Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 01:05, шпаргалка
Краткие ответы на 50 основных вопросов политологии.
Полит процесс- совокупность полит действий пол субьектов,осуществление функций в сфере политики, ход развития политических явлений, совокупность действий политических субъектов по осуществлению своих ролей и функций в сфере власти, обеспечивающих формирование и функционирование политической системы общества.
в структуре выделяют 4 компонента
1)Субъект-классы,нации,пол
партии,руководитель,вождь,
лизированные и неинституционализированные.
2)полит
интересы участников процесса(
3)сама
полит деятельность(
тическая деятельность и политическое
участие рядовых граждан)3 вида:гос управление,полит
лидерство и руководство,полит участие
рядовых граждан.
4)полит
отношения,в которые вступают
участники данного процесса. складывающиеся
в результате
деятельности субъектов политического
процесса(отношения по поводу завоевания
и использования полит власть,прав и свобод.
35Понятие политич системы,ее основные элементы
Политическая система общества - целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических отношений, идей, норм и традиций, направленных на осуществление политической власти, управления, руководства, регулирования общественно-политических процессов.
Политическая система общества отражает многообразные интересы социальных групп, которые непосредственно или через свои организации и движения оказывают определенное влияние на политическую власть. В случае соответствующего признания эти интересы реализуются при помощи политически управляемых структур, через политический процесс, т.е. путем принятия и осуществления политических решений. Политическая система представляет собой необходимый механизм, посредством которого осуществляться полновластие, суверенитет народа.
Структура политической системы – это чрезвычайно сложное явление. Она состоит из взаимосвязанных друг с другом элементов (подсистем). Обычно выделяют пять основных подсистем в структуре политической системы.
Культурная подсистема
– комплекс типичных для конкретного
общества политических ориентаций, установок,
ценностей и моделей
Функции политической культуры:
Познавательная - формирование у граждан необходимых общ-полит знаний, взглядов, убеждений и полит компетентности.
Интегративная - достижение на базе общепринятых ценностей согласия в рамках существующей полит. системы и избранного обществом полит строя.
Коммуникативная позволяет установить связь между участниками полит процесса как “по горизонтали”, так и “по вертикали”.
Нормативно-регулятивная - заключается в формировании и закреплении в общественном сознании необходимых полит ценностей, установок, целей, мотивов и норм поведения.
Воспитательная - дает возможность сформировать личность, гражданина.
Структура политической культуры включает 3 составляющие:
Познавательную – политические знания, образованность и элементы политического мышления.
Нравственную
– касается политических
Уровни политической культуры:
Мировоззренческий - где представления человека о политике сочетаются с индивидуальной картиной мировосприятия; человек самоопределяется в мире политики.
Гражданский - где человек вырабатывает отношение к власти и способам ее осуществления.
Политический – складываются все ценностные представления человека, вырабатывается отношение ко всем политическим явлениям. На данном уровне определяется роль политики в жизни человека.
Три идеальных типа политической культуры:
Патриархальная характеризуется ориентацией на местные, национальные ценности и может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции, мафии. Член такого общества пассивен в политике, не выполняет конкретных политических ролей (например, избирателя). Данный тип культуры характерен для молодых независимых государств.
Подданническая предполагает пассивное и отстранённое отношение индивида к политической системе. Он ориентируется на традиции, хотя политически сознателен. Подчиняясь власти, индивид ожидает от неё различных благ (социальных пособий, гарантий и т. д.) и опасается её диктата.
Гражданская отличается политической активностью, вовлечённостью и рациональностью. Граждане стремятся активно воздействовать на политическую культуру, направлять её деятельность с помощью законных средств влияния (выборов, демонстраций и т.д.).
36. Государство,признаки,ф ии.Правое гос во
Государство —
это организация политической власти,
содействующая
(классовых, общечеловеческих,
религиозных, национальных и т.
Государство представляет
собой универсальную
Понятия “государство” и “политическая система общества” соотносятся как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму “общеобязательности”. Влияние же любого другого социального института в лучшем случае распространяется на его добровольных членов или приверженцев.
Оно выполняет основной объем деятельности по управлению, Пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность.
Государство занимает центральное, ведущее положение в политической системе общества, так как оно обладает следующими признаками:
— выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных
границ по признаку гражданства;
— интегрирует общество, придает ему качества единого социального организма независимо от имеющихся политических различий и противоречий;
— является носителем государственного суверенитета;
— располагает специальным аппаратом (публичной властью), Предназначенным для управления обществом;
— обладает “силовыми” структурами (вооруженными силами,
милицией, службой безопасности и т.п.);
— имеет, как правило, монополию на правотворчество;
— владеет специфическим набором материальных ценностей (государственной собственностью, бюджетом, валютой и т.д.).
Правовое гос-во.Сущность
правового государства
Принятая на
референдуме Конституция
38Избирательная система: понятия, типы
Избирательная система - совокупность общ. отношений, склад. в процессе выборов, порядок формирования выборных органов госуд. власти и местного самоуправления, распределение мест в них после определения результатов голосования. Виды: 1. Мажоритарная (основывается на большинстве, одномандатная) - при ней избранным счит. тот кандидат, кот. набрал большинство голосов. а) мож. простого относительного большинства б) абсолютного большинства (50% + 1) в) квалифицированного большинства (75%). Достоинства: прочные связи между избирателями и депутатом, устойчивая полт. ситуация, возможность полит. прогнозов. Недостатки: не дает представления о реальной растановки сил в обществе. 2. Пропорциональная - при этой системе места распредел. строго пропорционально числу получ. голосов Достоинства: даже маленькая партия может получить какое-то кол-во мест. Недостатки: голосуя за партию, а не за человека утрачивается связь между депутатами и избирателями, отсутствие доминирующей партии, трудность формирования правительства и полит. курса. 3. Смешенная. Избирательная система - форма осущ. предствавительной демократии (косвенной). В зависимости от тер. представительства выделяют выборы: верховная, местная, региональная, международная. Также выделяют: локальные выборы и всеобщие. В зависимости от кол-ва мест: одномандатные и многомандатные. Электорат - круг лиц, обладающих избирательными правами в данном государстве. Ценз - ограничение права участия в выборах. Виды цензов: возростной, ценз оседлости, имущественный, образовательный, половой. Плювральный вотум - права некот. групп населения иметь несколько голосов. Избирательный округ - деление на округа по кол-ву населения.
Средняя
продолжительность
Избирательной кампании предшествуют назначение даты выборов, нарезка избирательных округов (при выборах по мажоритарной избирательной системе), создание избирательных комиссий, уточнение списков избирателей. Последующие стадии избирательного процесса - само голосование, подсчет голосов и определение результатов выборов. В совокупности все стадии избирательного процесса охватываются понятием избирательная система, и каждая из них достаточно жестко регламентирована законодательством о выборах.