Политическая власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 16:57, контрольная работа

Краткое описание

Понятие власти является одним из центральных в политологии, как отрасли знания, учебной дисциплины. Оно фиксирует совокупность механизмов и средств, способов определяющего воздействия политических субъектов, в первую очередь государства, на поведение социальных общностей, людей, организаций с целью управления, координации, согласования, подчинения интересов всех членов общества единой политической воле посредством убеждения и принуждения. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики.

Оглавление

1.Введение. стр.2
2. Цель, задачи. стр.3
3.Понятие, сущность и признаки политической власти. Политическая власть как основной механизм удовлетворения социальных интересов.
3.1. Происхождение власти стр.3
3.2. Многообразие содержания понятия власти стр.5
3.3. Общие характеристики власти. стр.6
3.4. Социальное назначение политической власти стр.7
4. Типы политической власти. Политическая и государственная власть. М.Вебер о типах власти.
4.1. Типы господства. стр.7
4.2.Политическая и государственная власть. стр.10
4.3. Организация господства как предприятие стр.10
5. Разделение властей. Функции политической власти
5.1. Функции власти стр.12
5.2. Разделение власти. стр.13
6. Вывод. стр.15
7.Литература. стр.16

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 110.89 Кб (Скачать)

 

 Граждане одобряют  власть, исходя из моральных критериев  добра, справедливости, порядочности, совести. Легитимность призвана  обеспечить повиновение, согласие  без принуждения, а если оно  не достигается, то оправдать  принуждение, использование силы. Легитимная власть и политика  авторитетны и эффективны.

 

 Чтобы завоевать и удержать легитимность, доверие народа, власть прибегает к аргументации своих действий, обращаясь к высшим ценностям (справедливости, правде), к истории, чувствам и эмоциям, настроениям, реальной или вымышленной воле народа, велениям времени, научно-технического прогресса, требованиям производства, историческим задачам страны и т.д. Для оправдания насилия, репрессий часто используется деление людей на друзей и врагов. Принципы легитимности (верования) могут иметь истоки в древних традициях, революционной харизме или в действующем законодательстве.

 

 Типология легитимности, пользующаяся широким признанием, введена Максом Вебером, который  выделил три основные принципа: традиция, харизма, легальность. Речь идет об идеальных типах, не существующих в "чистом виде". В конкретных политических системах эти три типа переплетаются при преобладании одного из них.

 

 

Традиционная легитимность

 

 Традиционная власть  основана на вере в священный  характер норм, обычаев, традиций, которые рассматриваются как  нерушимые. Обычаи выступают основой  управления и послушания в  обществе, ибо так принято, так  было всегда. Власть традиций  такова, что если традицию нарушают  лидеры, вожди, то они теряют  легитимность в глазах масс  и могут быть отстранены от  власти. Подобные общества статичны, они могут существовать веками  без существенных изменений. Люди  вновь и вновь воспроизводят  отношения власти и подчинения  на протяжении многих поколений.

 

 Традиционная власть  была характерна для древних  восточных империй (Египет, Вавилон,  Персия, Китай) для средневековой  Европы. Традиционная легитимное присутствует и в современных политических системах. По своей мотивации она схожа с отношениями в патриархальной семье, где младшие повинуются старшим. Поэтому, как считал М.Вебер, полезно сохранять наследственную монархию и в условиях демократии, чтобы подкреплять авторитет государства многовековыми традициями почитания власти.

 

 

Харизматическая легитимность

 

 В модернизирующемся  обществе, еще не освоившем демократический  тип управления, распространен харизматический  тип властвования. Харизма означает особый дар, призвание, божественный дар, которым обладает лидер, по сути, это сверхчеловек с особыми качествами (Будда, Христос, Магомет, Соломон, Александр Македонский, Цезарь и др.). Элементы харизмы были у Ленина, Сталина, Мао, Де Голля, Гитлера, Тито, Троцкого, Рузвельта, Черчилля, Неру. Исторически харизматическая власть существовала в самых разных политических системах. Это Римская империя при Юлии Цезаре, режим Наполеона, гитлеровский нацизм, фашизм Муссолини, социализм Ленина, Сталина, Мао Цзэдуна.

 

 Харизматический тип  властвования развивается в условиях, где нет свободы, в революционных  условиях. Харизматический авторитет  не связан нормами или правилами.  Он зависит не столько от  идей, сколько от приверженности  масс, их веры в особые качества  вождя, от их преклонения перед  ним. Со своей стороны, лидер  полагает, что выполняет "историческую  миссию", поэтому требует поддержки  и послушания. Для возникновения  харизматической легитимности важно  не столько самообладание харизмой, какими-то особыми качествами вождя, сколько признание ее со стороны последователей. Харизматическая власть является относительно нестабильной по сравнению с традиционной и легальной, ибо лидеру, чтобы ее удерживать, необходимо постоянно демонстрировать свою исключительность, решать новые задачи.

 

 В XIX веке понятие  "харизма" применялось лишь по отношению к небольшому числу лидеров. В современных условиях харизматическое лидерство переродилось в организованный культ возвеличивания лидера.

 

 Разновидностью харизматического  типа легитимности является вождизм,  характерный для нединамичных, авторитарных  и тоталитарных обществ. Общим  для всех видов вождизма является  то, что требуется личная преданность  нижестоящих вышестоящим и всех  вместе в главе клана. Этому  типу не всегда чужда демократия, поскольку формально признаются  права большинства, есть поддержка  населением правящего режима. Формируется  любовь к "отцу" нации или  народа, нет оппозиции. Для таких  обществ характерна тотальная идеологизация, гражданский конформизм, продвижение по социальной иерархии на основе личных связей. Формируются представления об особом назначении режима, особой миссии, необходимости прорыва в экономическом и социальном развитии. Прочность режима зависит от того, оправдает ли он свое назначение.

 

 

Легальная или рационально-правовая легитимность

 

 Легальная власть основывается  на признании юридических норм, конституции, которые регулируют  отношения управления и подчинения. Эти нормы открыты для изменений,  для чего имеются установленные  законом процедуры. Для обоснования  своей власти элита обращается  к действующему законодательству, которое предусматривает свободное  волеизъявление граждан, выборность, равноправие всех политических  сил, действующих в рамках закона, ограничение сферы деятельности  государства.

 

 Рационально-правовая  легитимность характерна для  демократических государств. Она  предполагает строгое соблюдение  законов всеми структурами общества, том числе и государственными  органами, доступ к политическим  институтам всем слоям населения,  доверие граждан к устройству  государства, а не к отдельным  лидерам, подчинение законам,  а не личности руководителя.

 

 В период радикальных  социально-экономических изменений  наблюдается, как правило, кризис  законности власти. Старый режим  уже утратил легитимность, новый  еще не приобрел. Положение нового  режима во многом зависит от  того, каким способом он попытает  утвердить свою легитимность. Среди  трех выделенных М. Вебером  "чистых" способов легитимности  власти традиционного, харизматического  и легального, приходится выбирать  из двух последних.

 

 Практика показывает, что к стабильной легитимности  ведет лишь рационально-правовой  способ, при котором доверие и  уважение к власти основывается  на признании законными ведущими  к ней путями. В обществе формируется  согласие относительно "правил  игры" на политической арене.  Такое согласие может стать  основой стабильности режима.

 

 Рационально-правовой  способ предполагает высокую  политическую культуру населения,  определенное дистанцирование государства от общества. Поэтому большинство государств, возникающих революционным путем, на первом этапе основываются на харизме как на более простом способе. Однако культ харизматического лидера ведет к тому, что он начинает олицетворять и источник, и осуществление власти. К нему обращаются все недовольные, на него надеются, его оценивают. Для поддержания легитимности харизматическому режиму надо постоянно демонстрировать свою эффективность или проводить репрессии.

 

 Возможно также появление  этнической легитимности, то есть  формирование властных структур  по национальному признаку. Этническая  легитимность развивается при  высокой активности лиц коренной  национальности, манипуляции идеей  национального государства, становления  этнократии. Этническая легитимность не имеет исторической перспективы, ибо ведущей тенденцией мирового развития является конституционный, рационально-правовой тип легитимности.

 

 

Средства легитимации  власти

 

 В литературе выделяются  следующие средства легитимации  власти: политические, идеологические, правовые, этические, психологические.  Речь идет о научном и техническом  обеспечении политического курса  в законах, налоговой системе,  пропаганде ценностей данной  политики, фор­мировании убеждений, влиянии на средства массовой информации. Сильной аргументацией является деление участников политических отношений на друзей и врагов, апелляция к истории, воле народа, национальным традициям, к экономической, технической целесообразности. Этическое обоснование политики подчеркивает ее гражданские, культурные достоинства, ее справедливость, человечность, направленность на достижение об­щего блага. Идеологическая легитимация состоит в оправдании власти с помощью идеологии, которая обосновывает соответствие власти интересам народа, нации или класса. Успешная экономическая политика, укрепление общественного порядка и повышение благосостояния населения также является эффективным средством легитимации власти, роста доверия к ней со стороны населения.

 

 В наше время многие  государства переживают кризис  легитимности, что проявляется в  политической нестабильности, государственных  переворотах, глубоком социально-экономическом  кризисе. Это сопровождается утратой  доверия к власти, разочарованием  в целях, методах политики и  в самих политиках. Конечно,  предупредить потерю легитимности  можно. Если политики умеют  считаться с интересами и запросами  масс, то утраченная легитимность  восстанавливается. Это зависит  от субъектов политики, интеллектуальных  качеств политической элиты.

 

Литература:

 

 

 Н.П. Денисюк, Т.Г.  Соловей, Л.П. Старовойтова и  др., «Политология: курс лекций»,  изд. №2, «ТераСистемс», Минск, 1998.

 

 В.А. Бобков, И.Н. Браима, «Политология», «Экоперспектива», Минск, 2000.

 

 

 

№3

Реферат: Политическая власть 

Введение.......................................................................2

1.Определения власти ............................3

2.Соотношение политики и власти.............. . ...6

3.Структура власти.............................................................7

3.1. Субъект и объект власти...................7

3.2. функции власти.........................10

3.3. концепции власти..  .....................12

3.4. разделение власти........................ . 15

3.5. ресурсы власти..... ..................... .17

4. Политическое господство и  политическая       легитимность.       20

4.1. понятие политического господтва............ 20

4.2. легитимность власти.................... . ... 22

4.3. традиционная легитимность................. 24

4.4. харизматическая легитимность.............. 24

4.5. легальная и рационально-правовая  легитимность.. 26

4.6. средства легитимации власти............... . 28

Заключение....................................................................29

список литературы............................. ...30

    

     

Введение.

 

Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно  дает ключ к

пониманию политических институтов, политических движений и самой политики.

Определение власти, понятие, ее сущность и характера имеет важнейшее  значение

для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и

политические отношения из всей суммы общественных отношений.

Разгадка феномена власти, приращение всякого нового знания о природе  власти и

механизмах властвования является едва - ли не самой главной задачей

политологии. Первые попытки разобраться  в парадоксах и механизмах

политической власти были предприняты  еще в ранний период политической Индии,

Китая и Греции.

Парадокс политической власти, способной  оборачиваться для человека

одновременно и целесообразной силой, и злой волей, во все временя занимал умы

философов и писателей.

Власть является одной из важнейших  политологических категорий, неразрывно

связанной с политикой. Именно властью определяются территории государств,

обеспечивается реализация общих  интересов населения.

Власть представляет собой особый вид общественных отношений, присущий всем

этапам развития человечества. Через  отношения власти выражается объективная

потребность людей в саморегуляции и организации. В обществе всегда есть

различные индивидуальные и групповые  интересы, которые необходимо

регулировать, соподчинять, снимая социальную напряженность.

Таким образом, властные отношения  служат механизмом регуляции общественной

жизни, гарантом целостности различных  обществ, древнейшей формой их

организации.

                        1.     Определения власти.                       

В политической литературе существуют многочисленные определения власти.

Например, Т. Гоббс считал, что сласть – это средство достичь блага в будущем, и

сама жизнь есть вечное и неустанное стремление к сласти, прекращающееся лишь

смертью. М. Вебер определял власть как возможность осуществить  свою волю

вопреки сопротивлению других. Р. Даль полагал, что власть дает возможность

одному человеку заставить другого  делать то, что он по своей воле не сделал бы.

В то же время Х. Арендт считала, что власть вовсе не принадлежит отдельному

человеку, а только группе людей, действующих  совместно. С. Лукс, отвергая это

суждение, утверждает, что в основе всех определений власти лежит примитивное

представление: некий А тем или иным образом воздействует на

Б. П. Моррис уточняет, что власть –  не просто способ воздействия на

кого-то или что-то, а действие как  процесс, направленный на изменение  кого-то

или чего-то. О том же говорит  и А. Гидденс: обладание властью означает

способность менять порядок вещей.

Г. Лассуэлл и А. Каплан в книге “Власть и общество” подчеркивают, что власть

есть участие в принятии решений. Для Т. Парсонса власть – это система

ресурсов, с помощью которых  достижимы общие цели. Р. Арон считает, что власть

– это потенция, которой владеет  человек или группа для установления отношений

с другими людьми или группами, согласными с их собственными желаниями. Б.

Рассел определят власть как  производство намеренных результатов.

Многие ученые подчеркивают естественный характер власти. Зло не в самой

власти. Каждый человек изначально в той или иной мере стремится  к власти и

славе, хотя есть люди, которые всегда стремятся командовать, а другие –

Информация о работе Политическая власть