Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:55, контрольная работа
Слово «religio» производилось латинскими писателями то от «religere» (Цицерон), то от «religare» (Лактанций). По первому словопроизводству, в слове «religio» выражается та идея, что человек избирает себе Бога, как высшее благо, к достижению которого он стремится и в достижении которого он находит себе успокоение. По другому переводу, «religio» выражает собой идею связи или соединения человека с высшим Существом, что является более правильным.
Введение……………………………………………………………..…3
Церковь в политической системе общества………………………....5
Государство и церковь в xviii веке………………………………….8
Заключение………………………………………………………….…21
Используемая литература………………………………………….....23
Содержание:
История многих государств включает в себя взаимоотношения светской и церковной властей, государства и религиозных организаций.
Не вызывает никаких сомнений
то обстоятельство, что религия и
ее носитель – церковь – появились
гораздо раньше, чем сформировались
самые первые государства. С появлением
первых государств и повсеместным распространением
этого института сразу же встал
вопрос, как собираются сосуществовать
эти два образования –
В конце концов, к настоящему
времени сложились две системы,
характеризующие положение
Слово «religio» производилось латинскими писателями то от «religere» (Цицерон), то от «religare» (Лактанций). По первому словопроизводству, в слове «religio» выражается та идея, что человек избирает себе Бога, как высшее благо, к достижению которого он стремится и в достижении которого он находит себе успокоение. По другому переводу, «religio» выражает собой идею связи или соединения человека с высшим Существом, что является более правильным. По своему содержанию, религия есть совокупность представлений о Боге и Его отношениях к человеку, коренящаяся во врожденном человеческой природе чувстве зависимости от Высшего Существа и выражающаяся в культе, то есть в актах внешнего богопочтения. В истории человечества всегда проявлялось стремление к объективной религии, содержание которой почерпается не из индивидуальных представлений и действий отдельного лица, а из откровения самого Божества. Объективная религия, распространяющая свою силу на большую или меньшую массу людей, связывает их не только с Богом, как предметом религиозного поклонения, но и между собой, как исповедующих одни и те же истины и принадлежащих к одному и тому же религиозному общению. Впрочем, в дохристианском мире религиозный союз совпадал с национальным и с политическим, так что не только одни и те же лица были членами и религиозного, и национального или политического союза, но и самая религия обыкновенно рассматривалась как исключительное достояние отдельного народа или государства.
Церковное право в объективном смысле есть совокупность норм, устанавливаемых для определения и упорядочения церковных отношений.
Русский философ И.А. Ильин, так определял соотношение государства и церкви: «Церковь и государство взаимно инородны - по установлению, по духу, по достоинству, по цели и по способу действия. Государство, пытающееся присвоить себе силу и достоинство церкви, творит кощунство, грех и пошлость. Церковь, пытающаяся присвоить себе власть и меч государства, утрачивает свое достоинство и изменяет своему предназначению. Церковь не должна брать меча - ни для насаждения веры, ни для казни еретика или злодея, ни для войны... в этом смысле церковь «аполитична», задача политики не есть ее задача; средства политики не суть ее средства; ранг политики не есть ее ранг».
Государство и церковь существовали, существуют и, по-видимому, будут и дальше существовать, оказывая друг на друга огромное влияние, непосредственно затрагивающего человека и как гражданина определенного государства, и как исповедующего определенную религию или же атеиста.
Анализ законодательства и практики позволяет выделить два основных вида статуса церкви в государстве:
1) Государственная церковь,
закрепление ее
2) Режим отделения церкви от государства и школы от церкви.
Статус государственной
церкви предполагает тесное сотрудничество
государства и церкви, которое
охватывает различные сферы общественных
отношений, а также различные
привилегии для религиозных организаций,
принадлежащих к
Для статуса государственной
церкви характерен ряд особенностей.
В сфере экономических
Церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь. В дореволюционной России православная Церковь получала крупные субсидии от государства (пример - 1907 год - 31 млн. рублей на содержание церковного аппарата).
Церковь наделяется рядом юридических полномочий - она вправе регистрировать брак, рождение, смерть, в ряде случаев - регулировать брачно-семейные отношения. В области политических отношений церковь имеет право участвовать в политической жизни страны, в том числе и через представительство церкви в государственных органах. Православная Церковь в дореволюционной России была частью государственного аппарата. Синод состоял из представителей духовенства, назначаемых по распоряжению царя. Все руководящие государственные должности вправе занимать лишь лица, исповедующие государственную религию (Дания, Норвегия, Парагвай, Швеция и др.). В области религиозных отношений союз церкви и государства состоит в том, что глава государства даже при республиканской форме правления дает религиозную клятву или присягу при вступлении в должность. Церковь участвует и в коронации монархов.
Церковь обладает мощным потенциалом воздействия на сознание людей. Он характеризуется следующими особенностями:
Режим отделения церкви от
государства не означает отсутствие
всякого контроля со стороны государства
за деятельностью религиозных
Конец XVII века и весь XVIII век русской истории проходят под знаком крепостного права. На базе крепостного хозяйства проходит первый этап своего развития товарное земледельческое производство помещика, вырастает торговый капитал и пускает первые ростки промышленный капитал. Явления церковной жизни тесно переплелись с политическими явлениями, ибо церковь, начиная с 20-х годов XVIII века из фактической служанки государства, формально, превратилась в орудие государственного управления. Перемены, происходящие в церкви, всегда являются следствием перемен в политической жизни. Церковь совершенно утрачивает способность к каким-либо самостоятельным выступлениям и действует лишь как одно из учреждений самодержавия. Это положение стало ясным для всего русского общества уже со времени церковной реформы Петра, и с того же времени правительство причисляет церковь к числу своих государственных учреждений.
Верховным авторитетом в
делах религии признавался
Феофану и принадлежит
разработка и, может быть, даже самая
мысль того нового плана церковного
управления, на котором остановился
Петр. Более двадцати лет (1700-1721 гг.)
продолжался временный
Хотя неудовольствие и было всеобщим, обнародование регламента произошло 25 января 1721 года. Коллегиальная форма церковного управления рекомендовалась как наилучшая во всех отношениях. Состав Синода по регламенту определяется так: президент, два вице-президента, четыре советника и четыре асессора (в число их входили представители черного и белого духовенства). Заметим, что состав Синода был аналогичен с составом светских коллегий. Лица, состоявшие при Синоде, были таковы же, как и при коллегиях; представителем особы государя в Синоде был обер-прокурор, при Синоде было целое ведомство фискалов, или инквизиторов. Внешняя организация Синода была взята с общего типа организации коллегии.
Так учреждением Синода Петр вышел из того затруднения, в каком стоял много лет. Его церковно-административная реформа сохранила в русской церкви авторитетную власть, но лишила эту впасть того политического влияния с каким могли действовать патриархи. Вопрос об отношении церкви и государства был решен в пользу последнего, и восточные иерархи признали вполне законной смену патриарха Синодом.
Итак, с XVIII века византийская
система отношений между