Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 17:36, реферат
В мировой науке тема политической модернизации не нова. В западной политической науке теория модернизации первоначально возникла в США, новые стимулы для своего развития получила в 1950-1960 гг. в связи с освобождением целого ряда государств “третьего мира” от колониального господства и возникшими перед ними трудностями дальнейшего развития. О модернизации писали Ш. Эйзенштадт, Д. Аптер, Э. Шилс, Л. Пай. и другие исследователи.
Также и для Казахстана тема политической модернизации актуальна в настоящее время. Целью работы является изучение концепции политической модернизации. Всвязи с целью поставлены следующие задачи:
- изучить сущность и типы политической модернизации
-изучить концепции политической модернизации в Казахстане
- изучить особенности политической модернизации в Казахстане.
Введение
Составной частью сложного процесса перехода от традиционного общества к современному (modernity) или индустриальному является политическая модернизация, содержание которой составляют изменения политической системы как неотъемлемой составной части общего системного перехода. В процессе политической модернизации происходит как становление новых, так и эволюция уже существующих политических институтов, находящихся в сложном динамическом взаимодействии.
При этом объективно необходимо, с одной стороны, сохранить политическую стабильность как важное условие общественного развития в целом и, с другой стороны, расширять возможности и формы политического участия различных слоев населения в происходящих изменениях. Теория модернизации - одна из современных парадигм социально-исторического знания.
Исторический
опыт перехода различных стран к
индустриальному обществу свидетельствует,
что общая системная
В мировой науке тема политической модернизации не нова. В западной политической науке теория модернизации первоначально возникла в США, новые стимулы для своего развития получила в 1950-1960 гг. в связи с освобождением целого ряда государств “третьего мира” от колониального господства и возникшими перед ними трудностями дальнейшего развития. О модернизации писали Ш. Эйзенштадт, Д. Аптер, Э. Шилс, Л. Пай. и другие исследователи.
Также и для Казахстана тема политической модернизации актуальна в настоящее время. Целью работы является изучение концепции политической модернизации. Всвязи с целью поставлены следующие задачи:
-
изучить сущность и типы
-изучить концепции политической модернизации в Казахстане
-
изучить особенности
Информационной
базой реферата является периодическая
литература, а также материалы
Интернет-ресурсов и книг известных
авторов.
1.
Сущность политической
модернизации, ее критерии
и типы
1.1
Понятие политической
модернизации
Теория политической модернизации первоначально возникла в конце 50-х годов с целью теоретического обслуживания политики Запада по отношению к развивающимся странам. Вырабатывая после второй мировой войны методы защиты своих национальных интересов в “третьем мире”, США встали перед необходимостью осмысления перспектив развития освободившихся стран, передачи им своего опыта и методов, с помощью которых развивающиеся страны могли бы стабилизировать у себя политическую и экономическую ситуацию, осуществить необходимые реформы и преобразования, превратиться в социально и политически стабильные, экономически развитые государства с предсказуемой внутренней и внешней политикой, стать надежными политическими и экономическими партнерами.
Однако со временем концепция политической модернизации превратилась в обоснование некой общей модели глобального процесса цивилизации, суть которой в описании характера и направления перехода от традиционного к рациональному обществу в результате научно-технического прогресса, социально-структурных изменений, преобразования нормативных и ценностных систем. Основная периодизация модернизации связана с неравномерностью ее протекания в мировом пространстве и историческом времени, признании независимости общественного развития, наличия долговременного периода в развитии государств1 [1;С.45].
По самому общему определению, модернизация представляет собой процесс перехода от традиционного общества (аграрного, с патриархальной культурой и жестко закрепленной социальной иерархией) к индустриальному, основанному на крупном машинном производстве и рациональном управлении общественными процессами с опорой на законы. В этом случае, как правило, имеются в виду развивающиеся страны, входящее в соприкосновение с западной индустриальной моделью общества.
В теории под модернизацией понимается совокупность процессов индустриализации, секуляризации, урбанизации, становления системы всеобщего образования, представительной политической власти, усиление пространственной и социальной мобильности… и др., ведущие к формированию «современного открытого общества» в противовес «традиционному закрытому».
В
качестве синонимов понятия “
При этом политическая модернизация является составной и неотъемлемой частью общего процесса модернизации – без определенных изменений во властной и политической сфере невозможно обеспечить ускоренное развитие экономики, сферы образования и науки, но, в свою очередь, интенсивное развитие новых экономических отношений и гражданской культуры требует изменения политических институтов [2;с.56].
При этом в тех странах, где модернизация осуществлялась в рамках спонтанной и органичной модели (Западная Европа и Северная Америка) экономические и культурные изменения (развитие капиталистических отношений в недрах феодализма и религиозная Реформация) предшествовали политическим (буржуазные революции, слом системы абсолютизма и переход к конституционному правлению).
В
странах же, где модернизация имела
догоняющий, авторитарный либо частичный
характер (страны "Второго" и "Третьего
мира"), изменения в политике и сфере
власти, в сознании правящей элиты предшествовали
широкомасштабным экономическим и культурным
изменениям (реформы основоположника
современного турецкого государства
1.2
Типы политической модернизации
В политической науке выделяются несколько основных типов модернизации:
1)
Спонтанная и органичная (Европа
и Северная Америка) –
2) Догоняющая и неорганичная в странах "Второго" и "Третьего мира" (часть Европы, Латинская Америка, Азия, Африка), отстающих в социально -экономическом развитии от стран Запада, которая осуществляется путем заимствования у последних преимущественно технических и культурных достижений, распространяемых на "чуждой" им "почве";
3)
Догоняющая и неорганичная
Часто сопровождается внутренними конфликтами и социальным расколом, способным привести к "сворачиванию реформ" (например, Исламская революция 1979 г. в Иране в ответ на преобразования шаха Резы Пехлеви);
4)
Форсированная - в этом случае
ставка делается на ускоренное
развитие экономики и
5)
Частичная - заимствование некоторых
элементов цивилизации
6)
Тупиковая или т.н.
Современные
и модернизирующиеся общества эволюционировали
на базе огромного разнообразия традиционных,
слаборазвитых обществ. В Западной
Европе они сформировались на основе
федеральных или абсолютистких
государств с сильными городскими центрами,
в Восточной Европе - из более автократических
государств и менее урбанизированных
обществ [5;с.12].
2.
Содержание и основные
характеристики политической
модернизации в Казахстане
2.1
Основные характеристики
политической модернизации
в РК
Что касается политической модернизации, то это возрастание способности политической системы постоянно и успешно адаптироваться к новым образцам социальных целей. «Казахстанская государственность состоялась», – отметил Нурсултан Назарбаев. Об этом свидетельствует тот факт, что построена новая столица. Именно Астана стала идейным фундаментом казахстанской государственности. В целом для политической модернизации Казахстана характерно возникновение и развитие конкурирующих политических организаций.
Одна
из центральных проблем в условиях
политической модернизации – это
проблема политической стабильности.
Она связана с общей социально-
Сегодня Казахстан – притягательный центр всей Центральной Азии. 2010 год стал триумфальным для внешней политики. Казахстан достойно выполнил миссию председательства в ОБСЕ. В Астане состоялся Саммит глав государств – участников этой Организации, в текущем году будет председательство Казахстана в Организации «Исламская конференция», куда входит 57 государств.
В Казахстане существуют политический плюрализм и многопартийность: созданы и функционируют институты и структуры гражданского общества, включающие свыше 5 тыс. НПО. Ясно, что эта общенациональная программа политических реформ должна реализовываться лишь на основе диалога со всем обществом.
Новые вопросы перед модернизацией ставит и независимость Казахстана, где суверенное государство полностью взяло на себя экономическую модернизацию, создание и реализацию индустриально-инновационной стратегии, направленной на диверсификацию экономики, создание модели конкурентоспособной экономики с приоритетными отраслями4 [9].
Однако
все это не означает, что исследовательские
интересы в модернизации перемещаются
с жизненных ценностей личности
на другие проблемы. Как указывалось
на 24-м пленарном заседании
2.2
Особенности политической
модернизации в РК
Перемены, происходящие в современном Казахстане на протяжении более чем десяти последних лет, могут быть рассмотрены как очередная модернизация, как очередной транзит, но осуществляемый принципиально в иной исторической ситуации, когда ряд наиболее развитых стран мира уже вступили в новый этап развития, определяемый как постиндустриальное или информационное общество. Происходящий процесс политической модернизации в Казахстане можно в целом отнести к эндогенно-экзогенному типу (заимствование некоторых элементов цивилизации западного типа без глубокого изменения социально-политических отношений, которые сохраняют традиционный характер).