Политическая модернизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 09:26, лекция

Краткое описание

Современный этап исторического развития характеризуется тем, что в различных регионах мира происходит крах тоталитаризма и авторитарных режимов. Накоплен многообразный опыт перехода к демократии, совершенного в Испании, Португалии, Греции; трансформация тоталитарных режимов осуществляется в странах Восточной Европы, России.
С точки зрения теории модернизации целью политического развития является формирование нового типа взаимодействия власти и общества, создание социальных и политических механизмов, позволяющих большей части населения влиять на принятие основных решений.

Файлы: 1 файл

Политическая модернизация.docx

— 20.44 Кб (Скачать)

Современный этап исторического развития характеризуется  тем, что в различных регионах мира происходит крах тоталитаризма  и авторитарных режимов. Накоплен многообразный  опыт перехода к демократии, совершенного в Испании, Португалии, Греции; трансформация  тоталитарных режимов осуществляется в странах Восточной Европы, России.

 

С точки зрения теории модернизации целью политического  развития является формирование нового типа взаимодействия власти и общества, создание социальных и политических механизмов, позволяющих большей  части населения влиять на принятие основных решений.

1. Понятие  «модернизация» используется в  западной социологии для характеристики  как социально-экономического, так  и в целом общественного развития. Необходимо учитывать, что термин  модернизация собирательный: он  отражает, во-первых, различные ступени  развития современного индустриального  общества, начиная с эпохи первой  промышленной революции; во-вторых, процесс превращения развивающихся  стран из традиционных (или аграрных) в промышленно развитые.

Возникновение концепций политической модернизации относится к 50-м годам, когда встала проблема разработки политики Запада по отношению к развивающимся  странам. Ее основой послужила теория модернизации, которая определила: а) направление развития: от традиционного  общества к рациональному; б) пути реализации этого направления: научно-технический  прогресс, социально-структурные изменения, преобразования нормативных и ценностных систем. Была создана общая модель глобального процесса цивилизации.

 

В наши дни  теория модернизации служит обоснованием характера и направлений политических изменений в посттоталитарном мире. Центральной проблемой теории политической модернизации является анализ политических систем переходного периода. Обращение к теории политической модернизации в нашей стране вызвано потребностью осмыслить всю совокупность факторов, определяющих специфику переходного состояния современной России.

В определениях политической модернизации, как правило, акцент делается на следующем:

речь идет о способности политической системы  отвечать потребностям изменяющихся общественных условий, эти условия и социальные цели связаны с необходимостью нового качества взаимодействия власти и общества: эффективного диалога,

реальность  диалога обеспечивается созданием  новых видов институтов, дифференциацией  политических структур, верховенством закона.

Среди закономерностей  переходного периода отмечается прежде всего в качестве исходного уровня – вызревание внутреннего кризиса авторитаризма, который охватывает государственные институты и порядок их функционирования, а также политическую элиту. Происходит снижение легитимности режима не только на уровне масс, но и на уровне элиты. Часть элиты считает неизбежным приспособление режима к меняющейся реальности. Переходный период развивается тогда, когда в элите берут верх сторонники данной позиции, которые и начинают либерализацию.

Стержневой  проблемой данного периода, решение  которой обеспечивает переход к  демократии, выступает формирование гражданского мира. «Это понятие означает… отсутствие вооруженной конфронтации и других острых форм социального конфликта, способных дезорганизовать общественную жизнь, поддержание стабильности и согласия на уровне, приемлемом для становления и консолидации демократии» (Свободная мысль. 1994. № 12-18. С.106). Он достигается, если все социальные группы, политические силы способны реализовать требования «трех консенсусов»:

обеспечить  согласие относительно прошлого,

все политические силы определяют «правила игры» в  новой политической ситуации,

модель общественного  переустройства, программа ее достижения должна быть принята большинством общества.

Своеобразие процессов модернизации определяется совокупностью социально-экономических, политических факторов. Необходимо учитывать: исходную модель экономических отношений (сложилась или нет рыночная экономика до начала политических преобразований); одновременно или поочередно решаются задачи экономического и политического реформирования; каков тип предшествующего недемократического режима (тоталитарный или авторитарный); способ перехода от диктаторского режима к демократии; происходит становление или возрождение демократии; содержание национальных традиций, состояние общественного сознания.

Политическая  модернизация проходит в условиях конфликта  между национальными политическими  культурами и общецивилизационными ценностями. Неизбежно в каждой стране возникает проблема:

- идти ли  путем копирования каких-либо  моделей развития и акцент  делать на перенесение в данную  социально-политическую ситуацию  уже имеющихся образцов,

- создавать  оптимальный вариант политической  системы, адекватный всему комплексу  конкретных условий данного общества?

И теория политической модернизации, и практика дают на этот вопрос неоднозначные ответы. Наряду с противоречием, связанным с  конфронтацией универсальных стандартов и традиционных ценностей, в процессе модернизации проявляется противоречие между многообразием социально-политических интересов, сформировавшихся в обществе, и возможностями политической системы  принимать эффективные решения.

Эти противоречия пронизывают все сферы общественной жизни, влияют на формирование политических интересов и способы их взаимодействия. Знание противоречий модернизации позволяет  выработать оптимальный вариант  политической позиции, ослабляющей  проявление типичных для переходного  состояния кризисов. Чтобы осмыслить  содержание и взаимосвязь кризисов политического развития, целесообразно  поставить такие вопросы: «Как правящая элита реагирует на возросшую  политическую активность различных  социальных групп? Достигнуто ли в стране согласие относительно методов политической власти? Способно ли государственное  управление эффективно воздействовать на общество?»

Необходимо  учитывать, что в период модернизации приходят в движение различные социальные группы, стремящиеся оформить свои политические интересы и получить доступ к принятию решений. Правящая элита  может избрать один из вариантов  действия: подавление путем насилия, юридическое признание оппозиции, не только формальное признание оппозиции, но и сотрудничество с ней. Кризис участия возникает в той ситуации, когда правящая элита препятствует политической активности групп, стремящихся получить доступ к власти.

Одним из ключевых показателей эффективности и  результативности политической системы  является легитимность. Напомним, что  это понятие означает признание  обществом правомерности официальной  власти. Поскольку в ходе модернизации создается угроза статусу основных традиционных институтов, а динамизм изменения социальной структуры  порождает такую ситуацию, что  не все группы получают доступ к  сфере принятия решений, то взаимодействие общества и власти может принять  конфликтную форму, выливающуюся в  кризис легитимности. Он означает отсутствие признания обществом данной политической системы, методов деятельности политической власти.

Мозаичная картина  модернизируемого общества отражается во взаимосвязи следующих процессов: разрыв между экономическими отношениями  и становлением политической системы; разрыв между системой ценностей, на которых основывалась легитимность власти, и изменениями, приводящими общественные отношения в противоречия с этими ценностями; растущая неудовлетворенность, вызванная несоответствием между ожидаемыми благами и реальными последствиями правительственных решений.

Наличие противоречий, проявляющихся в развитии современного российского общества, широкая сфера  распространения социальных конфликтов являются основой для проявления типичных для модернизации кризисов. Особую актуальность приобретает в  наши дни изучение факторов, способствующих или нейтрализующих возможность  социального взрыва. Теория политической модернизации, разработка конфликтологии переходного периода должна стать теоретической базой для формирующейся политической элиты России в проведении конструктивной политики.

Итак, политическая модернизация – это сложный, длительный процесс демократизации общества, формирования нового типа взаимодействия общества и власти. В ходе его проявляются  кризисы, порожденные динамизмом общественной жизни, противоречиями модернизации политической системы, всем комплексом социально-экономических факторов.

3. В последние  годы объектом исследования как  зарубежных, так и отечественных  теоретиков становятся социально-политические  процессы стран Восточной Европы  и бывшего СССР. Отечественная  политическая мысль стремиться  дать ответ на вопросы, поставленные  российской реальностью. Процесс  модернизации в России рассматривается  как способ возвращения страны  в русло естественноисторического  развития. Поскольку модернизация, выводя общество на новый уровень,  призвана включить Россию в  общецивилизационный процесс.

Своеобразие и сложность ситуации в России определяется тем, что: происходит не только смена режимов, но и смена общественного строя, политическая демократизация началась до того, как сложились элементы современного рынка, реализация ключевых задач модернизации проходит при одновременном решении двух проблем: изменении старой политической системы и проведении экономической реформы, призванной обеспечить переход к рыночной экономике, отсутствие экономических коней у демократических институтов затрудняет процесс формирования стабильной политической системы, выбран путь быстрой, радикальной модернизации, правящая элита ориентируется на либерально-американский тип рынка, не вписывающийся в социальную реальность и традиции России.

Известно, что  природа переломных моментов двойственна, противоречива. Наряду с проявляющимися чертами демократизации на современном  этапе России имеются все признаки авторитарной власти. Ситуация осложняется  тем, что нет мощных противовесов этой углубляющейся тенденции, которые  гарантировали бы постепенный характер перехода к социально ориентированной  рыночной экономике, демократический  тип политической системы. А поскольку  в России не сложился ни один тип  из «трех консенсусов», обеспечивающих гражданский мир, то весьма проблематичным является достижение социального компромисса.

России предстоит  еще длительный этап экономических  и политических преобразований. Их проведение определяется расстановкой политических сил, состоянием политической элиты, характером власти. И так, в  осмыслении содержания современного этапа  в жизни России необходимо учитывать  всю совокупность факторов, определяющих отсутствие прочного гражданского мира и последовательность демократических  преобразований.


Информация о работе Политическая модернизация