Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:58, реферат
Политическая модернизация представляет собой возрастание способности политической системы адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые виды институтов, обеспечивающих развитие социальной системы.
1. Сущность и определение модернизации
2. Механизмы политической модернизации
3. Типология модернизации
3.1. Классическая органическая модернизация
3.2. Запаздывающая неорганическая модернизация
3.3. Форсированная модернизация
4. Кризисы, сопровождающие процесс политической модернизации
5. Особенности модернизации в России
Список использованных источников и литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Волжский политехнический институт
(филиал) федерального государственного
бюджетного
образовательного учреждения высшего
профессионального образования
"Волгоградский государственный технический
университет"
ВПИ (филиал) ВолгГТУ
Кафедра «Социально-гуманитарные дисциплины»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «ПОЛИТОЛОГИЯ»
на тему: «Политическая модернизация»
Выполнил: студент группы _________
ФИО
Проверил: к.и.н., доц. Давыдова М.Ю.
Волжский 2012
Оглавление
1. Сущность и определение модернизации |
2. Механизмы политической модернизации |
3. Типология модернизации |
3.1. Классическая органическая модернизация |
3.2. Запаздывающая неорганическая модернизация |
3.3. Форсированная модернизация |
4. Кризисы, сопровождающие
процесс политической модерниза |
5. Особенности модернизации в России |
Список использованных источников и литературы |
1. Сущность и определение модернизации
Этимологически понятие «модернизация» восходит к средневековому латинскому наречию modo – только что, сейчас, ныне, тотчас, происходящему от существительного modus – мера, порядок. Постепенно от этого наречия образовались такие слова, как mode, modern, modernizer. Под модой понимается совокупность привычек и вкусов, считающихся в данный момент в определенной общественной среде образцовыми. Прилагательное modern (moderne – фр.) означает новый, современный. Производный от него глагол modernize (moderniser – фр.) означает усовершенствовать, обновлять, изменять соответственно современным требованиям.
Политическая модернизация (англ. modernization) – формирование, развитие и распространение современных политических институтов, практик, а также современной политической структуры, которые в наибольшей степени способны обеспечивать адекватное реагирование и приспособление политический системы к изменяющимся условиям, к вызовам современности. Модернизация предполагает адаптацию политической системы к современным условиям.
Политическая модернизация представляет собой возрастание способности политической системы адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые виды институтов, обеспечивающих развитие социальной системы.
Первые концепции политической модернизации появились в 50-60-е годы ХХ в. в США. В то время политическая модернизация понималась преимущественно как исторический процесс, включающий реформы, произошедшие в Западной Европе и Северной Америке в XVII-XIX вв., а затем распространившиеся на другие регионы. В качестве основных направлений политической модернизации рассматривались: демократизация политической системы по западному образцу (централизованное государство, парламент, многопартийность, всеобщие выборы), активное сотрудничество развивающихся стран с государствами Западной Европы и Северной Америки.
Особый вклад в разработку теории модернизации внесли работы Г.Алмонда и Д.Пауэлла «Сравнительная политология. Подход с позиций «концепции развития»»(1966), Д.Аптера «Политика модернизации»(1965), С. Липсета «Политический человек» (1960), Л.Пая «Аспекты политического развития. Аналитическое исследование» (1966), Д. Растоу «Мир наций» (1967), Ш. Эйзенштадта «Модернизация: протест и изменение»(1966), С.Хантингтона «Политический порядок в меняющихся обществах»(1968) и другие.
Во второй половине 80-х годов получает свое развитие концепция «модернизации в обход модернити», то есть концепция политического развития, основанного на сохранении социо-культурных традиций без навязывания чуждых (западных) образцов (А. Абдель-Малек, А. Турен, С Хантингтон, Ш. Эйзенштадт и др.).
В развитие теории модернизации внесли вклад и ряд российских ученых (М.В.Ильин, Ю.С.Пивоваров, В.И. Пантин, В.В.Лапкин и др.). В настоящее время интерес к теории модернизации возрастает в научных и аналитических кругах в связи с провозглашенным Президентом РФ Д.А.Медведевым курсом на политическую модернизацию.
2. Механизмы политической модернизации
Наиболее часто используемый механизм политической модернизации – заимствование (копирование, имитация) образцов. Обычно выделяют два типа имитации:
- имитация алгоритма, когда копируется механизм какого-либо процесса, включая его содержание или функциональную нагрузку (например, процесса взаимодействия трех ветвей власти)
- имитация результата или формы, другими словами, «симуляция» (например, провозглашение свободных и соревновательных выборов как принцип, то есть de jure, при их несвободном и несоревновательном характере de facto или создание трех ветвей власти без фактической реализации принципа разделения властей).
При этом, как отмечают некоторые ведущие политологи, например, М. В. Ильин, наилучшие результаты с точки зрения решения задач модернизации дает имитация алгоритмов.
Имитация осуществляется не в пустом пространстве, а в конкретно-историческом и социокультурном контексте той или иной страны под влиянием национальных традиций. Более того, имитационные институты и практики не только изменяются под влиянием традиций, но и перерабатываются под эти традиции. В целом происходит взаимовлияние традиций и заимствований и их изменение в ходе этого процесса.
3. Типология модернизации
В зависимости от используемого механизма модернизации в политологической литературе принято выделять следующие типы модернизации:
3.1. Классическая органическая модернизация осуществляется стихийно, через постепенное самопроизвольное накопление предпосылок (Запад). Она характерная для таких стран как Великобритания, США, Канада, некоторые другие европейские страны (модернизационное ядро). Ее начало охватывает эпоху первой промышленной революции, разрушения традиционных наследственных привилегий и провозглашения равных гражданских прав, демократизации и т.д. В этих странах модернизация осуществлялась преимущественно эволюционным путем на основе собственных культурных традиций и образцов.
3.2. Запаздывающая и неорганичная модернизация происходит при активной роли государства, незрелости ряда предпосылок (Япония, Бразилия, Аргентина, Португалия, Испания и др.). «Неорганическая» или «вторичная», «отраженная», «модернизация вдогонку» (запаздывающая) (Россия, Бразилия, Турция и др.), основным фактором которой выступают социокультурные контакты «отставших» в своем развитии стран с модернизационным ядром, а основным механизмом – имитационные процессы. «Вторичная», «догоняющая» модернизация предполагает, что одни элементы общества «убежали» вперед, более или менее соответствуют развитию в «передовых» странах, а другие – еще не «вызрели», отстают в своем развитии или вовсе отсутствуют. Развитие общества при «вторичной» модернизации напоминает, по мнению бразильского историка Н. Вернек Содре, «движение квадратного колеса», когда чередуются эволюционные и революционные начала.
Российский политолог М.В.Ильин выделяет следующие типы:
- эндогенная, то есть осуществляемая на собственной основе (Европа, США и т.п.)
- эндогенно-экзогенная, осуществляемая на собственной основе, равно как и на основе заимствований (Россия, Турция, Греция и т.д.)
- экзогенная модернизация (имитационные, имитационно-симуляционные и симуляционные варианты), осуществляемая на основе заимствований при отсутствии собственных оснований.
4. Кризисы, сопровождающие процесс политической модернизации
Политическая модернизация осуществляется на протяжении длительного периода и сопровождается кризисами:
- идентичности,
- легитимности,
- участия,
- проникновения,
- распределения,
Кризис идентичности связан с проблемой политической, социальной и национальной идентификации социального субъекта (индивида, группы, социального слоя) - требования национального или территориального самоопределения, неопределенность социального статуса различных групп населения, конфликт между этнической и субнациональной принадлежностью.
Преодоление кризиса идентичности возможно с помощью политических лидеров харизматического типа, способных объединить национальную или территориальную общность, а также посредством содействия людям в поисках чувства идентичности. Важную роль в решении этой задачи может сыграть система образования.
Кризис легитимности – отсутствие согласия в обществе относительно политической власти, признания гражданами процесса принятия решений; чрезмерная конкуренция в борьбе за власть; политическая пассивность масс, не обращающих внимание на призывы власти к легитимности; неспособность правящей элиты усилить свое политическое господство.
Достижение легитимности возможно, во-первых, за счет реальной демонстрируемой эффективности режима. Во-вторых, обретение легитимности возможно посредством привлечения на свою сторону оппозиции.
Кризис участия обусловлен увеличением числа групп интересов, претендующих на доступ к процессу принятия решений в обществе. Важным условием преодоления кризиса участия – является обеспечение каналов для включения в политическую жизнь общества всех групп, претендующих на участие в осуществлении власти.
Кризисы проникновения и распределения образуют кризис государственного управления. Кризис проникновения проявляется в снижении способности государственного управления проводить свои директивы в различных областях общественной жизни. Инициируемые центром инновации осуществляются не в желаемом для политической элиты виде. По мере осуществления решений происходит искажение их смысла, что часто бывает связано с усилением влияния местных социальных структур, стремящихся обособиться от влияния извне. С другой стороны, население ориентируется в большей степени на региональные и национальные обычаи и нормы, а не на центр. В этом отношении преодоление кризиса проникновения может быть связано с нахождением разумного компромисса между центром и регионами.
Кризис распределения означает неспособность правящей элиты обеспечить приемлемый для общества рост материального благосостояния и его распределение, позволяющее избежать чрезмерной социальной дифференциации и гарантирующее доступность основных социальных благ.
5. Особенности модернизации в России
В настоящее время политическое развитие России имеет одновременно модернизаторский и антимодернизаторский характер. Первая тенденция проявляется в расширении возможностей участия в политической жизни социальных групп и индивидов. Вторая тенденция выражается в авторитарных методах осуществления власти, закрытом характере принятия важнейших решений. Сегодня крайне необходимо, чтобы модернизация была направлена в конечном итоге на опережение, учитывала завтрашний день социокультурного прогресса и взаимодействия политических структур.
Список использованных источников и литературы
Аннотация статьи: Комаровский, В. С. Конфликты и консенсус в процессе модернизации России // Власть. 2012, № 2. – С. 4-11.
В статье анализируются
возможности и условия