Ответы по политологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 01:05, шпаргалка

Краткое описание

Краткие ответы на 50 основных вопросов политологии.

Файлы: 2 файла

Шпоры_по_политологии.doc

— 302.00 Кб (Скачать)

Полит процесс- совокупность полит действий пол субьектов,осуществление функций в сфере политики, ход развития политических явлений, совокупность действий политических субъектов по осуществлению своих ролей и функций в сфере власти, обеспечивающих формирование и функционирование политической системы общества.

 в  структуре выделяют 4 компонента

1)Субъект-классы,нации,пол  партии,руководитель,вождь,государства,межд  организации,массовые полит движения  на макроуровне(акторы) политического процесса (институциона 
лизированные и неинституционализированные.Есть 2 подхода а)соц-групповой,марксизм (более традиционный) б)институциональный-предпочтение в политике отдается госуд институтам(парламент,прав-во,партии).Гос во является важным,оно самоценно.

2)полит  интересы участников процесса(в  зависимости от субъектов:личностные,групповые,корпоративные,классовые,национальные полит интересы,по степени проявленности:стихийные,осознанные,если политика как наднациональный феномен:внутриполитические,внешнеполитич,глобальные,геополитические

3)сама  полит деятельность(профессиональная поли 
тическая деятельность и политическое участие рядовых граждан)3 вида:гос управление,полит лидерство и руководство,полит участие рядовых граждан.

4)полит  отношения,в которые вступают  участники данного процесса. складывающиеся в результате 
деятельности субъектов политического процесса(отношения по поводу завоевания и использования полит власть,прав и свобод.

35Понятие  политич системы,ее  основные элементы

Политическая  система общества - целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических отношений, идей, норм и традиций, направленных на осуществление политической власти, управления, руководства, регулирования общественно-политических процессов.

Политическая  система общества отражает многообразные  интересы социальных групп, которые  непосредственно или через свои организации и движения оказывают определенное влияние на политическую власть. В случае соответствующего признания эти интересы реализуются при помощи политически управляемых структур, через политический процесс, т.е. путем принятия и осуществления политических решений. Политическая система представляет собой необходимый механизм, посредством которого осуществляться полновластие, суверенитет народа.

Структура политической системы  – это чрезвычайно сложное явление. Она состоит из взаимосвязанных друг с другом элементов (подсистем). Обычно выделяют  пять основных подсистем в структуре политической системы.

  1. Институциональная подсистема включает совокупность основных политических институтов и взаимоотношений между ними. Центральное место в ней принадлежит государству. Важную роль играют также, входящие в эту подсистему политические партии, заинтересованные группы, средства массовой коммуникации, церковь.
  2. Нормативная подсистема включает правовые нормы, традиции, обычаи, нравственные принципы, регулирующие и определяющие политическую жизнь общества.
  3. Функциональная подсистема представляет собой совокупность методов и способов осуществления власти.
  4. Коммуникативная подсистема включает все каналы политического взаимодействия.
  5. Идеологическая подсистема – это совокупность различных по своему содержанию политических идей, представлений субъектов политики.

Культурная подсистема – комплекс типичных для конкретного  общества политических ориентаций, установок, ценностей и моделей политического  поведения. Политическая культура обеспечивает стабильность политической системы общества и воспроизводство политической жизни на основе преемственнности 30Политическая культура - неотъемлемая часть общенациональной культуры. Это ценностно-нормативная система, которой придерживается общество. Она включает в себя: полит опыт человечества, полученный в ходе исторического развития. Этот опыт оказывает воздействие на формирование политического сознания людей и выражается в их ориентациях и установках, которые определяют политическое поведение.

Функции политической культуры:

Познавательная - формирование у граждан необходимых  общ-полит знаний, взглядов, убеждений  и полит компетентности.

Интегративная - достижение на базе общепринятых ценностей  согласия в рамках существующей полит. системы и избранного обществом полит строя.

Коммуникативная позволяет установить связь между  участниками полит процесса как  “по горизонтали”, так и “по  вертикали”.

Нормативно-регулятивная - заключается в формировании и  закреплении в общественном сознании необходимых полит ценностей, установок, целей, мотивов и норм поведения.

Воспитательная - дает возможность сформировать личность, гражданина.

Структура политической культуры включает 3 составляющие:

 Познавательную  – политические знания, образованность и элементы политического мышления.

 Нравственную  – касается политических чувств, традиций, ценностей, идеалов. Поведенческую  – установки, типы, формы, стили,  образцы политического поведения  .

Уровни политической культуры:

Мировоззренческий - где представления человека о политике сочетаются с индивидуальной картиной мировосприятия; человек самоопределяется в мире политики.

Гражданский - где  человек вырабатывает отношение  к власти и способам ее осуществления.

Политический  – складываются все ценностные представления человека, вырабатывается отношение ко всем политическим явлениям. На данном уровне определяется роль политики в жизни человека.

Три идеальных  типа политической культуры:

Патриархальная  характеризуется ориентацией на местные, национальные ценности и может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции, мафии. Член такого общества пассивен в политике, не выполняет конкретных политических ролей (например, избирателя). Данный тип культуры характерен для молодых независимых государств.

Подданническая  предполагает пассивное и отстранённое отношение индивида к политической системе. Он ориентируется на традиции, хотя политически сознателен. Подчиняясь власти, индивид ожидает от неё  различных благ (социальных пособий, гарантий и т. д.) и опасается её диктата.

Гражданская отличается политической активностью, вовлечённостью и рациональностью. Граждане стремятся  активно воздействовать на политическую культуру, направлять её деятельность с помощью законных средств влияния (выборов, демонстраций и т.д.).

36. Государство,признаки,ф  ии.Правое гос  во

Государство —  это организация политической власти, содействующая преимущественному  осуществлению конкретных интересов

(классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.

Государство представляет собой универсальную территориальную  форму организации политической власти в социально неоднородном обществе. Государство — своего рода стержень институционального оформления политической власти.

Понятия “государство” и “политическая система общества” соотносятся как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму “общеобязательности”. Влияние же любого другого социального института в лучшем случае распространяется на его добровольных членов или приверженцев.

Оно выполняет  основной объем деятельности по управлению, Пользуясь ресурсами общества и  упорядочивая его жизнедеятельность.

Государство занимает центральное, ведущее положение в политической системе общества, так как оно обладает следующими признаками:

— выступает  в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого  в пределах его территориальных

границ по признаку гражданства;

— интегрирует общество, придает ему качества единого социального организма независимо от имеющихся политических различий и противоречий;

— является носителем  государственного суверенитета;

— располагает  специальным аппаратом (публичной  властью), Предназначенным для управления обществом;

— обладает “силовыми” структурами (вооруженными силами,

милицией, службой  безопасности и т.п.);

— имеет, как  правило, монополию на правотворчество;

— владеет специфическим  набором материальных ценностей (государственной  собственностью, бюджетом, валютой и т.д.).

Правовое гос-во.Сущность правового государства заключается  в первенстве права над властью, в ограничении действия власти стоящим  над ней законом, безусловное  подчинение власти, граждан и всех общественных субъектов действующему праву. Такое государство обладает четырьмя основными признаками: разделение властей; верховенство закона; взаимная ответственность государства и личности и гарантия прав и свобод личности.Признаки правового государства. 1)Верховенство закона во всех сферах общественной жизни2) Равенство всех перед законом3) Ответственность государства4) Государство располагает стабильной Конституцией и системой законодательства7) Реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития8) Наличие гражданского общества10) Принцип разделения властей

Принятая на референдуме Конституция фактически написана «под» нынешнего президента: принцип разделения властей в  его современном западном варианте не соблюдается, поскольку в руках  у главы государства находится  как законодательная, так и исполнительная власть в лице Правительства; полномочия Думы в плане законотворчества ограничены президентским вето; власть Конституционного суда незначительна.  Неуклонно набирают силу и требуют участия во власти крупный компрадорский капитал, финансовая олигархия, завладевшая средствами массовой информации и успешно оппонирующая президенту и его непосредственному окружению в попытках остаться у власти. Поэтому фактически Российскую Федерацию нельзя назвать правовом государством, она находится только на этапе его формирования.

38Избирательная  система: понятия,  типы

Избирательная система - совокупность общ. отношений, склад. в процессе выборов, порядок  формирования выборных органов госуд. власти и местного самоуправления, распределение мест в них после определения результатов голосования. Виды: 1. Мажоритарная (основывается на большинстве,  одномандатная) - при ней избранным счит. тот кандидат, кот. набрал большинство голосов. а) мож. простого относительного большинства б) абсолютного большинства (50% + 1) в) квалифицированного большинства (75%). Достоинства: прочные связи между избирателями и депутатом, устойчивая полт. ситуация, возможность полит. прогнозов. Недостатки: не дает представления о реальной растановки сил в обществе. 2. Пропорциональная - при этой системе места распредел. строго пропорционально числу получ. голосов Достоинства: даже маленькая партия может получить какое-то кол-во мест. Недостатки: голосуя за партию, а не за человека утрачивается связь между депутатами и избирателями, отсутствие доминирующей партии, трудность формирования правительства и полит. курса. 3. Смешенная. Избирательная система - форма осущ. предствавительной демократии (косвенной). В зависимости от тер. представительства выделяют выборы: верховная, местная, региональная, международная. Также выделяют: локальные выборы и всеобщие. В зависимости от кол-ва мест: одномандатные и многомандатные. Электорат - круг лиц, обладающих избирательными правами в данном государстве. Ценз - ограничение права участия в выборах. Виды цензов: возростной, ценз оседлости, имущественный, образовательный, половой. Плювральный вотум - права некот. групп населения иметь несколько голосов. Избирательный округ - деление на округа по кол-ву населения.

39Основные  этапы избирательной  кампании

Средняя продолжительность избирательной  кампании - три недели - месяц, но в  некоторых странах она длится больше (США, Великобритания). Эта дата в одних случаях раз и навсегда определена законом (например, дата президентских выборов в США), в других - дату выборов назначает глава государства или парламент. Избирательная кампания завершается, как правило, в день, предшествующий дню голосования.

Избирательной кампании предшествуют назначение даты выборов, нарезка избирательных округов (при выборах по мажоритарной избирательной системе), создание избирательных комиссий, уточнение списков избирателей. Последующие стадии избирательного процесса - само голосование, подсчет голосов и определение результатов выборов. В совокупности все стадии избирательного процесса охватываются понятием избирательная система, и каждая из них достаточно жестко регламентирована законодательством о выборах.

Вопросы к экзаменационному зачету по дисциплине.doc

— 29.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Ответы по политологии