Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 09:26, лекция
Современный этап исторического развития характеризуется тем, что в различных регионах мира происходит крах тоталитаризма и авторитарных режимов. Накоплен многообразный опыт перехода к демократии, совершенного в Испании, Португалии, Греции; трансформация тоталитарных режимов осуществляется в странах Восточной Европы, России.
С точки зрения теории модернизации целью политического развития является формирование нового типа взаимодействия власти и общества, создание социальных и политических механизмов, позволяющих большей части населения влиять на принятие основных решений.
Современный этап исторического развития характеризуется тем, что в различных регионах мира происходит крах тоталитаризма и авторитарных режимов. Накоплен многообразный опыт перехода к демократии, совершенного в Испании, Португалии, Греции; трансформация тоталитарных режимов осуществляется в странах Восточной Европы, России.
С точки зрения теории модернизации целью политического развития является формирование нового типа взаимодействия власти и общества, создание социальных и политических механизмов, позволяющих большей части населения влиять на принятие основных решений.
1. Понятие
«модернизация» используется в
западной социологии для
Возникновение
концепций политической модернизации
относится к 50-м годам, когда встала
проблема разработки политики Запада
по отношению к развивающимся
странам. Ее основой послужила теория
модернизации, которая определила:
а) направление развития: от традиционного
общества к рациональному; б) пути реализации
этого направления: научно-технический
прогресс, социально-структурные
В наши дни
теория модернизации служит обоснованием
характера и направлений
В определениях политической модернизации, как правило, акцент делается на следующем:
речь идет о способности политической системы отвечать потребностям изменяющихся общественных условий, эти условия и социальные цели связаны с необходимостью нового качества взаимодействия власти и общества: эффективного диалога,
реальность диалога обеспечивается созданием новых видов институтов, дифференциацией политических структур, верховенством закона.
Среди закономерностей переходного периода отмечается прежде всего в качестве исходного уровня – вызревание внутреннего кризиса авторитаризма, который охватывает государственные институты и порядок их функционирования, а также политическую элиту. Происходит снижение легитимности режима не только на уровне масс, но и на уровне элиты. Часть элиты считает неизбежным приспособление режима к меняющейся реальности. Переходный период развивается тогда, когда в элите берут верх сторонники данной позиции, которые и начинают либерализацию.
Стержневой проблемой данного периода, решение которой обеспечивает переход к демократии, выступает формирование гражданского мира. «Это понятие означает… отсутствие вооруженной конфронтации и других острых форм социального конфликта, способных дезорганизовать общественную жизнь, поддержание стабильности и согласия на уровне, приемлемом для становления и консолидации демократии» (Свободная мысль. 1994. № 12-18. С.106). Он достигается, если все социальные группы, политические силы способны реализовать требования «трех консенсусов»:
обеспечить согласие относительно прошлого,
все политические силы определяют «правила игры» в новой политической ситуации,
модель общественного переустройства, программа ее достижения должна быть принята большинством общества.
Своеобразие процессов модернизации определяется совокупностью социально-экономических, политических факторов. Необходимо учитывать: исходную модель экономических отношений (сложилась или нет рыночная экономика до начала политических преобразований); одновременно или поочередно решаются задачи экономического и политического реформирования; каков тип предшествующего недемократического режима (тоталитарный или авторитарный); способ перехода от диктаторского режима к демократии; происходит становление или возрождение демократии; содержание национальных традиций, состояние общественного сознания.
Политическая
модернизация проходит в условиях конфликта
между национальными
- идти ли
путем копирования каких-либо
моделей развития и акцент
делать на перенесение в
- создавать
оптимальный вариант
И теория политической
модернизации, и практика дают на этот
вопрос неоднозначные ответы. Наряду
с противоречием, связанным с
конфронтацией универсальных
Эти противоречия
пронизывают все сферы
Необходимо
учитывать, что в период модернизации
приходят в движение различные социальные
группы, стремящиеся оформить свои
политические интересы и получить доступ
к принятию решений. Правящая элита
может избрать один из вариантов
действия: подавление путем насилия,
юридическое признание
Одним из ключевых
показателей эффективности и
результативности политической системы
является легитимность. Напомним, что
это понятие означает признание
обществом правомерности
Мозаичная картина
модернизируемого общества отражается
во взаимосвязи следующих
Наличие противоречий, проявляющихся в развитии современного российского общества, широкая сфера распространения социальных конфликтов являются основой для проявления типичных для модернизации кризисов. Особую актуальность приобретает в наши дни изучение факторов, способствующих или нейтрализующих возможность социального взрыва. Теория политической модернизации, разработка конфликтологии переходного периода должна стать теоретической базой для формирующейся политической элиты России в проведении конструктивной политики.
Итак, политическая модернизация – это сложный, длительный процесс демократизации общества, формирования нового типа взаимодействия общества и власти. В ходе его проявляются кризисы, порожденные динамизмом общественной жизни, противоречиями модернизации политической системы, всем комплексом социально-экономических факторов.
3. В последние
годы объектом исследования
Своеобразие и сложность ситуации в России определяется тем, что: происходит не только смена режимов, но и смена общественного строя, политическая демократизация началась до того, как сложились элементы современного рынка, реализация ключевых задач модернизации проходит при одновременном решении двух проблем: изменении старой политической системы и проведении экономической реформы, призванной обеспечить переход к рыночной экономике, отсутствие экономических коней у демократических институтов затрудняет процесс формирования стабильной политической системы, выбран путь быстрой, радикальной модернизации, правящая элита ориентируется на либерально-американский тип рынка, не вписывающийся в социальную реальность и традиции России.
Известно, что природа переломных моментов двойственна, противоречива. Наряду с проявляющимися чертами демократизации на современном этапе России имеются все признаки авторитарной власти. Ситуация осложняется тем, что нет мощных противовесов этой углубляющейся тенденции, которые гарантировали бы постепенный характер перехода к социально ориентированной рыночной экономике, демократический тип политической системы. А поскольку в России не сложился ни один тип из «трех консенсусов», обеспечивающих гражданский мир, то весьма проблематичным является достижение социального компромисса.
России предстоит еще длительный этап экономических и политических преобразований. Их проведение определяется расстановкой политических сил, состоянием политической элиты, характером власти. И так, в осмыслении содержания современного этапа в жизни России необходимо учитывать всю совокупность факторов, определяющих отсутствие прочного гражданского мира и последовательность демократических преобразований.