Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 16:42, контрольная работа
По своей природе и происхождению власть, как таковая, - явление социальное. Складываясь и существуя в различных областях человеческой жизни, она способна проявляться в самых различных сферах общественной жизни и в разных формах; то в качестве морального авторитета, то в виде экономического или информационного господства, то в форме правового принуждения и т.д. При этом власть может различаться и по объёму(семейная, международная и др.), и объекту(личная, партийная, общественная и т.д.), и по характеру применения(демократическая, бюрократическая, деспотическая и т.д.), и по другим признакам.
Введение 2
Понятие легитимности политической власти 5
Источники легитимности 9
Типы легитимности 12
Кризисы легитимности и способы их урегулирования 17
Заключение 20
Список использованной литературы 21
Содержание.
Введение 2
Заключение 20
Список использованной
литературы 21
Введение.
Вся жизнь людей неразрывно связана с властью, которая является наиболее мощным средством защиты человеческих интересов, воплощения планов людей урегулирования их противоречий и конфликтов.
По своей природе
и происхождению власть, как таковая,
- явление социальное. Складываясь
и существуя в различных
Будучи неотъемлемой стороной социальной жизни ,власть развивается в процессе эволюции человеческого общества, приобретая те или иные формы в зависимости от различных этапов исторической эволюции и общественных изменений.
Как относительно самостоятельное
и качественно определённое явление
политическая власть обладает целым
набором присущих ей свойств и
характеристик. Среди них можно
выделить ряд универсальных черт,
объединяющих политическую власть с
другими разновидностями
Одним из основных специфических свойств политической власти является легитимность. Она представляет собой форму поддержки, оправдания применения власти и осуществления (конкретной формы) правления государством в целом, либо его отдельными структурами и институтами.
Легитимность – это доверие и оправдание власти, она выступает ее нравственной характеристикой.
Любая власть, издающая законы, даже непопулярная, но обеспечивающая их выполнение, - легальна, но в то же время она может быть нелегитимна, не приниматься народом.
Во все времена предметом постоянной озабоченностью правящих элит является легитимизация власти и политики, то есть обеспечение их признания и одобрения со стороны подвластных. Чтобы добиться усиления своей поддержки массами, они стремятся воздействовать на сознание людей всеми средствами – идеологическими, научными, правовыми, нравственными, эмоционально-психологическими и т.п. Это воздействие на сознание людей мы видим и ощущаем в настоящее время со стороны правительства.
О степени легитимности государственной власти можно судить по уровню принуждения, необходимого для проведения той или иной политики в обществе, по количественному и качественному анализу попыток свержения правителей, по социальной напряженности, силе проявления гражданственного неповиновения, бунтов, восстаний и т.д.; по результатам выборов; по массовым демонстрациям, внезапным проявлениям поддержки или, напротив, оппозиции существующему режиму и др.
В настоящее время во Франции мы видим волну забастовок. Граждане страны не согласны с властью, которая решила принять закон об увеличении пенсионного возраста с 60 лет до 62. Этот пример говорит о том, что в данном случае принимаемый закон не популярен в народе, не принимаем народом, то есть власть в данном случае не оправдывает доверие народа, т.е. не легитимна. Но власть старается обеспечить его выполнение. Поэтому тема легитимности власти актуальна и сейчас в настоящее время и будет актуальна всегда.
В данной контрольной работе я попытаюсь раскрыть понятие легитимности политической власти, рассмотрю источники легитимности и типы легитимности.
Разберу
возникновение кризисов легитимности
и способы их урегулирования.
Этимологически слово «легитимность» ведёт своё начало от латинского legalis – законность. Однако легитимность и законность не являются синонимами. Поскольку политическая власть не всегда основывается на праве и законах, но всегда пользуется той или иной поддержкой хотя бы части населения, легитимность, характеризующая опору и поддержку власти реальными субъектами политики, отличается от легальности, свидетельствующей о юридическом, законодательно обоснованном типе правления, т.е. о признании его правомочности всем населением в целом. В одних политических системах власть может быть легальной и нелегитимной, как, например, при правлении метрополий в колониальных государствах, в других – легитимной, но нелегальной, как, скажем, после свершения революционного переворота, поддержанного большинством населения, в третьих – и легальной, и легитимной, как, к примеру, после определённых сил на выборах.
Термин "легитимность" возник в начале 19-го века во Франции и выражал стремление восстановить власть короля, как единственно законную, легитимную в отличие от узурпированной власти Б. Наполеона. (Кстати, в те времена в России Наполеона называли узурпатором).
Средневековые учения о власти обосновывали феодальную иерархию и правомерность господства церкви, превращение ее догматов в политические аксиомы, приравнивание библейских текстов к законам.
Идея законопослушания, безоговорочного подчинения власти красной нитью проходит через богословские учения Средневековья.
Ф.
Аквинский - крупнейший представитель
средневековой мысли, призывает
граждан к законопослушанию, к
повиновению государственной
Английский богослов и юрист И. Солсберийский (12 в.) считал убийство тирана правомерным и богоугодным делом.
Требование легитимности власти, возникшее как реакция против насильственной смены власти и насильственной перекройки государственных границ, в наши дня является обязательным признаком цивилизованной власти, признания гражданским обществом и мировым содружеством ее правомерности. Легитимная власть основана на признании права носителей власти предписывать нормы поведения другим людям. Но легитимность не означает, что абсолютно все граждане принимают данную власть. В любом обществе есть правонарушители, анархисты.
Легитимность не означает также, что все граждане поддерживают данную власть. В обществе всегда есть критики власти, несогласное меньшинство.
Легитимность означает, что принимаемые законы и указы выполняются основной частью общества. Такое возможно при согласии с данной властью и при развитой культуре законопослушания.
Что
может служить первичным
Существуют два подхода к определению первичного критерия легитимности.
Признаками легитимности власти служат следующие:
В истории политической мысли высказывалось немало разноречивых взглядов относительно самой возможности легитимации власти. Так, ученые, стоящие на антропологических позициях и платформе естественного права, исходя из того, что легитимность возможна и реальна, поскольку в человеческом обществе наличествуют некие абсолютные, общие для всех ценности и идеалы. Это и дает гражданам возможность поддерживать власть.
В то же время немало ученых полагает, что как раз отсутствие таких общих для всех идей в сегментированном обществе является причиной невозможности возникновения легитимности. Так, по мнению австрийского ученого Г. Кельсена, человеческое знание и интересы крайне релятивны, а потому все свободны и в конструировании своей жизни, и в отношении к власти. Вместе с тем сторонники договорных теорий утверждают, что поддержка власти возможна до тех пор, пока существует совместная договоренность граждан относительно ее целей и ценностей. Поэтому «любой тип легитимности предполагает существование минимального социального консенсуса относительно тех ценностей, которые приемлет большинство общества и которые лежат в основе функционирования политического режима». [1, с.19].
Иной
подход ещё в XVIII в. Предложил английский
мыслитель Э. Берк, который разделил теоретические
и практические аспекты легитимности.
Легитимность он анализировал не саму
по себе, а связывал ее только с конкретным
режимом, с конкретными гражданами. По
его мнению, только положительный опыт
и привычка населения могут привести к
построению такой модели власти, при которой
она удовлетворяла бы интересам граждан
и, следовательно, могла бы пользоваться
их поддержкой. Причем этот опыт и соответствующие
условия должны формироваться, накапливаться
эволюционно, препятствуя сознательному
конструированию легитимности.
В
настоящее время в политической
науке принято более конкретно
подходить к понятию
Легитимность, которая означает поддержку власти со стороны широких слоев населения, является самой заветной целью всех политических режимов. Именно она в первую очередь обеспечивает стабильность и устойчивость власти. Положительное отношение населения к политике властей и признание им правомочности правящей элиты формируются по любым проблемам, оказывающимся в фокусе общественного мнения. Одобрение и поддержка населением властей связаны с разнообразными политическими и гражданскими традициями, механизмами распространения идеологий, процессами формирования авторитета разделяемых «верхами» и «низами» ценностей, определённой организацией государства и общества. Это заставляет относиться к легитимности как к политико-культурной характеристике властных отношений.
Население, как уже отмечалось, может поддерживать правителей и тогда, когда они плохо управляют государством. В силу этого такая легитимность может формироваться даже в условиях снижения эффективности правления. Поэтому при такой форме легитимности во главу угла ставится не зависящая от формально-правовых установлений реальная расположенность и комплиментарность граждан к существующему режиму.
В
то же время легитимность может инициироваться
и формироваться не населением, а
самим государством(
Для формирования такой легитимности громадное значение приобретают институциональные и коммуникативные ресурсы государства. Правда, подобные формы легитимности нередко оборачиваются излишней юридизацией, позволяющей, в конечном счете, считать любое институционально и законодательно оформленное правление узаконенным правом властей на применение принуждения. Таким образом, легитимность, по сути, отождествляется с легальностью, законностью, юридической обоснованность государственной власти и закреплённостью ее существования в обществе.