Период зарождения ГМП (1991-1993 гг.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 06:35, контрольная работа

Краткое описание

В мае 1991 года был принят Закон СССР «Об общих началах государственной молодежной политики», который закрепил трактовку государственной молодежной политики как деятельности государства, «имеющей целью создание социально-экономических, организационных и правовых условий и гарантий для социального становления и развития молодых граждан, их наиболее полной самореализации в интересах всего общества». Равные права закреплялись за всеми молодежными организациями и даже молодежными движениями (объединениями без фиксированного членства), и устанавливались правила их участия в формировании (не только реализации) государственной молодежной политики.

Файлы: 1 файл

8 periody_stanovlenia_GMP_kak_otrasli.doc

— 245.50 Кб (Скачать)

К основным направлениям деятельности Министерства относятся:

1) формирование молодёжной  политики как отрасли, имеющей  чёткую структуру, предмет ведения  и критерии оценки своей деятельности;

2) создание необходимой  инфраструктуры молодёжной политики, прежде всего через реформирование имеющихся учреждений для молодёжи и создание новых;

3) совершенствование  нормативно-правовой базы молодёжной  политики и её унификация на  всей территории страны.

За последние 15-20 лет  много говорилось о необходимости принятия базового федерального закона о молодежи. Министерство поддерживает данное предложение. В настоящее время Комитет Госдумы по делам молодежи совместно с Минспорттуризмом России, заинтересованными ведомствами, общественными молодежными объединениями проводит работу по разработке проекта федерального закона «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации» с учетом замечаний федеральных органов исполнительной власти и Правительства Российской Федерации, данных на предыдущие законопроекты. Одобрен на заседании Правительства РФ и принят в первом чтении проект федерального закона, о внесении изменений в ст.17 Федерального Закона №120 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в части установления правового статуса учреждений и служб для молодежи. В настоящее время совместно с Минобрнауки России разработаны проекты федеральных законов о внесении изменений в законодательство в части установления правового статуса студенческих отрядов и органов студенческого самоуправления. Подготовлены поправки в федеральный закон № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». Это далеко не полный перечень законодательных актов, принятие которых необходимо для эффективной работы отрасли. Серьезный вопрос, который требует решения – разграничение полномочий между органами управления различных уровней при реализации молодежной политики с учетом положений 131-ФЗ и 184-ФЗ. Следует отметить, что разграничение полномочий по принципу «территориальности» не способно в полной мере обеспечить эффективность реализуемых в области молодежной политики мер;

4) определение стандартов  работы с молодёжью, совершенствование  системы подготовки кадров для  молодёжной политики; [53]

5) определение места  молодежи в стратегических государственных  документах;

6) укрепление материальной  и ресурсной базы отрасли. В  проект бюджета на предстоящие  годы уже включена с серьезной  суммой отдельная строка «Международные  молодежные обмены», увеличена сумма на строку «Работа с молодежью». Эти средства пойдут, прежде всего, на реализацию Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной в декабре 2006 года Правительством РФ. Они будут по конкурсу направлены на проекты в регионы России. В настоящее время Министерство приступило к разработке ВЦП «Молодежь – опора инновационного развития страны» на 2010-2012 годы. На повестке разработка еще ряда ВЦП, в том числе по молодежному предпринимательству. Планируется усилить молодежную составляющую в уже существующих ФЦП и в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ». Необходимо восстановить и модернизировать инфраструктуру молодежной политики, что предполагает: развитие сети учреждений органов по делам молодежи субъектов РФ (многофункциональные молодежные центры, спортивные секции, дома молодежи, центры досуга); обновление и модернизацию материально-технической базы учреждений по работе с молодежью; расширение сети учреждений по работе с молодежью по месту жительства, возможно введение нормативов по выделению площадей и финансированию ставок для работы с молодежью в «спальных районах» и районах массовой застройки; адресная поддержка молодежных общественных объединений, участвующих в реализации государственной молодежной политики;

7) определение единых  стандартов в реализации молодежной  политики в регионах России. Основной  фронт работы с молодежью находится  в регионах. Необходимо, прежде всего:

  • задать единые стандарты в реализации молодежной политики на территории всей России;
  • сформулировать критерии оценки эффективности молодежной политики в субъектах РФ.

Министерством разработаны  критерии для оценки, среди которых  уровень занятости, образования, здоровья, участия молодежи в бизнесе, оценка миграции молодых из региона, смертности, преступности, положения молодых семей, рождаемости, общественной активности, отношение к талантливой молодежи и оказавшейся в трудной жизненной ситуации. Все эти показатели важны в динамике. И на фоне этого работа органов власти субъекта в этой сфере. Этим документом устанавливаются единые подходы к оценке молодежной политики, формируется система измерения эффективности, которая обеспечит возможность осуществления оперативного анализа и прогнозирования положения молодёжи, выявления актуальных задач на краткосрочную и среднесрочную перспективу. В планах Министерства уже с 2010 года возобновить подготовку ежегодных Докладов о положении молодежи в Российской Федерации. Если данные об эффективности, будут собираться через органы по делам молодежи, официально как статистика, то данные для доклада будут собираться социологическими методами через саму молодежь, чтобы картина отрасли была полная по стране и по каждому региону, как паспорт региона;

8) улучшение системы  подготовки кадров для сферы молодежной политики. В настоящее время состояние и квалификация кадров, работающих с молодежью, не вполне соответствуют требованиям времени. Необходимо сформировать систему довузовского, вузовского, послевузовского уровней подготовки специалистов, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на основе новых принципов и программ кадрового обеспечения;

9) расширение взаимодействия  с молодежными и детскими общественными  объединениями. Приоритетным направлением государственной молодежной политики на всех уровнях (муниципальном, региональном, федеральном) является развитие социальной активности молодежи, гражданского самосознания через ее участие в деятельности молодежных и детских общественных объединений, молодежных парламентов, правительств, иных консультативно-совещательных структур, созданных при органах законодательной и исполнительной власти разного уровня. Любая форма общественной активности молодежи (в рамках закона) заслуживает поддержки. Министерство и Агентство в своей деятельности будут поддерживать инициативы общественных объединений и опираться на них при реализации молодежной политики;

10) развитие международного  молодежного сотрудничества. Развитие  народной, молодежной дипломатии особенно важно в нынешней ситуации. Сегодня наблюдается общая тенденция роста международных молодежных контактов и проектов с каждым годом. Растет стремление молодежных организаций и структур, работающих с молодежью, к расширению сотрудничества в рамках: ШОС, СНГ, Совета Европы, Балтийского и Баренцева-Евроарктического регионов. В настоящее время можно также говорить об успешном развитии двусторонних программ сотрудничества в сфере молодежной политике. В настоящее время действуют межправительственные соглашения с Германией, Белоруссией, Италией, Францией, Польшей, Арменией, Грузией и Японией. Активизируется сотрудничество с Республикой Корея, Корейской Народно-демократической Республикой, Китаем и Литвой;

11) стимулирование и  развитие института волонтерства. В 2009 году Министерство планирует дать старт «Олимпийскому волонтерскому корпусу». Волонтерами на Олимпиаде, хоть их и 25 000, не должны быть случайные люди. С одной стороны, они должны иметь опыт работы волонтерами на различных мероприятиях, с другой стороны, участие в Олимпиаде в качестве волонтера – это поощрение, и получить его должны те, кто поработал в качестве добровольца в детских домах и интернатах, в молодежных организациях. Министерству вместе с Оргкомитетом «Сочи-2014», с общественными объединениями предстоит провести работу, отобрав самых лучших, и сама эта работа станет стимулом для развития волонтерского движения в стране. В течение 5 лет молодежь во всех субъектах РФ будет участвовать в качестве волонтеров в различных акциях и мероприятиях, получать опыт и зачетные баллы, а 25 000 самых опытных молодых людей, которых определит каждый субъект РФ, поедут на Олимпиаду в Сочи в 2014 году в качестве волонтеров. Генеральной репетицией будет универсиада в 2013 году в Казани.

Структурным подразделением Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации является Департамент молодежной политики и общественных связей. Департамент осуществляет функции по выработке и реализации государственной молодежной политики в установленной сфере деятельности Министерства.

Департамент осуществляет следующие полномочия: разрабатывает  предложения по формированию основных направлений и принципов реализации молодежной политики; координирует деятельность исполнительных органов по делам  молодежи и осуществляет мониторинг эффективности реализации молодежной политики; взаимодействует с общественными формированиями в сфере молодежной политики и содействует их развитию; анализирует практики применения существующего законодательства в сфере молодежной политики и подготавливает предложения по его совершенствованию; осуществляет взаимодействие со средствами массовой информации; осуществляет анализ зарубежного и международного опыта государственного, межгосударственного и неправительственного регулирования вопросов, отнесенных к компетенции Министерства; подготавливает справочные, информационные, методические, аналитические и иные материалы по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента. Возглавляет Департамент - директор Б.Б. Гусев.

Федеральное агентство по делам молодежи является федеральным органом исполнительной власти и подчиняется Министерству спорта, туризма и молодежной политики. Агентство осуществляет в установленной сфере деятельности организацию мероприятий, направленных на гражданско-патриотическое воспитание, профессиональную ориентацию детей и молодежи, поддержку талантливой молодежи, организацию деятельности специализированных (профильных) лагерей и туристских баз, туризма и отдыха для детей и молодежи, обеспечение здорового образа жизни молодежи. Руководителем Агентства является В.Г. Якеменко.

В настоящее время  в субъектах Российской Федерации  реализацию молодёжной политики осуществляют 11 министерств по молодёжной политике, 7 объединённых министерств, 5 государственных  комитетов, 20 комитетов по молодёжной политике, 4 агентства, 12 департаментов, 13 управлений, 11 отделов. Общее число сотрудников региональных органов по делам молодёжи составляет более 1300 человек.

Практически во всех субъектах  Российской Федерации основным механизмом реализации молодёжной политики являются региональные целевые программы.

Всего на территории Российской Федерации органами по делам молодёжи реализуется 220 программ. В субъектах  Российской Федерации действуют  программы по обеспечению жильём молодых семей, выполняются программы поддержки молодёжных общественных организаций, молодых семей, талантливой молодёжи, программы по трудоустройству молодёжи, духовно-нравственному воспитанию, по работе с молодёжью, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, программы по спорту, организации отдыха и пропаганде здорового образа жизни [53].

В рамках своей компетенции  Минспорттуризм России оказывает организационную  и методическую помощь субъектам  Российской Федерации в создании и организации деятельности учреждений для молодёжи, а также осуществляет координацию и мониторинг деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по развитию сети региональных и муниципальных учреждений по работе с молодёжью [53].

Министерством спорта, туризма  и молодежной политики РФ в ноябре 2008 года Главам субъектов Российской Федерации были разосланы «Методические рекомендации по организации работы органов местного самоуправления в решении вопросов организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью» [29].

При определении функций органов по работе с молодежью и учреждений органов по делам молодежи Минспорттуризм рекомендует учитывать следующие примерные направления работы:

  • воспитание гражданственности и патриотизма;
  • поддержка талантливой и способной молодежи, детских и молодежных социальных позитивных инициатив;
  • организация работы с детьми и молодежью по месту жительства поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений;
  • формирование здорового образа жизни и организация отдыха и оздоровления детей и молодежи;
  • профилактика безнадзорности, правонарушений и наркозависимости, экстремистских проявлений среди детей и молодежи;
  • поддержка молодых семей, в том числе в решении жилищных проблем;
  • информационное обеспечение работы с детьми и молодежью.
  • обеспечение занятости и трудоустройства молодежи. [29]

В целях развития системы  подготовки, переподготовки и повышения  квалификации специалистов по работе с молодёжью разработана Концепция  развития кадрового потенциала молодёжной политики в Российской Федерации [50].

Совместно с Минздравсоцразвития  России разработан Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные  характеристики должностей работников учреждений органов по делам молодёжи»), который утверждён приказом Минздравсоцразвития России от 28 ноября 2008 г. № 678 [53].

17 ноября 2008 года распоряжением  Правительства Российской Федерации  № 1662-р была утверждена Концепция  долгосрочного социально-экономического  развития Российской Федерации  на период до 2020 года. Министерству спорта, туризма и молодежной политики удалось добиться, чтобы в данной Концепции появился самостоятельный раздел «Молодежная политика» - как приоритет, вместо традиционного включения молодежи в раздел «Социальная политика» (среди пенсионеров, инвалидов и детей). Такой же приоритетный раздел появился и в Основных направлениях деятельности Правительства до 2012 года [39].

Пункт 9 настоящей Концепции  гласит: «Целью государственной молодежной политики является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны». Эта формулировка соотносится с целью ГМП, обозначенной в Стратегии государственной молодежной политики в РФ.

 «Государственную  молодежную политику следует  рассматривать как самостоятельное  направление деятельности государства,  предусматривающее формирование  необходимых социальных условий  инновационного развития страны, реализуемое на основе активного взаимодействия с институтами гражданского общества, общественными объединениями и молодежными организациями».

В данном документе выделено 3 задачи, позволяющие достичь цели государственной молодежной политики в нашей стране:

  • вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечение поддержки научной, творческой и предпринимательской активности молодежи
  • формирование целостной системы поддержки обладающей лидерскими навыками, инициативной и талантливой молодежи
  • гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи

Информация о работе Период зарождения ГМП (1991-1993 гг.)