Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2011 в 14:34, реферат
Распад СССР, который привел к возникновению 15 новоявленных суверенных государств на постсоветском пространстве, положил начало независимости Казахстана. В наследство от СССР Казахстан получил советско-партийную систему власти, которая хотя и претерпела значительную трансформацию за годы независимого развития, но в целом почти полностью сохранила свои основные приоритеты.
1. Введение.
2. Особенности становления политической системы суверенного Казахстана.
2.1. Становление Казахстана.
2.2 Органы государственной власти и политическая система.
3. Конституционная реформа 1995 года.
3.1. На пути преобразований.
3.2. Переход к сильной президентской власти.
4. Заключение.
5. Список литературы.
С
принятием новой Конституции
были реализованы сформулированные
в самом начале обретения республикой
независимости цели по созданию действующих
демократических институтов, системы
разделения властей. В двух важнейших
документах — Декларации о государственном
суверенитете КазССР и в Конституционном
законе «О государственной независимости
Республики Казахстан» — провозглашалось
создание независимого государства, но
фактически в полной мере этот процесс
завершила только Конституция 1995 года.
Ее значение тем более велико, что
не была допущена дестабилизация положения
в республике, закрепились демократические
институты. Новая Конституция
стала одновременно и символом нового
направления развития, и ее движителем.
Только после ее принятия стала реализуема
идея долгосрочной стратегии для
всей республики – теперь появилась
необходимая для этого
Конституция
возникла в результате совпадения многих
факторов – опыта первых пяти лет независимости,
осознания недостатков прежней системы,
необходимости ускорения процесса перемен
в политической и экономической жизни
страны, закономерного ослабления и фактической
потери дееспособности системы Советов,
политической воли руководства и т.д.
Действующая Конституция Республики Казахстан
воплотила в себе два начала – общечеловеческие
ценности и опыт, приобретенный за время
независимого существования. Что касается
первого, то вспомним тот простой факт,
что этот Основной Закон – первый за время
длительной истории нашего общества, в
котором декларируемые принципы являются
основой стратегии развития общества
и государства.
Переход к сильной президентской власти.
Таким образом, основными этапами на пути постепенного “собирания” президентом властных полномочий стали неконституционный роспуск Верховного совета республики в 1993 г. и временная передача тогда же дополнительных полномочий Президенту, еще один роспуск Парламента в 1995 г., неконституционное продление президентских полномочий Н.Назарбаева до 2000 г. на референдуме 29 апреля 1995 г.
Принятие двух Конституций в 1993 и 1995 гг., ликвидация Конституционного суда и системы сдержек и противовесов, лишение Парламента контрольных функций и реальных рычагов воздействия на политику органов исполнительной власти. Без политических дебатов, публичных дискуссий и всенародного обсуждения Парламент в октябре 1998 г. внес ряд поправок в Основной Закон страны. Главный смысл этих поправок практически свелся к одному – сохранению и закреплению власти ныне действующего Президента.
Принятые поправки, в частности,
позволили: - назначить досрочные
президентские выборы на январь
1999 г. (вместо декабря 2000 г.); - продлить
срок Президентских полномочий
до 7 лет (вместо 5 лет по ранее
действовавшей норме); - снять верхний
предел возрастного ценза для
кандидатов в Президенты (ранее
составлявший 65 лет); - сделать возможным
избрание Президента
В июне 2000 г. подконтрольным Президенту
Парламентом был принят закон
о первом президенте, который
предоставил Нурсултану
В Казахстане нет равновесия
ветвей власти. Есть Президент,
которому принадлежит вся
Президент может в любое время
распустить Парламент.
В итоге Казахстан получил
президента, наделенного сверх
В настоящее время, согласно
Конституции РК, Президент Республики
Казахстан глава государства,
он и высшее должностное лицо,
определяющее основные
Он является
Верховным Главнокомандующим и может
ввести чрезвычайное или военное положение,
провести мобилизацию населения. При
всем при этом Президент издает указы
и распоряжения, может издавать законы
и указы, имеющие силу законов. И в дополнение
ко всему этому его честь и достоинство
неприкосновенны, а сам он не может быть
привлечен к судебной ответственности.
Заключение
В заключение можно сказать, что ни казахстанское общество, ни народ и ни тем более политическая элита не смогли еще создать демократическую систему власти в стране, которая бы работала бы в интересах всего общества и народа. В Казахстане сформировалась президентская власть с чрезмерной ее концентрацией в руках Президента. Всю деятельность политической элиты на протяжении всех лет суверенного развития Казахстана сопровождает бесконечная цепь нелегитимных и внеправовых действий. Может быть, что многократно апробированная в демократическом мире парламентская модель государственного устройства является более эффективной. Долгое время мы были лишены свободы, сущность которой – право выбора.
Мы не могли выбирать в
Список литературы
1. Байтмагамбетов С. - Социальная политика: ход преобразований в странах СНГ и Казахстане «Аль Пари» - №1 2002 г.;
2. Социально-экономическое развитие Казахстана на пороге ХХI века (II часть) - Материалы научно-практической конференции под редакцией Мамырова Н.К. Алматы: Экономика 1997 г.
3. История Республики Казахстан.
4. (Учебник
для ВУЗов) А.Кузембайулы.