Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2011 в 14:34, реферат
Распад СССР, который привел к возникновению 15 новоявленных суверенных государств на постсоветском пространстве, положил начало независимости Казахстана. В наследство от СССР Казахстан получил советско-партийную систему власти, которая хотя и претерпела значительную трансформацию за годы независимого развития, но в целом почти полностью сохранила свои основные приоритеты.
1. Введение.
2. Особенности становления политической системы суверенного Казахстана.
2.1. Становление Казахстана.
2.2 Органы государственной власти и политическая система.
3. Конституционная реформа 1995 года.
3.1. На пути преобразований.
3.2. Переход к сильной президентской власти.
4. Заключение.
5. Список литературы.
Содержание
1. Введение.
2. Особенности становления политической системы суверенного Казахстана.
2.1. Становление Казахстана.
2.2 Органы государственной власти и политическая система.
3. Конституционная реформа 1995 года.
3.1. На пути преобразований.
3.2. Переход к сильной президентской власти.
4. Заключение.
5. Список
литературы.
Введение
Распад
СССР, который привел к возникновению
15 новоявленных суверенных государств
на постсоветском пространстве, положил
начало независимости Казахстана. В
наследство от СССР Казахстан получил
советско-партийную систему
Ее отличительной чертой
Особенности становления политической системы суверенного Казахстана.
События августа и декабря 1991 года - несостоявшийся путч в Москве и беловежские соглашения, поставили последнюю точку в истории СССР и 16 декабря 1991 года парламент республики провозгласил государственную независимость Республики Казахстан. Вследствие этого Казахстан, как и абсолютное большинство постсоветских республик, пошел по пути этатизма и строительства этнократического президентского государства.
После распада СССР Первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Нурсултан Назарбаев автоматически стал Президентом Республики Казахстан, а аппарат ЦК КПК стал президентской администрацией. По объему своих реальных полномочий Президент Республики Казахстан получил совершенно неограниченные властные полномочия, которые намного превосходят власть Первого секретаря ЦК Компартии Казахстана, обладавший огромной властью. В последующее время в Казахстане со стороны Нурсултана Назарбаева предпринимаются различные тактические приемы по укреплению института президентской власти. Уже в апреле 1992 г. президент Н.
Назарбаев выступил со “Стратегией политического и экономического развития страны до 2005 г.”, ясно дав понять народу Казахстана, что концепция политического развития уже заранее предопределена и страна пойдет по пути создания президентского государства. Тогда же была провозглашена идеология этнократизма. Президентом была сформулирована мысль о том, что Казахстан является государством самоопределившейся казахской нации. Принятая в январе 1993г. Первая Конституция независимого Казахстана уже в своей преамбуле конституировала тезис Н.Назарбаева о том, что Казахстан – это государство самоопределившейся казахской нации. Тем не менее Конституция носила политически достаточно компромиссный характер, когда облеченный большой властью президент “уживался” с более или менее полномочным Парламентом. В декабре того же года по указке из президентской администрации был инициирован “самороспуск” казахстанского Парламента. В дополнение к “самороспуску” Парламент даровал Президенту дополнительные сверх конституционные полномочия.
Воспользовавшись отсутствием Парламента (с марта по декабрь 1995 г.) администрация с подачи созданного ею неконституционного и внеправового органа “Ассамблеи народов Казахстана” инициировала проведение двух референдумов. На первом из них 29 апреля 1995 г. вопреки существующей конституции был поставлен вопрос о продлении полномочий президента Нурсултана Назарбаева до 2000г. Можно констатировать, что в период межпарламентского вакуума с марта по декабрь 1995 г. фактически произошел государственный переворот, вся власть была монополизирована институтом президентской власти, а Парламент как институт реализации интересов народа фактически перестал существовать.
Не случайно, что именно на этот период приходится наибольшее законотворчество в недолгой истории суверенного Казахстана в виде принятия многочисленных и основополагающих “указов Президента, имеющих силу закона” или “конституционного закона”.
Становление Казахстана
Сразу после объявления 16 декабря 1991 г. государственной независимости Республики Казахстан, начался процесс формирования новой политической системы, характеризующейся сильной президентской властью и основанной на принципах демократии и уважения основных прав и свобод человека 1992 г. стал годом активного выхода Казахстана на международную арену. 3 марта республика стала членом ООН, позже вошла в другие международные организации. Тогда же разрабатывается и государственная символика. 4 июня 1992 г. были утверждены Государственный Герб и Флаг Казахстана, 11 декабря – его Государственный Гимн. Были предприняты меры по разделению функций законодательной и исполнительной власти, начата работа по парламентской реформе и преобразованию местных органов власти.
В январе
1993г. была принята Конституция Казахстана,
объявившая его унитарным, светским и
демократическим государством. Продолжение
реформ политической системы привело
к принятию второй Конституции 30 августа
1995 г., по которой высшая законодательная
власть была передана двухпалатному парламенту,
состоящему из сената (по два депутата
от каждой области) и Мажилиса (67 депутатов).
29 апреля 1995 г. в республике состоялся
референдум, продливший срок полномочий
Президента Н. Назарбаева до 1 декабря
2000 г. В 1997 г. произошло важное событие
в жизни Казахстана - перенос столицы в
Астану, что было продиктовано целым рядом
экономических и политических причин,
имеющих стратегическое значение.
Органы государственной власти и политическая система
Президент – Назарбаев Нурсултан Абишевич Правительство – во главе с Премьер-министром – Ахметовым Даниалом Кенжетаевичем Парламент Верхняя палата – Сенат. Председатель Сената Парламента – Абыкаев Нуртай Нижняя палата – Мажилис. Председатель Мажилиса Парламента – Урал Мухамеджанов Депутаты Сената избираются местными органами представительной власти – Маслихатами областей и городов Астана и Алматы – по 2 сенатора, 7 сенаторов назначаются Главой государства. Из 77 депутатов нижней палаты Мажилиса 67 избираются в округах, 10 – по партийным спискам. В Казахстане действует 9 политических партий, зарегистрировано свыше 1800 средств массовой информации, действует свыше 3000 неправительственных организаций.
Большое значение в жизни
Конституционная реформа 1995 года.
В 1991-1995 годах происходило становление
и конституционное оформление
политической системы
Сущность их заключена в том, что, несмотря на независимость страны, в ней еще слишком многое сохранялось от советской системы, что порождало губительное противоречие между новым и старым, живущим бок о бок и не смешивающимся в единую целостность. Противоречивость и двойственность – вот основная характеристика начального периода становления страны и ее Конституции (1993 год) полностью соответствовала тому времени. Конституция Казахстана, принятая в 1993 году, хоть и ушла на полшага вперед от теории и практики былого государства, все же полностью освободиться от его постулатов по объективным и субъективным причинам не смогла. Основное противоречие заключалось в неопределенности формы правления. В чем и был основной изъян Конституции 1993 года: нельзя говорить о крепком здании государственности, если нет четкого представления, какой будет наша республика – парламентской или президентской. Это же порождало нестыковку действий между различными ветвями власти и постоянные конфликты между ними, что в условиях переходного периода, когда особенно важна согласованность действий и повышенная управляемость всей системы для эффективного проведения реформ, просто губительно.
Главное
содержание старой Конституций –
система сдержек и
Подобная система нехарактерна
для развитых демократических
обществ, но в то же время
для стран, не имеющих такого
опыта, она представляется
В результате в 55 статей новой Конституции были внесены 1100 поправок и дополнений. Так что Основной Закон является в подлинном смысле «народной Конституцией». И вторая задача – консолидация общества и фокусирование внимания на новую Конституцию, с тем чтобы каждый гражданин почувствовал значение этого события. Общегосударственные мероприятия такого масштаба и значения всегда имеют особый смысл, позволяя ощутить общность, в которой и создается гражданин. Недавно обретенная независимость приводит к тому, что чувство государственной идентичности еще недостаточно развито.
То же относится и к структуре
общества. Кризис разрывает привычные
нити социальных связей, и их
уже не восстановить в прежнем
виде. Полноценное и развитое
общество – это прежде всего
переплетение линий
На пути преобразований
В
поддержку новой Конституции
проголосовало 81,9 процента казахстанцев,
принявших участие в
Народ голосованием однозначно ответил «да» продвижению вперед, этим выражая свою суверенную волю. Начался новый этап развития страны, на который первостепенное влияние оказывала Конституция 1995 года. В результате ее принятия в республике была реализована основная система, необходимая для нормального функционирования демократических институтов – система сдержек и противовесов. Мы получили то, что необходимо для стабильного развития государства: президентскую форму правления, современную структуру Парламента, четко выстроенную систему власти.