Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 10:57, контрольная работа
Цель исследования состоит в изучении института политической власти и особенностей восприятия и подтверждения ее правомерности.
Данная цель реализуется посредством выполнения следующих задач:
определить понятие политической власти, ее функции и взаимосвязанные с ней социальные институты;
рассмотреть ресурсы, виды и процесс политической власти;
изучить сущность и типологию легитимности политической власти.
Введение……………………………………………………………….……...…….3
Раздел 1. Природа политической власти………………………………………….4
Раздел 2. Ресурсы и формы политической власти………….…………………...11
Раздел 3. Легитимность власти, ее сущность и типология……………………..15
Заключение.…………………………………………………………....………......20
Список использованной литературы …………………………………….………21
Объединением нормативной концепции М.Вебера и эмпирической – Д.Истона стала концепция Д.Бетхэма. Он считает, что легитимация власти осуществляется одновременно на трех уровнях:
Первый из них образуют
правила получения и
Вторым уровнем являются убеждения управляющих и управляемых, касающиеся функционирования политической системы.
Третий уровень – это активное согласие управляемых, выражающееся в конкретных политических действиях. О полной легитимности власти можно говорить лишь тогда, когда возникает связь между содержанием правил политической игры, их позитивной оценкой и вырастающем из них политическом поведении на стороне политической системы, выражающем волю к сохранению системы в ее неизменных основах.
В современной политической науке также выделяют концепцию легитимности политической власти французского политолога Ж.Шабо. Легитимность он определяет как адекватность реальных или предполагаемых качеств управителей (а также тех, кто намеревается ими стать) подразумеваемому или ясно выраженному согласию управляемых. Ж.Шабо выделяет четыре типа легитимности: демократическую, идеологическую, технократическую и онтологическую. Демократическая легитимность присуща политическим системам, функционирующим на основе базовых демократических принципов: коллегиальное принятие решений, учет воли большинства, соблюдение прав и свобод человека. Демократическая легитимность относительна и должна дополняться другими типами легитимности. Прежде всего, это технократическая легитимность, как степень профессионализма тех, кто находится у власти и принимает решения. Лидеру недостаточно только завоевать поддержку избирателей, необходимо оправдать оказанное доверие эффективной управленческой деятельностью. [2, с. 64].
Таким образом, стабильность власти обеспечивается законностью и легитимностью, то есть, поддержкой общества. Чтобы человек проявил волеизъявление быть частью политического сообщества граждан, необходимо обеспечение атмосферы политического доверия в обществе, что позволяет конструктивно разрешить противоречия между политической властью и различными социальными группами.
Легитимность проявляется в убежденности граждан в правоте власти, праве власти управлять, вере в способность власти осуществлять свои функции, доверии народа к лидерам правительства. Легитимность возникает при определенном политическом консенсусе в обществе, когда массы проявляют приверженность политической власти, политической системе с достигнутыми политическими ценностями. Макс Вебер видел в легитимности гарантию стабильности общества, а в легитимации – процедуру общественного признания какого-либо действия, события, факта, лица для обеспечения политического участия народа без какого-либо принуждения. Отсюда следует, что легитимность власти является одним из важнейших условий ее эффективности [1, с. 52].
В качестве индикаторов степени легитимности власти могут рассматриваться следующие признаки:
Наряду с процессом легитимации власти в политической практике может происходить и обратный процесс – делегитимации власти, то есть утраты тех факторов, которые определили ее легитимность. Делегитимация власти может стать результатом целого ряда причин: 1) следствием противоречия между эгоистическими устремлениями правящей элиты и господствующими в данном обществе идейными ценностями; 2) следствием противоречия между официально провозглашенными демократическими принципами и реально политической практикой, связанной с ограничением прав и свобод населения, давлением на средства массовой информации, преследованием оппозиции; 3) следствием повышения неэффективности деятельности бюрократического аппарата и усиления его коррумпированности; 4) следствием раскола внутри правящей элиты из-за утраты уверенности в оправданности ее претензий на власть; 5) следствием конфликта между ветвями власти [2, с. 65]
Кризис легитимности может наступить также тогда, когда политическая система перестает воспринимать требования основных общественных групп, когда в ней отсутствуют или прекращают функционировать механизмы, защищающие интересы широких народных масс.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Власть – это специальный социальный институт, который упорядочивает социальные отношения и поведение индивида. Политическая власть определяет воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладает государство.
В отличие от нравственной и семейной власти политическая власть носит не личностно-непосредственный, а общественно-опосредованный характер. Политическая власть проявляется в общих решениях и решениях для всех, в функционировании институтов (президент, правительство, парламент, суд). В отличие от правовой власти, регулирующей отношения между конкретными субъектами, политическая власть мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения между группами в целях стабильности и общего согласия. Поэтому необходимость политической власти безусловна.
Знание источников легитимности позволяет понять и предотвратить кризис власти, сущностью которого является разрушение института политической власти, выражающееся в массовом несоблюдении правил и норм, предписываемых этим институтом. Подрыв доверия к власти может привести к разрушению иерархии социальных ценностей и массовым социальным конфликтам, деструктивно влияющим на все сферы общественных отношений.
Условие легитимности власти возникло как реакция против насильственной смены власти, неправомерного использования властью силы и насильственной перекройки государственных границ. Таким образом, легитимность призвана обеспечить согласие объекта властных отношений доминировать над ним субъекта власти. Вместе с тем, принцип легитимизма не совершенен, поскольку не гарантирует реализации интересов всех объектов властных отношений. Также легитимность может оказаться внешним прикрытием диктата властных элит в ущерб слабейшим политическим силам или стремлением слабых сил уравнять себя с сильными.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Политическая власть, легитимность власти