Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 06:35, контрольная работа
В мае 1991 года был принят Закон СССР «Об общих началах государственной молодежной политики», который закрепил трактовку государственной молодежной политики как деятельности государства, «имеющей целью создание социально-экономических, организационных и правовых условий и гарантий для социального становления и развития молодых граждан, их наиболее полной самореализации в интересах всего общества». Равные права закреплялись за всеми молодежными организациями и даже молодежными движениями (объединениями без фиксированного членства), и устанавливались правила их участия в формировании (не только реализации) государственной молодежной политики.
Период зарождения ГМП (1991-1993 гг.)
В мае 1991 года был принят Закон СССР «Об общих началах государственной молодежной политики», который закрепил трактовку государственной молодежной политики как деятельности государства, «имеющей целью создание социально-экономических, организационных и правовых условий и гарантий для социального становления и развития молодых граждан, их наиболее полной самореализации в интересах всего общества». Равные права закреплялись за всеми молодежными организациями и даже молодежными движениями (объединениями без фиксированного членства), и устанавливались правила их участия в формировании (не только реализации) государственной молодежной политики. Утверждались организационные основы осуществления государственной молодежной политики, включая создание государственной службы по делам молодежи и социальных служб для молодежи. Вводилась система «жизни в кредит» для молодежи и соответствующих компенсационных молодежных фондов. Все это и многое другое впервые было разработано и легло в основу правовой базы молодежной политики в государстве. [23, 33]
По мнению Лукова В.А., Хорвина А.Ю. [63, 46] данный период характеризовался поисками ответов на основные проблемные вопросы в условиях перехода к новому социально-политическому строю: вопросы адаптации и интеграции молодого поколения при вхождении в общественную жизнь; вопросы саморазвития и самореализации молодежи при условии снижения асоциальных явлений в молодежной среде, вопросы модернизации правового поля государственной молодежной политики с целью создания единства правовых условий и гарантий для молодежи на всей территории Российской Федерации.
Подготовка и принятие Закона СССР «Об общих началах государственной молодежной политики» сыграли важную роль в становлении современной молодежной политики. Под его воздействием в структуре органов государственного и местного управления Советского Союза начали создаваться комиссии, отделы по делам молодежи и т.п. Таким образом, к моменту принятия Декларации о суверенитете Российской Федерации в целом ряде регионов уже имелись государственные органы по работе с молодежью.
В январе 1992 года был создан Национальный совет молодежных и детских объединений. В соответствии с Уставом Совета основной целью деятельности Национального Совета является объединение усилий молодежных и детских объединений России для реализации их интересов, защиты прав молодежи и детей.
В самый сложный период начала социально - экономических преобразований, проводимых стране, молодежной политике, несмотря на наличие значительного числа важнейших проблем, было уделено определенное внимание. Так, 14 августа 1992 года была утверждена Классификация доходов и расходов Бюджетов в РФ с разделом 206 «Финансирование мероприятий в области молодежной политики». В октябре 1992 года по итогам встречи Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина с представителями общероссийских детских и молодежных организаций, руководителями региональных комитетов по делам молодежи, им был подписан Указ «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики». В соответствии с данным Указом в целях формирования и проведения единой государственной молодежной политики, а также координации деятельности федеральных органов государственного управления в этой сфере было издано постановление Правительства Российской Федерации об образовании в структуре федеральных органов исполнительной власти Комитета Российской Федерации по делам молодежи [40].
Комитет был реорганизован 30 сентября этого же года в Комитет РФ по делам молодежи, что значительно повысило его статус. Главным результатом создания Комитета РФ по делам молодежи стало появление подобных структур в субъектах Российской Федерации. Среди основных задач, которые призван был решать вновь созданный Комитет, выделим:
Кроме этого, в рассматриваемый период были разработаны «Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации», на основе которых строилась содержательная деятельность Комитета. Среди основных проектов Комитета в сфере реализации государственной молодежной политики в этот период выделим:
В 1997 году статус комитета был повышен - он был преобразован в Государственный комитет Российской Федерации но делам молодежи. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 30 апреля 1998 г. № 483 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и целях «формирования эффективной структуры федеральных органов исполнительной власти» [43] в мае 1998 года комитет был упразднен, а его функции были переданы департаменту по делам молодежи, созданному в структуре Министерства труда и социального развития Российской Федерации.
27 июня 1993 года Распоряжением
Президента РФ от 24.06.1993 №459-рп
был установлен День молодежи
в Российской Федерации. 30 ноября
Постановлением Министерства
Так или иначе, в начале 1990-х были приняты законодательные нормы, касающиеся молодежи и молодежной политики. Наибольшее значение для развития системы ГМП имело издание указа Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах в области ГМП» от 16.09.1992 и последующее принятие Верховным Советом РФ постановления «Об основных направлениях молодежной политики в Российской Федерации» от 03.06.1993 г. Сами по себе этот документы не обладали нормативной силой. Логическим развитием основ молодежного законодательства в России должно было стать принятие закона о молодежи, аналогичного по содержанию и нормативной силе принятому в 1991 еще Верховным Советом СССР закону «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР», который сразу же утратил свою нормативную силу после распада Советского Союза. [3, 84-85]
Таким образом, важнейшей проблемой, требовавшей своего решения на данном этапе, являлось определение комплекса целей, задач и содержания деятельности государства в отношении молодежи, что было зафиксировано в ранее упоминавшемся Постановлении Верховного Совета Российской Федерации «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» от 03.06.1993г. № 5090-1, в котором определялось, что государственная молодежная политика является деятельностью государства, направленной на развитие молодежных общественных, объединений, движений и инициатив. Констатировалось, что государственная молодежная политика осуществляется государственными органами и их должностными лицами, молодежными объединениями, их ассоциациями, молодыми гражданами. Поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений определялась как приоритетное направление и важный механизм реализации государственной молодежной политики.
В целом данный этап характеризуется:
Большинство практических мер, реализуемых в рамках государственной молодежной политики, сводились к оказанию молодежи социальной помощи и поддержке [63, 45-47].
Период становления (1994-1999 гг.)
К чертам, характеризующим
особенности становления
Принятие федерального закона обуславливалось, прежде всего, необходимостью строительства правовых основ ГМП. Федеральный закон прямого действия должен был объединить в себе разрозненные нормативные акты, касающиеся молодежной политики, систематизировав и расставив в порядке приоритетов его направления в новых условиях, законодательно разграничить полномочия в области молодежной политики между федеральными, региональными и местными органами власти, закрепить основные обязательства государства перед молодыми гражданами.
Наличие отдельного закона,
регулирующего направление
Нельзя не согласится
с С.Н. Рябухиным, который
Принятие закона диктовалось и необходимостью унификации молодежного законодательства в масштабах федерации. В отличие от федерального, на региональном уровне к 1996 г. уже были приняты законы о молодежи: в Башкирии (1991), в Республике Татарстан (1993), в Оренбургской области (1995), в Московской области (1995), в Республике Дагестан (1996). [3, 92] К 1999 году уже в 42 субъектах РФ были приняты законы о молодежи или молодежной политике.[23, 39-40] Эти законы были разработаны на основе закона «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» и постановления Верховного сонета «Об основных направлениях молодежной политики в Российской Федерации».
Таким образом, назрела необходимость преодоления сложившегося разрыва [3, 90-91].
Проект закона «Об
основах государственной
Концепция законопроекта базировалась на следующих принципах:
Целями ГМП были определены воспитание, социальное становление, духовное и физическое развитие молодежи; создание правовых, социально-экономических условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути и достижения личного успеха (исключено ко времени редакции второго чтения), реализации выдвигаемых ими общественно полезных инициатив, программ и проектов. Кроме того законопроект разграничивал полномочия между федеральным центром и субъектами Федерации в области ГМП, определял механизмы реализации и формы управления ГМП. Главным механизмом реализации ГМП был определен программно-целевой. Данный закон был принят Государственной думой. Одобрен Советом Федерации Федерального Собрания, но 25.11.1999 года отклонен президентом РФ. Позиция администрации Президента относительно законопроекта «Об основах государственной молодежной политики в РФ» после принятия его Госдумой и Советом Федерации была доведена до законодателей и обозначена предельно жестко: «разрабатывать и продвигать закон… неперспективно и неправомерно» [26, 59] Скорее всего, ближе к истинным причинам отклонения законопроекта Президентом относятся разъяснения Правительства времени первого чтения законопроекта в 1998 г., когда принятие законопроекта было объявлено несвоевременным по причине излишней «затратности».
Исследователи рассматривают данную ситуацию с 2 точек зрения. Так председатель временной комиссии по делам молодежи Совета Федерации С.Ф. Рябухин отмечал: «Основой для реализации государственной молодежной политики должен стать закон, касающийся всех сторон жизни и деятельности молодежи. Базовый федеральный закон установит цели, принципы и приоритеты государственной молодежной политики, определит полномочия федеральных органов власти и органов власти субъектов Российской Федерации в области государственной молодежной политики, принцип ее формирования и ее реализации» [56].