Ответы по политологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 01:05, шпаргалка

Краткое описание

Краткие ответы на 50 основных вопросов политологии.

Файлы: 2 файла

Шпоры_по_политологии.doc

— 302.00 Кб (Скачать)

9 Политич мысль

античности,Платон,Аристотель,Цицерон.

Платон.Великий  греческий философ Платон (427—347 гг. до н. э.) в своих произведениях (“Государство”, “Политик”, “Законы”) создал интересную версию происхождения государства: оно возникает потому, что каждый из людей не в силах удовлетворить свои потребности в одиночку и нуждаться в помощи.

Он сформулировал  представление об идеальном государстве, т.е. реально не существующем идейном  образе, и его особенностях:

власть здесь  принадлежит людям способным, присутствие  социальной иерархии выражается в неравенстве  властных полномочий, которыми обладают разные социальные группы; политические отношения в таком государстве  подчиняются принципу справедливости, смысл которого Платон видит в том, что каждый выполняет определенные обязанности и получает за них вознаграждение; “коммунизм” как принцип равенства потребления осуществляется в высших классах и служит условием сохранения их сплоченности перед лицом классов низших.

Платон дал  характеристики реальных типов государственного устройства, бытовавших в его время  и служивших искажением задаваемого  идеальным типом образца: тимократия — власть честолюбцев; олигархия  — господство немногих над большинством; демократия — власть большинства (один из недостатков данной формы правления он видел в том, что здесь обостряются противоречия между бедными и богатыми); тирания — власть одного над всеми (наихудший вид правления, по мнению Платона).

Аристотель.Великий греческий философ Аристотель (384—322 гг. до н.э.) обращается к исследованию проблем политической жизни в таких трудах, как “Политика”, “Афинская полития”, “Этика”. Он разделяет формы государственного устройства на правильные (монархию, аристократию, политик) — здесь власть осуществляется во имя общего блага) и неправильные (тиранию, олигархию, демократию, где механизм власти подчинен интересам тех, кто правит). Лучшим типом государственного устройства Аристотель считал политика, сочетающую в себе качества аристократии и демократии.

Философ обращает особое внимание на социальную сторону  политических процессов, указывая на имущественное  неравенство как основу общественных потрясений.

В созданной  им теории “среднего элемента”, под  которым понимается слой не бедных и не богатых людей, дорожащих своим положением и независимостью и удерживающих общество от социальных потрясений, явно прослеживается идея, положенная в основу широко распространенной в современном обществе теории “среднего класса”.

Цицерон изложил в работах «Республика», «О государстве», «О законах» и др. Цицерон исходил из того, что государство создается для блага людей. Оно есть «достояние народа», объединенного общими интересами, и возникает из потребности людей жить вместе. Цицерон считал, что основное назначение государства заключается в гармонизации отношений между отдельными людьми, а также между различными слоями общества. В этих условиях будут более полно удовлетворены различные потребности людей, что само по себе есть большое благо.

Цицерон не отдает предпочтения ни одной из известных ему форм государства, в том числе монархии, аристократии и демократии. Каждая из них имеет свои положительные стороны, позволяющие выполнять то или иное назначение государства. Так, монархия, или царская власть, привлекает к себе благоволением (Царь заботится о своих подданных, как о своих детях), аристократическая власть мудростью, а демократия — свободой. Цицерон ставит и по-своему решает проблему справедливых законов, указывая, что справедливость должна выступать в качестве социально-нравственного основания всякого законотворчества. Он всесторонне раскрывает социальное значение справедливых законов, которые могут и должны «исправлять пороки», а также «наставлять в доблестях, побуждать к ним».

10 Политическая власть в средние века в зап Европе,А Аврелий ,Ф Аквинский

В средние века политические взгляды европейских  мыслителей чаще всего облекались в религиозную форму и имели религиозное содержание, соответствующее духу божественного откровения. Наиболее яркими представителями религиозной и политической мысли средневековой Европы были Августин Аврелий (354—430) и, Фома Аквинстй (1225-1274).

Августин, прозванный Блаженным, развивал взгляды о божественном предопределении развития человеческого общества. В сочинении «О граде Божием» он ставит такие вопросы:

Государство выступает  в сочинении Августина в виде «Града земно 
го», противостоящего «Граду Божиему». «Один из градов желает жить по 
плоти, а другой по духу» . В граде земном постоянно проявляется «похоть господствования», властолюбия, «управляющая и правителями и подчиненными», т.е. присущая тем и другим. В граде же Божием «По любви служат взаимно друг другу и предстоятели, руководя, и подчиненные, повинуясь». Согласно своим христианским воззрениям Августин постоянно указывал на то, что человек рождается свободным. Для него является естественным вечное стремление к Богу, в этом заключается высшее проявление его свободы. Обосновывая разделение власти на церковную и светскую, государственную, Августин говорил о безусловном приоритете церковной власти, идущем от Бога. Власть государственная, объяснял он, регулирует поведение и деятельность людей в их временном земном существовании и сама является временной. Уже поэтому она должна подчиняться божественной власти, направляющей жизнь вечную. Земным олицетворением божественной власти выступает Христианская Церковь.

Политические  взгляды Фомы Аквинского излагаются главным образом в его работе «О правлении властителей». Он заявляет, что государство берет свое начало от Бога и направляет развитие общества, как рулевой направляет корабль. Ф. Аквинский пытается осмыслить роль и значение в жизни людей таких форм государства, как монархия, аристократия, олигархия, демократия, тирания. По мнению Аквинского, ни одна из названных выше форм государства не является совершенной, ибо не может создать всех необходимых условий для счастья и блага людей, хотя из них он предпочитал монархию. В то же время он утверждал, что «наилучшую форму власти представляет государство, в котором сочетаются элементы монархические, аристократические и демократические». Ф. Аквинский выступал против идеи социального равенства. Он истолковывал политическое и правовое неравенство существовавших сословий как вполне естественное, вытекающее из различий природных способностей людей. Отсюда его вывод о неустранимости сословного неравенства. По утверждению Аквинского, жизнь и деятельность всех людей регулируется в конечном счете «божественными принципами управления миром». Они образуют так называемое вечное право, от которого происходят все другие формы права, в том числе те правовые принципы и нормы, которыми должны руководствоваться люди в их повседневной жизни.

11.Эпоха  возрождения Макиавелли.

Отход от чисто  теологической интерпретации политики происходит в эпоху Возрождения и связан прежде всего с работами и взглядами итальянского теоретика политики Никколо Макиавелли (1469— 1527), который создал принцип реалистического видения политики. Он доказывает, что в этой сфере люди руководствуются специфическими, отличными от других сфер жизни мотивами поведения, и успех здесь предопределяется не религиозным рвением и не благородством замыслов, но верным расчетом, умением предвидеть последствия тех или иных действий и событий.

По мнению Н. Макиавелли, политика — отражение природы человека, а она отнюдь не благая.

Труды Н. Макиавелли, и прежде всего “Государь”, построены  на учете исторического опыта  итальянских государств и адресованы вполне конкретным людям — их тогдашним  правителям. Автор свободен от оценки политических явлений в духе религиозных догматов и подчеркивает зависимость политики от естественных сил:

климата, места, полезных ископаемых. Политика для  него — удел избранных, но хорошему правлению можно научиться, ибо  существуют отработанные веками правила политики, знание которых ведет к успеху, а пренебрежение открывает дорогу к поражению и неудаче.

Впервые в истории развития политической мысли государство истолковывается как некий орган, с помощью которого господствующие в обществе силы (монарх, слой аристократов или весь народ) решают многие проблемы жизни общества, поддерживают определенный порядок и дают отпор внешним врагам.

Макиавелли  выделяет три основные формы государственного устройства и соответственно «три рода правительств»: «монархия, аристократия и народное правление». Он называет их еще «видами правления». При монархии и аристократии осуществляется власть над народом одного лица или же группы лиц. При народном правлении народ сам осуществляет свою власть. Однако Макиавелли не был сторонником народного правления. Напротив, он считал, что оно может существовать лишь недолгое время, «пока не угасло основавшее его поколение». Затем «водворяется полная распущенность», всякий начинает жить по-своему, никто никому не внушает почтения. Тогда, побуждаемые необходимостью, люди опять обращаются к монархии.

Надо являться в глазах людей сострадательным, верным слову, милостивым, искренним, благочестивым — и быть таковым в самом деле, но внутренне надо сохранять готовность проявить и противоположные качества, если это окажется необходимо

 «Для  достижения цели все средства хороши». Со временем лживость, лицемерие и вероломство в политике стали называть макиавеллизмом.

12 Решение проблем  политики Гроций,Гоббс,Локк,Монтескье,Руссо

  Пол-ку как автономн-ю сферу об-ва вывел Никк Макиавел 1469-1527. Исслед типы гос и пр-му построен гос и ср-ва реализ пол цели. Гос д/него сам соверш порожден чел раз, кот долж огранич прир эгоизм ч-ка выраж-ся в самосозранен и лич-х интересов, д/установлен порядка. Мак постулирует нов зак: пол событ, изменен в гос, смена его форм происх не по вол бож, не по прих люд, но совершает объектив, под воздейс «действительного хода вещей, а не воображаемого». Симпат свои Мак отдает единолич управляемым гос-вам, не представ народ как носит, источника верхов влас. Мак счит, что подданн мог смир с утрат своб, престиж, власти(влияния), но ник и ник не прост потер имущества. Мак совет государю осущ св действ, адресуем сво поддан, как благодеяния. Народ д/б независ и сил. Гос дол пройти:единалич диктатуру и рес-ку. Голанс мыс Гроций в св труде"О праве войни мира" 1-м изложид естествен права и обществен договора - право нар на рев-ю. По Гроцу гос ко созд по общ договор, дол обеспеч создат услов мира и соглас и защ согласие м/д суб права. На осн общ дог мож возн сообщ госуд.Счит власть монар времен, т.к власть дол вер-ся к нар, как к св источн. В осн теор гос и прав Гобсс1588-1679 кладет определ представ о прир индивида. Он счит, что изнач все люди созд равн в отнош физ и ум способ и кажд из них им одинак с др «право на все». Гос не веч. Сост без гос-естеств сост-сос тотальной войны Гоббс.

Новое время  в Европе — это эпоха буржуазных революций. Впервые у людей появляется возможность создания политических институтов в соответствии с теоретическими моделями, заранее созданными представлениями о наиболее целесообразных формах политического устройства. Активно обсуждается вопрос о природе государственной власти.

Английский философ  и политический мыслитель Томас Гоббс (1588—1679) в книге “Левиафан” рассматривает государство в качестве инструмента подавления природного эгоизма людей, их сползания к природному состоянию “войны всех против всех”, для чего оно должно использовать сильные, жесткие средства. Осуществляющий государственную власть суверен не ограничен в своих действиях волей подданных.

  Дж. Локк.

английский философ  Джон Локк (1632—1704): он исходит из того, что люди, движимые защитой собственного интереса, не обязательно вредят друг другу, но способны взаимодействовать  и согласовывать свои поступки. Т. Гоббс и Дж. Локк представили два разных варианта трактовки идеи “общественного договора” — принципа согласования интересов и действий людей ради установления порядка в обществе. По версии Т. Гоббса, правитель находится вне рамок общественного договора, он не связан не только договором, но и им самим установленными правилами. Дж. Локк считает правителя участником общественного договора, принимающим на себя, как и все его участники, определенные обязательства. В работах Дж. Локка получает обоснование идея прав человека, смысл которой заключается в признании, что каждый человек обладает нерасторжимыми с его существованием правами — на жизнь, свободу, собственность, и государство обязано не нарушать, а защищать эти права, индивид же обладает правом на восстание против правительства, которое этого не делает. Ш.Л. Монтескье.

Большое влияние  на развитие политической теории и  политической практики оказали работы французского философа Шарля Луи  Монтескье (1689—1755). В них получает обоснование впервые сформулированная Дж. Локком теория разделения властей, смысл которой заключается в доказательстве необходимости обеспечения независимости трех возможных видов политической власти: законодательной, судебной и исполнительной. Никакая власть при этом не должна быть неограниченной. Монтескье вводит различие двух типов действующих в обществе законов: объективных, необходимых, вытекающих из природы вещей отношений и законов — правил, человеческих установлений. Он доказывает необходимость соответ

ствия вторых первым, ибо порядки, не установленные законом, определяют действия людей, а законы-установления определяют действия граждан.

Вопросы к экзаменационному зачету по дисциплине.doc

— 29.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Ответы по политологии