Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 00:46, реферат
Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение власти, понятие, ее сущность и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.
Разгадка феномена власти, приращение всякого нового знания о природе власти и механизмах властвования является едва - ли не самой главной задачей политологии. Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах политической власти были предприняты еще в ранний период политической
Индии, Китая и Греции.
Парадокс политической власти, способной оборачиваться для человека одновременно и целесообразной силой, и злой волей, во все временя занимал умы философов и писателей.
Власть является одной из важнейших политологических категорий, неразрывно связанной с политикой. Именно властью определяются территории государств, обеспечивается реализация общих интересов населения.
Власть представляет собой особый вид общественных отношений, присущий всем этапам развития человечества. Через отношения власти выражается объективная потребность людей в саморегуляции и организации. В обществе всегда есть различные индивидуальные и групповые интересы, которые необходимо регулировать, соподчинять, снимая социальную напряженность.
Таким образом, властные отношения служат механизмом регуляции общественной жизни, гарантом целостности различных обществ, древнейшей формой их организации.
Введение. 2
1.Определения власти …………………………………………………………...…..3
2.Соотношение политики и власти…………………………………. . …….6
3.Структура власти. 7
3.1. Субъект и объект власти…………………………………………………7
3.2. функции власти……………………………………………………………….10
3.3. концепции власти…… …………………………………………………….12
3.4. разделение власти………………………………………………………….. . 15
3.5. ресурсы власти…………… ………………………………………………….. .17
4. Политическое господство и политическая легитимность. 20
4.1. понятие политического господтва……………………………. 20
4.2. легитимность власти…………………………………………………. . ... 22
4.3. традиционная легитимность……………………………………….. 24
4.4. харизматическая легитимность…………………………………. 24
4.5. легальная и рационально-правовая легитимность…. 26
4.6. средства легитимации власти……………………………………. . 28
Заключение. 29
список литературы……………………………………………………………………….. ………30
- групповое и индивидуальное лидерство;
- личная власть;
- отдельные личности (граждане) в условиях выборов, референдумов;
- толпа (охлос).
Толпа может брать власть в
свои руки в условиях кризиса,
отсутствия какой-либо
От того, как взаимодействуют субъекты политической власти, каковы принципы и характер их взаимоотношений, зависит состояние политической жизни общества.
Власть всегда
представляет собой взаимодействие
субъекта и объекта, воли властителя
и подчинения объекта. Подчинение так
же естественно присуще людям, как
и руководство. Потому власть зависит
от покорности населения, от того, готовы
ли ее терпеть, если она не устраивает
общество. Качества объекта политической
власти зависят от политической культуры
населения.
Например, патриархальный и подданнический
тип культуры формирует покорность, привычку
повиноваться, желание жить под "твердой
рукой".
Активистский тип культуры формирует
гражданина, несущего свою долю ответственности
за страну, а не покорного слугу власть
предержащих.
3.2. Функции власти.
Проявление власти естественно для человека и заложено в биологических, природных и социальных началах его жизни. Командование и исполнение — два универсальных принципа власти, которые нераздельны и взаимодействуют, как и два типа личности — властной и подчиняющейся. Оба эти типа общественно необходимы. Они воспроизводятся в крупных общественных структурах и отношениях между ними, например, государства и общества, правительства и масс, партий и лидеров и т.д.
Координация этих
отношений и относится к
- макроуровне
высших центральных
- среднем уровне
("мезоуровне"), который образуют
учреждения регионального,
- микроуровне,
охватывающем непосредственное
политическое общение людей,
От функционирования политической власти во многом зависит тип политического режима в обществе, открытость или закрытость общества, характер политических отношений и другие политические характеристики данного государства, включая стабильность, авторитет, разделение и сотрудничество властей, роль оппозиции, демократичность.
Таким образом, к наиболее важным, общественно значимым функциям политической власти можно отнести следующие:
- поддержание
общественного порядка и
- выявление,
ограничение и разрешение
- достижение общественного согласия (консенсуса);
- принуждение
во имя социально значимых
целей и сохранения
- управление делами общества.
3.3. Концепции власти.
В современной
литературе существуют различные концепции
власти. Так, системные концепции
рассматривают власть как свойство
политической системы.
Т. Парсонс считает, что власть как свойство
системы связана с достижением общих целей
системы, с организацией. Крозье считает
власть вечной. "Власть нельзя ни ликвидировать,
ни национализировать. Она, как головы
гидры, появляется во все большем количестве
и становится сильнее каждый раз, когда
считают, что ее обезглавили". Длительное
время в истории политической мысли господствовали
правовые концепции власти. Гоббс, Локк,
Спиноза, Руссо, Кант и другие мыслители
считали право первичным, а политику и
власть — производными от права. Французские
философы XVIII века апеллировали к разуму
как единственному судье над всем существующим,
требовали установления разумного общества
в соответствии с естественными правами
человека. Поиск идеального права и государства
характерен для Платона и Ф.
Бэкона, для коммунистических утопий от
Т. Мора до Э. Кабэ. Философское обоснование
И. Кантом теории правового государства
также базируется на принципе согласованности
государственного устройства с правовыми
нормами.
Широкое распространение
получили поведенческие концепции
власти.
Основные идеи поведенческого (бихевио-рального)
направления были выдвинуты в 20-30-х годах
нашего столетия группой ученых Чикагского
университета, которые стали исследовать
поведение людей в сфере политики, изучать
политический процесс, реальные факты,
полагая, что любые ценности должны пройти
испытание фактами.
Бихевиоралисты объясняют политическую жизнь из присущих человеку свойств, поведения, воли, стремления к власти. Политический человек — это человек, стремящийся к власти. В политике все есть власть, и всякая власть есть политика. Но политика — сфера социального взаимодействия, потому индивиды вступают в отношения по поводу власти. Лишь отталкиваясь от воли людей, строится вся политическая материя, приобретая со временем стабильные, устойчивые формы, закрепляясь в политических институтах. Власть этих институтов должна выводиться из отношений власти, в которые вступают люди. Отсюда можно понять, как рождаются и функционируют партии, политические организации, государство. Государственная власть воспроизводится путем концентрации, слияния, столкновения, разъединения, борьбы политических субъектов, их воли к власти.
Бихевиоралисты
рассматривают политические отношения
как рынок власти
(рыночная модель). Субъекты власти вступают
в определенные соглашения,
"сделки" ради достижения власти
и того, что она дает. Выполнение соглашений
зависит от двух факторов: доброй воли
участников и наличия внешней силы, вынуждающей
соблюдать принятые обязательства. Второй
фактор предполагает наличие силы, стоящей
как бы над системой, над участниками сделок.
Если сравнивать политическое взаимодействие с игрой, то в игре побеждает тот, кто выигрывает по правилам. В политической игре выигрыш состоит в увеличении объема власти. Г. Лассуэлл считает, что этот выигрыш определяется участием или возможностью участия в принятии решений. Бывает, что в игре одна сторона не просто нарушает правила, а стремится изменить их, чтобы выиграть. Пресечь такие действия можно только извне. Но если игра охватывает всех, всю политическую систему, то такой силы просто не найдется. Отсюда вывод: политическая игра должна быть самосанкционирующейся. Правила политической игры должны исходить из нее самой, а не навязываться извне.
Идея саморегулирующегося
механизма заимствована бихевиоралистами
из американской социально-экономической
мысли, где считалось, что регулятором
всех экономических отношений
Реальный политический
рынок не идеален. Есть обман, нарушение
законов, демагогия, шантаж; здесь нужны
сила, ловкость, актерство, везение, удача,
счастливый случай. Те, кто контролирует
собственность, стремятся превратить
свои доллары в голоса избирателей,
свою собственность — в политическую
власть. По Мерриаму, бизнес — диктатор
в семье власти. Борьба за власть
мотивируется не только целью приобретения
власти, но и своим игровым характером.
Политика предстает как игровое
пространство, где вероятны выигрыши
и проигрыши. Основа этого мира —
человеческая природа с ее истоками
всех импульсов человеческого
Реляционистские
концепции власти характеризуют
власть как межличностное отношение,
позволяющее одному индивиду изменять
поведение другого. Это отношения
субъекта и объекта власти. Они
могут быть разными: подавление сопротивления
объекта, неравное распределение ресурсов
между участниками властных отношений,
раздел зон влияния и т.д. Если
в одной ситуации властью обладает
один индивид, то с изменением сферы
влияния роли могут поменяться.
Объект власти может стать ее субъектом.
3.4. Разделение власти.
Разделение власти является основным механизмом функционирования всех видов политической и неполитической власти. Разделение власти возникает из свойства власти быть отношениями между субъектом и объектом, между которыми формируются отношения командования и исполнения, господства и подчинения. В политической системе общества, где субъектами власти выступают учреждения, организации, разделение власти означает принятие решений и их исполнение, распределение труда, разделение функций. Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов.
Первое крупное
разделение власти развело политическую
и религиозную
(духовную, жреческую) власти, власть государства
и церкви. Соперничество между этими властями
продолжалось многие столетия. Для многих
государств оно не завершено и ныне, при
этом исход его далеко не однозначен для
многих регионов мира. В самом светском
государстве рано началось разделение
профессиональных функций власти. Происходило
разделение власти между центральным
и местным управлением (самоуправлением),
формировалась власть разных уровней
с разными функциями. Разделение власти
на государственном уровне шло неравномерно
и сопровождалось острыми конфликтами
и даже войнами между королевской властью
и парламентами ("Славная революция"
1688 г. в
Англии, переросшая в войну короля и парламента,
смену династий; Французская революция).
Велась также многовековая борьба за право
участия народа в правлении — избирательные
права, иначе говоря, за разделение власти
между государством и обществом. Всеобщее
избирательное право было установлено
лишь в XX веке и то не повсеместно.
Проекты разделения единой государственной власти на несколько независимых, но взаимосвязанных властей, которые могли бы сотрудничать и контролировать друг друга, появились в XVII веке. Первый проект такого рода принадлежал Дж. Локку (сер, XVII в.), разделившему власть на законодательную, исполнительную (она же и судебная) и федеративную, ведающую международными отношениями. Впоследствии Ш. Монтескье уже в XVIII веке создал теорию разделения властей в ее современном виде: на законодательную, исполнительную и судебную.
Принцип разделения
властей закреплен в статье 6 Конституции
Республики
Беларусь. В ней отмечается, что государство
основывается на принципе разделения
властей: законодательной, исполнительной
и судебной.
Государственные органы в пределах своих
полномочий самостоятельны: они взаимодействуют
между собой, сдерживают и уравновешивают
друг друга.
Важное значение в системе разделения власти имеет выделение в сфере судебной власти конституционного суда, играющего роль арбитра в отношениях между властями. Отношения между разделенными властями регулируются законами, положениями конституции, традициями политической культуры общества. Однако эти отношения не всегда складываются гармонично. Особенно это характерно для стран, которые только начинают осваивать систему разделения властей. К таким странам можно отнести и Беларусь.
Опыт истории
показывает, что попытки одной
из ветвей власти доминировать ослабляют
государство и сводят разделение
властей к чисто формальной процедуре.
В таком случае реальной правящей
силой может оказаться какая-
Следует иметь в виду, что власть разделяется не только между легальными структурами, хотя здесь могут быть негласные распоряжения, приказы, закулисная борьба, законспирированные организации типа органов безопасности, разведки, контроля. Могут существовать в обществе и нелегальные политические и неполитические структуры, реально владеющие властью, теневые и противоправные структуры. В периоды кризисов все формы скрытого разделения власти могут стать крайне опасными, ибо создают условия для криминализации политики, давления на общество, его дестабилизации, политических заговоров и переворотов.
3.5. Ресурсы власти
Под ресурсами
власти принято понимать все те средства,
использование которых
(средства массовой информации), либо орудия,
с помощью которых можно лишить человека
тех или иных ценностей, высшей из которых
обычно считается жизнь
(оружие, карательные органы в целом) (Основы
политической науки. Учебное пособие.
Часть 1. — 1993. — С. 110).
Информация о работе Политическая власть. Политическое господство и политическая легитимность