Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 16:57, контрольная работа
Понятие власти является одним из центральных в политологии, как отрасли знания, учебной дисциплины. Оно фиксирует совокупность механизмов и средств, способов определяющего воздействия политических субъектов, в первую очередь государства, на поведение социальных общностей, людей, организаций с целью управления, координации, согласования, подчинения интересов всех членов общества единой политической воле посредством убеждения и принуждения. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики.
1.Введение. стр.2
2. Цель, задачи. стр.3
3.Понятие, сущность и признаки политической власти. Политическая власть как основной механизм удовлетворения социальных интересов.
3.1. Происхождение власти стр.3
3.2. Многообразие содержания понятия власти стр.5
3.3. Общие характеристики власти. стр.6
3.4. Социальное назначение политической власти стр.7
4. Типы политической власти. Политическая и государственная власть. М.Вебер о типах власти.
4.1. Типы господства. стр.7
4.2.Политическая и государственная власть. стр.10
4.3. Организация господства как предприятие стр.10
5. Разделение властей. Функции политической власти
5.1. Функции власти стр.12
5.2. Разделение власти. стр.13
6. Вывод. стр.15
7.Литература. стр.16
системы, с организацией. Крозье считает власть вечной. "Власть нельзя ни
ликвидировать, ни национализировать. Она, как головы гидры, появляется во все
большем количестве и становится сильнее каждый раз, когда считают, что ее
обезглавили". Длительное время в истории политической мысли господствовали
правовые концепции власти. Гоббс, Локк, Спиноза, Руссо, Кант и другие
мыслители считали право первичным, а политику и власть — производными от права.
Французские философы XVIII века апеллировали к разуму как единственному судье
над всем существующим, требовали установления разумного общества в
соответствии с естественными правами человека. Поиск идеального права и
государства характерен для Платона и Ф. Бэкона, для коммунистических утопий от
Т. Мора до Э. Кабэ. Философское обоснование И. Кантом теории правового
государства также базируется на принципе
согласованности
устройства с правовыми
Широкое распространение получили
поведенческие концепции
Основные идеи поведенческого (бихевио-рального) направления были выдвинуты в
20-30-х годах нашего столетия
группой ученых Чикагского
стали исследовать поведение людей в сфере политики, изучать политический
процесс, реальные факты, полагая, что любые ценности должны пройти испытание
фактами.
Бихевиоралисты объясняют политическую жизнь из присущих человеку свойств,
поведения, воли, стремления к власти. Политический человек — это человек,
стремящийся к власти. В политике все есть власть, и всякая власть есть
политика. Но политика — сфера социального взаимодействия, потому индивиды
вступают в отношения по поводу власти. Лишь отталкиваясь от воли людей,
строится вся политическая материя, приобретая со временем стабильные,
устойчивые формы, закрепляясь в политических институтах. Власть этих
институтов должна выводиться из отношений власти, в которые вступают люди.
Отсюда можно понять, как рождаются и функционируют партии, политические
организации, государство. Государственная власть воспроизводится путем
концентрации, слияния, столкновения, разъединения, борьбы политических
субъектов, их воли к власти.
Бихевиоралисты рассматривают политические отношения как рынок власти
(рыночная модель). Субъекты власти
вступают в определенные
"сделки" ради достижения власти и того, что она дает. Выполнение соглашений
зависит от двух факторов: доброй воли участников и наличия внешней силы,
вынуждающей соблюдать принятые обязательства. Второй фактор предполагает
наличие силы, стоящей как бы над системой, над участниками сделок.
Если сравнивать политическое взаимодействие с игрой, то в игре побеждает тот,
кто выигрывает по правилам. В политической игре выигрыш состоит в увеличении
объема власти. Г. Лассуэлл считает, что этот выигрыш определяется участием
или возможностью участия в принятии решений. Бывает, что в игре одна сторона
не просто нарушает правила, а стремится изменить их, чтобы выиграть. Пресечь
такие действия можно только извне. Но если игра охватывает всех, всю
политическую систему, то такой силы просто не найдется. Отсюда вывод:
политическая игра должна быть самосанкционирующейся. Правила политической
игры должны исходить из нее самой, а не навязываться извне.
Идея саморегулирующегося
американской социально-
всех экономических отношений является рынок. Эта идея была распространена на
сферу политических отношений. Политическая арена становится рынком власти.
Власть продается и покупается по правилам торговли: учета спроса и
предложения, стремления к выгоде,
конкуренции продавцов и
Реальный политический рынок не идеален. Есть обман, нарушение законов,
демагогия, шантаж; здесь нужны сила, ловкость, актерство, везение, удача,
счастливый случай. Те, кто контролирует собственность, стремятся превратить
свои доллары в голоса избирателей, свою собственность — в политическую
власть. По Мерриаму, бизнес — диктатор в семье власти. Борьба за власть
мотивируется не только целью приобретения власти, но и своим игровым
характером. Политика предстает как игровое пространство, где вероятны
выигрыши и проигрыши. Основа этого мира — человеческая природа с ее истоками
всех импульсов человеческого поведения.
Реляционистские концепции власти характеризуют власть как межличностное
отношение, позволяющее одному индивиду изменять поведение другого. Это
отношения субъекта и объекта власти. Они могут быть разными: подавление
сопротивления объекта, неравное распределение ресурсов между участниками
властных отношений, раздел зон влияния и т.д. Если в одной ситуации властью
обладает один индивид, то с изменением сферы влияния роли могут поменяться.
Объект власти может стать ее субъектом.
3.4. Разделение власти.
Разделение власти является основным механизмом функционирования всех видов
политической и неполитической власти. Разделение власти возникает из
свойства власти быть отношениями между субъектом и объектом, между которыми
формируются отношения командования и исполнения, господства и подчинения. В
политической системе общества, где субъектами власти выступают учреждения,
организации, разделение власти означает принятие решений и их исполнение,
распределение труда, разделение функций. Разделение власти исторически
сложилось на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в
специализацию власти разных лиц и институтов.
Первое крупное разделение власти развело политическую и религиозную
(духовную, жреческую) власти, власть государства и церкви. Соперничество
между этими властями продолжалось многие столетия. Для многих государств
оно не завершено и ныне, при этом исход его далеко не однозначен для многих
регионов мира. В самом светском государстве рано началось разделение
профессиональных функций
центральным и местным управлением (самоуправлением), формировалась власть
разных уровней с разными функциями. Разделение власти на государственном
уровне шло неравномерно и сопровождалось острыми конфликтами и даже войнами
между королевской властью и парламентами ("Славная революция" 1688 г. в
Англии, переросшая в войну короля и парламента, смену династий; Французская
революция). Велась также многовековая борьба за право участия народа в
правлении — избирательные права, иначе говоря, за разделение власти между
государством и обществом. Всеобщее избирательное право было установлено лишь
в XX веке и то не повсеместно.
Проекты разделения единой государственной власти на несколько независимых, но
взаимосвязанных властей, которые могли бы сотрудничать и контролировать друг
друга, появились в XVII веке. Первый проект такого рода принадлежал Дж. Локку
(сер, XVII в.), разделившему власть
на законодательную,
же и судебная) и федеративную, ведающую международными отношениями.
Впоследствии Ш. Монтескье уже в XVIII веке создал теорию разделения властей в
ее современном виде: на законодательную, исполнительную и судебную.
Принцип разделения властей закреплен в статье 6 Конституции Республики
Беларусь. В ней отмечается, что государство основывается на принципе
разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной.
Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они
взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.
Важное значение в системе разделения власти имеет выделение в сфере судебной
власти конституционного суда, играющего роль арбитра в отношениях между
властями. Отношения между разделенными властями регулируются законами,
положениями конституции, традициями политической культуры общества. Однако
эти отношения не всегда складываются гармонично. Особенно это характерно для
стран, которые только начинают осваивать систему разделения властей. К таким
странам можно отнести и Беларусь.
Опыт истории показывает, что попытки одной из ветвей власти доминировать
ослабляют государство и сводят разделение властей к чисто формальной
процедуре. В таком случае реальной правящей силой может оказаться какая-
либо иная сила, стоящая вне официальной структуры власти.
Следует иметь в виду, что власть разделяется не только между легальными
структурами, хотя здесь могут быть негласные распоряжения, приказы,
закулисная борьба, законспирированные организации типа органов
безопасности, разведки, контроля. Могут существовать в обществе и
нелегальные политические и неполитические структуры, реально владеющие
властью, теневые и противоправные структуры. В периоды кризисов все формы
скрытого разделения власти могут стать крайне опасными, ибо создают условия
для криминализации политики, давления на общество, его дестабилизации,
политических заговоров и
3.5. Ресурсы власти
Под ресурсами власти принято понимать все те средства, использование
которых обеспечивает влияние на
объект власти в
соответствии с целями
собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления), либо
средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивацию человека (средства
массовой информации), либо орудия, с помощью которых можно лишить человека тех
или иных ценностей, высшей из которых обычно считается жизнь (оружие,
карательные органы в целом) (Основы политической науки. Учебное пособие. Часть
1. — 1993. — С. 110).
Субъекты политической власти обладают уникальной системой ресурсов. В их
руках находится государство с его аппаратом, армией, органами внутренних дел,
тюрьмами, правоохранительными органами, денежной и налоговой системами и т.д.
Государственная власть имеет монопольное право издавать законы, обязательные
для всего населения. Она может легально использовать силу, опираясь на
специальный аппарат принуждения. Государство, имея единый центр принятия
решений, использует не только принуждение, но и экономические, социальные,
культурно-информационные ресурсы.
Ресурсами власти являются интересы, убеждения людей, их чувства, эмоции
(страх, ненависть, зависть,
Эффективными средствами власти могут стать национальные и религиозные
чувства. Ресурс типа интереса определяется экономическим потенциалом,
налоговой, социальной политикой. Ресурс принуждения использует страх за
жизнь, здоровье, имущество, благосостояние. Результат насилия заключается в
том, что человек вынужден вести себя не так, как он хотел бы. Принуждение
может быть физическим, психологическим, моральным.
Ресурсом власти является язык как элемент политической культуры. Язык власти
специфичен, он опирается на мифы, стереотипы, а значение слов зависит от воли
властелина, от умения читать между строк. Значение штампов, клише
бюрократического языка
Языковая политика играет далеко не последнюю роль в реальных политических
процессах, избирательных кампаниях.
К ресурсам относится экономический, военный, культурный потенциал страны,
государственная территория, стабильность и порядок, единство общества,
природные богатства, численность населения, его качество (культура,
образованность, трудовые навыки и т.д.). Важное значение имеют традиции,
идеология, вера, доверие, общественное настроение, участие населения в
политике, время, которым располагает власть для решения своих задач. К
ресурсам власти относятся знания, профессионализм, пропаганда во всех ее
формах, средства массовой информации. Различные ресурсы используются
субъектами власти обычно в комплексе, хотя каждый тип ресурсов имеет свои
условия реализации и предел эффективности, наиболее удобные объекты и время
действия. Так, для убеждения наиболее предрасположена молодежь.
Оппозиционные силы больше опираются на недовольных. Во времена революций,
войн чаще используется насилие. Принуждение больше распространено в странах
со слабыми демократическими традициями. В обществах с традициями
индивидуализма упор делается на использование материального интереса,
денег, хотя используется и принуждение, страх за жизнь, здоровье,
благосостояние.
Следует иметь в виду, что действие тех или иных средств власти имеет предел,
за которым их применение становится бессмысленным. Так, гонка вооружений не
только опасна, но и бессмысленна, ибо применение многих военных средств
означает уничтожение самой жизни. Потому необходимо стремиться к тому, чтобы
основой власти были привычка к порядку, высокий уровень культуры,
благосостояния людей, законность, а не страх наказания и принуждения.
4. Политическое господство и политическая легитимность.
4.1. Понятие политического господства.