Церковь в политической системе общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:55, контрольная работа

Краткое описание

Слово «religio» производилось латинскими писателями то от «religere» (Цицерон), то от «religare» (Лактанций). По первому словопроизводству, в слове «religio» выражается та идея, что человек избирает себе Бога, как высшее благо, к достижению которого он стремится и в достижении которого он находит себе успокоение. По другому переводу, «religio» выражает собой идею связи или соединения человека с высшим Существом, что является более правильным.

Оглавление

Введение……………………………………………………………..…3
Церковь в политической системе общества………………………....5
Государство и церковь в xviii веке………………………………….8
Заключение………………………………………………………….…21
Используемая литература………………………………………….....23

Файлы: 1 файл

контрольная история готова.docx

— 49.83 Кб (Скачать)

Правительство Павла I приняло меры к тому, чтобы реально обеспечить такое возвышение церковников. Штатное жалование священников было увеличено более чем вдвое. Чтобы в селах им не приходилось заниматься, подобно крестьянам, земледелием, так как это дело «с саном их несовместное», было постановлено землю приходов, названную «церковным уделом», присоединить к общей крестьянской земле и выдавать церковнослужителям от общины готовый хлеб по размеру среднего урожая. В интересах церковников дозволялось заменять продукты деньгами. Служитель церкви находился в положении наставника для народа; ему же поручались и некоторые полицейские функции.

В период реакции конца  XVIII века из специально выделенных лиц организовывалась духовная цензура, которая контролировала издание не только духовной, но и светской литературы.

В конце восемнадцатого столетия высшее, а в некоторой степени  и рядовое духовенство превратилось в привилегированное сословие и  верно служило делу укрепления феодально-абсолютистского  государства.

Реформа первой четверти XVIII века изменила положение и местных  церковных организаций. Основными  итогами реформы для церкви стали:

- частичная секуляризация  имущества;

- понижение статуса: митрополия была преобразована в епископию.

Таким образом, во второй половине XVI - первой четверти XVIII века происходил процесс огосударствления церкви. Во взаимоотношениях церкви и государства  в исследуемый период мы выделили несколько этапов:

1. 1551-1589 гг. На этом этапе  во взаимоотношениях церкви и  государства прослеживается определенный  компромисс. Уступив некоторые позиции  государству (ограничения роста  церковного землевладения, отмена  податных привилегий), церковь оставалось  влиятельной политической силой.

2. 1589-1649 гг. на этом этапе  существовал союз церкви и  государства, при главенстве государства.  Высшие церковные иерархи выбирались  соборно, но по указу монарха.

3. 1649-1667 гг. На этом этапе  церковная организация находилась  под государственным контролем,  осуществляемым Монастырским приказом (ведение церковно-монастырским  землевладением, вершение суда над духовенством).

4. 1667-1700 гг. На этом этапе  церковь восстанавливает некоторые  утраченные позиции. Собор 1666-1667 годов принял решение «царь  имеет преимущества в делах  гражданских, а патриарх - церковных». Монастырский приказ закрыт.

5. 1700-1721 гг. На этом этапе,  в результате церковных преобразований, церковное управление включается  в структуру государственного  аппарата. Церковь окончательно  подчинена государству.

 

 

 

 

 

 

 

    1. Заключение

На протяжении многих веков  в России было два главных богача – государство и церковь, причем церковь умела в большинстве  случаев более разумно распорядиться  своим богатством, чем государство. В бой русские полки ходили под православными знаменами  с изображением Святого Спаса. С  молитвой пробуждались ото сна, работали, садились за стол и даже умирали  с именем Бога на устах.

Во второй половине XVI века – первой половине XVIII века происходил процесс поглощения церкви государством.

В течение ряда веков обоснование  власти самодержавного царя и всей возглавляемой им системы государственного управления держалось «на двух положениях: божественном происхождении власти и ее преемственной передаче в  роде российских скипетродержавцев». Восемнадцатый век вошел в историю России как начало бурного противостояния двух систем: еще господствовавшего феодализма и развивавшегося буржуазного строя. Их соперничество и вместе с тем своеобразное совмещение сказывались во всех сферах жизни: социально-экономической, идейно-политической, культурно-бытовой, в области науки и просвещения.

Преобразовательная деятельность Петра I не могла не коснуться вопросов церковной организации в силу того большого и разнообразного значения, какое имела церковь в государственной и общественной жизни России. В среде высшей церковной иерархии не были изжиты идеи сильной и независимой от государства церкви, идеи «никонианства»; недовольство же рядовых священнослужителей проявлялось в многочисленных переходах в старообрядчество. Вмешательство государства в церковные дела в XVIII веке отчасти было обусловлено и необходимостью навести порядок в управлении огромными богатствами, которыми обладала церковь и прежде всего монастыри.

Время от 1701 по 1764 годы отмечено мероприятиями правительства по секуляризации церковного имущества. Колебания в реализации этого направления внутренней политики определялись тем, что решение вопроса о судьбе церковных имений и принадлежащих церквям и монастырям крестьян находилось под давлением противоречивых социальных факторов.

Эволюция отношений между государством и церковью все-таки продолжается. Исследования этой темы не теряют своей актуальности и сегодня, и есть все основания полагать, что многие мыслители, ученые и исследователи настоящего и будущего не станут пренебрегать изучением взаимоотношений государства и церкви, открыв и объяснив многие вопросы взаимодействия, взаимовлияния столь мощных сил, как государство и религия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Используемая литература:

 

  1. Арсеньева Г.В. Государство и церковь во второй половине XVI – первой четверти XVIII вв. (историко-правовое исследование): Автореферат дис. канд. юрид. наук.
  2. Ильин И.А. О государственной форме. Советское государство и право. 1991.
  3. Шаргунов А. Церковь и власть. Москва. 1996.
  4. Рогов В.А. История государства и права России IX - начала XX веков. – М.: Зерцало, 1995.
  5. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. – М.: Юристъ. 1996.

 

 

 


Информация о работе Церковь в политической системе общества