Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 19:58, реферат
Политическая жизнь — это совокупность духовных, чувственных, эмоциональных и практических предметных форм политического бытия человека и общества, которая характеризует их отношение к политике и участие в ней; это реальный процесс воспроизводства политической деятельности и политических отношений, обусловленный общественными и личными интересами, удовлетворение которых за¬висит от механизма функционирования политической власти и реализуемой ею политики.
1. Политическая жизнь: общетеоретический аспект………………3
1.1.Сущность, содержание и условия формирования………......3
1.2. Характеристика политической жизни……………………........4
2. Функционирование политической жизни………………………...6
2.1. Институциональный уровень…………………………………..6
2.2. Представительный уровень………………………………....... 8
2.3. Индивидуальный уровень………………………………………9
3. Основные формы политической жизни…………......................11
4. Демократические параметры политической жизни…………..12
4.1. Политический плюрализм………………………………..........12
4.2. Организация контроля за политической властью………....13
4.3. Политический порядок………………………………...............14
Все эти формы политической жизни тесно связаны между собой.
Они находятся в постоянном движении, изменении.
В то же время в своем движении одни формы политической жизни развиваются быстрее, другие по каким-либо причинам задерживаются, слабо поддаются изменениям, как бы застывают в своем развитии.
В связи с этим, в обществе возникает политическая напряженность, которая может перерасти в открытый политический конфликт. Последний может вызвать в обществе политическую нестабильность. Поэтому многие боятся конфликтов как таковых. Но ведь конфликты постоянные спутники политической жизни и попытка избавиться от них вообще дело безнадежное.
Это мероприятие из области утопии. Хотя в марксистских программах общество будущего виделось бесконфликтным. Но практика опровергла этот тезис.
И что же получается? Общество не может жить без конфликтов? Люди вечно должны быть в ссоре, раздорах? Ответ, очевидно, дает сама жизнь. Не в ссоре, но в борьбе. И прав был поэт А. Блок:
…И вечный бой,
покой нам только снится...
В то же время следует
учитывать и такое
Как известно, среди элементов политической жизни на первом месте стоят институты, отношения, нормы и ценности. Именно среди них и начался кризис, так как обнаружилась их слабая практическая значимость в изменившихся условиях жизни общества.
4. Демократические параметры политической жизни
4.1. Политический плюрализм.
Важной характеристикой современной политической жизни России выступает политический плюрализм.
Политический плюрализм — это принцип, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти. Он предполагает столкновение интересов, дискуссии между сторонниками различных точек зрения.
Суть политического плюрализма составляет множественность мнений, взглядов, позиций, отражающих многообразие интересов различных групп общества. Политический плюрализм проявляется не только в общественном сознании, но и в политической практике, затрагивая определенные структуры общества и воплощаясь в различных политических институтах: партиях, движениях, фронтах, ассоциациях, фракциях, а также в представительных органах всех уровней.
Политический плюрализм во многом вытекает из разнообразия форм собственности, из необходимости многообразия самой жизни. Его основой являются конкретные социальные позиции и интересы групп людей, занятых в производстве, обмене, распределении, других сферах жизнедеятельности.
Социальная ценность плюрализма состоит в том, что благодаря ему обеспечивается способность к выражению индивидом своего мнения, определенное равенство возможностей, терпимость по отношению ко всем группам в обществе.
Политический плюрализм связан с многопартийностью, конкуренцией идей, предполагает легальную борьбу всех политических сил за умы людей в рамках конституции и законов, дает возможность меньшинству сохранить свои структуры, включая оппозицию, и осуществлять деятельность за отмену не устраивающих его решений.
Политический плюрализм означает многообразие политических идей и организационных форм, отрицание моноцентризма, свободу объединения людей в партии и иные законные организации, уважительное отношение к противоположным взглядам, инакомыслию, наличие оппозиционных сил и их беспрепятственную деятельность, ограничение центральной власти, разделение властей, возможность смены политических структур у власти и т.п.
4.2. Организация
контроля за политической
Одной из необходимых предпосылок демократии выступает гласность. Гласность — русское слово, которым обозначается общепринятое представление об открытости и публичности как условиях демократического принятия решений.
В историческом прошлом российского государства гласности не было. Во времена административно-командной системы информационный запрет лежал на всем, что касалось, например, истинного объема национального производства, размеров военного бюджета, катастроф, личности вождей, привилегий и т. п. Особая тайна лежала на способах управления и принятия решений партийно-государственным аппаратом. Поэтому начало перестройки не без основания связывается с гласностью, когда достоянием общественности стали события текущей политической жизни.
Одним из способов осуществления гласности являются отчеты выборных или исполнительных органов перед гражданами. В нашей стране многие годы отчеты носили формальный характер. Они выполняли лишь информационную функцию, ибо отсутствовала обратная связь, и отчеты не переходили в форму обсуждения деятельности выборных и исполнительных органов.
Гласность — это та область политической жизни, в которой общественность осуществляет контроль за политической властью. Это тот институт, который открыт для граждан и защищает их во время обсуждения общественно значимых вопросов от любого давления извне, дает гарантии свободы собраний и создания организаций, выражения и распространения в печати своего мнения. Закрепленное в Конституции РФ разделение властей устанавливает законность общественного контроля над политической властью.
Безраздельная власть бесконтрольна. Она недоступна влиянию населения, а принимаемые ею решения носят элитарный характер. Еще классики политической мысли утверждали, что гласный характер власти служит границей между абсолютной монархией и деспотизмом, с одной стороны, и республикой — с другой.
Контроль власти со стороны народа ставит границы произволу государственной власти, множеству «секретных» законодательств, «закрытых» нормативных актов: на смену государственной тайне приходит правовое государство. Политическая власть вынуждена подчиняться контролю общественности, а это предполагает существование независимого гражданского общества и институтов, способных обеспечить выражение его интересов.
По справедливому мнению французского политолога М. Ферретти, с появлением свободы печати общественный дух превращается в общественное мнение, обеспечивающее гласность власти и придающее истинное содержание политическому представительству.
Гласность изменяет облик власти, реальное соотношение между «верхами» и «низами»: достояние общественности приобретает признанное и узаконенное влияние на политическую власть. Процесс ликвидации тайного характера политики и власти противоречив, сложен, переплетается с интересами государства, раскрытие которых не всегда целесообразно. Поэтому победа гласной власти над тайной не гарантирована. Практика политической жизни показывает, что чаще всего происходит процесс непрерывного перемещения границ гласности (например, по вопросам о привилегиях).
Гласность, характеризующая облик политической жизни общества, не должна оставлять государственной власти широкого поля для тайных, секретных маневров или осуществления контроля за СМИ посредством их монополизации.
Способом осуществления
гласности выступает и
Функция обеспечения политической гласности присуща парламенту. Современный парламент — главный форум политической гласности, ее концентрированное выражение, тот институт, где парламентские фракции, депутаты, правительство, парламентские комиссии открыто заявляют о своих позициях, намерениях, профессионально аргументируя и развивая их. Если этого не происходит, то любую комиссию или фракцию, любого депутата, члена правительства можно заставить открыто аргументировать свою позицию. Парламент, как форум политической гласности, требует от партий, депутатов, правительства открытой политической полемики. Ограничение парламентской гласности (на пленарных заседаниях, заседаниях комиссий) допустимо только в чрезвычайных случаях и должно быть строго оговорено определенными законами.
4.3. Политический порядок.
Важной составляющей политической жизни выступает политический порядок, под которым можно понимать комплекс условий, создающих благоприятные условия для эффективного и целесообразного функционирования и развития политической системы общества, состояние урегулированности политических процессов.
Политическая система,
соответствующая критериям
Политический порядок предполагает определенный алгоритм действия политической системы, т.е. последовательность реализации ее основных задач и ценностей; согласованность работы элементов системы управления; наличие эффективных гарантий и средств поддержания всех аспектов безопасности (военных, правовых, экологических, технологических, экономических); обеспечение высокой степени независимости общества от случайных и деструктивных обстоятельств, облегчение жизни личности.
Значимость упорядочения политических процессов определяется самой природой политики, направленной как вид деятельности на реализацию противоречивых, но взаимосвязанных целей: обновления, необходимого с точки зрения учета и приспособления к изменяющимся условиям, и стабилизации — фактора сохранения социальной целостности. Этим определяется естественность присутствия в политических процессах двух противоположных тенденций — к порядку и беспорядку. Эффективно действующая политическая власть должна обеспечить как развитие, так и стабильность социальной системы. Отсутствие такого сочетания вызывает состояние хаоса (неупорядоченности) в политических отношениях.
При отсутствии порядка
увеличивается возможность
Таким образом, политический порядок есть состояние политической системы, характеризующее ее способность к политической мобилизации и осуществлению запланированных акций.
Заключение.
Политическая сфера, политическая жизнь, будучи относительно самостоятельной формой человеческой жизни, органически связана сложными функциональными взаимосвязями со всеми остальными формами общественной жизнедеятельности.
Политические отношения - устойчивые взаимосвязи и взаимодействия субъектов политики друг с другом и с властью. Достигается эта устойчивость за счёт появления норм, регулирующих поведение взаимодействующих политических субъектов. Со временем эти нормы закрепляются, и люди воспроизводят определённые модели поведения, уже ориентируясь не на конкретное лицо, а на ролевые ожидания и требования.
Политические отношения играют в обществе такую же важную роль, как и отношения экономические, социальные, духовные.
Политика и наука о политике должны взаимодействовать и нуждаться друг в друге. Если недооценивается наука - политика приобретает авторитарный характер; если наука не опирается о политику, она превращается в абстракцию. Признание политики наукой не является безобидным для общества, т.к. позволяет производить над ним любые социальные эксперименты.
Источники:
1. Исаев Б.А., Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России. Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2007.
2. Гаджиев К.С. Политическая наука. - М.: Луч, 2006.
3. Демин Г.И. Политология: Альбом схем. - М.: Издательство «Палеотип»: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002.
4. http://ru.wikipedia.org