Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 10:57, контрольная работа
Цель исследования состоит в изучении института политической власти и особенностей восприятия и подтверждения ее правомерности.
Данная цель реализуется посредством выполнения следующих задач:
определить понятие политической власти, ее функции и взаимосвязанные с ней социальные институты;
рассмотреть ресурсы, виды и процесс политической власти;
изучить сущность и типологию легитимности политической власти.
Введение……………………………………………………………….……...…….3
Раздел 1. Природа политической власти………………………………………….4
Раздел 2. Ресурсы и формы политической власти………….…………………...11
Раздел 3. Легитимность власти, ее сущность и типология……………………..15
Заключение.…………………………………………………………....………......20
Список использованной литературы …………………………………….………21
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиал в г. Минске
Кафедра теории и истории государства и права
По дисциплине: «Политология»
(дисциплина указывается в строгом соответствии с учебным планом)
На тему:/вариант № 9 «Политическая власть, легитимность власти»
ВЫПОЛНИЛ: студент 4 курса, группы 1 заочной формы обучения
специальности/направления Ерёмин Сергей Валерьевич | |
ПРОВЕРИЛ: профессор, доктор политических наук (ученая степень, звание, должность) Храмцова Флюра Ибрагимовна (ФИО) |
Оценка:______________ «___» _________ 20____ _____________________ (Подпись преподавателя-рецензента) |
Рег. №______ «___» _________ 20__ |
Минск 2012
СОДЕРЖАНИЕ |
Введение………………………………………………………… |
Раздел 1. Природа политической власти………………………………………….4 |
Раздел 2. Ресурсы и формы политической власти………….…………………...11 |
Раздел 3. Легитимность власти, ее сущность и типология……………………..15 |
Заключение.………………………………………………… |
Список использованной литературы …………………………………….………21 |
ВВЕДЕНИЕ
Власть – одно из фундаментальных начал общества и политики. Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Феномен политической власти, способной оборачиваться для человека одновременно и целесообразной силой, и злонамеренной волей, во все времена занимал умы философов и писателей. Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию.
Формирование публичной территориальной власти обусловлено необходимостью организации общественного производства, которое обуславливает подчинение всех участников единой воле, а также – потребностью регулирования социальных отношений между людьми.
Таким образом, политическая власть, как социальное явление, необходима, прежде всего, для организации общества, поддержания его целостности и единства для целей самосохранения и социального прогресса.
Предметом настоящей работы является исследование понятийного аппарата политической власти и проблемы ее легитимности.
Актуальность данного исследования определяется процессами развития различных политических течений и демократизации как в современном правовом государстве, так и на международном уровне.
Цель исследования состоит в изучении института политической власти и особенностей восприятия и подтверждения ее правомерности.
Данная цель реализуется посредством выполнения следующих задач:
определить понятие
политической власти, ее функции и
взаимосвязанные с ней
рассмотреть ресурсы, виды и процесс политической власти;
изучить сущность и типологию легитимности политической власти.
Раздел 1. Природа политической власти
Борьба за власть и осуществление власти – один из основных аспектов политической жизни общества. Власть как центральная категория политологии обусловливает характер политических процессов, отношений, систем, институтов. Власть является необходимым элементом жизнедеятельности любой социальной системы и одним из условий самой этой жизнедеятельности. Всякое общество предполагает властное руководство им. Оно нуждается во власти как необходимом условии функционирования социальной системы, регуляторе общественной жизни людей, их поведения и взаимодействия в сфере общих интересов [12, с. 43]. Политическая власть – это способность, право и возможность господства над людьми с помощью закона, авторитета и принуждения [4, с. 38].
Политическая власть значительно отличается от других видов власти: родительской, экономической, религиозной, военной и иных. Политическая власть – высший тип власти, созданной человеком с целью организации совместной жизни и обеспечения безопасности. Если экономическая, правовая, семейная, военная власть регулирует какую-то отдельную сторону человеческой жизни, то политическая власть пронизывает все сферы человеческой деятельности. Ее важнейшими признаками являются монополия на регламентацию групп общества и возможность принуждения в отношении личности и общества [4, с. 40]. Таким образом, политическая власть – это вид такого социального взаимодействия, который проявляется в возможности и праве одного индивида или группы принимать решение, приобретающее обязательный характер для другого индивида или группы [1, с. 48].
В политологии существуют несколько направлений или школ научной мысли, отражающих различные методологические подходы к изучению власти.
Теологическая (религиозная) концепция исходит из божественного объяснения природы власти. Согласно ей всякая власть происходит от Бога, а все монархи, осуществляющие власть, – наместники Бога на Земле, исполняющие его волю. Такой подход понимает политическую власть как явление, имеющее особую, уникальную непознаваемую природу.
Реляционисткая концепция понимает политическую власть как способ достижения поставленной цели, оказания определяющего влияния на массы, раздела сфер влияния, преодоления сопротивления, обмена ресурсами.
Биологическая концепция рассматривает власть как механизм обуздания человеческой агрессивности, заложенной в инстинктах. К ней примыкает психологический подход, который исходит из того, что власть и властные отношения являются естественным порождением человеческой психологии. Основоположник психоанализа 3. Фрейд рассматривал стремление человека к власти как сублимированное сексуальное влечение, при котором энергия сексуального импульса направляется на завоевание власти. А. Адлер считал, что причина стремления к власти – подсознательное желание человека компенсировать физическую, духовную или социальную неполноценность детских лет. Э. Фромм предлагал рассматривать власть как порождение садомазохистских комплексов, которые присутствуют в той или иной степени у человека, не достигшего высокого уровня духовного развития. Отдельные политологи рассматривают власть как гипноз – специальное воздействие, парализующее волю к сопротивлению.
Поведенческая (бихевиористская) концепция рассматривает власть как такое отношение между людьми или тип поведения, при котором один человек командует, а другой подчиняется. Поведенческое понимание власти индивидуализирует власть, сводит ее к взаимодействию реальных индивидов, стремящихся к властвованию, с индивидами готовыми подчиняться кому-либо.
Коммуникативный подход к пониманию природы власти рассматривает ее как коммуникацию, то есть общение между людьми с помощью языка, жестов и символов, поскольку без них невозможно передать другому человеку приказ и добиться его исполнения.
Системный подход к пониманию природы власти рассматривает общество как сложную, состоящую из большого числа разнообразных элементов систему, выделяя в каждом из них соответствующую функцию. С такой точки зрения, функция политической власти как ключевого элемента общественной жизни состоит в поддержании социального порядка – она обязана регулировать общественную жизнь, разрешать возникающие конфликты и тем самым укреплять целостность общества. Развитием этого подхода является структурно-функциональная концепция, которая рассматривает власть как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функции управления и исполнения. Без власти невозможны коллективное существование человека, совместная жизнедеятельность многих людей. Как указывал в этой связи Т. Парсонс, «власть – это реальная способность политической системы аккумулировать свои интересы, достичь своих целей, пресечь нежелательное вмешательство, внушить уважение, контролировать собственность в контексте системной интеграции» [1, с. 47].
Всем подходам к изучению политической власти противостоит так называемый негативистский подход, рассматривающий любую, прежде всего государственную, власть как безусловное зло для общества. К подобной точке зрения склонялись политические мыслители самых разных эпох. Теоретики анархизма М.П. Бакунин, Ж. Прудон, П.А. Кропоткин и французские философы Б. Леви, А. Глюксман, Л. Гольдман полагали, что само наличие власти в обществе рождает лишь хаос, насилие и произвол в отношении большинства граждан, ущемляет их свободу. Поэтому следует стремиться к освобождению от всякой стоящей над обществом власти, заменяя ее различными формами добровольной кооперации и самоуправления, именно тогда в обществе установится нормальный и естественный порядок.
Наличие множества подходов, выделяющих разные аспекты власти, объясняется сложностью самого явления властвования, его присутствием в любом элементе человеческих отношений [12, с. 44].
Отличия политической власти от всех остальных видов власти можно свести к нескольким ее характерным категориям [1, с. 49].
Легальность – политическая власть в государстве (за исключением откровенно диктаторских режимов и чрезвычайных ситуаций) опирается или, по крайней мере, стремится опираться на закон.
Монополия на легальное применение насилия (по М. Веберу) – в рамках государства лишь сама государственная власть имеет право на законных основаниях применять организованное насилие, то есть использовать оружие, тюрьмы, лишать людей свободы, жизни, собственности.
Верховенство – политическая власть в государстве стоит выше других видов власти, превосходит их по силе и масштабам, практически не ограничена какими-то четкими рамками и проникает во все сферы общественной жизни.
Всеобщий и безличный характер (публичность) – в отличие от власти в семье, учреждении или группе, ни один из руководителей государства не воплощает ее в себе полностью; власть в современном обществе всегда разделена между отдельными людьми, группировками, партиями, институтами, при этом всеобщность политической власти означает, что она действует в масштабах всего государства и обязательна для всех граждан.
Институализация – политическая власть в государстве всегда существует в форме определенных институтов (парламент, правительство, законодательные нормы), то есть является организованной, устойчивой и постоянной.
Моноцентричность – наличие единого центра принятия решений: в географическом плане – это столица государства, в смысле учреждений – определенные политические институты, принимающие такие решения (президент, правительство, отдельные министерства и ведомства).
Дифференциация – власть в современном государстве неизбежно разделена между различными ее ветвями (исполнительная, законодательная, судебная) и институтами (президент, правительство, парламент, суды), между отдельными группами и персонами в рамках властных институтов, а также между общественными объединениями, способными оказывать влияние на власть (политические партии, социальные движения).
Такие признаки власти, как способность воздействия путем применения санкций, воля, влияние, авторитет, убеждение, побуждение, принуждение, сила, являются реальными проявлениями власти и процесса властвования. Командование и исполнение – два равным образом универсальных принципа власти. Власть наделена и единым принципом деятельности – командованием в различных его формах: распоряжение, директива, приказание, законы, нормы, правила, запреты, предписания, волевые и эмоциональные воздействия. Однако властные отношения всегда носят двусторонний характер. Поэтому выражением власти являются отношения господства-подчинения [12, с. 45].
Таким образом, власть как общественное явление предполагает наличие следующих элементов:
а) власть – это отношение не менее двух партнеров, причем ими могут быть как отдельные лица, так и группы лиц;
б) необходим приказ осуществляющего власть, то есть выражение им воли по отношению к тому, над кем он осуществляет власть, сопровождаемый угрозой применения санкций в случае неповиновения;
в) власть проявляется тогда, когда тот, над кем осуществляется власть, подчиняется тому, кто ее осуществляет, то есть имеет место подчинение выраженной в приказе воле осуществляющего власть;
г) власть предполагает общественные нормы, устанавливающие, что отдающий приказы имеет на это право, а тот, кого эти приказы касаются, обязан подчиниться приказам осуществляющего власть.
Таким образом, власть представляет собой систему отношений господства и подчинения, главная цель которого состоит в обеспечении выполнения директивы, приказа, воли с помощью влияния, авторитета, разного рода санкций и прямого насилия [12, с. 45]. При этом власть опирается на общепринятые или юридически закрепленные в данном обществе ценности и принципы, определяющие и регулирующие место, роль и функции, как отдельного человека, так и социальных групп в системе общественных и политических отношений.
В структуре власти всегда выделяют субъект и объект, источники власти, основания власти и ресурсы власти [2, с. 59]. Отсюда следует необходимость вывести понятие участников властных отношений – субъекта и объекта власти.
Субъекты власти – носители власти, активная действующая величина в системе власти, от которой исходит влияние, воздействие, следуют распоряжения, указания. При этом субъекты власти, взятые в ином отношении, могут быть и являются сами объектами для вышестоящей власти.
Объекты власти – явления, предметы, органы, учреждения, предприятия, население, на руководство (управление) которыми по закону или подзаконным актам направлена деятельность властей.
При оценке субъектов власти, их разнообразия принято исходить из того, что у власти может быть несколько уровней, возможны ее разные виды, масштабы, разные сферы проявления. Так по основному предназначению властей различаются: законодательная, исполнительная, судебная власти. По месту в структуре власти существуют: центральная, региональная, местная, республиканская, областная, окружная и другие виды власти.
Информация о работе Политическая власть, легитимность власти