Ответы по политологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 01:05, шпаргалка

Краткое описание

Краткие ответы на 50 основных вопросов политологии.

Файлы: 2 файла

Шпоры_по_политологии.doc

— 302.00 Кб (Скачать)

Политическая  теория (философия политики, социология политики, политология и пр.) — это воспроизведение существенных и закономерных сторон политической жизни общества в форме абстрактно-логических понятий, гипотез, концепций и т.д. Задача теории — выработка систематизированного знания о политике, позволяющего объяснять ее возникновение и последующее развитие.

Обыденное политическое сознание — это стихийно формирующиеся представления социальных групп о политике, деятельности ее институтов и их представителей.

Два других уровня политического сознания —  политическая идеология и политическая психология — частично совпадают  по содержанию соответственно с теоретическим и обыденным, но имеют и свою специфику.

Различение  политической идеологии и психологии идет по тому же основанию — глубине и адекватности воспроизведения политической реальности. Однако идеология не тождественна теории, а политическая психология выходит за рамки обыденного сознания.

Другим  уровнем политического сознания, парным идеологическому, является политическая психология — совокупность политических чувств, мнений, настроений, возникающих у различных социальных групп на основе общности политических потребностей и интересов

Сложность структуры политического сознания обусловлена еще и тем, что в ней присутствуют, если можно так выразиться, «внесистемные» элементы, которые хотя и считаются культурными анахронизмами, но все же не потеряли еще своей функциональной полезности. Речь идет о таких своеобразных феноменах, как политические мифы и утопии.

26Сущность  полит идеологии,ее  роль в поведении  классов,партий,личностей

Под идеологией обычно понимают систему теоретических взглядов, идей, выражающих интересы и цели определенных социальных групп и направленных на сохранение или изменение существующих общественных отношений. Политическая идеология соответственно представляет собой теоретическое осмысление политической реальности с точки зрения интересов и целей какой-либо социальной группы (класса, нации и др.).

Объемы  понятий «политическая идеология» и «политическая теория» частично перекрывают друг друга, поскольку идеология анализирует политическую реальность средствами теории — это систематизированное, логически последовательное, претендующее на объективность знание, вырабатываемое профессионалами сферы духовного производства. Однако идеология не укладывается целиком в рамки теории, потому что представляет знание не только о «сущем» (о том, что есть), но и о «должном» (о том, что должно быть) в обществе, что лишает ее твердой теоретической почвы.

Политическую  идеологию часто называют «ядром»  политического сознания.

Центральное положение  идеологий в структуре политического  сознания изначально

 • целостность, систематичность представленного в идеологии знания, использование средств познания теоретического  уровня;

появление на свет в результате деятельности идеологов, профессионалов интеллектуальной деятельности  (стихийно,«сама собой» идеология  не складывается);

изначальная нацеленность на изменение или закрепление существующих политических отношений и институтов; обусловленность интересами различных социальных групп 
(классов, слоев, сословий, элит и пр.);обусловлено рядом отличительных особенностей их формирования и функционирования апелляция к целям и ценностям общественной жизни в 
качестве одного из главных аргументов; склонность к некоторой «лакировке действительности».

К числу ведущих  функций идеологии относятся  следующие: целеобразующая — формулировка целей общественного развития, придающих смысл и обоснование притязаниям социальных групп на власть;

программно-практическая — перевод теории в практику: разработка конкретных программ, средств, методов достижения власти и ее использования; интегративная — сплочение, формирование единства социальной группы; мотивирующая — побуждение людей к политической активности; коммуникативная — формирование особого языка политического общения — знаков, символов, ритуалов, по которому 
приверженцы идеологии идентифицируют своих сторонников и 
отделяют «чужаков».

К числу основных функций идеологии можно также  отнести познавательную, аксиологическую (ценностную), пропагандистскую, апологетическую (защиты политического имиджа властвующей элиты) и т.д. Таково в целом назначение идеологии в современном мире. К наиболее влиятельным идеологиям современности принято относить либерализм, консерватизм и социализм.

27Дайте  хар-ку идеологиям: либерализм, консерватизм,социал,национализм

Под идеологией обычно понимают систему теоретических взглядов, идей, выражающих интересы и цели определенных социальных групп и направленных на сохранение или изменение существующих общественных отношений. Политическая идеология соответственно представляет собой теоретическое осмысление политической реальности с точки зрения интересов и целей какой-либо социальной группы (класса, нации и др.).

Либерализм – полит.идеология, базирующаяся на требованиях обеспечения свободы личности, гражданских и полит.прав индивида и ограничении сферы деят-ти гос-ва.  

Ведущие полит. ценности Л. – идеи правового  равенства граждан, договорной природы  гос-ва, полит.плюрализма и конституционализма.

Характерными  для Л. явл-ся требования невмешательство  гос-ва в экономику, чтобы снять все препятствия на пути реализации свободы частных собственников и проявления их инициативы.

Многие  классич. идеи Л. утрачивают свое влияние  в тех странах, где люди предпочитают более тесные и ответственные  отношения м/д гос-вом и населением.

Во 2-й половине 20 века развитие Л. привело к возникновению неолиберализма, более терпимо относящегося к гос-ному вмешательству и усилившего этические требования к полит. поведению граждан и правительства.

Либерализм  -  идейно-политическое  движение, объединяющее  сторонников  буржуазно – парламентского строя, выступающих против любых форм контроля за его экономической и  духовной  деятельностью  со  стороны светской   и  церковной  власти.

     Ведущие  идеологи  классического   либерализма: Д. Локк (1632 – 1704 гг.),  А. Смитт (1723 -1790  гг.), Ш. Л. Монтескье (1689-1755 гг.), И. Кант (1724-1804 гг.), А. де Токвиль  (1805-1859 гг.), Г. Джефферсон (1743-1826 гг.)

Основные  компоненты. Абсолютная  ценность человеческой  личности  и  изначальное  (от рождения)  равенство  всех  людей. Признание  определенных   неотчуждаемых   прав  человека (право на жизнь, свободу,  собственность). Теория и практика правового государства.

Главные условия процветания государства:

- господство  частной собственности;

- невмешательство  государства в экономику;

- простор  для личной инициативы.

Идея  гражданского общества, как общества экономического основанного   на   частной   собственности   и   рынке,  и независимого  от  государства  и  политических  институтов. Концепция  социального  прогресса. Идея  “естественного неравенства  людей”. Неравенство - естественный биологический, социальный и исторический факт, обусловленный  неравенством   способностей,  талантов,  трудолюбия.

Консерватизм  – разновидность полит. идеологии. Гл. требование к власти – сохранение морального порядка и естественно правовых устоев, лежащих в основе семьи, религии и об-ва. Прошлое как исходный принцип К. рассматривается в кач-ве символа морального долга, исторических обязательств перед будущими поколениями.

Кризисное развитие индустриальных держав в 20 веке вызвало появление разл-х реакционных консервативных течений: антисемитизм, расизм, шовинизм и др., кот. отрицали идеи демократии и выступали за социальную и этническую дискриминацию. Новые явления в экономике, соц. и полит. жизни (развитие акционерных об-тв, демократизация) способстовали сближению К. с либеральными идеями (неоконсерватизм).

Общая установка К на сохранение традиционных ценностей ч-ка в постиндустриальном об-ве, ориентация на эволюционность изменений  и бережное готношение к сложившемуся порядку вещей, резкое неприятие общественных потрясений и искусственных реформ обуславливают его авторитет и влияние в мире.

Социализм. Идеи, родственные социалистическому учет «бродят по Европе» вот уже 2,5 тыс. лет. «Намеки» на coциализм мы найдем уже у Платона в его учении о государстве, христианстве (всеобщее равенство), в утопических сочиненияхs Томаса Мора (1478—1535), Томмазо Кампанеллы (1568-1639). Облик же идеологии эти идеи начинают принимать в XVIII — начале XIX вв., когда их пытаются воплотить в конкретные по- и| литические программы: коммунистический «заговор равных» Гракха Бабефа (1760—1797) в 1796 г. во Франции и развернутые модели желательного общественного устройства Аиры де Сен~] Симона (1760—1825), Шарля Фурье (1772—1837), Роберта Оуэна (1771—1858). Наиболее внушительное и последовательное развитие идеи социализма получили в учении Карла Маркса (1818—1883) и Фридриха Энгельса (1820—1895) Созданная К. Марксом, Ф. Энгельсом и В.И. Лениным теория “научного социализма” (коммунизма) стремились доказать, что коммунизм — это неизбежно следующая за капитализмом общественно-экономическая формация. Переход к ней осуществляется в процессе социалистической революции, которая совершается под руководством рабочего класса и его политической партии — коммунистов..

Главным результатом социалистической революции, произошедшей в России и других странах, стало гигантское обобществление —  национализация средств производства, их собственником стало государство. Повсеместно это вызвало огромный рост государственного аппарата и масштабов его вмешательства в жизнь граждан. Государство стало основным механизмом реализации практически всех функций социального организма. Возникло общество тотального государственного контроля, активно использующее для его осуществления всякого рода репрессивные меры.

Более жизнеспособными оказались те политические движения социалистической ориентации, которые свою цель видели не в радикальном  переустройстве общества на коммунистических началах, а в обеспечении постепенной  трансформации капиталистического общества в направлении подтверждения большей справедливости в распределении, увеличения зависимости аппарата власти от населения, замещения классовой борьбы социальной солидарностью и т.д.

Сформировавшиеся  в конце XIX в. социал-демократические  партии и движения отказываются от таких постулатов коммунизма, как диктатура пролетариата, классовая борьба и социалистическая революция, принимают в качестве важнейших политических ориентиров ценности демократии, солидарности, свободы, исходят из понимания, что их политическая реализация может быть не единовременным актом, но результатом длительной эволюции, солидарных усилий всех социальных групп.

“Социалистическая мечта человечества” оказалась  нереальной, но последствиями борьбы за ее осуществление стали черты реальной социальной политики, практикуемой ныне почти каждым государством: различные виды государственного регулирования экономики, многочисленные социальные программы, направленные на помощь малоимущим и нетрудоспособным граждан, государственная помощь культуре, образованию, науке и т.д.

Национализм – идеология, психология и реальная политика, основанные на противопоставлении нации, признании исключительности и превосходства собственной нации над др. и стремлении обеспечить ей привилегии за счет инонациональных групп.

Н. складывается на основе реальных нац-х общностей  людей, преувеличивая значение нац-х  различий и достоинств собственной  нации.

Используется  нац-ое самосознание, патриотическое чувство, лингвистическое и иное этническое родство. По своей сути Н. конфликтен, т.к. делит всех людей на «мы» и «они», чужие и свои, противопоставляя людей по нац-му признаку. Для обоснования превосходства собственной нации Н. использует различного рода мифы, предрассудки и стереотипы, методы манипулирования сознанием людей.

Формы проявления Н.:

этнократизм – ущемляет права граждан др.нац-ти под предлогом этнической чистоты.

фашизм  и нацизм – безжалостное уничтожение  представителей др., якобы «неполноценной»  нации

сепаратизм  и изоляционизм – разрывают естественные связи м/д народами и наносят ущерб гражданам всех наций.

28Мифологические  и утопические  элементы полит  сознания

Сложность структуры политического сознания обусловлена еще и тем, что в ней присутствуют, если можно так выразиться, «внесистемные» элементы, которые хотя и считаются культурными анахронизмами, но все же не потеряли еще своей функциональной полезности. Речь идет о таких своеобразных феноменах, как политические мифы и утопии. Мифологией, как известно, называют мистифицирующий способ объяснения природной и социальной реальности на ранних стадиях общественного развития. Это ассоциативно-образный, чувственный тип мировоззрения, оформляющий свое содержание с помощью метафор и символов.

Вопросы к экзаменационному зачету по дисциплине.doc

— 29.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Ответы по политологии