Политическая система РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2011 в 14:34, реферат

Краткое описание

Распад СССР, который привел к возникновению 15 новоявленных суверенных государств на постсоветском пространстве, положил начало независимости Казахстана. В наследство от СССР Казахстан получил советско-партийную систему власти, которая хотя и претерпела значительную трансформацию за годы независимого развития, но в целом почти полностью сохранила свои основные приоритеты.

Оглавление

1. Введение.
2. Особенности становления политической системы суверенного Казахстана.
2.1. Становление Казахстана.
2.2 Органы государственной власти и политическая система.
3. Конституционная реформа 1995 года.
3.1. На пути преобразований.
3.2. Переход к сильной президентской власти.
4. Заключение.
5. Список литературы.

Файлы: 1 файл

реферат политолигия.docx

— 28.75 Кб (Скачать)

     С принятием новой Конституции  были реализованы сформулированные в самом начале обретения республикой  независимости цели по созданию действующих  демократических институтов, системы  разделения властей. В двух важнейших  документах — Декларации о государственном  суверенитете КазССР и в Конституционном  законе «О государственной независимости  Республики Казахстан» — провозглашалось  создание независимого государства, но фактически в полной мере этот процесс  завершила только Конституция 1995 года. Ее значение тем более велико, что  не была допущена дестабилизация положения  в республике, закрепились демократические  институты.  Новая Конституция  стала одновременно и символом нового направления развития, и ее движителем. Только после ее принятия стала реализуема идея долгосрочной стратегии для  всей республики – теперь появилась  необходимая для этого стабильность, которую давала устойчивая и непротиворечивая система государственного управления.

   Конституция возникла в результате совпадения многих факторов – опыта первых пяти лет независимости, осознания недостатков прежней системы, необходимости ускорения процесса перемен в политической и экономической жизни страны, закономерного ослабления и фактической потери дееспособности системы Советов, политической воли руководства и т.д.  Действующая Конституция Республики Казахстан воплотила в себе два начала – общечеловеческие ценности и опыт, приобретенный за время независимого существования. Что касается первого, то вспомним тот простой факт, что этот Основной Закон – первый за время длительной истории нашего общества, в котором декларируемые принципы являются основой стратегии развития общества и государства.   

  Переход к сильной  президентской власти.

      Таким образом, основными этапами на пути постепенного “собирания” президентом  властных полномочий стали неконституционный  роспуск Верховного совета республики в 1993 г. и временная передача тогда  же дополнительных полномочий Президенту, еще один роспуск Парламента в 1995 г., неконституционное продление  президентских полномочий Н.Назарбаева до 2000 г. на референдуме 29 апреля 1995 г.

     Принятие двух Конституций в 1993 и 1995 гг., ликвидация Конституционного суда и системы сдержек и противовесов, лишение Парламента контрольных функций и реальных рычагов воздействия на политику органов исполнительной власти.  Без политических дебатов, публичных дискуссий и всенародного обсуждения Парламент в октябре 1998 г. внес ряд поправок в Основной Закон страны. Главный смысл этих поправок практически свелся к одному – сохранению и закреплению власти ныне действующего Президента.

       Принятые поправки, в частности,  позволили: - назначить досрочные  президентские выборы на январь 1999 г. (вместо декабря 2000 г.); - продлить  срок Президентских полномочий  до 7 лет (вместо 5 лет по ранее  действовавшей норме); - снять верхний  предел возрастного ценза для  кандидатов в Президенты (ранее  составлявший 65 лет); - сделать возможным  избрание Президента практически  любым числом избирателей, поскольку,  отменив необходимость участия  в голосовании не менее пятидесяти процентов избирателей. Парламент не установил никакой другой нижней границы для признания выборов состоявшимися; - закрепить за Президентом право устанавливать правила и порядок назначения или "выборов" Акимов, т.е. по собственному усмотрению определять, будут ли Акимы назначаться или выбираться в том или ином регионе.

       В июне 2000 г. подконтрольным Президенту  Парламентом был принят закон  о первом президенте, который  предоставил Нурсултану Назарбаеву  еще большие полномочия и фактически  даровал ему право до конца  жизни управлять страной. В  настоящее время с полным основанием  можно говорить о том, что  Парламент так же, как и Кабинет Министров, превратился в один из отделов президентской администрации. В этих условиях в стране нет никаких законодательных, юридических или институциональных ограничений для деятельности президента. Свобода слова в стране после закрытия десятков телерадиокомпаний и газет фактически упразднена, а сам президент неподсуден и не подлежит критике со стороны средств массовой информации.

       В Казахстане нет равновесия  ветвей власти. Есть Президент,  которому принадлежит вся полнота  власти и который не несет  ответственности за свои действия  за все время пребывания у  власти. Президент может практически  в любое время распустить Парламент  и Кабинет министров, но никто  не может отправить в отставку  безответственного Президента. Чудовищная  концентрация власти в руках  казахстанского президента находится  в полном противоречии со всеми  общепринятыми демократическим  принципам. В Казахстане нет  сильного и дееспособного Парламента, способного принимать оптимальные и справедливые законы, а также контролировать органы исполнительной власти.

       Президент может в любое время  распустить Парламент. Сложилась  уникальная ситуация, когда Кабинет  министров пишет проекты законов,  а Парламент может лишь их  обсуждать. При этом Парламент  не может контролировать, а тем  более распустить Кабинет министров.  Сам Кабинет министров подчиняется  только Президенту. Все эти акции  предпринимались лишь с одной  целью – с целью укрепления  института президентской власти  и расширения его полномочий.

       В итоге Казахстан получил  президента, наделенного сверх полномочиями. Вся недолгая история государственности  суверенного Казахстана – это  есть прежде всего история  становления и развития института  президентской власти. Это есть  история постепенного дезавуирования  других ветвей власти, концентрации  всей полноты власти президентом  и поглощения данным институтом  функций и полномочий большинства  других органов государственной  власти в стране.  Принятая 30 августа  вторая Конституция Республики  Казахстан, согласно которой Парламент  лишен права назначать Кабинет  Министров, права законодательной  инициативы и права конституционной  реформы. Парламент может быть  распущен в случае двукратного  не утверждения фигуры премьер-министра.

       В настоящее время, согласно  Конституции РК, Президент Республики  Казахстан глава государства,  он и высшее должностное лицо, определяющее основные направления  внутренней и внешней политики, он и символ и гарант народа  и государственной власти, незыблемости  Конституции, прав и свобод  человека и гражданина. Президент  в Казахстане обеспечивает согласованное  функционирование всех ветвей  государственной власти и ответственность  органов власти перед народом.  Он назначает очередные и внеочередные  выборы в Парламент и принимает  решение о проведении республиканских  референдумов. Он подписывает представленные  сенатом законы, обнародует их  либо возвращает для повторного  обсуждения. Президент определяет  структуру Правительства, назначает  Премьер-министра, часть сенаторов,  судей, Генерального Прокурора,  председателей Национального банка,  Комитета Национальной безопасности, Счетного комитета… Он поручает  Правительству внесение законопроектов  в Парламент, отменяет либо  приостанавливает действие актов  Правительства, утверждает Государственные  программы, единую систему финансирования.

  Он является Верховным Главнокомандующим и может ввести чрезвычайное или военное положение, провести мобилизацию населения.  При всем при этом Президент издает указы и распоряжения, может издавать законы и указы, имеющие силу законов. И в дополнение ко всему этому его честь и достоинство неприкосновенны, а сам он не может быть привлечен к судебной ответственности. 

Заключение 

     В заключение можно сказать, что ни казахстанское общество, ни народ  и ни тем более политическая элита  не смогли еще создать демократическую  систему власти в стране, которая  бы работала бы в интересах всего  общества и народа. В Казахстане сформировалась президентская власть с чрезмерной ее концентрацией в  руках Президента. Всю деятельность политической элиты на протяжении всех лет суверенного развития Казахстана сопровождает бесконечная цепь нелегитимных и внеправовых действий. Может быть, что многократно апробированная в демократическом мире парламентская модель государственного устройства является более эффективной.  Долгое время мы были лишены свободы, сущность которой – право выбора.

       Мы не могли выбирать в законодательные  собрания тех, кого хотим, мы  не могли покупать те товары, которые мы хотим, мы не могли  жить и работать там, где  этого хотим. Это несвобода.  И это отсутствие свободы в  малом отражалось и в гораздо  большем, и гораздо более трагическом  масштабе. Все бедствия прошедшего  века, постигшие наш народ, также порождены без альтернативностью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1. Байтмагамбетов  С. - Социальная политика: ход преобразований  в странах СНГ и Казахстане «Аль Пари» - №1 2002 г.;

2. Социально-экономическое  развитие Казахстана на пороге ХХI века (II часть) - Материалы научно-практической конференции под редакцией Мамырова Н.К. Алматы: Экономика 1997 г. 

3. История  Республики Казахстан.

4. (Учебник  для ВУЗов) А.Кузембайулы. Астана, 1999г.

Информация о работе Политическая система РК