Политическая власть, легитимность власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 10:57, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в изучении института политической власти и особенностей восприятия и подтверждения ее правомерности.
Данная цель реализуется посредством выполнения следующих задач:
определить понятие политической власти, ее функции и взаимосвязанные с ней социальные институты;
рассмотреть ресурсы, виды и процесс политической власти;
изучить сущность и типологию легитимности политической власти.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….……...…….3
Раздел 1. Природа политической власти………………………………………….4
Раздел 2. Ресурсы и формы политической власти………….…………………...11
Раздел 3. Легитимность власти, ее сущность и типология……………………..15
Заключение.…………………………………………………………....………......20
Список использованной литературы …………………………………….………21

Файлы: 1 файл

Контрольная - Политология.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

Возможны иные основания классификации: по субъектам, носителям, источникам, объектам власти, а также по регионам, названиям государств Нередко в основе классификации лежит сопоставление демократии и каждого из специфических типов власти: партократия; охлократия; геронтократия; теократия и иные. По субъекту различаются власти: классовая, партийная, народная, судебная, президентская, парламентская, правительственная. По режиму правления существуют власти: демократическая, авторитарная, деспотическая, тоталитарная, бюрократическая и иные.

Субъектом (актором) может  быть отдельный человек, организация, социальная группа, этническая общность. В этой иерархии в правовом обществе первичными акторами выступают индивиды, вторичными – политические организации, общественные властные элиты и лидеры. Непосредственным субъектом власти обычно выступают те люди, которые концентрируют в своих руках огромное влияние и доверие, финансовое могущество, мощные рычаги воздействия на других людей, контроля за их настроениями, мнением, поведением и управления ими.

Властные отношения  между субъектом и объектом обусловливаются обладанием первым рядом качеств: профессиональной компетентностью, желанием властвовать, наличием воли к власти и получением высокого дохода и привилегированного положения в обществе. От приказа, характера содержащихся в нем требований субъекта во многом зависит отношение к нему объекта власти. Власть невозможна без подчинения объекта. Субъект всегда стремится, не исключая средств принуждения, подчинить своей воле объект.

Власть представляет особый вид социального взаимодействия. Это обусловлено неравным положением людей, включенных в отношения господства-подчинения, управления-исполнения в иерархичности системы взаимоотношений. Без наличия властных отношений невозможно координирование социальных связей, достижение взаимоприемлемых компромиссов между различными социальными общностями, слоями и индивидами, поддержать целостность и стабильность общества.

Власть является неотъемлемым атрибутом государства и необходима в качестве первостепенного условия реализации права. В то же время власть подчиняется праву, призванному четко определить властные прерогативы и функции государства. С этой точки зрения власть как отношения между двумя или более партнерами опирается на юридически закрепленные в данном обществе ценности и принципы.

Власть неизменно дает преимущества тем, кто оказывается  близок к ней, держит ее в своих  руках. Только власть дает право на принятие авторитарных (обязательных) для всех решений на требования к любому члену общества об обязательности следования принятым властными структурами решениям. Власть предоставляет право карать, налагать санкции за непослушание принятым решениям, законам. Таким образом, власть превращается в самую главную привилегию в обществе. Она становится предметом особых вожделений, постоянным источником противоречия и борьбы в обществе.

Раздел 2. Ресурсы  и формы политической власти

 

 

Власть существует в потенциальных и реальных формах. Потенциальные формы власти, непроявившаяся власть не менее существенна, чем активная, реализованная. Сознание наличной, хотя и непроявившейся власти оказывает на ее потенциальные объекты (человек, общность людей, общество) сильное стабилизирующее и организующее воздействие, не менее сильное, чем реально действующая власть. Поэтому, характеризуя власть как общественное явление, необходимо иметь в виду и ее ресурсы, потенциальные возможности.

Основы власти разнообразны, как многообразна общественная жизнь и структура общественных отношений. Под основами власти понимаются источники, на которых строится и держится данная власть. Основания власти являются средствами, инструментами, которые используются для воздействия на объекты власти с целью достижения поставленных целей. Источниками власти могут быть закон, сила, авторитет, престиж, богатство, интерес, тайна, харизма, знания, идеи [2, с. 59].

Изначальным основанием власти была грубая сила. Это обстоятельство  объясняет, почему власть в сознании людей часто отождествляется с прямым насилием. Но сила не единственная основа власти. Одна из главнейших задач государства – разрешение противоречий между необходимостью порядка и разнообразием интересов в обществе, сопряженных с конфликтами. То есть государство и власть, политическое в целом призваны внести порядок и организованность в социально-политический процесс, обуздать стихию человеческих страстей. Поэтому естественно, что и государство, и власть самым тесным образом связаны с насилием. Государство, даже самое демократическое, – это во многих отношениях механизм принуждения, насилия над людьми [5, с. 42].

Еще одним основанием власти является богатство, то есть владение материальными благами в виде денег или средства производства. Экономические основы власти могут персонифицироваться в личности отдельного владельца. Так, в развитых странах высшие должностные лица обычно бывают ставленниками деловых кругов. Однако в данном случае к власти стремятся ради извлечения экономических выгод.

Не менее важными основаниями власти являются занимаемое положение и владение информацией. В современных условиях особую значимость в качестве основания власти приобрели знания, информация, которые наглядно демонстрируют тенденцию перехода от постиндустриального к информационному обществу.

Ресурсы власти – это возможности, средства, источники, потенциал власти, которые могут быть успешно задействованы для решения той или иной задачи, проблемы, достижения тех или иных целей, вообще возможности данной власти в конкретной области. Следовательно, потенциал власти состоит как из фактически используемых оснований властвования, так и потенциальных возможностей, до поры до времени не используемых.

Таким образом, политическая власть в государстве имеет в своем распоряжении экономические, социальные, информационные, принудительные и правовые ресурсы [1, с. 50].

Экономический ресурс – способность государственной власти распоряжаться определенным объемом материальных благ, осуществляя регулирование экономики и перераспределяя национальный продукт. Так возникает экономическая власть, реализующая находящиеся в распоряжении самого государства экономические ресурсы. В рамках общества формируется активно воздействующая на власть бизнес-элита.

Социальный ресурс – способность власти понижать и повышать статус индивидов, раздавая престижные должности или лишая их. Он формирует социальную власть на уровне самой государственной власти, способную повышать и понижать социальный статус индивида, обеспечивать привилегированное социальное положение отдельных личностей и групп, позволяющее им влиять на политику государства.

Информационный ресурс – контроль государственной власти за информацией и средствами ее распространения напрямую через цензуру, косвенно – через финансирование и предоставление льгот лояльным изданиям. Так формируется информационная власть, осуществляющая контроль за производством и распространением информации в руках государственной власти. Этот вид власти в условиях нового информационного этапа развития приобретает особое, исключительное значение.

Силовой ресурс – принудительные, специальные институты принуждения, прежде всего полиция, армия, органы правопорядка, суды, прокуратура, а также специальные институты принуждения и отдельные инструменты насилия (вооружение).

Правовой ресурс – закон, признаваемые большинством общества правовые нормы. В этой связи выделяется правовая власть, опора самой государственной власти на закон, а в рамках общества – способность самих граждан воздействовать на государственную власть, опираясь на закон и добиваясь удовлетворения своих интересов.

Демографические ресурсы  – это сами люди, без которых  ни одна власть не может обойтись. Примером использования демографических  ресурсов является подбор и расстановка  кадров в разных сферах общественной жизни, в том числе в структурах власти и управления.

В процессе осуществления  власти выявляются различные уровни и формы ее реализации:

Руководство – деятельность, состоящая в определении общих направлений деятельности, подчиненных определенному лицу (президенту, премьер-министру) институтов и их структурных подразделений, и побуждении их к этой деятельности с помощью различных средств (принуждение, стимулирование, рекомендации, поощрение и иные).

Управление предполагает деятельность, направленную на решение текущих проблем, относящихся к конкретным сферам общественной жизни (экономика, социальное обеспечение, культура и другие) с сохранением контроля за общим состоянием дел в этих сферах.

Координация – деятельность специальных учреждений и лиц по обеспечению согласованной работы различных институтов и структурных подразделений, входящих в систему власти (чаще всего занимающихся решением какой-то одной или близких по смыслу проблем).

Организация – поддержание иерархического порядка и принуждение властных учреждений следовать определенным формальным (или формально-бюрократическим) правилам поведения.

Контроль – осуществляемое либо самой руководящей инстанцией (президент, правительство), либо специальными координирующими или контрольными органами (администрация, личные представители, инспектора, эксперты) наблюдение за выполнением подчиненными институтами и лицами приказов и распоряжений.

Вычленение всех форм власти является искусственным, так  как все они сочетаются и накладываются  друг на друга в процессе управления [1, с. 52].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 3. Легитимность власти, ее сущность и типология

 

 

 

Легитимность – одна из фундаментальных характеристик политической власти, свидетельствующая о том, что общество добровольно принимает или не принимает существующую политическую власть. Понятие легитимности ввел в политическую науку известный немецкий социолог Макс Вебер, который подчеркивал, что его не следует сводить к законности (легальности) власти [2, с. 61]. Легитимность власти следует отличать от юридической легальности, которая подразумевает формально-законный характер власти, ее опору во всех предпринимаемых действиях на юридическую норму. С юридической точки зрения власть признается людьми потому, что в основании ее лежит закон, но в реальной действительности не каждый закон является полноценной нормой, регулирующей поведение. Политическая легитимизация – это признание, по меньшей мере, большинством членов общества правомерности господства политического режима, действующего в данный конкретный период. То есть, власть предполагает не только физическое принуждение, но и веру в его законность. Таким образом, легитимность – понятие социально-психологическое и политическое, характеризующее внутренние основания для оправдания политического господства.

Политическое господство, которое, по мнению Вебера, представляет собой являет форму устоявшихся властных отношений, опирается на определенный политический порядок, систему институтов, правил и социальных ролей, то есть социальную иерархию, где есть высшие и низшие, управляющие и управляемые. Политическое господство существует тогда, когда члены общества согласны подчиняться вышестоящим руководителям и правилам не из-за угрозы принуждения и насилия, а потому, что таков порядок, и ему положено подчиняться в силу занимаемого человеком общественного положения. Определенный же тип политической легитимности служит для обоснования в глазах людей типа политического господства. Каждому типу господства соответствует определенный тип легитимности в смысле оправдания власти [1, с. 53].

Макс Вебер выделял три типа легитимности. Характеристика типов легитимности власти основана на его концепции о типах социального действия. По мнению М. Вебера социальное действие – это особенности, приемы поведения людей в различных жизненных сферах, результатом которого становятся все социальные отношения и институты [2, с. 61].

Общество может  принять власть политического лидера, основываясь на традициях и обычаях, которые передаются из поколения в поколение. Такой тип легитимности принято называть традиционным. Власть монарха – пример традиционной легитимности, освященной авторитетом издавна существовавших патриархальных установлений и религиозно-нравственных норм.

Другой тип легитимности Вебер назвал харизматическим. Харизма – это личный дар, благодаря которому политик способен влиять на массы, внушать им свою волю и власть. В политической истории этот тип легитимности политической власти устанавливался, как правило, в переходные эпохи, когда нормы, традиции и законы по каким-либо причинам переставали эффективно регулировать политическую жизнь. Революции, стихийные бедствия, войны и катастрофы вызывают к жизни харизматических лидеров, которые добиваются власти исключительно благодаря своим личным качествам.

Третий тип легитимности власти принято называть рациональным. Рациональная легитимность означает, что общество принимает власть лидера на основании законов или рационально созданных правил. Этот тип легитимности возник в период, когда появились первые республики и были разработаны конституции, регулирующие смену политических лидеров на основе юридических норм. Президенты и премьер-министры в современных республиках обладают рациональной легитимной властью.

Американский политолог  Д. Истон считает легитимной такую  власть или политическую систему, которая соответствует моральным принципам индивидов, их собственным представлениям о том, что является справедливым или правильным в сфере политики. В качестве источников легитимности Д.Истон называет идеологию, политический режим и политическое лидерство. Исходя из этого, он выделяет и три типа легитимности: идеологическую, структурную и персональную [2, с. 63].

Идеологическая легитимность основана на убежденности граждан в  правильности тех идейных ценностей, на которых основывается политический режим и представляющие его институты. Чем больше граждан разделяют ценности и нормы, характерные для данного политического режима, тем большей степенью легитимности он обладает и, наоборот, чем меньше таких граждан, тем ниже уровень легитимности. Структурная легитимность основана на убежденности граждан в оптимальности структуры институтов политической системы и выполняемых ими функций, на уверенности в правильном распределении ролей в структурах власти и одобрении юридических норм, на которых базируется данная система. Как показывает реальная политическая практика, власти способны добиваться весьма заурядные личности, и они могут пользовать достаточно устойчивой и широкой поддержкой населения и, следовательно, иметь персональную легитимность.

Информация о работе Политическая власть, легитимность власти