Период зарождения ГМП (1991-1993 гг.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 06:35, контрольная работа

Краткое описание

В мае 1991 года был принят Закон СССР «Об общих началах государственной молодежной политики», который закрепил трактовку государственной молодежной политики как деятельности государства, «имеющей целью создание социально-экономических, организационных и правовых условий и гарантий для социального становления и развития молодых граждан, их наиболее полной самореализации в интересах всего общества». Равные права закреплялись за всеми молодежными организациями и даже молодежными движениями (объединениями без фиксированного членства), и устанавливались правила их участия в формировании (не только реализации) государственной молодежной политики.

Файлы: 1 файл

8 periody_stanovlenia_GMP_kak_otrasli.doc

— 245.50 Кб (Скачать)

Приоритетной целью  министерства, российской образовательной и молодежной политики становилось активное вовлечение молодого поколения в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь страны.

Исходя из этого, в  числе основных задач Департамента - развитие мер по реализации государственной политики, направленной на успешную социализацию детей и молодежи, достижение консолидации общества, патриотическое и гражданское воспитание, формирование толерантности у детей и молодежи, поддержка одаренных детей и творческой молодежи.

Тяжелым ударом для ГМП стало постепенное введение в действие новой редакции федерального закона от 6 октября 2003 г, №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [35]. В результате бюджетного реформирования из бюджетов всех уровней исчезла строка «молодежная политика». Вопрос о сохранении органов по делам молодежи в субъектах муниципальных образованиях был передан на решение региональных я местных органов управления. Следуя инерции механизма сворачивания отдельного проведения ГМП на федеральном уровне, по стране прокатилась полна закрытий и упразднений органов по делам молодежи.

Несмотря на это, достаточно интенсивно шли процессы, связанные  с институциональным обеспечением государственной молодежной политики. Они вбирали в себя две группы явлений: формирование органов по молодежной политике на государственном и муниципальном уровнях и формирование системы учреждений по работе с молодежью.

К 2004 году во всех субъектах  Российской Федерации функционировали  органы исполнительной власти по молодежной политике: в 56 регионах самостоятельные (их количество не изменилось с 1999г.), в 17 - функции регулирования молодежной политики отнесены к ведению органов управления физической культуры и спорта, в 6 - социальной защиты, в 5 - образования. Таким образом, две трети субъектов Российской Федерации имеют органы по делам молодежи, занимающиеся исключительно молодежными проблемами.

При органах по молодежной политике действовало свыше 1,5 тысяч  учреждений социального обслуживания молодежи, более 1,3 тысяч клубов молодой семьи, свыше 1,2 тысяч подростково- молодежных клубов, более 7 тысяч центров отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи, десятки тысяч муниципальных, региональных, межрегиональных детских и молодежных общественных объединений. По экспертным оценкам, в инфраструктуре сферы ГМП задействовано около 100 тысяч человек.

Тем самым, несмотря на ряд  объективных трудностей, осуществляется постепенное расширение сети этих учреждений относительно предыдущих периодов, заметно  увеличивается уровень их финансового обеспечения.

Однако, по - прежнему, «плотность»  сети детских и молодежных учреждений, спектр и качество, предоставляемых  ими молодому поколению услуг  недостаточны, и лишь частично удовлетворяют  имеющийся спрос детей и молодежи [63, 54].

На данном этапе увеличилось  число детей подростков и молодежи, участвовавших в летней оздоровительной  кампании. Показательно, что в 1998 г. число отдохнувших в лагерях  детей и подростков составило 5,1 млн. человек, а в 2001 г. - 9 млн. человек. Это произошло как благодаря увеличению числа стационарных лагерей, так и благодаря увеличению доли малозатратных форм организации отдыха и оздоровления молодежи: палаточных лагерей, центров дневного пребывания, военно-полевых сборов для старшеклассников, туристических походов, археологических и краеведческих экспедиций, семейных лагерей. Реализация федеральной целевой программы «Развитие Всероссийских детских центров «Орленок» и «Океан» в 1996-2002 гг. позволила организовать отдых для более 120 тысяч детей из всех субъектов Российской Федерации.

В данный период заметно  возрос интерес студенческой молодежи к участию в этом движении. По данным, полученным в 2001 году из 45 субъектов  Российской Федерации, в них действовало 872 студенческих отряда, которые объединяли в себе более 30 тысяч участников.

В течение 1990-х годов  наблюдается активный рост детских  и молодежных общественных объединений. По данным Министерства юстиции Российской Федерации, на 01.01.2001 года в Российской Федерации зарегистрировано 79 общероссийских и международных молодежных и детских общественных объединений. Важной характеристикой современного общественного движения является его неравномерное распределение по стране. Большая часть союзов детей и молодежи сосредоточена в крупных городах - Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Волгограде, Саратове, в некоторых других крупных экономических центрах, в столицах республик, входящих в состав Российской Федерации.

По экспертным оценкам, зарегистрированными органами юстиции  общественными объединениями охвачены от 2-4 % молодых людей. Наиболее слабо объединительные процессы представлены в малых городах и в сельской местности. В целом, не менее чем в половине субъектов Российской Федерации существует правовая основа государственной поддержки общественных объединений. В ряде регионов она находится в стадии формирования, что свидетельствует о возросшей роли общественного сектора молодежной политики и осознанием этой роли со стороны органов государственной власти.

Противоречие между  активизацией практических действий органов  исполнительной власти по осуществлению целевых программ и отсутствием заметных сдвигов в положении подавляющего большинства молодых россиян составляет ядро проблемы эффективности государственной молодежной политики на данном этапе [10].

В течение рассматриваемого периода развития государственной молодежной политики происходила активизация процесса формирования кадрового корпуса обеспечения молодежной политики, подходы к подготовке специалистов по работе с молодежью становятся все более многообразными. Утверждены государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки по дополнительной к высшему профессиональному образованию квалификации «работник сферы молодежной политики», были разработаны проекты государственных образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования в области государственной молодежной политики. Повышение внимания к сфере государственной молодежной политики в том числе отражено и в том, что Министерством образования Российской Федерации в 2002 году учреждена отраслевая награда - знак «Почетный работник сферы молодежной политики», которым уже награждены свыше 100 человек.

В рассматриваемый период радикально расширяется количество субъектов государственной молодежной политики. В их качестве в настоящий  период выступают не только органы государственной власти и их должностные лица, но и молодежные объединения и их ассоциации, и молодые граждане, органы местного самоуправления, работодатели, общественные объединения, физические и юридические лица, осуществляющие деятельность по созданию необходимых и достаточных условий для жизни молодежи, ее образования, воспитания и развития.

Одну из ведущих, ключевых ролей в реализации государственной  молодежной политики в исследуемый  период стала играть система российского  образования. Эта позиция была обусловлена тем, что Минобразования России выполняло, в том числе и функции федерального органа исполнительной власти по молодежной политике.

Одним из важнейших проблемных моментов данного этапа являлось то, что несмотря на достаточно высокую активность субъектов Российской Федерации в реализации молодежной политики в их действиях оставалось достаточно много несогласованности.

Острой необходимостью являлась разработка и принятие Федерального Закона «Об основах государственной  молодежной политики в Российской Федерации».

Таким образом, государственная  молодежная политика на данном этапе  развития, с одной стороны, приобрела  отраслевые очертания, а с другой, стала межотраслевой в тех  направлениях социальной политики, где  требовалась координация работ различных отраслей и ведомств. [63, 56-57]

 

Современный этап (с 2006 года и по настоящее время) В 2005 г., в год окончания срока действия программы «Молодежь России (на 2001-2005 годы)», в период курирования молодежной сферы со стороны Министерства образования и науки РФ, вопрос о принятии новой федеральной целевой программы не был решен. При этом следует учесть, что проект ФЦП «Молодежь России» на 2006-2010 годы подвергался серьезной критике со стороны Министерства экономического развития и торговли РФ и не был утвержден на заседании Правительства РФ в июне 2005 г.

В августе 2005 года на обсуждение был представлен проект Стратегии  государственный молодежной политики в Российской Федерации на период 2006 - 2016 гг. Проект был разработан группой специалистов Министерства образования и науки РФ при участии представителей ряда общественных организаций. В обсуждении приняли участие представители НПО, работающие в области образования, молодежных организаций, эксперты в области молодежной политики и журналисты. В предложенном проекте Стратегии впервые были четко сформированы приоритеты государственной молодежной политики. В проекте указывалось, что Стратегия молодежной политики представляет собой систему общенациональных проектов, исполнителями которых, как предполагалось, будут выступать операторы, отобранные на конкурсной основе. Общее руководство всем ходом исполнения Стратегии будет выполнять общественно-государственный Совет по реализации Стратегии государственной молодежной политики в РФ.

Проект Стратегии был одобрен коллегией Министерства образования в августе 2005 года. Самое последнее его обсуждение состоялось 14 сентября 2006 года на котором он был рекомендован к рассмотрению на заседании Правительства РФ.

18 декабря 2006 года распоряжением правительства РФ вступила в силу «Стратегия» государственной молодежной политики [42]. В документе сказано, что федеральным органам исполнительной власти и органам власти субъектов РФ следует учитывать положение стратегии при принятии мер по реализации государственной молодежной политики.

«Стратегия» - это документ, как утверждают разработчики, в котором  заложены принципиально новые подходы  к решению задач молодежной политики. Впервые в практике государственных  стратегий решение задач молодежной политики предполагается осуществлять на основе взаимодействия государства со структурами гражданского общества с привлечением грантовых процедур. [24, 39]

Целью государственной  молодежной политики является развитие и реализация потенциала молодежи в  интересах России [42].

Авторы Стратегии убеждены в том, что «реализовывать свой потенциал  молодой человек может только самостоятельно, а вот развивать – при помощи тех инструментов и возможностей, которые созданы в обществе. Но только в случае, если он воспользуется этими возможностями» [ 4, 32].

В настоящее  время Стратегия государственной  молодежной политики претерпела 3 этапа  изменений. Дважды трансформации в  документе были связаны с реорганизацией федерального органа по молодежной политики и соответствующие изменения  вносились в Стратегию ГМП в РФ [распоряжения Правительства РФ от 12.03.2008 №301-р, от 28.02.2009 №251-р]. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 16.07.2009 №997-р в Стратегии появился новый приоритет молодежной политики в сфере духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения.

Таким образом, на сегодняшний день, Стратегия государственной  молодежной политики предусматривает 4 приоритетных направления реализации государственной молодежной политики:

1) совершенствование  государственной политики в сфере духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи, защиты их нравственности;

2) вовлечение  молодежи в социальную практику  и ее информирование о потенциальных  возможностях развития;

3) развитие созидательной  активности молодежи;

4) интеграция  молодых людей, оказавшихся в  трудной жизненной ситуации, в  жизнь общества.

Для реализации приоритетных направлений в Стратегии  предусмотрены следующие проекты:

Первый приоритет:

Основной целью  проекта «Гражданин России» является развитие системы духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи.

Второй приоритет:

Основными целями проекта «Российская молодежная информационная сеть «Новый взгляд»  являются:

вовлечение  молодежи в процессы поиска, создания, применения, распространения и популяризации актуальной информации и ценностей, необходимых для эффективной жизни в российском обществе; развитие механизмов и форм трансляции информации, актуальной для жизни молодежи, в молодежные аудитории; развитие положительного отношения молодежи к позитивным ценностям российского общества; формирование и продвижение образа успешного молодого россиянина.

Основными целями проекта «Доброволец России»  являются:

мотивация молодых  людей к оказанию помощи, проявлению действенной инициативы в решении проблем людей, нуждающихся в помощи и поддержке; формирование механизмов вовлечения молодых людей в многообразную общественную деятельность, направленную на улучшение качества жизни молодых россиян; развитие и поддержка молодежных инициатив, направленных на организацию добровольческого труда молодежи.

Основными целями проекта «Карьера» являются: самоопределение  молодежи на рынке труда; развитие моделей  и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, направленную на решение вопросов самообеспечения молодежи.

Основными целями проекта «Молодая семья России»  являются:

укрепление  института молодой семьи; увеличение количества благополучных семей  в России; пропаганда ответственного родительства.

Третий приоритет:

Основными целями проекта «Команда» являются:

Информация о работе Период зарождения ГМП (1991-1993 гг.)