это так, то они должны руководствоваться в первую очередь интересами общества и государства.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3

Некоторые аспекты развития СМИ в XX веке…………………………….….5

Место и роль СМИ в политике ………………………………………………...7

СМИ в политической жизни России…………………………………………...9

Заключение…………………………………………………………………..17

Список использованной литературы………………………………………19

Файлы: 1 файл

referat_po_politologii.docx

— 45.13 Кб (Скачать)

СМИ в  политической жизни России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН РЕФЕРАТА:

 

                 Введение………………………………………………………………………3

 

  1.  Некоторые аспекты развития СМИ в XX веке…………………………….….5

 

  1. Место и роль СМИ в  политике ………………………………………………...7

 

  1. СМИ в политической жизни России…………………………………………...9

 

     Заключение…………………………………………………………………..17

 

   Список использованной литературы………………………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

СМИ играют в политической жизни  общества существенную роль, имея самое  непосредственное отношение к его  жизнедеятельности и выполняя репродуктивную (отображают политику через радио, телевидение  и прессу) и продуктивную (творящую) функции, то они в той же степени, что и творцы политики несут ответственность  за происходящие в обществе процессы. А если это так, то они должны руководствоваться  в первую очередь интересами общества и государства.

Но это, если следовать формальной логике. На деле же проникновение  СМИ  в  политическую  жизнь  общества чрезвычайно многоаспектно. Средства массовой информации, взятые как целое  и являясь важной составной частью массовой коммуникации общества, несут  в себе различные социально-политические роли, те или иные из которых - в зависимости от определенного   числа   типичных   социально-политических ситуаций - приобретают особую общественную значимость. Это могут быть роли организатора, объединителя, консолидатора общества, его просветителя.  Но они могут играть и дезинтегрирующую, разъединительную роль.

Деятельность СМИ оказывает  исключительно большое влияние  на жизнь общества в целом, на социально-психологический  и нравственный облик каждого  из членов этого общества, потому что  всякая новая информация, поступающая  по каналам СМИ, соответствующим  образом стереотипизирована и несет в себе многократно повторяемые политические ориентации и ценностные установки, которые закрепляются  в   сознании людей. А в кризисные периоды исторического развития, как отмечал Г.Блумер, люди в состоянии социального беспокойства   особенно   подвержены   внушению,   легко откликаются на различные новые стимулы и идеи, а также более податливы к пропаганде.

Объединение   наций   в   сильные   централизованные государства  часто оказывалось возможным  во многом благодаря появлению прессы, которая создала новый вид  социальной общности - публику отдельно взятой газеты. Члены этой агрегации разделены расстояниями, но объединены потребляемой информацией. Пресса ускорила и поставил ,а на «поток» выработку единых символов и значений в национальном масштабе. Сегодня СМИ не только непрерывно воспроизводят этот процесс, но и выводят его на глобальный уровень. В этом особая актуальность проблемы, особенно, если иметь в виду, что роль средств массовой информации будет и впредь неизменно расти и усиливаться, влиять на все стороны жизнедеятельности общества и государства. И в этом процессе не последнее значение имеет выявление и систематизация СМИ как фактора стабильности межнациональных и федеративных отношений в российском государстве.

 

 

1. Некоторые аспекты развития СМИ в XX веке.

 Средства массовой информации (СМИ) являются одним из важнейших институтов современного общества. Они выполняют многообразные функции: информируют, просвещают, рекламируют, развлекают. Очевидно, что они играют важную роль в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания в целом. Более того, восприятие и интерпретация важнейших явлений и событий, происходящих в стране и в мире в целом, осуществляются через и с помощью СМИ.

Массовая коммуникация, систематическое распространение информации (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) с целью утверждения духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.

В СССР СМИ отводилась роль инструмента национальной политики КПСС. Под этим подразумевалось, что  СМИ должны выполнять функцию  пропагандиста этой политики. Такой  подход диктовал верховенство партий и ее органов в определении  конкретного наполнения пропаганды, расстановки акцентов, дозировки  в освещении достижений и недостатков, трудностей, непременных вопросов и  т.д.

     Система СМИ формировалась партийно-государственными структурами и функционировала под их полным контролем. Формы и методы партийного руководства прессой охватывали и держали под постоянной опекой не только партийную печать, но и формально не подчинявшиеся партийным комитетам телевидение и радио, ведомственные органы информации, в том числе журналы, систему книгоиздания. В этих условиях взаимоотношения власти и СМИ камнем преткновения оказывалась способность СМИ быть трибуной народа, инструментом гласности.

   Все годы велось строительство «заборов» из различного рода рекомендаций, инструкций, устрашающих постановлений. «Непослушные» редакторы, журналисты освобождались от работы в СМИ. Тем самым в каждом из оставшихся формировался «внутренний цензор», не позволявший журналисту выйти за рамки казенного единомыслия. Так в прессе насаждались пропагандистские стереотипы, в которых не оставалось место миру общественного, а, тем более, личного мнения, свободным дискуссиям по «горячим» проблемам развития.

     Годы перестройки и пост перестройки разрушили эту модель существования СМИ. Однако пришедшая ей на смену новая модель стала предметом многочисленных дискуссий и политических схваток по этому вопросу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Место и роль СМИ в политике.

 Теперь, когда  мы рассмотрели основные этапы  развития СМИ и проблемы, возникшие  в связи с коренной перестройкой  СМИ в эпоху становления демократии, остановимся подробнее на той  роли, которую СМИ играют в  политической жизни страны.

           В течение длительного времени  в СССР главным источником  информации для широкой публики  служила пресса—газеты и журналы.  Предоставляя информацию о различных  сторонах общественной жизни,  пресса приучила рядовых граждан  рассматривать себя частью более  широкого мира и реагировать  на происходящие в нем события

С появлением радио  радикальным образом изменился  механизм освещения информации, сделалось  возможным передавать ее через государственные  границы неограниченному числу  слушателей. К началу второй мировой  войны радио стало одним из главных политической мобилизации  общества и важнейшим инструментом пропаганды. Еще более возросла его  роль в послевоенный период, с созданием  сети вещания во всех развитых странах.

     Для телевидения период от его возникновения до превращения в важный политический инструмент оказался еще короче, что объясняется главным образом бурными темпами его развития и распространения. В 70 - 80-х годах телевидение стало доминирующим СМИ. В настоящее время оно обладает огромными возможностями для воздействия на общественное мнение

     В зависимости от того, в чьих руках оно находится, его можно использовать как для объективного  оперативного информирования людей о реальных событиях в мире, их просвещения и воспитания, так и для манипулирования в интересах тех или иных групп людей.

     Пресса, радио и телевидение являются своеобразными «глазами и ушами общества». Они предупреждают его, например, о спаде в экономике, росте наркомании и преступности, или коррупции в коридорах власти и т.д. Они могут пролить свет на скрытые пружины политики правящих кругов, обратить внимание общественности на наиболее одиозные стороны их деятельности.

     Необходимо отметить, что, апеллируя к таким чувственным компонентам общественного сознания, как чувство любви к родине, националистические и патриотические настроения и т.д., СМИ способны организовать поддержку значительными слоями населения тех или иных акций правящих кругов либо отдельных заинтересованных групп. Эта особенность функционирования СМИ отчетливее всего проявляется в избирательном процессе, во время избирательных кампаний.

     Будучи частью современной действительности, со всеми ее противоречиями, конфликтами и неурядицами, СМИ в той или иной форме воспроизводят их. Поэтому потоки информации нередко состоят из множества противоречивых, часто взаимоисключающих друг друга сообщений и материалов.

Телевидение, высоко ценимое влиятельными людьми, инвестиции в которое дают почти что магический результат, превратилось в прямом и переносном смысле этого слова в поле боя для тех, кто хочет удержать или захватить политическую власть.

     Основным принципом в производстве политического телевидения является понимание того, что все всегда голосуют за свои собственные интересы и ключ успеха заключается в том, чтобы соединить свою позицию с нуждами электората, который бы смог, таким образом, считать вашу позицию отвечающей его собственным интересам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.СМИ в политической жизни России

 

Решающую роль играют   средства   массовой   информации в формировании политических и духовно-нравственных ценностей современного российского общества.   Их   морально-психологическое воздействие на население носит двойственный характер. С одной стороны, они оказывают на него положительное влияние, с другой - становятся катализатором межнационального противостояния, этнополитической напряженности. Говоря о первом, следует отметить, что содержательные выступления средств массовой информации по вопросам исторического прошлого нашей Родины способствовали исчезновению ряда «белых пятен» в истории России, росту национального самосознания этносов, народов.

Если коснуться второй стороны, то пропаганда в средствах массовой информации таких понятий, как  «демократия»,  «гражданское общество», «плюрализм», «консенсус», «правовое государство», «национальная политика», «федерализм» и других, без раскрытия их содержания, превращается в антипропаганду.

Впрочем, и сами СМИ, при всем многообразии их функционально-технических возможностей, находятся в сложном положении. Так целесообразно разработать  и активно претворять в жизнь  антикризисную программу, содержащую ситуационный анализ, раскрывающую цели, пути и средства проведения реформ, их этапы, «технологию» проведения и  т. п.

В таких сложных условиях роль средств  массовой информации заключается в  том, чтобы своей деятельностью  они способствовали созданию благоприятной  обстановки творческого поиска решения  сложнейших общественных проблем, и  знакомили широкие круги населения  с различными конструктивными точками  зрения, концепциями нашего дальнейшего  развития, даже если они будут отличаться от официально принятых правительством.

В современных условиях задачи и  главное предназначение средств  массовой информации - стать центром общественного и гражданского согласия, способствовать сформированию у граждан России необходимого для современного цивилизованного общества уровня культуры. Как уже отмечалось, в идеале они могли бы консолидировать позиции различных партий и движений, не только отражая и знакомя население с их воззрениями, но и регулярно проводя диалоги между ними по вопросам, волнующим современное общество. В обобщающих комментариях им следовало бы выделять из всех дискуссий, предложений то, что будет направлено на улучшение жизни людей, изменение негативной ситуации в различных областях нашей жизнедеятельности. При этом исходить они должны из понимания высокой моральной ответственности тех, кто работает в структурах «четвертой власти», быть не просто «транслятором» информации, не просто высказывать собственное мнение по тому или иному вопросу, но и обосновывать его.

Последнее особенно важно для расстановки  верных акцентов в национальной политике, исходя из реально формирующейся  новой культуры межнациональных  отношений. Данное требование должно быть в поле зрения СМИ повседневно.

Представляется, что, имело бы смысл  создание в СМИ специальных отделов  для освещения вопросов межнациональных  отношений в контексте государственной  национальной политики.

Россия нуждается, как подчеркивает Р.Абдулатипов, в немедленном восстановлении в своих правах национальной политики в качестве важнейшего самостоятельного направления деятельности Российского государства, а не вынужденной меры в работе с нацменьшинствами, которые «мешают» развитию государства.

и культуры. Это вносило раньше и вносит теперь определенную путаницу и при встречах с зарубежными  учеными, так как в мировой  практике понятие «нация» обычно тождественно понятию «государство». Между тем даже в том случае, когда нация в силу разного  рода обстоятельств оказывается  разбросанной по свету, она сохраняется  и развивается через сохранение общей культуры, духовных традиций. Недооценка этого явления всегда играла роковую роль в первую очередь  в многонациональных государствах.

Информация о работе СМИ в политической жизни России