Политическая власть. Политическое господство и политическая легитимность

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 00:46, реферат

Краткое описание

Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение власти, понятие, ее сущность и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.
Разгадка феномена власти, приращение всякого нового знания о природе власти и механизмах властвования является едва - ли не самой главной задачей политологии. Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах политической власти были предприняты еще в ранний период политической
Индии, Китая и Греции.
Парадокс политической власти, способной оборачиваться для человека одновременно и целесообразной силой, и злой волей, во все временя занимал умы философов и писателей.
Власть является одной из важнейших политологических категорий, неразрывно связанной с политикой. Именно властью определяются территории государств, обеспечивается реализация общих интересов населения.
Власть представляет собой особый вид общественных отношений, присущий всем этапам развития человечества. Через отношения власти выражается объективная потребность людей в саморегуляции и организации. В обществе всегда есть различные индивидуальные и групповые интересы, которые необходимо регулировать, соподчинять, снимая социальную напряженность.
Таким образом, властные отношения служат механизмом регуляции общественной жизни, гарантом целостности различных обществ, древнейшей формой их организации.

Оглавление

Введение. 2

1.Определения власти …………………………………………………………...…..3

2.Соотношение политики и власти…………………………………. . …….6

3.Структура власти. 7
3.1. Субъект и объект власти…………………………………………………7
3.2. функции власти……………………………………………………………….10
3.3. концепции власти…… …………………………………………………….12

3.4. разделение власти………………………………………………………….. . 15

3.5. ресурсы власти…………… ………………………………………………….. .17

4. Политическое господство и политическая легитимность. 20
4.1. понятие политического господтва……………………………. 20
4.2. легитимность власти…………………………………………………. . ... 22
4.3. традиционная легитимность……………………………………….. 24
4.4. харизматическая легитимность…………………………………. 24
4.5. легальная и рационально-правовая легитимность…. 26
4.6. средства легитимации власти……………………………………. . 28

Заключение. 29
список литературы……………………………………………………………………….. ………30

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 44.50 Кб (Скачать)

Субъекты политической власти обладают уникальной системой ресурсов. В их руках находится  государство с его аппаратом, армией, органами внутренних дел, тюрьмами, правоохранительными органами, денежной и налоговой системами и т.д. Государственная власть имеет монопольное право издавать законы, обязательные для всего населения. Она может легально использовать силу, опираясь на специальный аппарат принуждения. Государство, имея единый центр принятия решений, использует не только принуждение, но и экономические, социальные, культурно-информационные ресурсы.

Ресурсами власти являются интересы, убеждения людей, их чувства, эмоции 
(страх, ненависть, зависть, восторг, энтузиазм, недовольство и др.). 
Эффективными средствами власти могут стать национальные и религиозные чувства. Ресурс типа интереса определяется экономическим потенциалом, налоговой, социальной политикой. Ресурс принуждения использует страх за жизнь, здоровье, имущество, благосостояние. Результат насилия заключается в том, что человек вынужден вести себя не так, как он хотел бы. Принуждение может быть физическим, психологическим, моральным.

Ресурсом власти является язык как элемент политической культуры. Язык власти специфичен, он опирается  на мифы, стереотипы, а значение слов зависит от воли властелина, от умения читать между строк. Значение штампов, клише бюрократического языка является своеобразным пропуском в коридоры власти. Языковая политика играет далеко не последнюю роль в реальных политических процессах, избирательных кампаниях.

К ресурсам относится  экономический, военный, культурный потенциал  страны, государственная территория, стабильность и порядок, единство общества, природные богатства, численность  населения, его качество 
(культура, образованность, трудовые навыки и т.д.). Важное значение имеют традиции, идеология, вера, доверие, общественное настроение, участие населения в политике, время, которым располагает власть для решения своих задач. К ресурсам власти относятся знания, профессионализм, пропаганда во всех ее формах, средства массовой информации. Различные ресурсы используются субъектами власти обычно в комплексе, хотя каждый тип ресурсов имеет свои условия реализации и предел эффективности, наиболее удобные объекты и время действия. Так, для убеждения наиболее предрасположена молодежь. Оппозиционные силы больше опираются на недовольных. Во времена революций, войн чаще используется насилие. Принуждение больше распространено в странах со слабыми демократическими традициями. В обществах с традициями индивидуализма упор делается на использование материального интереса, денег, хотя используется и принуждение, страх за жизнь, здоровье, благосостояние.

Следует иметь  в виду, что действие тех или  иных средств власти имеет предел, за которым их применение становится бессмысленным. Так, гонка вооружений не только опасна, но и бессмысленна, ибо применение многих военных средств  означает уничтожение самой жизни. Потому необходимо стремиться к тому, чтобы основой власти были привычка к порядку, высокий уровень культуры, благосостояния людей, законность, а  не страх наказания и принуждения.

4. Политическое  господство и политическая легитимность.

4.1. Понятие политического  господства.

Для характеристики властных отношений часто используется термин 
"господство". Для того чтобы власть выполняла общественные функции, была прочной и стабильной, она должна быть институциализирована, то есть, закреплена в определенных институтах, учреждениях, формах. Тем самым воспроизводятся и закрепляются отношения властвования и подчинения, разделение управленческого труда и связанные с ними привилегии. Тем самым устанавливается определенная социальная иерархия, лестница, и занятие тех или иных ступенек этой лестницы позволяет принимать решения, приказывать, разрешать или запрещать.

Формой общественной организации власти является господство. Господство определяется как механизм осуществления власти, который принимает  форму социальных институтов и предполагает деление общества на господствующие и подчиненные группы, иерархию и  социальную дистанцию между ними, выделение особого аппарата управления. Господство — это политический порядок, при котором одни командуют, а  другие подчиняются, хотя первые могут  находиться под демократическим  контролем вторых.

Господство включает экономические, политические, идеологические аспекты. Многие политологи считают  экономическое господство наиболее важным, ибо это власть собственников  средств производства, денег, других общественных богатств. Деньги оказывают  сильное влияние на проведение избирательных  кампаний и итоги выборов, используются для подкупа политиков, для влияния  на средства массовой информации и  т.д. Политическая власть санкционирует  экономическое господство. Потому государственная  власть есть верховенство экономически господствующих сил. Идеологическое господство призвано обосновать этот порядок, оправдать  его, представить как справедливый и гуманный.

В современных  демократических государствах всевластие крупного капитала сдерживается конкуренцией, участием трудящихся в принятии производственных решений, в распределении прибыли, налоговой политикой государства  и другими способами. В этих странах  достаточно самостоятельна политическая власть, способная подчинить экономическую  власть собственным целям, иметь  первенство над экономикой. Политическая власть не допускает монополизации  средств массовой информации в руках  определенных лиц и группировок, а также правительства, ибо это  может помочь определенной группировке  длительное время сохранять свое господство, невзирая на неэффективность  экономической и иной политики. Демократический  строй предполагает разделение господства путем формирования множества центров  экономического влияния, разделения власти между государством, партиями, группами интересов, а также самой государственной  власти на законодательную, исполнительную и судебную, утверждения культурно-информационного  плюрализма, доступности образования.

Политическое  господство проявляется обычно как  средство приобретения социального  господства, то есть привилегированного положения в обществе. 
Высокая политическая должность способствует накоплению богатства, доступу к знаниям для себя и своих детей. Богатство, в свою очередь, повышает шансы на вхождение в политическую элиту, доступ к образованию, средствам массовой информации. Таким образом, происходит накопление власти, усиление господства. Альтернативой господству является самоуправление общества, однако, оно возможно в небольших пределах и территориях, а не в рамках современных государств.

4.2. Легитимность  власти

Термин "легитимность" возник в начале XIX века и выражал  стремление восстановить во Франции  власть короля как единственно законную, в отличие от власти узурпатора. Тогда же это слово приобрело  и другой смысл — признание  данной государственной власти и  территории государства на международном  уровне. Требование легитимности власти возникло как реакция против насильственной смены власти и перекройки государственных границ, против произвола и охлократии.

Легитимность  означает признание населением данной власти, ее права управлять. Легитимная власть принимается массами, а не просто навязывается им. Массы согласны подчиняться такой власти, считая ее справедливой, авторитетной, а существующий порядок наилучшим для страны. Конечно, в обществе всегда есть граждане, нарушающие законы, не согласные с  данным политическим курсом, не поддерживающие власть. Легитимность власти означает, что ее поддерживает большинство, что  законы исполняются основной частью общества.

В политологии  используется также термин "легальность" власти. 
Легальность и легитимность — не одно и то же. Легальность власти — юридическое обоснование, юридическое бытие власти, ее законность, соответствие правовым нормам. Легитимность не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, — легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не приниматься народом. В обществе может существовать и нелегальная власть, например, мафии.

Легитимность  — это доверие и оправдание власти, потому она тесно связана  с моральной оценкой власти. Граждане одобряют власть, исходя из моральных  критериев добра, справедливости, порядочности, совести. 
Легитимность призвана обеспечить повиновение, согласие без принуждения, а если оно не достигается, то оправдать принуждение, использование силы. 
Легитимная власть и политика авторитетны и эффективны.

Очевидно, что  легитимность может быть, как завоевана, так и потеряна. 
Сроки завоевания элитой легитимности различны в зависимости от обстоятельств, а ее потеря вызывается различными причинами. Трудно дать оценку легитимности в обществе, где идет модернизация, где нарушаются привычные нормы поведения. Тем не менее, пренебрегать легитимностью можно только до определенных пределов, причем это характерно для деспотической власти авторитарного или тоталитарного типа либо для власти обреченной, временной, слабой. Демократическая власть уделяет легитимности своих действий большое внимание, ибо она вынуждена править с согласия народа, а не потому, что такова ее добрая воля.

Чтобы завоевать  и удержать легитимность, доверие  народа, власть прибегает к аргументации своих действий, обращаясь к высшим ценностям 
(справедливости, правде), к истории, чувствам и эмоциям, настроениям, реальной или вымышленной воле народа, велениям времени, научно-технического прогресса, требованиям производства, историческим задачам страны и т.д. Для оправдания насилия, репрессий часто используется деление людей на друзей и врагов. Принципы легитимности (верования) могут иметь истоки в древних традициях, революционной харизме или в действующем законодательстве.

Типология легитимности, пользующаяся широким признанием, введена  Максом 
Вебером, который выделил три основные принципа: традиция, харизма, легальность. Речь идет об идеальных типах, не существующих в "чистом виде". 
В конкретных политических системах эти три типа переплетаются при преобладании одного из них.

4.3. Традиционная  легитимность

Традиционная  власть основана на вере в священный  характер норм, обычаев, традиций, которые  рассматриваются как нерушимые. Обычаи выступают основой управления и послушания в обществе, ибо так  принято, так было всегда. Власть традиций такова, что если традицию нарушают лидеры, вожди, то они теряют легитимность в глазах масс и могут быть отстранены от власти. 
Подобные общества статичны, они могут существовать веками без существенных изменений. Люди вновь и вновь воспроизводят отношения власти и подчинения на протяжении многих поколений.

Традиционная  власть была характерна для древних  восточных империй 
(Египет, Вавилон, Персия, Китай), для средневековой Европы. Традиционная легитимность присутствует и в современных политических системах. По своей мотивации она схожа с отношениями в патриархальной семье, где младшие повинуются старшим. Поэтому, как считал М. Вебер, полезно сохранять наследственную монархию и в условиях демократии, чтобы подкреплять авторитет государства многовековыми традициями почитания власти.

4.4. Харизматическая  легитимность

В модернизирующемся  обществе, еще не освоившем демократический  тип управления, распространен харизматический  тип властвования. Харизма означает особый дар, призвание, божественный дар, которым обладает лидер, по сути, это  сверхчеловек с особыми качествами (Будда, Христос, Магомет, 
Соломон, Александр Македонский, Цезарь и др.). Элементы харизмы были у 
Ленина,

Сталина, Мао, Де Голля, Гитлера, Тито, Троцкого, Рузвельта, Черчилля, 
Неру. Исторически харизматическая власть существовала в самых разных политических системах. Это Римская империя при Юлии Цезаре, режим 
Наполеона, гитлеровский нацизм, фашизм Муссолини, социализм Ленина, 
Сталина, Мао Цзэдуна. Харизматический тип властвования развивается в условиях, где нет свободы, в революционных условиях. Харизматический авторитет не связан нормами или правилами. Он зависит не столько от идей, сколько от приверженности масс, их веры в особые качества вождя, от их преклонения перед ним. Со своей стороны, лидер полагает, что выполняет 
"историческую миссию", поэтому требует поддержки и послушания. Для возникновения харизматической легитимности важно не столько само обладание харизмой, какими-то особыми качествами вождя, сколько признание ее со стороны последователей. Харизматическая власть является относительно нестабильной по сравнению с традиционной и легальной, ибо лидеру, чтобы ее удерживать, необходимо постоянно демонстрировать свою исключительность, решать новые задачи.

В XIX веке понятие "харизма" применялось лишь по отношению к небольшому числу  лидеров. В современных условиях харизматическое лидерство переродилось в организованный культ возвеличивания лидера.

Разновидностью  харизматического типа легитимности является вождизм, характерный для нединамичных, авторитарных и тоталитарных обществ. Общим для всех видов вождизма является то, что требуется личная преданность нижестоящих вышестоящим  и всех вместе — главе клана. Этому  типу не всегда чужда демократия, поскольку  формально признаются права большинства, есть поддержка населением правящего  режима. Формируется любовь к "отцу" нации или народа, нет оппозиции. Для таких обществ характерна тотальная идеологизация, гражданский конформизм, продвижение по социальной иерархии на основе личных связей. Формируются представления об особом назначении режима, особой миссии, необходимости прорыва в экономическом и социальном развитии. Прочность режима зависит от того, оправдает ли он свое назначение.

Информация о работе Политическая власть. Политическое господство и политическая легитимность