Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 06:35, контрольная работа
В мае 1991 года был принят Закон СССР «Об общих началах государственной молодежной политики», который закрепил трактовку государственной молодежной политики как деятельности государства, «имеющей целью создание социально-экономических, организационных и правовых условий и гарантий для социального становления и развития молодых граждан, их наиболее полной самореализации в интересах всего общества». Равные права закреплялись за всеми молодежными организациями и даже молодежными движениями (объединениями без фиксированного членства), и устанавливались правила их участия в формировании (не только реализации) государственной молодежной политики.
Основные мероприятия программы - воспитание гражданственности и патриотизма; подготовка молодых людей к военной службе; подготовка молодежи к участию в общественно-политической жизни страны, государственной деятельности и управлении; создание рабочих мест для молодежи и несовершеннолетних; рост деловой активности молодежи; создание условий для реализации научно-технического, творческого потенциала молодежи; стимулирование инновационной деятельности молодых россиян; поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений; развитие системы дополнительного образования: поддержка различных форм духовно - нравственного воспитания, интеллектуального, творческого и физического развития детей, подростков и молодежи; создание системы ювенальной юстиции в целях обеспечения правовой защиты подростков и молодежи; развитие системы социальных служб и клубов для молодежи и подростков; пропаганда здорового образа жизни, укрепление института молодой семьи; содействие решению жилищных проблем молодых семей и другие программы [33].
Несмотря на недостатки программы (финансирование отдельных мероприятии, отсутствие четких критериев эффективности программы) «Молодежь России» стала толчком для принятия многих аналогичных региональных программ и позволила обеспечить финансирование многих инновационных социальных технологий и молодежных проектов.
На данном этапе реализации программы важнейшими являлись две задачи: включение в реализацию программы всех субъектов Российской Федерации (около 40 процентов из них еще не имеют собственных соответствующих программ поддержки молодежи); больший акцент на сельскую и рабочую, студенческую молодежь.
Так как поставленные в программе и реализуемые в практической деятельности задачи не вполне соотнесены с масштабностью существующих проблем молодежи, достижение заметного прогресса в их решении при ограниченных ресурсах и кратких сроках исполнения представлялось проблематичным.
По мнению В.В. Нехаева [33], программно-целевой метод в решении важнейших задач государственной политики имеет немало достоинств. Федеральная целевая программа «Молодежь России» в данном случае выступает как пример реализации подобного подхода на общероссийском уровне. Вместе с тем, он хорош лишь в случае четко определенных долгосрочных стратегических целей. Федеральная целевая программа «Молодежь России» должна и может существовать в условиях четкой законодательной завершенности правового регулирования сферы государственной молодежной политики. «Когда определена стратегия - федеральная целевая программа может выступить катализатором тех самых «точек роста», о которых много говорится в последнее время, но отнюдь не заменить собой каждодневную, рутинную работу государственных и муниципальных структур, общественных институтов (семьи, школы, армии) в работе с молодежью. В противном случае мы видим размытость и нечеткость целей, многообразие и нескоординированность структур при недостатке материальных ресурсов и неясность конечных результатов. Так, цель программы - создание и развитие правовых, экономических и организационных условий для воспитания у молодежи гражданского сознания в условиях демократического общества, рыночной экономики и правового государства, личностной самореализации молодых людей как активных участников преобразований современного российского общества, - «явно амбициозна и в принципе неосуществима в ограниченный рамками программы 4-х летний временной промежуток».
Иной точки зрения на результативность федеральной программы «Молодежь России» придерживается министр молодёжи и спорта Мутко В.Л., который считает, что задачи федеральной целевой программы «Молодежь России» эффективно решались на протяжении всего срока ее реализации [31]. Мутко В.Л. отмечает, что основные направления и механизмы реализации программных мероприятий определены правильно, отражают реальные проблемы.
Данный период развития государственной молодежной политики характеризуется тем, что ГМП признана важной составной частью социально - экономического, культурного и национального развития России.
Его отличительным признаком является то, что государственной молодежной политике придан межотраслевой характер. Это нашло свое отражение в образовании Правительственной комиссии по делам молодежи. Благодаря этому, практически все федеральные органы исполнительной власти, в той или иной степени, были вовлечены в решение проблем молодежи. Это в первую очередь вопросы образования, занятости, охраны здоровья и здорового образа жизни, досуга и отдыха, обустройства жилья, рождения и воспитания детей и молодежи, профилактика асоциального поведения и другие, требующие консолидации усилий различных федеральных министерств и ведомств.
В состав комиссии вошли представители целого ряда министерств (Минпечати, Минздрава, Мииселъхоза, Госстрое, Минобороны, Минтруда, Госкомстата, Минэкономразвития, Мин культуры, Минфина, Мин федерации, Минатома, Госкомспорта, Минюста. Ми транспорта России), регионов (Ярославской, Пермской. Орловской, Омской, Тюменской областей), федеральных округов, обеих палат Федерального Собрания РФ, молодежных общественных объединений (национального Совета детских и молодежных объединений, РАПОС, Союз МЖК России, РСМ).
Главными механизмами их участия в реализации государственной молодежной политики являлась реализация социальных программ, по которым они выступали генеральными заказчиками и включение ими в свои социальные программы подпрограмм и разделов по работе с молодежью.
В условиях рассогласования
процессов молодежного
В соответствии с Концепцией государственной молодежной политики в Российской Федерации (раздел III), стратегической целью региональной ГМП было определено совершенствование государственной системы управления для активного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества. [36]
Молодежь признается
важнейшим стратегическим ресурсом
общества, «... является сознательным участником
социальных преобразований», то есть субъектом
современной государственной
Концепция была одобрена Правительственной комиссией по делам молодежи 5 декабря 2001 г. и целом была готова для вынесения на заседание Правительства РФ. Концепция была вынесена в 2001 году для обсуждения на заседании коллегии Минобразования России, но был отклонена.
В 2000 г. активизировалась
работа федеральных органов
Одним из главных исполнителей этой программы стало Министерство образования РФ. В рамках реализации данной программы Департамент по молодежной политике реализовывал федеральные конкурсы программ и проектов по патриотическому воспитанию молодежи, всероссийские и региональные научно-практические конференции, семинары, военно-спортивные игры, фестивали патриотической песни.
Решение жилищной проблемы молодых граждан является одной из наиболее приоритетных задач государственной молодежной политики. В целях создания системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы и улучшения демографической ситуации 28 августа 2002 г. Постановлением Правительства Российской Федерации №638 была утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», входящая в федеральную целевую программы «Жилище» на период 2002-2010 годов [10]. Данная подпрограмма предусматривает выделение 536 миллионов, рублей на создание условий для повышения уровня обеспеченности жильем молодых семей, укрепление семейных отношений, снижение социальной напряженности в российском обществе и закрепление в нем положительных демографических тенденций.
В июле 2002 г. масштаб подходов к молодежной сфере возрос. Президент России дал поручение подготовить вопрос о государственной молодежной политике для рассмотрения на заседании Государственного совета Российской Федерации. В целях его подготовки была создана рабочая группа Госсовета, проработавшая до марта 2004 г. [54, 70-71]. Изначально данный проект носил название «Доктрина молодежи России» (2002 г.), позже переименовывался и во многом перерабатывался. Рабочей группой было разработано 20 проектов данной Доктрины, в содержании которых были озвучены новые принципы ведения молодежной политики, соответствующие общей стратегии долгосрочного государственного развития и демократическим принципам.
Новые тенденции, по мнению разработчиков, отразились в сформированных принципах ведения молодежной политики: инновационный принцип, принцип целостности, принцип поперечного среза, принцип участия и саморегуляции, принцип открытости, принцип приоритетов и адресности и др.
По мнению В.А. Лукова, «В «Доктрине» главная идея – взять под государственный контроль социализацию молодежи. Такое возможно в четко выраженном тоталитарном государстве (по моделям антиутопий Дж. Оруэлла, Е. И.Замятина, а также по аналогии с имевшимися в недавнем прошлом образцами). Для демократического общества сама постановка такой задачи неприемлема. Когда же она возникает в стране с ослабленным государством, не имеющем нужных для тотальных действий правовых и организационных рычагов, финансовых средств, кадров, инфраструктуры ит.д., это свидетельство растерянности власти перед новыми вызовами и угрозами». [25]
В этих условиях вопрос вынесения ранее подготовленной концепции уже не ставился. 20 месяцев работы данной группы не дали результата. Доктрина государственной молодежной политики Российской Федерации не получила статуса официального нормативного документа.
Таким образом, в промежутке с 2002 по 2005 гг., были последовательно отклонены Доктрина государственной молодежной политики, подготовленная Госсоветом, и два варианта Концепции государственной молодежной политики, разработанные в Министерстве образования.
30.01.2002 г. была образована
Комиссия Совета Федерации по
делам молодежи и спорту [41] для
консолидации усилий различных
федеральных министерств и
После упразднения Департамента по молодежной политике и Правительственной комиссии по делам молодежи правовое регулирование, а также разработку и внесение в Правительство РФ проекта федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам молодежной политики предписано осуществлять Министерству образования и науки Российской Федерации [6]. Созданное же в 2004 г. Федеральное Агентство по образованию при Министерстве образования и науки Российской Федерации призвано было осуществлять функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом, правоприменительные функции в сфере образования, воспитания и молодежной политики. То есть, опять же не был создан единый координирующий орган на федеральном уровне.
В структуре Министерства образования и науки Российской Федерации создан Департамент по государственной молодежной политике, воспитанию и социальной защите детей, в структуре Федерального агентства по образованию создано Управление по делам молодежи.
Согласно Положению о департаменте государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки Российской Федерации на департамент возлагались функции по выработке и обеспечению реализации и нормативно-правового регулирования государственной молодежной политики, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, по психолого-педагогической и социально-педагогической поддержке, социально-правовой защите обучающихся и воспитанников учреждений общего, специального и дополнительного образования детей. [6]
Федеральное агентство по образованию являлось «федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования, воспитания, молодежной политики и развития общедоступных образовательных ресурсов». [45] Агентство осуществляло функции государственного заказчика федеральных целевых программ и не вправе было осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, установленных указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.
Таким образом, в механизм
государственной молодежной политики
на данном этапе входили два