Легитимность политической власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 16:42, контрольная работа

Краткое описание

По своей природе и происхождению власть, как таковая, - явление социальное. Складываясь и существуя в различных областях человеческой жизни, она способна проявляться в самых различных сферах общественной жизни и в разных формах; то в качестве морального авторитета, то в виде экономического или информационного господства, то в форме правового принуждения и т.д. При этом власть может различаться и по объёму(семейная, международная и др.), и объекту(личная, партийная, общественная и т.д.), и по характеру применения(демократическая, бюрократическая, деспотическая и т.д.), и по другим признакам.

Оглавление

Введение 2
Понятие легитимности политической власти 5
Источники легитимности 9
Типы легитимности 12
Кризисы легитимности и способы их урегулирования 17
Заключение 20
Список использованной литературы 21

Файлы: 1 файл

контрольная работа по политологии.docx

— 42.87 Кб (Скачать)

        Легитимность  может формироваться и внешними политическими центрами – дружественными государствами, международными организациями. Такая разновидность политической поддержки часто используется при  выборах  руководителей  государства, в условиях международных конфликтов.

        Категория легитимности применима и для  характеристики самих политиков, различных  институтов, норм и отдельных органов  государства. Иными, словами, и внутри государства различные  политические субъекты могут обладать разным характером и иметь разный уровень поддержки общественным или международным мнением. Например, институт президента в Югославии пользуется широкой поддержкой внутри страны, но решительно осуждаются на международной арене, где многие признают Милошевича военным преступником.   Или наоборот, отдельные политики или партии на родине могут подвергаться остракизму, а за рубежом пользоваться поддержкой как представители демократического движения. Так, население может поддерживать парламент и протестовать против деятельности правительства, а может поддерживать президента и негативно относиться к деятельности представительных органов. Таким образом, легитимность может обладать различной интенсивностью, давая возможность устанавливать иерархические связи между отдельными политиками и органами власти. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    
  1. Типы  легитимности.

        Многообразие  возможностей различных политических субъектов поддерживать систему  правления предполагает столь же разнообразные типы легитимности. В  политической науке наиболее популярна  классификация, составленная М. Вебером, который с точки зрения мотивации  подчинения выделял следующие её типы:

        - традиционная легитимность, формирующаяся на основе веры людей в необходимость и неизбежность подчинения власти, которая получает в обществе статус традиции, обычая, привычки к повиновению тем или иным лицам или политическим институтам. Данная разновидность легитимности особенно часто встречается при наследственном типе правления, в частности, монархических государствах. Политические, экономические и другие акции монарха, не популярные в народе, могли выполняться только с применением насилия (в истории России это Иван Грозный и Петр 1). Длительная привычка к оправданию той или иной формы правления создает эффект её справедливости и законности, что придает власти высокую стабильность и устойчивость;

        - рациональная (демократическая) легитимность, возникающая в результате признания людьми справедливости тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти. Данный тип поддержки складывается благодаря понимаю человеком наличия сторонних интересов, что предполагает необходимость выработки правил общего поведения, следования которым и создает возможность для реализации его собственных целей. Иначе говоря, рациональный тип легитимности имеет по сути дела нормативную основу, характерную для организации власти в сложно организованных обществах. Люди здесь подчиняются не столько олицетворяющим власть личностям, сколько правилам законам, процедурам, а, следовательно, и сформированным на их основе политическим структурам и институтам. При этом содержание правил и институтов может динамично меняться в зависимости от изменения взаимных интересов  и условий жизни;

        - харизматическая  легитимность, складывающаяся в результате веры людей в признаваемые ими выдающимися качества политического лидера. Этот образ непогрешимого, наделенного исключительными качествами человека (харизма) переносится общественным мнением на всю систему власти. Безоговорочно веря всем действиям и замыслам харизматического лидера, люди некритически воспринимают стиль и методы его правления. Эмоциональный восторг населения, формирующий этот высший авторитет, чаще всего возникает в период революционных перемен, когда рушатся привычные для человека социальные порядки и идеалы и люди не могут опереться ни на бывшие нормы и ценности, ни на только еще формирующиеся правила политической игры. Поэтому харизма лидера воплощает веру и надежду людей на лучшее будущее в смутное время. Но такая безоговорочная поддержка властителя населения не редко оборачивается цезаризмом, вождизмом и культом личности.

        Эти типы легитимности, названные Максом Вебером, носят идеальный характер, то есть являются в известной мере абстракциями, не существующими в  политической действительности в «чистом  виде». В конкретных политических системах данные три типа переплетаются при  доминировании одного из них, что  и позволяет характеризовать  легитимность или как традиционную, или как харизматическую, или  как рациональную. Иными словами, эта классификация служит инструментом анализа легитимности власти в каждой конкретной политической системе.

        Помимо указанных способов поддержки власти ряд ученых выделяют и другие, придавая легитимности более универсальный и динамичный характер. Так, английский исследователь Д. Хелд на ряду с уже известными нам типами легитимности предлагает говорить о таких её видах, как: «согласие под угрозой насилия», когда люди поддерживают власть, опасаясь угроз с её стороны вплоть до угрозы их безопасности; легитимность, основанная на апатии населения, свидетельствующей о его без различии к сложившемуся стилю и формам правления; прагматическая (инструментальная) поддержка, при которой оказываемое властям доверие осуществляется в обмен на данные ею обещания тех или иных социальных благ; нормативная поддержка, предполагающая совпадение политических принципов, разделяемых населением и властью; высшая нормативная поддержка, означающая полное совпадение такого рода принципов.

        Некоторые ученые выделяют также идеологический тип легитимности, провоцирующий поддержку властей со стороны общественного мнения в результате активных агитационно – пропагандистских мероприятий, осуществляемых правящими кругами. Выделяют и патриотический тип легитимности, при котором высшим критерием поддержки властей признается гордость человека за свою страну, за проводимую ею внутреннюю и внешнюю политику.

        Выделяют  также этнический тип легитимности власти     

        В этом случае формирование властных структур, политической и экономической элиты осуществляется по национальному признаку.     

          Формирование этого типа легитимности характерно для некоторых стран, составлявших СССР, африканских, азиатских государств.     

          Этническая легитимность развивается при высокой активности лиц коренной национальности или одного клана, манипуляции идеей национального государства, при пассивности лиц некоренного населения или других кланов.    

           Видимо, можно с уверенностью предположить, что этнический тип легитимности не имеет исторической перспективы, ибо ведущей тенденцией мирового развития является установление конституционного типа легитимности.     

          В политологии выделяются три уровня легитимности.     

        Идеологический  уровень.     

        Сущность  этого уровня заключается в том, что благодаря социализации в  обществе существует порядок, принимаемый  большинством.     

        Этот  уровень легитимности характерен также  мерой доверия масс управляющим, их знаниям, профессионализму. Это требует  постоянного подтверждения успехами, в противном же случае ослабляется  доверие к власти. Лидеру и правящей элите многое прощается, если проводимая ими политика в целом соответствует  менталитету народа. Если же власть бросает вызов прочно устоявшимся  представлениям, выдвигает непривычные  лозунги и предпринимает нотационные  акции, то шансы на успех у этой власти резко снижаются.     

        Структурный уровень.     

        Этот  уровень легитимности характерен для устойчивых обществ, где заведенный порядок формирования властных структур стал привычен. Власть признается народом потому, что она привычна. Основой такой легитимности является убежденность в правомочности существования данной политической системы.     

        В обществе может сложиться такое  положение, когда власти не будет - безвластие.     

        Безвластие - это кризисное состояние общества, государства или его отдельной административно-территориальной единицы, когда резко нарушается функционирование существующих органов власти.     

        Для безвластия характерно следующее:

  • спад или прекращение функционирования властных структур;
  • не обеспечивается соблюдение законности;
  • не гарантируется личная безопасность и нормальная жизнедеятельность граждан;
  • может остановиться производство, транспорт и др.
 

     Таким образом, власть присуща всякому обществу, и общество без власти не способно функционировать. Характерной чертой политической власти является ее проникновение  во все сферы общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    
  1. Кризисы легитимности и способы их урегулирования.

        Легитимность  обладает свойством изменять свою интенсивность, т.е. характер и степень поддержки власти (и её институтов), поэтому можно говорить о кризисах легитимности. Под кризисами понимается такое падение реальной поддержки органов государственной власти или правящего режима в целом, которое влияет на качественное изменение их ролей и функций.

        В настоящее время не существует однозначного ответа на вопрос, есть ли абсолютные показатели кризиса легитимности или это сугубо ситуативное характеристика политических процессов? Так, ученые, связывающие кризис легитимности режима с дестабилизацией политической власти и правления, называют в качестве таких критериев следующие факторы:

        - невозможность органов власти осуществлять свои функции или присутствие в политическом пространстве нелегитимного насилия

        (Ф. Били);

        - наличие военных конфликтов и  гражданских воин (Д. Яворски);

        - невозможность правительства адаптироваться  к изменяющимся условиям (Э. Циммерман);

        - разрушение конституционного порядка  ( С. Хантинктон);

        - отсутствие серьезных структурных  изменений или снижения эффективности  выполнения правительством своих  главных задач – составление  бюджета и распределение политических  функций среди элиты. Американский  ученый Д. Сиринг считает: чем выше уровень политического участия в стране, тем сильнее поддержка политических структур и лидеров общества; указывает он и на поддержание социально – экономического статус-кво. Широко распространены и расчеты социально – экономических показателей, достижение которых свидетельствует о выходе системы власти за рамки её критических значений.

              Сторонники ситуативного рассмотрения причин кризиса легитимности чаще всего связывают их с характеристикой  социокультурных черт населения, ролью стереотипов и традиций, действующих как среди элиты, так и среди населения, попытками установления количественной границы легитимной поддержки (оперируя при этом цифрами в 20-25 % электората). Возможно, такие подходы в определенной степени опираются на идеи Л. С. Франка,  который писал: «Всякий строй возникает из веры в него и держится до тех пор, пока хотя бы в меньшинстве его участников сохраняется эта вера, пока есть хотя бы относительно небольшое число «праведников» (в субъективном смысле этого слова), которые бескорыстно в него веруют и самоотверженно ему служит».[5,c.218]

              Обобщая наиболее значимые подходы , можно сказать, что в качестве основных источников кризиса легитимности правящего режима, как такового, можно назвать уровень политического протеста населения, направленного на свержение режима, а также свидетельствующие о не доверии режиму результаты выборов референдумов, плебисцитов. Эти показатели свидетельствуют о «нижней» границе легитимности, за которой следует распад действующего режима и даже полной смены конституционного порядка. К факторам, определяющим ее «верхнюю»  границу, т. е. текущее, динамическое изменение симпатий и антипатий к властям, можно отнести: функциональную перегруженность государства и ограниченность ресурсов властей, постоянное нарушение режимом установленных правил политической игры, неумение властей объяснить населению суть проводимой им политики, широкое распространение таких социальных болезней, как рост преступности, падение уровня жизни и т.д..

              В целом же урегулирование кризисов легитимности должно строится с учетом конкретных причин снижения поддержки политического режима в целом или его конкретного института, а также типа и источника поддержки. В качестве основных путей и средств выхода из кризисных ситуаций для государства, где ценится мнение общественности, можно назвать следующее:

Информация о работе Легитимность политической власти