Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 13:47, контрольная работа
СМИ играют в политической жизни общества существенную роль, имея самое непосредственное отношение к его жизнедеятельности и выполняя репродуктивную (отображают политику через радио, телевидение и прессу) и продуктивную (творящую) функции, то они в той же степени, что и творцы политики несут ответственность за происходящие в обществе процессы. А если это так, то они должны руководствоваться в первую очередь интересами общества и государства.
Введение………………………………………………………………………3
Некоторые аспекты развития СМИ в XX веке…………………………….….5
Место и роль СМИ в политике ………………………………………………...7
СМИ в политической жизни России…………………………………………...9
Заключение…………………………………………………………………..17
Список использованной литературы………………………………………19
На основе проекта Государственной
программы национального
Высшая цель национальной политики, а значит и задача СМИ - в формировании такого общества, где бы своевременно и максимально полно удовлетворялись национальные потребности как отдельного человека, так и конкретного этноса или всех проживающих в стране народов, причем так, чтобы это не ущемляло законных интересов других лиц или этносов, не сопровождалось напряженностью и конфликтами. Достижение этой цели предполагает создание соответствующих условий и механизмов воспроизводства национально-этнической жизни каждого народа во всем ее богатстве при сохранении и углублении традиций равноправного развития сотрудничества народов всей страны.
Задачи СМИ в области
Особенно актуальна задача повышения
уровня культурно-исторического
Ставится разработка целого ряда федеральных
и региональных программ, направленных
на выравнивание социально-культурной
инфраструктуры народов
и территорий. Плюралистический,
многокультурный характер должны обрести
культурно-информационная система
государства в целом и
Для учета и реализации культурных
потребностей людей различных национальных
групп следует создавать
На настоящем этапе развития
наций и межнациональных
В этой ситуации национальная принадлежность выступает как главный и самый понятный компенсаторный механизм. Отсюда повышенная доверчивость при восприятии людьми различного рода национальных идей и лозунгов, легкость, с какой они становятся жертвами популистской и не всегда чистоплотной политики узкого круга этнической элиты. Поэтому национальная политика государства должна строиться с учетом психологического состояния национального самосознания, обостренного отношения ко всему, что связано с национальным достоинством, национальным самочувствием. Нерв национальной жизни сегодня слишком болезнен.
Одним
из главных показателей состояния
национальной политики страны является
положение малочисленных
Для эффективной работы СМИ в обозначенных областях необходимо новое этнополитическое мышление, понимаемое как совокупность взглядов, идей, концепций и теорий, а также приемов, методов, путей и способов снятия межэтнических противоречий, решения этнополитических конфликтов, стабилизации этнополитической ситуации и т.д. Этнополитическое мышление-продукт исторического развития цивилизации. Оно является одной из форм отражения общественного бытия, и, прежде всего, условий существования этносов (наций и этнонациональных групп), их взаимоотношений с государством. Этнополитическое мышление не только отражает реалии этнополитической ситуации в стране и мире, но и оказывает на них существенное влияние. Характер этого влияния, степень его консервативности и реакционности или, напротив, демократичности и прогрессивности зависят от типа мышления - старого или нового.
Новое этнополитическое мышление - это тип мышления, предусматривающий не только кардинальный разрыв со многими устаревшими догмами и стереотипами или переоценку не утративших своей актуальности положений, но и постоянный творческий процесс переосмысления этнополитической ситуации, разработка новых теоретических подходов, поиск оригинальных и эффективных путей достижения этнополитической стабильности общества.
Основу нового этнополитического мышления составляют:
а) взгляды, идеи, концепции и теории, выработанные на протяжении человеческой истории и не утратившие своей значимости в частности, ряд положений историко-экономической, психологической, культурнической, этнической и других теорий нации , и национально-государственных отношений;
б) документы ООН, ЮНЕСКО, других международных организаций, регламентирующие этнополитические отношения;
в) отечественный и зарубежный опыт (позитивный и негативный), решения этнополитических проблем и т.д.
Приведем предложенную Картуновым А.В. сравнительную аналитическую таблицу (таблица 1). С нею можно соглашаться или не соглашаться, но она, по нашему мнению, дает представление о сущности, характере, основных принципах и чертах старого и нового этнополитического мышления.
Таблица 1.
ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
Старое |
Новое |
Движущие силы общественного развития | |
борьба классов борьба наций борьба поколений и др. |
мировой экономический рынок духовное возрождение и единение, человечества, информатизация, передовые технологии |
Подходы к этнополитическим процессам | |
формационный, классовый, партийный |
цивилизованный, гуманистический |
Теория нации и национальных отношений | |
психологическая, культурологическая, историко-экономическая, этнологическая и др. |
плюрализм идей, совместный поиск учеными мира взаимоприемлемой теории |
Сущность национального | |
национальное = социальное национальное = этническое |
национальное = этническое +социальное |
Нация | |
объект социальных и политических экспериментов |
субъект политической жизни и объект государственной политики |
Патриотизм | |
любовь к «своему» и ненависть к «чужому» |
любовь к «своему» и уважение к «чужому» |
Национализм | |
источник вдохновения и источник вражды и ненависти («ужасный патриотизм монстр») |
неоднозначный, противоречивый феномен («двуликий Янус») |
Национальный вопрос | |
решен полностью и окончательно; не решен и не может быть решен и др. |
не решен (за редким исключением) может быть решенным |
Методы решения | |
революционные, силовые, идеологические |
эволюционные, политические, национально-культурные |
Эта таблица, по моему мнению, должна стать руководством к действию каждого органа (средства) массовой информации, и я осмеливаюсь предложить ее в качестве одного из практических предложений для эффективной реализации национальной политики СМИ и властными структурами, как своего рода мост взаимодействия между ними.
Вместе с тем, ясно, что основополагающие принципы национально-культурного развития каждого народа и всего сообщества российских народов могут самореализоваться лишь в условиях демократии, свободы творческой деятельности человека, осознания каждым народом уникальности своего многовекового культурного наследия и необходимости реализации его потенциала на благо всего Отечества.
В этой связи главная задача как СМИ так и науки (политики) состоят в выработке, нового этнополитического мышления, предусматривающего не только кардинальный разрыв со многими устаревшими догмами и стереотипами или переоценку не утративших своей актуальности положений, но и постоянный творческий процесс переосмысления этнополитической ситуации, разработку новых теоретических подходов, настойчивый поиск оригинальных и эффективных путей достижения этнополитической стабильности общества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный в диссертации анализ дает основания для переосмысления ряда функций средств массовой информации с учетом характера и особенностей реформирования национально-государственного устройства Российской Федерации.
СМИ призваны способствовать государственной стабилизации, социально эффективной организации общества, учитывать экономический ресурс как государства в целом, так и активных носителей культуры, традиций, социальных и национальных ценностей в их развитии. Рассмотрение федеративных и национальных отношений как предметного поля СМИ подчеркивает исключительную важность прессы, электронных средств массовой информации в качестве производительной силы в области массового сознания, как действенного участника формирования новой политической инфраструктуры.
Такой подход обусловлен тем, что именно
СМИ обладают способностью преобразовывать,
стабилизировать, обогащать (или обеднять)
общество, тем самым сохранить
и культивировать общегосударственные
и национальные ценности, содержательно
реализовать взаимодействие народов
страны или противодействовать
их взаимопониманию. Здесь, как отмечается
в методическом пособии «Национальная
политика Российской Федерации: от концепции
к реализации», мы имеем дело с
отражением, когда с помощью и
при посредстве СМИ происходит своеобразное
распределение ролевых функций,
социальный обмен деятельности на базе
интересов людей. Таким образом,
социально-преобразующее