Легитимность политической власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 16:42, контрольная работа

Краткое описание

По своей природе и происхождению власть, как таковая, - явление социальное. Складываясь и существуя в различных областях человеческой жизни, она способна проявляться в самых различных сферах общественной жизни и в разных формах; то в качестве морального авторитета, то в виде экономического или информационного господства, то в форме правового принуждения и т.д. При этом власть может различаться и по объёму(семейная, международная и др.), и объекту(личная, партийная, общественная и т.д.), и по характеру применения(демократическая, бюрократическая, деспотическая и т.д.), и по другим признакам.

Оглавление

Введение 2
Понятие легитимности политической власти 5
Источники легитимности 9
Типы легитимности 12
Кризисы легитимности и способы их урегулирования 17
Заключение 20
Список использованной литературы 21

Файлы: 1 файл

контрольная работа по политологии.docx

— 42.87 Кб (Скачать)

        Содержание.

        Введение         2

    1. Понятие легитимности политической власти   5
    2. Источники легитимности      9
    3. Типы легитимности       12
    4. Кризисы легитимности и способы их урегулирования 17

      Заключение        20

      Список использованной литературы    21 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

        Введение.

              Вся жизнь людей  неразрывно связана с властью, которая является наиболее мощным средством защиты человеческих интересов, воплощения планов людей урегулирования их противоречий и конфликтов.

              По своей природе  и происхождению власть, как таковая, - явление социальное. Складываясь  и существуя в различных областях человеческой жизни, она способна проявляться  в самых различных сферах общественной жизни и в разных формах; то в  качестве морального авторитета, то в  виде экономического или информационного  господства, то в форме правового принуждения и т.д. При этом власть может различаться и по объёму(семейная, международная и др.), и объекту(личная, партийная, общественная и т.д.), и по характеру применения(демократическая, бюрократическая, деспотическая и т.д.), и по другим признакам.

              Будучи неотъемлемой стороной социальной жизни ,власть развивается в процессе эволюции человеческого общества, приобретая те или иные формы в зависимости от различных этапов исторической эволюции и общественных изменений.

              Как относительно самостоятельное  и качественно определённое явление  политическая власть обладает целым  набором присущих ей свойств и  характеристик. Среди них можно  выделить ряд универсальных черт, объединяющих политическую власть с  другими разновидностями социальной власти – экономической, нравственной, правовой, информационной и др., а  также специфические черты, присущие исключительно ей как собственно политическому явлению.

              Одним из основных специфических  свойств политической власти является легитимность. Она представляет собой  форму поддержки, оправдания применения власти и осуществления (конкретной формы) правления государством в целом, либо его отдельными структурами и институтами.

              Легитимность –  это доверие и оправдание власти, она выступает ее нравственной характеристикой.

              Любая власть, издающая законы, даже непопулярная, но обеспечивающая их выполнение, - легальна, но в то же время она может быть нелегитимна, не приниматься народом.

              Во все времена  предметом постоянной озабоченностью правящих элит является легитимизация власти и политики, то есть обеспечение их признания и одобрения со стороны подвластных. Чтобы добиться усиления своей поддержки массами, они стремятся воздействовать  на сознание людей всеми средствами – идеологическими, научными, правовыми, нравственными, эмоционально-психологическими и т.п. Это воздействие на сознание людей мы видим и ощущаем в настоящее время со  стороны правительства.

              О степени легитимности государственной власти можно судить по уровню принуждения, необходимого для  проведения той или иной политики в обществе, по количественному и  качественному анализу попыток  свержения правителей, по социальной напряженности, силе проявления гражданственного неповиновения, бунтов, восстаний и  т.д.; по результатам выборов; по массовым демонстрациям, внезапным проявлениям  поддержки или, напротив, оппозиции  существующему режиму и др.

              В настоящее время  во Франции мы видим волну забастовок. Граждане страны не согласны с властью, которая решила принять закон об увеличении пенсионного возраста с 60 лет до 62. Этот пример говорит о том, что в данном случае принимаемый закон не популярен в народе, не принимаем народом, то есть власть в данном случае не оправдывает доверие народа, т.е. не легитимна. Но власть старается обеспечить его выполнение. Поэтому тема легитимности власти актуальна и сейчас в настоящее время и будет актуальна всегда.

              В данной контрольной  работе я попытаюсь раскрыть понятие  легитимности политической власти, рассмотрю источники легитимности и типы легитимности.

        Разберу возникновение кризисов легитимности и способы их урегулирования. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    
  1. Понятие легитимности политической власти.

        Этимологически  слово «легитимность» ведёт своё начало от латинского legalis – законность.  Однако легитимность и законность не являются синонимами. Поскольку политическая власть не всегда основывается на праве и законах, но всегда пользуется той или иной поддержкой хотя бы части населения, легитимность, характеризующая опору и поддержку власти реальными субъектами политики, отличается от легальности, свидетельствующей о юридическом, законодательно обоснованном типе правления, т.е. о признании его правомочности всем населением в целом. В одних политических системах  власть может быть легальной и нелегитимной, как, например, при правлении метрополий в колониальных государствах, в других – легитимной, но нелегальной, как, скажем, после свершения революционного переворота, поддержанного большинством населения, в третьих – и легальной, и легитимной, как, к примеру, после определённых сил на выборах.    

        Термин "легитимность" возник в начале 19-го века во Франции и выражал  стремление восстановить власть короля, как единственно законную, легитимную в отличие от узурпированной власти Б. Наполеона. (Кстати, в те времена  в России Наполеона называли узурпатором).     

        Средневековые учения о власти обосновывали феодальную иерархию и правомерность господства церкви, превращение ее догматов в  политические аксиомы, приравнивание  библейских текстов к законам.     

        Идея  законопослушания, безоговорочного  подчинения власти красной нитью  проходит через богословские учения Средневековья.     

        Ф. Аквинский - крупнейший представитель  средневековой мысли, призывает  граждан к законопослушанию, к  повиновению государственной власти. Но если власть приобретена и используется в нарушение божественной воли, то этой власти можно не повиноваться. Более того, народ имеет право  на открытое неповиновение, восстание, если правитель недостойный, злоупотребляет властью или узурпирует ее.     

              Английский богослов и юрист И. Солсберийский (12 в.) считал убийство тирана правомерным и богоугодным делом.     

        Требование  легитимности власти, возникшее как  реакция против насильственной смены  власти и насильственной перекройки государственных границ, в наши дня  является обязательным признаком цивилизованной власти, признания гражданским обществом и мировым содружеством ее правомерности.      Легитимная власть основана на признании права носителей власти предписывать нормы поведения другим людям. Но легитимность не означает, что абсолютно все граждане принимают данную власть. В любом обществе есть правонарушители, анархисты.     

              Легитимность не означает также, что все граждане поддерживают данную власть. В обществе всегда есть критики власти, несогласное  меньшинство.     

        Легитимность  означает, что принимаемые законы и указы выполняются основной частью общества. Такое возможно при  согласии с данной властью и при  развитой культуре законопослушания.     

        Что может служить первичным критерием  легитимности?     

        Существуют  два подхода к определению первичного критерия легитимности.

  • Либерально-демократический. Сторонники этой позиции считают легитимной только власть, сформированную в результате демократических процедур.
  • Прагматический, или политического реализма. Представители этого подхода считают, что главное не только в выборности власти, но и в ее способности овладеть сложной ситуацией в обществе и поддерживать стабильность. Если в результате революции или переворота устанавливается власть, способная поддерживать порядок, стабильность, то такую власть можно признать, считают сторонники политического реализма. Так было в СССР после Октябрьской революции, с хунтой Пиночета в Чили и т.п.
 

    Признаками  легитимности власти служат следующие:

  • убеждение народа, подданных, граждан в правомерности данной власти, данного строя;
  • свобода выражения гражданами своей воли.

        В истории политической мысли высказывалось  немало разноречивых взглядов относительно самой возможности легитимации  власти. Так, ученые, стоящие на антропологических  позициях и платформе естественного  права, исходя из того, что легитимность возможна и реальна, поскольку в человеческом обществе наличествуют некие абсолютные, общие для всех ценности и идеалы. Это и дает гражданам возможность поддерживать власть.

        В то же время немало ученых полагает, что как раз отсутствие таких  общих для всех идей в сегментированном обществе является причиной невозможности  возникновения легитимности. Так, по мнению австрийского ученого Г. Кельсена, человеческое знание и интересы крайне релятивны, а потому все свободны и в конструировании своей жизни, и в отношении к власти. Вместе с тем сторонники договорных теорий утверждают, что поддержка власти возможна до тех пор, пока существует совместная договоренность граждан относительно ее целей и ценностей. Поэтому «любой тип легитимности предполагает существование минимального социального консенсуса относительно тех ценностей, которые приемлет большинство общества и которые лежат в основе функционирования политического режима». [1, с.19].

        Иной  подход ещё в XVIII в. Предложил английский мыслитель Э. Берк, который разделил теоретические и практические аспекты легитимности. Легитимность он анализировал не саму по себе, а связывал ее только с конкретным режимом, с конкретными гражданами. По его мнению, только положительный опыт и привычка населения могут привести к построению такой модели власти, при которой она удовлетворяла бы интересам граждан и, следовательно, могла бы пользоваться их поддержкой. Причем этот опыт и соответствующие условия должны формироваться, накапливаться эволюционно, препятствуя сознательному конструированию легитимности. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    
  1. Источники легитимности.

        В настоящее время в политической науке принято более конкретно  подходить к понятию легитимности, фиксируя значительно более широкий  круг ее источников и форм. Так, в  качестве основных источников легитимности, как правило. Рассматриваются три  субъекта: население, правительство, внешнеполитические структуры.

        Легитимность, которая означает поддержку власти со стороны широких слоев населения, является самой заветной целью всех политических режимов. Именно она в первую очередь обеспечивает стабильность и устойчивость власти. Положительное отношение населения к политике властей и признание им правомочности правящей элиты формируются по любым проблемам, оказывающимся в фокусе общественного мнения. Одобрение и поддержка населением властей связаны с разнообразными политическими и гражданскими традициями, механизмами распространения идеологий, процессами формирования авторитета разделяемых «верхами» и «низами» ценностей, определённой организацией государства и общества. Это заставляет относиться к легитимности как к политико-культурной характеристике властных отношений.

        Население, как уже отмечалось, может поддерживать правителей и тогда, когда они  плохо управляют государством. В  силу этого такая легитимность может  формироваться даже в условиях снижения  эффективности правления. Поэтому при такой форме легитимности во главу угла ставится не зависящая от формально-правовых установлений реальная расположенность и комплиментарность граждан к существующему режиму.

        В то же время легитимность может инициироваться и формироваться не населением, а  самим государством(правительством) и политическими структурами(проправительственными партиями), побуждающими массовое сознание воспроизводить положительные оценки деятельности правящего режима. Такая легитимность базируется уже на праве граждан выполнять свои обязанности по поддержанию определенного порядка и отношений с государством.   Такая легитимность базируется уже на праве граждан выполнять свои обязанности по поддержанию определенного порядка и отношений с государством. Она непосредственно зависит от способности властей, элитных структур создавать и поддерживать убеждения людей в справедливости и оптимальности сложившихся политических институтов и проводимой ими линии поведения.

        Для формирования такой легитимности громадное  значение приобретают институциональные и коммуникативные ресурсы государства. Правда, подобные формы легитимности нередко оборачиваются излишней юридизацией, позволяющей, в конечном счете, считать любое институционально и законодательно оформленное правление узаконенным правом властей на применение принуждения. Таким образом, легитимность, по сути, отождествляется с легальностью, законностью, юридической обоснованность государственной власти и закреплённостью ее существования в обществе.

Информация о работе Легитимность политической власти