Политическая модернизация РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 17:36, реферат

Краткое описание

В мировой науке тема политической модернизации не нова. В западной политической науке теория модернизации первоначально возникла в США, новые стимулы для своего развития получила в 1950-1960 гг. в связи с освобождением целого ряда государств “третьего мира” от колониального господства и возникшими перед ними трудностями дальнейшего развития. О модернизации писали Ш. Эйзенштадт, Д. Аптер, Э. Шилс, Л. Пай. и другие исследователи.
Также и для Казахстана тема политической модернизации актуальна в настоящее время. Целью работы является изучение концепции политической модернизации. Всвязи с целью поставлены следующие задачи:
- изучить сущность и типы политической модернизации
-изучить концепции политической модернизации в Казахстане
- изучить особенности политической модернизации в Казахстане.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПОЛИТ,МОДЕРНИЗАЦИЯ.doc

— 73.50 Кб (Скачать)

     Введение 

     Составной частью сложного процесса перехода от традиционного общества к современному (modernity) или индустриальному является политическая модернизация, содержание которой составляют изменения политической системы как неотъемлемой составной  части общего системного перехода. В процессе политической модернизации происходит как становление новых, так и эволюция уже существующих политических институтов, находящихся в сложном динамическом взаимодействии.

     При этом объективно необходимо, с одной  стороны, сохранить политическую стабильность как важное условие общественного развития в целом и, с другой стороны, расширять возможности и формы политического участия различных слоев населения в происходящих изменениях. Теория модернизации - одна из современных парадигм социально-исторического знания.

     Исторический  опыт перехода различных стран к  индустриальному обществу свидетельствует, что общая системная трансформация  общества (в современной принятой политологической терминологии - транзит) не всегда, особенно на первых этапах, сопровождается глубокими сдвигами в области политических институтов.

     В мировой науке тема политической модернизации не нова. В западной политической науке теория модернизации первоначально  возникла в США, новые стимулы  для своего развития получила в 1950-1960 гг. в связи с освобождением целого ряда государств “третьего мира” от колониального господства и возникшими перед ними трудностями дальнейшего развития. О модернизации писали Ш. Эйзенштадт, Д. Аптер, Э. Шилс, Л. Пай. и другие исследователи.

     Также и для Казахстана тема политической модернизации актуальна в настоящее  время. Целью работы является изучение концепции политической модернизации. Всвязи с целью поставлены следующие  задачи:

     - изучить сущность и типы политической  модернизации

     -изучить концепции политической модернизации в Казахстане

     - изучить особенности политической  модернизации в Казахстане.

Информационной  базой реферата является периодическая  литература, а также материалы  Интернет-ресурсов и книг известных  авторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Сущность политической модернизации, ее критерии и типы 

     1.1 Понятие политической  модернизации 

     Теория  политической модернизации первоначально  возникла в конце 50-х годов с  целью теоретического обслуживания политики Запада по отношению к развивающимся  странам. Вырабатывая после второй мировой войны методы защиты своих национальных интересов в “третьем мире”, США встали перед необходимостью осмысления перспектив развития освободившихся стран, передачи им своего опыта и методов, с помощью которых развивающиеся страны могли бы стабилизировать у себя политическую и экономическую ситуацию, осуществить необходимые реформы и преобразования, превратиться в социально и политически стабильные, экономически развитые государства с предсказуемой внутренней и внешней политикой, стать надежными политическими и экономическими партнерами.

     Однако  со временем концепция политической модернизации превратилась в обоснование  некой общей модели глобального  процесса цивилизации, суть которой  в описании характера и направления  перехода от традиционного к рациональному обществу в результате научно-технического прогресса, социально-структурных изменений, преобразования нормативных и ценностных систем. Основная периодизация модернизации связана с неравномерностью ее протекания в мировом пространстве и историческом времени, признании независимости общественного развития, наличия долговременного периода в развитии государств1 [1;С.45].

     По  самому общему определению, модернизация представляет собой процесс перехода от традиционного общества (аграрного, с патриархальной культурой и жестко закрепленной социальной иерархией) к индустриальному, основанному на крупном машинном производстве и рациональном управлении общественными процессами с опорой на законы. В этом случае, как правило, имеются в виду развивающиеся страны, входящее в соприкосновение с западной индустриальной моделью общества.

     В теории под модернизацией понимается совокупность процессов индустриализации, секуляризации, урбанизации, становления  системы всеобщего образования, представительной политической власти, усиление пространственной и социальной мобильности… и др., ведущие к формированию «современного открытого общества» в противовес «традиционному закрытому».

     В качестве синонимов понятия “модернизация” в политической, социальной, экономической теории можно встретить такие термины как осовременивание, инновационные преобразования, переходное развитие. Под собственно же политической модернизацией в политической науке понимают процесс создания эффективных властных институтов и механизмов, формирование компетентной и эффективной бюрократии европейского типа, расширение участия масс в политике, становление правового государства и гражданского общества.

     При этом политическая модернизация является составной и неотъемлемой частью общего процесса модернизации – без определенных изменений во властной и политической сфере невозможно обеспечить ускоренное развитие экономики, сферы образования и науки, но, в свою очередь, интенсивное развитие новых экономических отношений и гражданской культуры требует изменения политических институтов [2;с.56].

     При этом в тех странах, где модернизация осуществлялась в рамках спонтанной и органичной модели (Западная Европа и Северная Америка) экономические  и культурные изменения (развитие капиталистических  отношений в недрах феодализма и религиозная Реформация) предшествовали политическим (буржуазные революции, слом системы абсолютизма и переход к конституционному правлению).

     В странах же, где модернизация имела  догоняющий, авторитарный либо частичный  характер (страны "Второго" и "Третьего мира"), изменения в политике и сфере власти, в сознании правящей элиты предшествовали широкомасштабным экономическим и культурным изменениям (реформы основоположника современного турецкого государства 

     1.2 Типы политической модернизации 

     В политической науке выделяются несколько основных типов модернизации:

     1) Спонтанная и органичная (Европа  и Северная Америка) – протекала  естественно и органично, начавшись  "снизу", с изменения общественного  сознания, приведя затем к трансформации социально - экономических и политических отношений - религиозная Реформация, буржуазные революции и промышленный переворот в странах Запада;

     2) Догоняющая и неорганичная в  странах "Второго" и "Третьего  мира" (часть Европы, Латинская  Америка, Азия, Африка), отстающих в социально -экономическом развитии от стран Запада, которая осуществляется путем заимствования у последних преимущественно технических и культурных достижений, распространяемых на "чуждой" им "почве";

     3) Догоняющая и неорганичная модернизация часто является авторитарной - из- за отсутствия прочной поддержки в обществе инициаторами радикальных преобразований выступают государство и правящая элита, преодолевающая сопротивление противников реформ. В масштабах страны выделяются периферия и центры (столица и крупные города), распространяющие нововведения2 [3].

     Часто сопровождается внутренними конфликтами  и социальным расколом, способным  привести к "сворачиванию реформ" (например, Исламская революция 1979 г. в Иране в ответ на преобразования шаха Резы Пехлеви);

     4) Форсированная - в этом случае  ставка делается на ускоренное  развитие экономики и экспортного  потенциала (30 - 35 лет) при сохранении "узкого характера" внутреннего  рынка и преимущественно традиционных (авторитарно - патриархальных) политических отношений (страны Юго - Восточной Азии -Южная Корея, Тайвань, Сингапур и др.);

     5) Частичная - заимствование некоторых  элементов цивилизации западного  типа (экономических, военных, научно - технических) без глубокого изменения  социально - политических отношений, которые сохраняют традиционный характер;

     6) Тупиковая или т.н. тоталитарная  модернизация - т.е. форсированное  создание тоталитарным режимом  с опорой на внеэкономическое  принуждение мощного промышленного,  оборонного и научного потенциала  в рамках мобилизационной модели экономики, которая оказывается неспособной приспособиться и нормально развиваться в рыночных условиях, порождая глубокий кризис во всех сферах общества (осуществленные в период Сталина индустриализация, коллективизация, ликвидация неграмотности).

     Современные и модернизирующиеся общества эволюционировали на базе огромного разнообразия традиционных, слаборазвитых обществ. В Западной Европе они сформировались на основе федеральных или абсолютистких  государств с сильными городскими центрами, в Восточной Европе - из более автократических государств и менее урбанизированных обществ [5;с.12]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Содержание и основные характеристики политической модернизации в Казахстане 

     2.1 Основные характеристики  политической модернизации в РК 

     Что касается политической модернизации, то это возрастание способности  политической системы постоянно  и успешно адаптироваться к новым  образцам социальных целей. «Казахстанская государственность состоялась», –  отметил Нурсултан Назарбаев. Об этом свидетельствует тот факт, что построена новая столица. Именно Астана стала идейным фундаментом казахстанской государственности. В целом для политической модернизации Казахстана характерно возникновение и развитие конкурирующих политических организаций.

     Одна  из центральных проблем в условиях политической модернизации – это  проблема политической стабильности. Она связана с общей социально-экономической  и политической ситуацией в стране. Президент страны предложил пакет  инициатив – общенациональную программу политической модернизации, представляющую единый, целостный подход к реформам государственных, политических и общественных институтов. Суть подхода – дальнейшая демократизация Казахстана в соответствии с традициями и принципами западных демократий и опытом ведущих государств Юго-Восточной Азии3 [7;с.92].

     Сегодня Казахстан – притягательный центр  всей Центральной Азии. 2010 год стал триумфальным для внешней политики. Казахстан достойно выполнил миссию председательства в ОБСЕ. В Астане состоялся Саммит глав государств – участников этой Организации, в текущем году будет председательство Казахстана в Организации «Исламская конференция», куда входит 57 государств.

     В Казахстане существуют политический плюрализм и многопартийность: созданы и функционируют институты и структуры гражданского общества, включающие свыше 5 тыс. НПО. Ясно, что эта общенациональная программа политических реформ должна реализовываться лишь на основе диалога со всем обществом.

     Новые вопросы перед модернизацией  ставит и независимость Казахстана, где суверенное государство полностью взяло на себя экономическую модернизацию, создание и реализацию индустриально-инновационной стратегии, направленной на диверсификацию экономики, создание модели конкурентоспособной экономики с приоритетными отраслями4 [9].

     Однако  все это не означает, что исследовательские  интересы в модернизации перемещаются с жизненных ценностей личности на другие проблемы. Как указывалось  на 24-м пленарном заседании Совета иностранных инвесторов при Президенте РК, ни один инновационный процесс не проходит без привлечения самых прогрессивных идей. Чтобы достичь успехов, модернизация совершится в умах людей. Глава государства отметил, что успешность планов модернизации прежде всего будет зависеть от людей. 

     2.2 Особенности политической модернизации в РК 

     Перемены, происходящие в современном Казахстане на протяжении более чем десяти последних  лет, могут быть рассмотрены как  очередная модернизация, как очередной  транзит, но осуществляемый принципиально  в иной исторической ситуации, когда ряд наиболее развитых стран мира уже вступили в новый этап развития, определяемый как постиндустриальное или информационное общество. Происходящий процесс политической модернизации в Казахстане можно в целом отнести к эндогенно-экзогенному типу (заимствование некоторых элементов цивилизации западного типа без глубокого изменения социально-политических отношений, которые сохраняют традиционный характер).

Информация о работе Политическая модернизация РК