СМИ в политической жизни России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 13:47, контрольная работа

Краткое описание

СМИ играют в политической жизни общества существенную роль, имея самое непосредственное отношение к его жизнедеятельности и выполняя репродуктивную (отображают политику через радио, телевидение и прессу) и продуктивную (творящую) функции, то они в той же степени, что и творцы политики несут ответственность за происходящие в обществе процессы. А если это так, то они должны руководствоваться в первую очередь интересами общества и государства.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3

Некоторые аспекты развития СМИ в XX веке…………………………….….5

Место и роль СМИ в политике ………………………………………………...7

СМИ в политической жизни России…………………………………………...9

Заключение…………………………………………………………………..17

Список использованной литературы………………………………………19

Файлы: 1 файл

referat_po_politologii.docx

— 45.13 Кб (Скачать)

На основе проекта Государственной  программы национального возрождения  и межнационального сотрудничества народов России, разработанной   коллективом   авторов   под   руководством Р.Г.Абдулатипова, национальная политика определяется как система мер, направленная на обновление и дальнейшее эволюционное развитие национальной жизни народов России, независимо от их численности, а также на создание равноправных и многосторонних отношений между всеми народами страны, на формирование демократических   механизмов постоянного диалога между государством и национальностями.

Высшая цель национальной политики, а значит и задача СМИ - в формировании такого общества, где бы своевременно и максимально полно удовлетворялись национальные потребности как отдельного человека, так и конкретного этноса или всех проживающих в стране народов, причем так, чтобы это не ущемляло законных интересов других лиц или этносов, не сопровождалось напряженностью и конфликтами. Достижение этой цели предполагает создание соответствующих   условий   и   механизмов   воспроизводства национально-этнической жизни каждого народа во всем ее богатстве при сохранении и углублении традиций равноправного развития сотрудничества народов всей страны.

Задачи СМИ в области социально-культурной и духовной сфер развития и сотворчества народов:

    • противостояние  (сдерживание)  процесса   направления высвобождающейся национальной энергии в разрушительное русло.;
    • публикация материалов, раскрывающих основополагающие принципы национально-культурного развития каждого народа и всего сообщества российских народов в условиях демократии.;
    • ключевое    значение    для    духовного    развития многонационального российского народа, формирования духовного облика россиянина имеет русская культура;
    • поддержка СМИ требуется также для сохранения и развития культурных   ценностей   малочисленных   народов; 
    • ориентация на создание четких правовых гарантий защиты и развития этнокультурной самобытности народов, сдерживание этнокультурного нигилизма, питаемого безнациональной массовой культурой, которая распространяется по всему миру.

Особенно актуальна задача повышения  уровня культурно-исторического сознания россиян. Ее решение требует ясного осознания каждым народом, каждым гражданином  ценности своей самобытной национальной культуры, ценности культуры других народов, общности духовного мира соотечественников - россиян. Это в свою очередь требует соответствующей перестройки деятельности систем образования, воспитания, всей социокультурной сферы

Ставится разработка целого ряда федеральных  и региональных программ, направленных на выравнивание социально-культурной    инфраструктуры    народов    и    территорий. Плюралистический, многокультурный характер должны обрести  культурно-информационная система  государства в целом и субъектов  Федерации. Важно расширить объем  радио- и телевещания на языках народов  России. Нужен специальный межнациональный  канал на телевидении.

Для учета и реализации культурных потребностей людей различных национальных групп следует создавать соответствующие  учреждения в органах государственной  власти в центре и на местах, обеспечивать их тесное взаимодействие с национально-культурными  ассоциациями. На смену жестко регламентированной языковой политике должна прийти мобильная  многовариантная языковая стратегия,  функционирующая в  соответствии  с  реальными потребностями на различных уровнях. Здесь важно  реализовать два комплекса мер. Во-первых, меры, направленные на поддержку  русского и других национальных языков, и, во-вторых, меры, способствующие  удовлетворению  специфических  потребностей носителей иных языков, не являющихся государственными. Придача  в ряде республик статуса государственного двум или нескольким языкам должна   сопровождаться   правовой   проработкой   проблем взаимодействия языков в процессе их функционирования, соблюдения государственными органами, должностными лицами и гражданами законов о языке (языках).

На настоящем этапе развития наций и межнациональных отношений  социально-психологические проблемы их жизнедеятельности выходят на первый план. Это закономерно обусловлено  как ростом национального самосознания, так и кризисными явлениями в обществе. Негативную, будоражащую национальные чувства роль сыграли разочарование в недавнем прошлом, методичное навязывание СМИ установки на полную ущербность этого прошлого, социально-политический, экономический и духовно-нравственный кризис, отсутствие доверия к государственной власти.

В этой ситуации национальная принадлежность выступает как главный и самый  понятный компенсаторный механизм. Отсюда повышенная доверчивость при восприятии людьми различного рода национальных идей и лозунгов, легкость, с какой  они становятся жертвами популистской и не всегда чистоплотной политики узкого круга этнической элиты. Поэтому  национальная политика государства  должна   строиться   с   учетом   психологического   состояния национального самосознания, обостренного отношения ко всему, что связано    с    национальным   достоинством,    национальным самочувствием. Нерв национальной жизни сегодня слишком болезнен.

Одним из главных показателей состояния  национальной политики страны является положение малочисленных народов, численность которых не превышает 50 тысяч человек. Их в Российской Федерации более 60. Проблемы развития малочисленных народов охватывают на деле весь комплекс вышеперечисленных вопросов и программ. Как правило, малочисленные народы России образуют самостоятельные этнические организмы, но есть и тенденции к их объединению в большие этносы. Каждый из этих этносоциальных процессов требует специальных государственных программ поддержки и развития. Провозглашенные в начале демократических преобразований намерения перевести малочисленные народы, особенно народы Севера, от иждивенческих ориентации к достойному существованию за счет самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности пока не принесли ничего, кроме разрухи существовавших хозяйств и системы обеспечения. Места проживания малочисленных народов с учетом характеристики всего комплекса объективных условий их жизнедеятельности фактически становятся зонами этнического бедствия. Нужны срочные программы - микроэкономические и этнокультурные, то есть направленные не на целый регион, как это уже делалось неоднократно и без пользы для конкретных народов, а на локальные этнические сообщества, на выживание каждого Национальная политика по отношению к малочисленным народам не должна замыкаться только на обеспечении их физического собирания и сохранения в резервациях. Не должна она ограничиваться и «суверенизацией» их культурно-исторического опыта, патронажной помощью. Ее цель - превращение малочисленных народов в самостоятельные субъекты жизни многонационального федеративного государства.

Для эффективной работы СМИ в обозначенных областях необходимо новое этнополитическое мышление, понимаемое как совокупность взглядов, идей, концепций и теорий, а также приемов, методов, путей  и способов снятия межэтнических  противоречий, решения этнополитических конфликтов, стабилизации этнополитической ситуации и т.д. Этнополитическое мышление-продукт исторического развития цивилизации. Оно является одной из форм отражения общественного бытия, и, прежде всего, условий существования этносов (наций и этнонациональных групп), их взаимоотношений с государством. Этнополитическое мышление не только отражает реалии этнополитической ситуации в стране и мире, но и оказывает на них существенное влияние. Характер этого влияния, степень его консервативности и реакционности или, напротив, демократичности и прогрессивности зависят от типа мышления - старого или нового.

Новое этнополитическое мышление - это тип мышления, предусматривающий не только кардинальный разрыв со многими устаревшими догмами и стереотипами или переоценку не утративших своей актуальности положений, но и постоянный творческий процесс переосмысления этнополитической ситуации, разработка новых теоретических подходов, поиск оригинальных и эффективных путей достижения этнополитической стабильности общества.

Основу  нового этнополитического мышления составляют:

а) взгляды, идеи, концепции и теории, выработанные на протяжении человеческой истории  и не утратившие своей значимости в    частности, ряд положений  историко-экономической, психологической, культурнической, этнической и других теорий нации , и национально-государственных отношений;

б) документы  ООН, ЮНЕСКО, других международных организаций, регламентирующие этнополитические отношения;

в) отечественный  и зарубежный опыт (позитивный и  негативный), решения этнополитических проблем и т.д.

Приведем  предложенную Картуновым А.В. сравнительную аналитическую таблицу (таблица 1). С нею можно соглашаться или не соглашаться, но она, по нашему мнению, дает представление о сущности, характере, основных принципах и чертах старого и нового этнополитического мышления.

Таблица 1.


ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ


Старое

Новое

Движущие силы общественного развития

борьба классов

борьба наций

борьба поколений и др.

мировой экономический рынок духовное возрождение и единение, человечества,                  информатизация, передовые технологии

Подходы к этнополитическим процессам

формационный, классовый,

партийный

цивилизованный, гуманистический общечеловеческий

Теория нации и национальных отношений

психологическая, культурологическая,

историко-экономическая,

этнологическая и др.

плюрализм идей, совместный поиск учеными  мира взаимоприемлемой теории

Сущность национального

национальное = социальное

национальное = этническое

национальное = этническое              +социальное

Нация

объект социальных и политических

экспериментов

субъект политической жизни и объект государственной политики

Патриотизм

любовь к «своему» и ненависть к

«чужому»

любовь к «своему» и уважение к  «чужому»

Национализм

источник вдохновения и жизнестойкости («спящая красавица»);

источник вражды и ненависти («ужасный  патриотизм монстр»)

неоднозначный, противоречивый феномен («двуликий Янус»)

Национальный вопрос

решен полностью и окончательно;  не решен и не может быть решен и др.

не решен (за редким исключением) может быть решенным

Методы решения этнополитических проблем

революционные, силовые, идеологические

эволюционные, политические, национально-культурные


 

Эта таблица, по моему мнению, должна стать  руководством к действию каждого  органа (средства) массовой информации, и я осмеливаюсь предложить ее в качестве одного из практических предложений для эффективной  реализации национальной политики СМИ  и властными структурами, как  своего рода мост взаимодействия между  ними.

 

Вместе с тем, ясно, что основополагающие принципы национально-культурного  развития каждого народа и всего  сообщества российских народов могут  самореализоваться лишь в условиях демократии, свободы творческой деятельности человека, осознания каждым народом уникальности своего многовекового культурного наследия и необходимости реализации его потенциала на благо всего Отечества.

В этой связи главная задача как СМИ так и науки (политики) состоят в выработке, нового этнополитического мышления, предусматривающего не только кардинальный разрыв со многими устаревшими догмами и стереотипами или переоценку не утративших своей актуальности положений, но и постоянный  творческий     процесс     переосмысления этнополитической ситуации, разработку новых теоретических подходов, настойчивый поиск оригинальных и эффективных путей достижения этнополитической стабильности общества.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный в диссертации анализ дает основания для переосмысления ряда функций средств массовой информации с учетом характера и особенностей реформирования национально-государственного устройства Российской Федерации.

СМИ призваны способствовать государственной  стабилизации, социально эффективной  организации общества, учитывать  экономический ресурс как государства  в целом, так и активных носителей культуры, традиций, социальных и национальных ценностей в их развитии.   Рассмотрение   федеративных   и   национальных отношений  как  предметного  поля  СМИ  подчеркивает исключительную важность прессы, электронных средств массовой информации в качестве производительной силы в области массового сознания, как действенного участника формирования новой политической инфраструктуры.

Такой подход обусловлен тем, что именно СМИ обладают способностью преобразовывать, стабилизировать, обогащать (или обеднять) общество, тем самым сохранить  и культивировать общегосударственные  и национальные ценности, содержательно  реализовать взаимодействие народов  страны  или противодействовать их взаимопониманию. Здесь, как отмечается в методическом пособии «Национальная  политика Российской Федерации: от концепции  к реализации», мы имеем дело с  отражением, когда с помощью и  при посредстве СМИ происходит своеобразное распределение ролевых функций, социальный обмен деятельности на базе интересов людей. Таким образом, социально-преобразующее отражение  и постижение сути явления служит средством поиска информационной модели, образа, что затем реализуется  в процессах управления

Информация о работе СМИ в политической жизни России