Ответы по политологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 01:05, шпаргалка

Краткое описание

Краткие ответы на 50 основных вопросов политологии.

Файлы: 2 файла

Шпоры_по_политологии.doc

— 302.00 Кб (Скачать)

Во-первых, это мощный управленческий ресурс, выражающийся в способности власти ограничивать роль случайности в  социальной жизни, т.е. осуществлять управление.

Во-вторых, это ресурс влияния, воздействия на других людей со стороны тех, кто властью обладает, наделяющий их способностью осуществления своей роли вопреки сопротивлению других людей.

20 Что такое полит  режим.Его разновидности

Политический  режим – это совокупность средств и методов реализации политической власти, определяющая степень свободы и правовое положение личности

Тоталитаризм- тип политической системы об-ва, характер-ся всеобъемлющей идеологизацией и политизацией общ-ой жизни, отсутствием свободой личности, подчинением  всей соц. системы коллективным идеологическим целям. Теория тоталитаризма сложилась в 40-50-х гг.в работах Фридриха и Бжезинского. В их книге «Тоталитарная диктатура и автократия»- попытка обоснования Т. как понятия, отражающего сталинизм и др. однотипные (фашистские, национал-соц-е) политические режимы. Несмотря на весьма огранич-ю применимость к реальным полит. систем-м, теор. Т. до сих пор сохраняет определенную научную значимость и полит. актуальность, позволяя отслеживать притиворе-е  свободе личности тот-е тенденции, прояв. в разтич. частях мира.

Демократия-1.народовластие в гос-ве или «правл-ие народа, избранное народом и для народа»;2. форма уст-ва любой орган-ии, осн-ной на равноправном уч-ии ее членов в управлении и принятии в ней реш-й по больш-ву. Вэтом смысле говорится о партийной, проф-ой и семейной Д. В таком знач. Д. может сущ. всюду, где есть организация, власть и управление. Центральным в политологии явл. понимание Д. как народовластия в гос-ве. т.е. Д.представляет собой 1-н из типов политической системы, признаком кот. явл.:приз-е народа высшим источником власти; равноправие граждан и равен-во их избирательных прав и т. д. Несмотря на это понимание  Д. как народовластия подвергается критики, т.к. ни одна из реально сущ. Д. не была властью народа.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Принципы:

1. Признание   в  качестве  источника  власти  народа  или  его определенной  части.

2. Выборность  представительных  органов  власти.

3. Постоянное  влияние  общества  на  государственную   власть.

4. Равноправие   граждан  в смысле  участия   в  политической жизни.

5. Соблюдение  прав  и  свобод  человека  и  гражданина.

6. Подчинение  меньшинства большинству при  принятии решений и признание  ценности мнений, интересов меньшинства.

Авторитаризм- один из основоп-х типов полит. систем(гос-в) власть кот. принад-т 1 чел. или группе лиц. Для А. хар-на неограниченность  власти высших правителей, запрет полит-ой оппозиции и вместе с тем отсутс-е у гос-ва претензий жесткого Конт-ть всю, прежде всего эконом-ю и дух-ю, жизнь об-ва и личности.А. власть в 1 очередь заним. ? собст-ой безоп-ти, обеспеч. обороны и общес-о порядка, хотя и может порводить и актив-ю эконом-ю и политч. политику, осущ. общес-е реформы. А- антипод демократии т.к. не признает народ верховным источ-м власти и свобод. конкур-е выборы высших орг-ов гос-ва. Должностные лица назначаются сверху. В авторитарных гос-ах нет легальной оппозиции, в них допускается сущ-е подконтрольных властями партий, профсоюзов и др. орга-й. А   Вт-ые полит. сист. разнообразны: монархии, деспотические, диктаторские, в т.ч. националистические режимы и т.д. Слабой стороной А.явл. полная зависимость гос-ой полит. от позиции главы гос-ва или высших руководителей, отсут-е у граж-н правовых возможностей предотв-я злоупот-й властью, артикуляций свох интересов и защиты прав. В последнее время автор-ые режимы, учит-я непопулярность в мире открытых диктатур, часто маскируют свой антидемок-ий хар-р, претендая на презид-е формы правления, создавая в этих целях подконтрольные главе гос-ва парламенты, суды и некоторые др. демократич. институты, что, однако, не меняет сути.

21 Понятие политической  жизни,ее обьективные  и субь стороны

С середины 50-х  гг. XX в. в политологии активно  используется введенное в научную  терминологию Дэвидом Лэйном понятие  “политическая жизнь”. Оно позволяет  рассматривать политику в неразрывном единстве институционального и поведенческого аспектов бытия, что выражается в следующих ее признаках:

— политика может  выступать как в качестве сферы  и результата взаимодействия социальных и политических институтов, так и в качестве действий субъектов политических отношений;

— политическая жизнь служит сферой действия публичного интереса и управления, а главным  их инструментом выступают власть, принуждение, авторитетное влияние, использующие практически всегда силу организации,

— деятельный, активный характер политики позволяет людям  с ее помощью влиять на многие стороны  жизни: экономику, культуру, науку, мораль;

— центр, узел политической жизни — многообразные взаимосвязи  между личностью и государством.

Внешние факторы, влияющие на течение политической жизни:

— элементы природной  среды (территория, ресурсы, климат и  т.д.).

— экономические  отношения, господствующие в обществе, влияющие на политическую жизнь 

— развитие техники (ее воздействие проявляется в  таких феноменах, как война, увеличение скорости распространения информации и т.д.);

— статусные  характеристики социальной структуры  общества, сочетающие в себе фиксацию объективного состояния участников политических отношений (доход, вид  занятий, уровень образования)

— религия, которая часто выступает в качестве основного фактора консолидации больших масс людей;

— идеология  — средство духовного сплочения  и руководства, направляющего поведение  людей в сфере политических отношений, формирующее волю, стремление к политическому действию;

— средства массовой информации, сведения, которые они  поставляют и интерпретируют;

— общественное мнение, в рамках которого осуществляется активное и непосредственное отражение  жизненных потребностей, объективных  тенденций общественного развития;

— политическая психология общества, проявляющаяся  в настроении участвующих в политической жизни людей, темпераменте народа, особенностях характера лидера.

22 Роль политических  партий в политической  жизни 

Весьма  значительную и все более возрастающую роль в современной политической системе общества играют политические партии.

Политическая  партия (от лат. партис — часть чего-либо) — это организованная группа единомышленников, представляющая интересы определенной части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.

Политические  партии существенно отличаются от внешне похожих на них других политических объединений (союзов, движений и т.п.) по ряду специфических признаков.

Сила  политических партий во многом определяется их организованностью, соединением усилий их членов. В силу этого обстоятельства они способны гораздо в большей степени, чем отдельные индивиды или другие общественные группы, влиять на- политику и общественное мнение. Путем своего представительства в структурах власти партии более эффективно решают вопросы реализации политических интересов представляемой ими политической общности и соответствующих социальных 
групп.

Выделяют  различные виды партий:

1. По социальному   признаку — в зависимости от 
того, какие социальные слои (страты) представляет данная партия. буржуазные (в том числе мелко- и средне-буржуазные), крестьянские, рабочие, партии служащих и др. 
Как правило, политические партии декларируют свои особые 
интересы как благоприятные для всего общества и его слоев.

  1. По идейному  (идеологическому) признаку различают консервативные, либеральные, социалистические, коммунистические, националистические, клерикальные (религиозные) и другие партии.
  2. По организационной  структуре (классификация французского социолога Мориса Дюверже (р. 1917 г.)выделяют:

а)Кадровые партии — характеризуются значительной внутрипартийной свободой, отсутствием фиксированного членства. 
б)Массовые партии имеют жесткое фиксированное членство, уплату членских взносов. Они проводят постоянную организационную и идеологическую работу.

4. Традиционно также деление политических сил, в том 
числе партий, в зависимости от их ориентации и методов достижения целей на так называемые «левые» и «правые».Согласно классической терминологии, левые партии, как правило, исповедуют социалистические, коммунистические ценности и соответственно радикально-революционные методы их достижения. Правые партии в основном ориентируются на консервативные буржуазные ценности, стабильность политической 
системы, отрицание коммунистических идеалов и революционных методов переустройства общества.

5. По отношению   к существующему режиму различают партии правящие и оппозиционные.

24.Формы  политического поведения  людей

Политические  действия или деятельность в своей процессуальное и устойчивости называются политическим поведением. В разных политических системах распространенным является определенное поведение. К основным его типам относят: патриархально-традиционное,подданническое и активистское поведение. В условиях традиционного, додемократического общества, организованного патриархально, поведение осуществляется в соответствии с политическим ритуалом. Существует набор политических ситуаций,в которых человек ведет себя так, как принято в этом обществе. Его сознание задается традициями, политическая культура и политическое поведение соответствуют схеме, которая создана исторически.В более мобильной структуре с сильной и обширной властью, обычно авторитарной или тоталитарной, господствует подданнический стереотип поведения. Субъектность в политике в этом обществе более развита, чем в патриархально-традиционном, стереотипы создаются на основе усмотрения власти или закона. В естественном состоянии общества с господством подданнического поведения уровень насилия не очень высок, в случае нарушения естественности усиливается роль усмотрения, законность нарушается, жизнь превращается в кошмар. Основным стереотипом поведения в таком обществе является конформизм - действие в соответствии с волей субъектов власти. Крайним выражением конформизма можно считать подлость, когда агент поведения использует волю субъекта власти в своих завуалированных интересах против своих конкурентов.

В обществе с развитым гражданским процессом  поведение направлено на защиту гражданских интересов. Оно становится активистским. В развитом демократическом обществе в границах права активистское поведение превращается в политическое взаимодействие, которое получило название политического участия.

Политическое  участие представляет собой поведение, в котором уровень субъективации настолько высок, что коммуникации в политике начинают осуществляться как межсубъектные. Основным стереотипом поведения становится деятельность на основе закона с соблюдением прав и свобод человека.

В России политическое поведение носит очень  сложный характер. В царской России культивировался подданнический тип поведения. В советскую эпоху идеологически прокламировался высший тип активно-коллективистского поведения, а в практике складывался конформистски-подданнический стереотип поведения. При социализме обычным поведением было подчинение воле начальства. В то же время российской душе необходимы свобода и размах. Эти свойства получили развитие либо в неограниченной власти номенклатуры, либо в теневой самодеятельности, в которой активизм направлен не на власть, а на горизонтальные коммуникативные связи.

25 Политическое сознание,его  сущность,структура

Политическое  сознание — это особая форма общественного  сознания, в которой воспроизводится  в идеальном плане политическая реальность (политические отношения, институты, деятельность), а также осуществляются ее истолкование и оценка.

Политическое  сознание включает в себя теории, идеи, чувства, представления, ценности, ожидания, настроения и т.д., складывающиеся у различных социальных групп и индивидов на основе их включения в систему политических отношений и участия в процессах осуществления политической власти.

Структура политического сознания достаточно сложна. Она имеет множество самых разнообразных измерений. В качестве таких субъектов политического сознания могут выступать классы, сословия, нации, возрастные группы (молодежное политическое сознание, например), территориальные и т.д. Тот же критерий (носитель сознания) лежит и в основе различения массового политического сознания и элитарного.

Другим  ведущим основанием выделения структурных  элементов политического сознания являются глубина и адекватность постижения им политической реальности. По этому критерию выделяют уровни политического сознания — теоретический и обыденный, идеологический и психологический.

Вопросы к экзаменационному зачету по дисциплине.doc

— 29.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Ответы по политологии