Ответы по политологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 01:05, шпаргалка

Краткое описание

Краткие ответы на 50 основных вопросов политологии.

Файлы: 2 файла

Шпоры_по_политологии.doc

— 302.00 Кб (Скачать)

13 Полит мысль 18 века,Джефферсон, Пейн, Гамильтон

Политические  взгляды формировались под непосредственным воздействием борьбы колониальной Америки против английского владычества, которую не без оснований называют революционно-освободительной войной. Выражены в содержании так называемой «Декларации независимости» 1776 г., главным автором которой был Джефферсон. В Декларации провозглашено начало существования США как самостоятельного и независимого государства и изложены принципы, на которых оно строилось.

. По мнению  Джефферсона, право собственности  относится

скорее не к  естественным, а к устанавливаемым  в обществе самими людьми. большое значение также «теории морального чувства», согласно которой такое «чувство», как «нравственный инстинкт», присуще всем нормальным людям.. По мнению Джефферсона, гуманистические установки в деятельности и поведении людей должны стать важным фактором политических отношений между ними. Лучшей формой государственного устройства Джефферсон  считал демократическую республику как выражение подлинного, народовластия, с присущими ей политическими институтами, посредством которых защищаются и реализуются политические права и свободы граждан. Джефферсон стремился построить в Америке новую республику — классическую демократию, в которой полностью соблюдались бы права человека, в том числе право на жизнь, свободу, собственность, на участие в политической жизни общества и осуществление власти в местных и федеральных органа^ республики. Он выступал за религиозную свободу и отделение церкви от государства, за" полное политическое равенство и разделение властей. Джефферсоном было обосновано право народа на реформирование государственной власти и даже на ее «революционное ниспровержение», если эта власть действует вопреки интересам народа, узурпирует права и свободы человека. Это нашло отражение и в «Декларации независимости»

Томаса Пета (1737—1809). В памфлете «Здравый смысл» он еще до Вашингтона и Джефферсона провозгласил и обосновал лозунги борьбы за американскую независимость и сам был активным участником войны за независимость и Французской революции. В памфлете «Права человека» Пейн более подробно изложил свои политические взгляды, прежде всего на права человека и его гражданские свободы. Т. Пейн не питал особых симпатий по отношению к государству, рассматривал его как орган, закрепляющий социальное неравенство и подавляющий гражданские права и свободы личности. Подобно другим просветителям и политикам США. Пейн 
придавал решающее значение  Конституции. В то же время Т. Пейн не видел несправедливости в существовании имущественных различий граждан.

Александр Гамильтон (1757—1804). Он выражал экономические и политические интересы а узкого слоя торговой и промышленной буржуазии. Он обосновывал необходимость развития капитализма в США и всячески поддерживал представителей крупного капитала, рассматривал общество как арену столкновения интересов различных классов и социальных групп. В этой борьбе побеждает тот, у кого богатство, деньги, этим завоевывается и политическая власть.

При этом он всячески обосновывал необходимость создания сильного федеративного государства  с сосредоточением большой власти у, федеральных органов. Именно принципы федерализма были закреплены в Конституции США 1787 г., получили в ней силу закона.

14 Европейские мыслители  19-нач 20 века

Алексис Токвиль (1805— 1859). Он известен как крупный теоретик либеральной демократии. По признанию Токвиля, «его самая прекрасная мечта относительно политической жизни» заключается в восстановлении духа свободы и религии. В США он нашел осуществление этой мечты. Он высоко оценивал роль протестантской религии в становлении свободы и демократии в этой стране. Особенно подчеркивал Токвиль значение сочетания политического и правового равенства людей и их свобод. Если при этом их гражданские и политические права и свободы обеспечиваются законом и деятельностью государства, то это и есть настоящая демократия. Таковы исходные положения его теории либеральной демократии. Защита свободы и равенства людей характеризовалась Ток-вилем как основная цель демократии, реализующей «принцип верховной власти народа».При необходимости эта власть должна быть достаточно сильной и воплощаться в деятельности столь же сильного государства. Последнее защищает общие интересы нации и создает условия для осуществления интересов различных социальных слоев и отдельных граждан.

Важное  место в работе Токвиля отводится  анализу проблемы разделения властей. Он высоко оценивал механизм осуществления этого принципа в США, выделяя при этом роль судебной власти. Немаловажное значение имеет поднятая Токвилем проблема «формирования национального духа», своего рода патриотического, политического сознания народа в процессе создания им нового, защищающего его интересы государства. Концепция либеральной демократии Алексиса Токвиля была"поддержана многими теоретиками и политическими деятелями Западной Европы и Америки

В первой половине XIX столетия появилась так называемая позитивистская концепция развития общества и соответствующая теория его политической жизни. Она была изложена прежде всего в работах французского мыслителя Огюста Конта(1798—1857). О. Конт называл свое учение об обществе также «новой политической философией», толкуя понятие «политическая» как тождественное понятию «общественная» или «социальная». «Новая политическая философия» О. Конта базируется на следующих основополагающих положениях:

  • общество представляет собой целостную социальную 
    систему;
  • данная система закономерно развивается от низшего 
    своего состояния к высшему и от простого к сложному;
  • в основе этого развития лежит развитие сознания людей 
    и их познавательной деятельности;
  • политическая деятельность людей определяется их поли 
    тическим сознанием и направлена на укрепление общества как 
    целостной социальной системы;
  • в зависимости от политического сознания людей форми 
    руется соответствующий государственный строй, решаются 
    проблемы гражданских прав и свобод граждан. Конт положительно относился к развитию буржуазного общества. Расширение свободы творческой деятельности людей, ибо такая деятельность лежит в основе развития общества. Еще одним «естественным законом политических явлений» Конт считал социальное неравенство. В гармонии общества Конт видел основное условие его стабильности, возможность нормального существования и развития в нем каждого сословия, народа, человека. Он считал, что социальной гармонии и стабильности можно достигнуть с помощью науки.

Герберт Спенсер (1820—1903)в духе позитивизма. Общество рассматривается им как биосоциальный организм,  сочетающий   в  себе  биологические  и  социальные свойства. С подобных позиций социобиологаческого синтеза им истолковываются все общественные явления, в том числе политические. Так же в духе позитивизма Спенсер указывал на определяющую роль сознания людей в их общественной жизни. В частности, он обращал внимание на роль позитивного, или научного, сознания в развитии политической жизни общества.

С точки  зрения Маркса, в основе возникновения и развития политических явлений лежит не сознание 
людей, а их общественное бытие. При этом в первую очередь указывается не на естественные условия их 
жизни, а на социальные, которые, по Марксу, определяют специфику общества как саморазвивающегося 
социального организма. Непосредственным объективным основанием существования политических явлений марксизм объявляет классы, порожденные способом производства, и классовую борьбу. Другой выдающийся последователь Маркса, русский мыслитель и революционер В. И. Ленин определял политику как отношение между классами. Можно сказать, что в рамках марксизма возникла и оформилась классовая теория политики.

Главную роль в завоевании социальной свободы  марксисты отводили рабочему классу. С позиций классовой борьбы рассматривается марксизмом и проблема социального и политического равенства. Его не может быть между эксплуататорами и эксплуатируемыми. Основной предпосылкой реального достижения социального и политического равенства является, по Марксу, завоевание рабочим классом и всеми трудящимися политической власти. Государство характеризуется как орган господства одних классов над другими: рабовладельцев над рабами, помещиков над крепостными крестьянами, буржуазии над наемными рабочими. При этом подчеркивается, что государство всегда находится в руках экономически господствующих классов, которые, кроме прочего, могут содержать его, экономически обеспечивать функционирование государственною аппарата.

Марксизм выделяет такие основополагающие признаки государства, как публичная власть и территория, на которую эта власть распространяется. Современные марксисты называют и такой признак государства, как государственный суверенитет.

Оригинальную  концепцию развития общества и государства  создал австрийский мыслитель Людвиг Гумплович (1838—1909). Его относят к представителям так называемого социологического направления развития политической мысли. По его мнению, в основе развития общества, в том числе происходящих в нем 'политических процессов, лежит деятельность определенных социальных групп. Социальная группа объявляется им основным элементом социальной эволюции. При этом подчеркивается, что социальная группа, или сообщество людей, отличается своей организацией, которая «прибавляет некоторое количество силы, необъяснимое из суммы индивидуальных сил. Л. Гумплович исходит из того, что в процессе борьбы между собой различных социальных групп, организованных на основе их главных жизненных интересов, устанавливается тот или иной государственный строй

16 Назовите основные  направления и  школы политологии

П психол-изуч суб-ные мех-мы пол повед-я, влиян  на него эмоц и воли ч-ка, его убежден, ценностных ориентаций и установок. Пол-псих исследован особ шир применя  при изуч электорального и иного  пол поведен, пол лидерства, пол конфликта и сотрудничества. П антрополог-зависимость п-ки от родов качеств ч-ка: биол-х (склон ли по прир к конфл-м или к сотруднич), интел-х, культ, соц, религ и обрат влиян пол строя на лич-ть.П геогр-взаимосв пол проц-в с их пространств-м положением, тер-ми, эк-геогр факт-ми. П истор-пол теор, инстит и события в их хронол пос-ти и сфере др с др. Вся человеч истор в опред смысле–это прошл пол-ка. Без знан истор невоз поня и предв будущее. Поэт люб знач пол  исс предп обращ к пол истор. Пол астрол заним выяснен влиян космоса, распол звездн светил, солн активности, фаз Лун и тд на пол соб и пол повед. Хотя мног выв носят гипотетический и даже весьма сомн хар-р, отдел ее положен, нап влиян сол активности на мас пол повед, пол активность, заслужив вним учета в практич пол особенно в кризисных ситуациях.

В П-ии выд 5 основ разд: Теор пол-изуч фил-методолог  теорет основ пол и пол отнош. Т пол сис и их элемент-исслед проб созд и функц госуд, парт, общ-пол организ чер анал конст-х, адм-прав, эконх и соц функ управ на основ сравнит анал полит инстит, отнош м/д суб пол-ки. Т межд отнош-из 1 сис межд отнош, 2 прир войн, 3 пробл наци мир полит: меж пол-ке, меж праве, деят-ть меж и межгосударств организац. Т соц упр-из 1 ф-мы и мет упр соц-пол, прав и соц-псих проц-ми. 2 специфику пол маркет и менталитета в различ общ-пол услов. 3 проб прин оптим реш (зак-х, прав-х, судеб), повыш их реализации. Пол идеология - исследует роль и орг-ии идеологий в системе полит власти, генезис полит теорий, концепций, особенностей их реализации и ф-ние в различных областях.

18 Принцип разделения  властей означает самостоятельное осуществление и независимость друг от друга 3 ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Разделение властей заключается в том, что законодательная власть осуществляется федеральным собранием. Федеральные законы принимаются государственной думой с последующим рассмотрением в совете федерации. Исполнительную власть осуществляет правительство. Органами судебной власти являются суды, образующие судебную систему, возглавляемую КС, ВС, ВАС. Значение принципа в том, что он обеспечивает эффективное осуществление разных функций гос.власти. Три ветви власти, реализуя свои строго очерченные прерогативы и функции, сдерживают и уравновешивают друг друга, тем самым обеспечивая гарантию против нарушения демократических норм и злоупотребления властью. Государство организуется и функционирует в правовом режиме: гос.органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга: устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях гос.органов, осуществляющих зак.исп.и судебную власть. Для нормального существования  правового государства в нем должны существовать независимо друг от друга законодательная (парламент), исполнительная (правительство) и судебная власть. Разделение властей призвано уравновешивать различные ветви власти, создавать систему сдержек и противовесов, предотвращать монополизацию публично-властных полномочий одной из сторон. Законодательная власть представлена конгрессом, включающим депутатов состоящим из двух палат (верхняя палата – Сенат. Нижняя палата – палата представителей). Конгрессмены обязаны реализовать в форме законодательных инициатив интересы избирателей. Верховный суд – самый элитный элитарный институт в американском государственном устройстве. Решение его членов не подлежат обжалованию за исключением случаев принятия поправок к самой конституции. Члены Верховного суда назначаются президентом пожизненно и могут быть смещены только за  измену, взяточничество и другие тяжкие преступления. Исполнительная власть – представлена президентом, наделенным согласно конституции монопольным правом назначать послов, федеральных судей, высших

19Полит  вшласть,руководство,управление

Власть - это способность и возможность оказывать определенное воздействие на поведение и и деятельность людей с помощью определенных методов (авторитета, права, насилия и т.д.). . Средства осуществления власти: 1. Право. 2. Авторитет. 3. Убеждения. 4. Традиции. 5. Принуждение.

Источники власти: 1. Сила (физическая). 2. Богатство. 3. Организация. 4. Знание и информация. Власть низшего качества - сила. Власть среднего качества - богатства. Власть высшего качества - знание. Необходимость власти порождена по крайней мере двумя следующими обстоятельствами: потребностью управления, осуществления общих целей при наличии многообразия интересов, ценностей, потребностей; невозможностью достижения полноты информационного обеспечения управленческого решения. Власть в этом случае служит средством преодоления информационного дефицита через силовое, принудительное решение.

Вопросы к экзаменационному зачету по дисциплине.doc

— 29.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Ответы по политологии