Церковь в политической системе общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:55, контрольная работа

Краткое описание

Слово «religio» производилось латинскими писателями то от «religere» (Цицерон), то от «religare» (Лактанций). По первому словопроизводству, в слове «religio» выражается та идея, что человек избирает себе Бога, как высшее благо, к достижению которого он стремится и в достижении которого он находит себе успокоение. По другому переводу, «religio» выражает собой идею связи или соединения человека с высшим Существом, что является более правильным.

Оглавление

Введение……………………………………………………………..…3
Церковь в политической системе общества………………………....5
Государство и церковь в xviii веке………………………………….8
Заключение………………………………………………………….…21
Используемая литература………………………………………….....23

Файлы: 1 файл

контрольная история готова.docx

— 49.83 Кб (Скачать)

Содержание:

  1. Введение……………………………………………………………..…3
  2. Церковь в политической системе общества………………………....5
  3. Государство и церковь в xviii веке………………………………….8
  4. Заключение………………………………………………………….…21
  5. Используемая литература………………………………………….....23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Введение

История многих государств включает в себя взаимоотношения  светской и церковной властей, государства  и религиозных организаций.

Не вызывает никаких сомнений то обстоятельство, что религия и  ее носитель – церковь – появились  гораздо раньше, чем сформировались самые первые государства. С появлением первых государств и повсеместным распространением этого института сразу же встал  вопрос, как собираются сосуществовать эти два образования – государство  и церковь – обладающие большой  властью и влиянием, хотя и характер этих категорий для государства  и церкви различен. Общеизвестно, что  церковь в начале становления  государств, имела гораздо большую власть, часть которой постепенно стала переходить в руки государства.

В конце концов, к настоящему времени сложились две системы, характеризующие положение церкви в государстве: во-первых, государственная  церковь, закрепление ее привилегированного положения по сравнению с другими  вероисповеданиями; во-вторых, режим  отделения церкви от государства  и школы от церкви.

Слово «religio» производилось латинскими писателями то от «religere» (Цицерон), то от «religare» (Лактанций). По первому словопроизводству, в слове «religio» выражается та идея, что человек избирает себе Бога, как высшее благо, к достижению которого он стремится и в достижении которого он находит себе успокоение. По другому переводу, «religio» выражает собой идею связи или соединения человека с высшим Существом, что является более правильным. По своему содержанию, религия есть совокупность представлений о Боге и Его отношениях к человеку, коренящаяся во врожденном человеческой природе чувстве зависимости от Высшего Существа и выражающаяся в культе, то есть в актах внешнего богопочтения. В истории человечества всегда проявлялось стремление к объективной религии, содержание которой почерпается не из индивидуальных представлений и действий отдельного лица, а из откровения самого Божества. Объективная религия, распространяющая свою силу на большую или меньшую массу людей, связывает их не только с Богом, как предметом религиозного поклонения, но и между собой, как исповедующих одни и те же истины и принадлежащих к одному и тому же религиозному общению. Впрочем, в дохристианском мире религиозный союз совпадал с национальным и с политическим, так что не только одни и те же лица были членами и религиозного, и национального или политического союза, но и самая религия обыкновенно рассматривалась как исключительное достояние отдельного народа или государства.

Церковное право в объективном смысле есть совокупность норм, устанавливаемых для определения и упорядочения церковных отношений.

Русский философ И.А. Ильин, так определял соотношение государства и церкви: «Церковь и государство взаимно инородны - по установлению, по духу, по достоинству, по цели и по способу действия. Государство, пытающееся присвоить себе силу и достоинство церкви, творит кощунство, грех и пошлость. Церковь, пытающаяся присвоить себе власть и меч государства, утрачивает свое достоинство и изменяет своему предназначению. Церковь не должна брать меча - ни для насаждения веры, ни для казни еретика или злодея, ни для войны... в этом смысле церковь «аполитична», задача политики не есть ее задача; средства политики не суть ее средства; ранг политики не есть ее ранг».

Государство и церковь  существовали, существуют и, по-видимому, будут и дальше существовать, оказывая друг на друга огромное влияние, непосредственно  затрагивающего человека и как гражданина определенного государства, и как  исповедующего определенную религию  или же атеиста.

 

 

 

    1. Церковь в политической системе общества

Анализ законодательства и практики позволяет выделить два основных вида статуса церкви в государстве:

1) Государственная церковь,  закрепление ее привилегированного  положения по сравнению с другими  вероисповеданиями.

2) Режим отделения церкви  от государства и школы от  церкви.

Статус государственной  церкви предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое  охватывает различные сферы общественных отношений, а также различные  привилегии для религиозных организаций, принадлежащих к государственной  церкви. В Великобритании официальной  государственной церковью является англиканская (протестанско-епископальная) церковь, главой которой выступает монарх. В дореволюционной России такой статус был у Русской православной Церкви.

Для статуса государственной  церкви характерен ряд особенностей. В сфере экономических отношений - за церковью признается право собственности  на широкий круг объектов: землю, здания, сооружения, предметы культа и т. д. во многих случаях государство освобождает  собственность церкви от налогообложения  или существенно снижает налоги на нее. Так, до октября 1917 года Русская  православная Церковь была освобождена  от податей и гражданских повинностей.

Церковь получает от государства  различные субсидии и материальную помощь. В дореволюционной России православная Церковь получала крупные  субсидии от государства (пример - 1907 год - 31 млн. рублей на содержание церковного аппарата).

Церковь наделяется рядом  юридических полномочий - она вправе регистрировать брак, рождение, смерть, в ряде случаев - регулировать брачно-семейные отношения. В области политических отношений церковь имеет право  участвовать в политической жизни страны, в том числе и через представительство церкви в государственных органах. Православная Церковь в дореволюционной России была частью государственного аппарата. Синод состоял из представителей духовенства, назначаемых по распоряжению царя. Все руководящие государственные должности вправе занимать лишь лица, исповедующие государственную религию (Дания, Норвегия, Парагвай, Швеция и др.). В области религиозных отношений союз церкви и государства состоит в том, что глава государства даже при республиканской форме правления дает религиозную клятву или присягу при вступлении в должность. Церковь участвует и в коронации монархов.

Церковь обладает мощным потенциалом воздействия на сознание людей. Он характеризуется следующими особенностями:

  • во-первых, государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии и не ведут учета граждан по этому признаку;
  • во-вторых, государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность (если при этом не нарушаются действующие законы). В частности, государство не вмешивается в содержание вероучений, обрядов, церемоний культа и другие формы удовлетворения религиозных потребностей, во внутреннее самоуправление религиозных организаций, во взаимоотношения органов религиозных организаций, в их отношения с верующими, а также в расходование средств, связанных с религиозными потребностями;
  • в-третьих, государство не оказывает церкви материальной или какой-либо иной, в том числе финансовой, поддержки;
  • в-четвертых, церковь не вмешивается в дела государства, а лишь занимается вопросами, связанными с удовлетворение религиозных потребностей граждан. Государство, со своей стороны, охраняет законную деятельность церкви и религиозных организаций;
  • в-пятых, церковь не выполняет каких-либо государственных функций.

Режим отделения церкви от государства не означает отсутствие всякого контроля со стороны государства  за деятельностью религиозных организаций. Государство не уклоняется от правового  регулирования их статуса и деятельности. Режим отделения церкви от государства  предполагает правовое регулирование  деятельности религиозных организаций, что обеспечивает определенный баланс церковно-государственных отношений  и позволяет сотрудничать церкви и государству при решении  социальных вопросов. При регламентировании  правового статуса религиозных  организаций законодательство большинства  государств исходит из признания  свободы совести и вероисповедания, то есть права исповедовать любую  религию, свободно выбирать и распространять религиозные убеждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Государство и церковь в XVIII веке

Конец XVII века и весь XVIII век русской истории проходят под знаком крепостного права. На базе крепостного хозяйства проходит первый этап своего развития товарное земледельческое производство помещика, вырастает торговый капитал и пускает первые ростки промышленный капитал. Явления церковной жизни тесно переплелись с политическими явлениями, ибо церковь, начиная с 20-х годов XVIII века из фактической служанки государства, формально, превратилась в орудие государственного управления. Перемены, происходящие в церкви, всегда являются следствием перемен в политической жизни. Церковь совершенно утрачивает способность к каким-либо самостоятельным выступлениям и действует лишь как одно из учреждений самодержавия. Это положение стало ясным для всего русского общества уже со времени церковной реформы Петра, и с того же времени правительство причисляет церковь к числу своих государственных учреждений.

Верховным авторитетом в  делах религии признавался собор  иерархов; сам Петр, как и прежние государи, был покровителем церкви и принимал живое участие в ее управлении. Это участие Петра привело к тому, что в церковной жизни важную роль стали играть архиереи малороссы, прежде гонимые. Несмотря на протесты и на Руси, и на православном Востоке, Петр постоянно выдвигал на архиерейские кафедры малорусских ученых монахов. Великорусское малообразованное и враждебное реформе духовенство не могло явиться помощником Петру, тогда как малороссияне, имевшие более широкий умственный кругозор и выросшие в стране, где православие вынуждено было к деятельной борьбе с католицизмом, воспитали в себе лучшее понимание задач духовенства и привычку к широкой деятельности. В своих епархиях они не сидели, сложа руки, а обращали в православие инородцев, действовали против раскола, заводили школы, заботились о быте и нравственности духовенства, находили время и для литературной деятельности. Петр ценил их более чем тех духовных лиц из великорусов, узкие взгляды которых часто становились ему на дороге. Можно привести длинный ряд имен малороссов архиереев, занявших видные места в русской иерархии. Но особенно замечательны из них: помянутый выше Стефан Яворский, св. Дмитрий, митрополит Ростовский и Феофан Прокопович, при Петре - епископ Псковский, впоследствии архиепископ Новгородский. Это был очень способный, живой и энергичный человек, склонный к практической деятельности гораздо более чем к отмеченной науке, однако весьма образованный и изучивший богословскую науку не только в Киевской академии, но и в католических коллизиях Льюва, Кракова и даже Рима. Схоластическое богословие католических школ не повлияло на живой ум Феофана, напротив, - поселило в нем неприязнь к схоластике и католичеству. Не получая удовлетворения в православной богословской науке, тогда плохо и мало разработанной, Феофан от католических доктрин обратился к изучению протестантского богословия и, увлекаясь им, усвоил некоторые протестантские воззрения, хотя был православным монахом. Эта наклонность к протестантскому мировоззрению, с одной стороны, отразилась на богословских трактатах Феофана, а с другой стороны - помогла ему сблизиться с Петром во взглядах на реформу. Царь, воспитавшийся на протестантской культуре, и монах, закончивший свое образование на протестантском богословии, прекрасно поняли друг друга. Познакомившись с Феофаном впервые в Киеве в 1706 году, Петр в 1716 году вызвал его в Петербург, сделал его своей правой рукой в деле церковного управления и защищал от всех нападок со стороны прочего духовенства, заметившего в любимце Петра протестантский дух. Феофан же в своих знаменитых проповедях явился истолкователем и апологетом реформ Петра, а в своей практической деятельности был искренним и способным его помощником.

Феофану и принадлежит  разработка и, может быть, даже самая  мысль того нового плана церковного управления, на котором остановился  Петр. Более двадцати лет (1700-1721 гг.) продолжался временный беспорядок, при котором русская церковь  управлялась без патриарха. 14 февраля 1721 года совершилось открытие «Святейшего  Правительствующего Синода». Эта духовная коллегия навсегда заменила собой патриаршую власть. В руководство ей был дан  Духовный регламент, составленный Феофаном и редактированный самим Петром. В регламенте откровенно указывалось на несовершенство единоличного управления патриарха и на политические неудобства, проистекающие от преувеличения авторитета патриаршей власти в делах государственных. Он поднял бурю негодования. Сильнее всего он обрушивался на черное духовенство:

  • мужчинам запрещено поступать в монастырь до 30 лет;
  • монахам вменяется в обязанность исповедоваться и причащаться не менее 4 раз в год;
  • во всех монастырях вводится обязательный труд;
  • монахам запрещается посещать женские монастыри, и даже частные дома;
  • монахиням запрещается давать окончательные обеты до 50 лет, и послушничество не может служить препятствием для вступления в брак.

Хотя неудовольствие и  было всеобщим, обнародование регламента произошло 25 января 1721 года. Коллегиальная  форма церковного управления рекомендовалась как наилучшая во всех отношениях. Состав Синода по регламенту определяется так: президент, два вице-президента, четыре советника и четыре асессора (в число их входили представители черного и белого духовенства). Заметим, что состав Синода был аналогичен с составом светских коллегий. Лица, состоявшие при Синоде, были таковы же, как и при коллегиях; представителем особы государя в Синоде был обер-прокурор, при Синоде было целое ведомство фискалов, или инквизиторов. Внешняя организация Синода была взята с общего типа организации коллегии.

Так учреждением Синода Петр вышел из того затруднения, в каком  стоял много лет. Его церковно-административная реформа сохранила в русской  церкви авторитетную власть, но лишила эту впасть того политического  влияния с каким могли действовать патриархи. Вопрос об отношении церкви и государства был решен в пользу последнего, и восточные иерархи признали вполне законной смену патриарха Синодом.

Итак, с XVIII века византийская система отношений между государством и церковью, несвободная от влияния  западных иерократических идей, получила резкий отпечаток государственной церковности, т. е. той системы, которая процветала в то время в государствах западной Европы. В лице патриарха Никона церковь произвела последнюю отчаянную попытку утвердить независимость от государства, опираясь на теорию параллелизма властей духовной и светской, «солнца и месяца», причем «как солнце выше месяца, так и священство выше царства». Попытка опиралась на недостаточно мощную материальную базу, и потерпела фиаско. Государство сделало церкви только одну уступку – уничтожило Монастырский приказ, в котором царь Алексей Михайлович хотел сосредоточить контроль над церковным вотчинным хозяйством и суд над церковными людьми. Для Петра, совершенно чуждого старому благочестию, церковь имела значение только как орудие власти и как источник государственных доходов. Его меркантилистическая политика требовала колоссального напряжения платежных сил населения и огромных людских резервов и вызывала против себя жестокую оппозицию, в первых рядах которой стояла церковь. Это последнее обстоятельство сыграло роль ускоряющего момента и придало мерам Петра особенно крутой характер; по существу же церковные реформы Петра, несмотря на их непривычную для тогдашнего времени фразеологию, лишь завершили процесс огосударствления церкви, начавшийся еще в середине XVI века, и дали ему совершенно точное и ясное юридическое оформление.

Информация о работе Церковь в политической системе общества