ООН и национализм в мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 11:23, реферат

Краткое описание

Национализм (фр. nationalisme) — идеология и направление политики, базовым принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государствообразующем процессе. Отличается многообразием течений, некоторые из них противоречат друг другу. Как политическое движение, национализм стремится к защите интересов национальной общности в отношениях с государственной властью.

Оглавление

Национализм. Национальный вопрос в России.
Основные идеи национализма.
Типология национализма.
Национальный вопрос в России: пути решения проблемы.
Генеральная Ассамблея ООН.
Функции и полномочия Генеральной Ассамблеи.
Структура ООН.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Политология.docx

— 49.46 Кб (Скачать)

 

2.2. Структура ООН.

 

Сессии.

Ассамблея проводит очередные  сессии ежегодно, начиная с третьего вторника сентября; сессия обычно продолжается около трех месяцев. Помимо очередных, Ассамблея может проводить специальные  сессии по требованию Совета Безопасности либо большинства членов ООН. По условиям резолюции "Единство в пользу мира" (1950), в случае возникновения угрозы миру Ассамблея может собраться  в течение 24 часов на чрезвычайную сессию. Ассамблея ежегодно избирает нового председателя, 21 заместителя  председателя и председателей семи основных постоянных комитетов. Председатель Ассамблеи руководит ее работой  через Генеральный комитет.

Голосование.

 В основном решения  на Генеральной Ассамблее принимаются  простым большинством голосов.  Однако те из резолюций, которые  в соответствии с Уставом касаются  ключевых вопросов (миротворческие  резолюции и избрание новых  членов), должны приниматься большинством  в две трети голосов.

Комитеты.

 Подобно национальным  законодательным собраниям, Ассамблея  подразделяется на комитеты. В  ее состав входят 7 постоянных  комитетов: Специальный политический комитет; Первый комитет (разоружение и вопросы безопасности); Второй комитет (экономические и финансовые вопросы); Третий комитет (социальные, гуманитарные вопросы и вопросы культуры); Четвертый комитет (территории, находящиеся под опекой, и вопросы деколонизации); Пятый комитет (административные и бюджетные вопросы) и Шестой комитет (правовые вопросы). Каждое государство - член ООН имеет право быть представленным в любом из этих комитетов.

История.

 В годы холодной  войны США обычно использовали  свои способы давления на Генеральную  Ассамблею для достижения поставленных  целей. Из 51 государства, которые  первыми вошли в ООН в 1945, не менее 35 были тесно связаны  с США. Даже с учетом того, что две республики СССР -Белоруссия и Украина - подписали Устав в качестве отдельных членов, только 5 из представленных в ООН государств выступали на стороне СССР и всего 10 считались неприсоединившимися. Недавно освободившиеся и колониальные страны Азии, Африки и Латинской Америки в то время фактически не имели представительства в Ассамблее. Делегация США в те годы могла легко добиваться большинства, а при необходимости и большинства в две трети голосов.

Члены ООН.

Австралия, Австрия 1955, Азербайджан 1992, Албания 1955, Алжир 1962, Ангола 1976, Андорра 1993, Антигуа и Барбуда 1981, Аргентина, Армения 1992, Афганистан 1946, Багамские Острова 1973, Бангладеш 1974,  Барбадос 1966, Бахрейн 1971, Белиз 1981, Белоруссия, Бельгия, Бенин 1960, Болгария 1955, Боливия, Босния и Герцеговина 1992, Ботсвана 1966, Бразилия, Бруней 1984, Буркина-Фасо 1960, Бурунди 1962, Бутан 1971, Вануату 1981, Великобритания, Венгрия 1955, Венесуэла, Вьетнам 1977, Габон 1960, Гаити, Гайана 1966, Гамбия 1965, Гана 1957, Гватемала, Гвинея 1958, Гвинея-Бисау 1974, Германия 1973, Гондурас Гренада 1974, Греция, Грузия 1992, Дания, Демократическая Республика Конго 1960, Джибути 1977, Доминика 1978, Доминиканская Республика, Египет, Замбия 1964, Зимбабве 1980, Израиль 1949, Индия, Индонезия 1950, Иордания 1955, Ирак, Иран Ирландия 1955, Исландия 1946, Испания 1955, Италия 1955, Йемен 1990, Кабо-Верде 1975, Казахстан 1992, Камбоджа 1955, Камерун 1960, Канада, Катар 1971, Кения 1963, Кипр 1960, Киргизия 1992, Кирибати 1999, Китайская Народная Республика Колумбия, Коморские Острова 1975, Корейская Народно-Демократическая Республика 1991, Республика Корея 1991, Коста-Рика, Кот-д'Ивуар 1960, Куба Кувейт 1963, Лаос 1955, Латвия 1991, Лесото 1966, Либерия, Ливан, Ливия 1955, Литва 1991, Лихтенштейн 1990, Люксембург, Маврикий 1968, Мавритания 1961, Мадагаскар 1960, Македония 1993, Малави 1964, Малайзия 1957, Мали 1960, Мальдивские Острова 1965, Мальта 1964, Марокко 1956, Маршалловы Острова 1991, Мексика, Мозамбик 1975, Молдавия 1992, Монако 1993, Монголия 1961, Мьянма 1948, Намибия 1990, Науру 1999, Непал 1955, Нигер 1960, Нигерия 1960, Нидерланды Никарагуа, Новая Зеландия, Норвегия, Объединенные Арабские Эмираты 1971, Оман 1971, Пакистан 1947, Палау 1994, Панама, Папуа - Новая Гвинея 1975, Парагвай, Перу, Польша, Португалия 1955, Республика Конго 1960, Российская Федерация, Руанда 1962, Румыния 1955, Сальвадор, Самоа 1976, Сан-Марино 1992, Сан-Томе и Принсипи 1975, Саудовская Аравия, Свазиленд 1968, Сейшельские Острова 1976, Сенегал 1960, Сент-Винсент и Гренадины 1980, Сент-Китс и Невис 1983, Сент-Люсия 1979, Сингапур 1965, Сирия, Словакия 1993, Словения 1992, Соединенные Штаты Америки, Соломоновы Острова 1978, Сомали 1960, Судан 1956, Суринам 1975, Сьерра-Леоне 1961, Таджикистан 1992, Таиланд 1946, Танзания 1961, Того 1960, Тонга 1999, Тринидад и Тобаго 1962, Тунис 1956, Туркменистан 1992, Турция, Уганда 1962, Узбекистан 1992, Украина, Уругвай, Федеративные штаты Микронезии 1991, Фиджи 1970, Филиппины, Финляндия 1955, Франция, Хорватия 1992, Центральноафриканская Республика 1960, Чад 1960, Чехия 1993, Чили, Швеция 1946, Шри-Ланка 1955, Эквадор, Экваториальная Гвинея 1968, Эритрея 1993, Эстония 1991, Эфиопия, Югославия, Южно-Африканская Республика, Ямайка 1962, Япония 1956.

 Для 51 государства,  подписавшего Устав в 1945, дата  принятия не приводится. В 1990-1991 два государства из этого числа  - СССР и Югославия - распались.  В 1992 Россия была признана преемником  СССР во всех органах ООН.  В 1973 Восточная и Западная Германии  стали членами ООН. В 1990 произошло  воссоединение страны. 29 ноября 1947 Генеральная  Ассамблея приняла резолюцию  № 181 относительно раздела бывшей  подмандатной территории Палестины  путем создания на ней арабского  и еврейского государств. Через  несколько месяцев было провозглашено  государство Израиль, однако арабское  государство так и не появилось.  Когда в начальный период деятельности  ООН обнаружилось, что Совет Безопасности  стал заложником борьбы между  Востоком и Западом, Генеральная  Ассамблея провела голосование  по созданию Генерального комитета, или Малой Ассамблеи, которая  в случае необходимости могла  собираться в перерывах между  сессиями Ассамблеи. Принятая  в 1950 резолюция "Единство в  пользу мира" значительно повысила  роль Генеральной Ассамблеи. В  июне в отсутствие советского  представителя Совету Безопасности  удалось принять меры против  нападения Северной Кореи на  Южную Корею. Однако через несколько  дней представитель СССР вернулся  в Совет Безопасности и наложил  вето на любые дальнейшие действия. Резолюция "Единство в пользу  мира" утверждала право Ассамблеи  собираться немедленно в случае  чрезвычайных обстоятельств, когда  не мог действовать Совет Безопасности, и предлагать соответствующие  коллективные меры, включая использование  вооруженных сил. Резолюция учредила  состоявшую из 14 представителей  различных государств Военную  комиссию по перемирию для  наблюдения за развитием опасных  ситуаций в любой части мира  и призвала все государства  - члены ООН создать специальные контингенты вооруженных сил, предназначенные для использования по требованию СБ или Генеральной ассамблеи. Расширив свои полномочия, Ассамблея оказалась в состоянии удержать под контролем несколько кризисных ситуаций: военное вторжение Китая в Корею в 1950, Суэцкий кризис 1956 и советское вторжение в Венгрию в том же году, Ливанский кризис 1958, кризис в Конго в 1960. Поскольку деколонизация привела к расширению политической базы Ассамблеи, вопросами безопасности стал заниматься в основном Совет Безопасности. США, как правило, удавалось добиваться большинства на Генеральной Ассамблее при голосовании по жизненно важным вопросам. В 1960-х и 1970-х в связи с усилением афро-азиатско-арабского блока США стало труднее добиваться необходимого большинства, поэтому им пришлось увеличить политическое, экономическое и дипломатическое давление на страны третьего мира. В 1971 состоялось голосование по вопросу о приеме Китайской Народной Республики: США, выступившие против, фактически оказались в меньшинстве. Но даже в 1974, когда афро-азиатско-арабский блок имел решающее число голосов, США удалось решить вопрос о присутствии североамериканских вооруженных сил в Корее под флагом ООН. Решения Ассамблеи, как и решения Совета Безопасности, в известной мере отражают соотношение сил, сложившееся за рамками ООН. Даже принятый на Ассамблее политический принцип "одно государство - один голос" не способен преодолеть неравенства в представлении политических, военных и экономических интересов различных стран. Достижению прочного большинства часто способствовало закулисное лоббирование, иногда принимавшее формы взяток и угроз. На счету Генеральной Ассамблеи немало достижений, но есть и откровенные провалы. В 1956 ей удалось восстановить статус-кво на Ближнем Востоке после Суэцкого кризиса и в ходе его разрешения создать новый эффективный инструмент для сохранения мира - Чрезвычайные вооруженные силы ООН. Однако она не смогла предпринять эффективных действий, чтобы остановить вторжение СССР в Венгрию в 1956 и в Чехословакию в 1968. Она не смогла оказать влияние и на ход войны во Вьетнаме. На Ближнем Востоке даже проарабский настрой Ассамблеи после войны 1967 не способствовал переговорам между Израилем и соседними государствами. Однако деятельность Ассамблеи не ограничивалась ведением дискуссий. Так, в сфере международного права под эгидой Генеральной Ассамблеи было учреждено Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). В 1948 весомым вкладом Ассамблеи явились Всеобщая декларация прав человека и Конвенция о геноциде. Хотя Всеобщая декларация не стала юридически обязательным документом, Конвенция о геноциде обрела статус обязательного, так как ее ратифицировали государства - члены ООН. Генеральная Ассамблея приняла также три исключительно важных соглашения по контролю над вооружением: в 1966 Договор о космическом пространстве, в 1968 Договор о нераспространении ядерного оружия и в 1971 Договор об использовании морского дна. В 1974 она стала инициатором организации Университета Организации Объединенных Наций (УООН) со штаб-квартирой в Токио и учредила его региональные отделения по всему миру. Возникновение афро-азиатско-арабского блока, названного Группой 77, в котором превалировали в основном неприсоединившиеся страны, заставило США усомниться в целесообразности политического принципа Ассамблеи "одно государство - один голос". Вопрос заключался в следующем: должна ли глобальная сверхдержава принимать решения органа, в котором равные с ней права имеют государства, представляющие крошечные страны подчас с неграмотным населением, неразвитой экономикой и небоеспособной армией? США, которым предписывалось на 25% содержать бюджет ООН, все больше раздражал тот факт, что такое же право голоса имеет и страна, взносы которой в бюджет данной организации составляют менее 0,1%. Поэтому американцы стали выдвигать неформальные предложения относительно введения "взвешенного голосования" с учетом реальной политической силы того или иного государства. Но все эти предложения упирались в невозможность определить критерии политического веса. Поэтому был сохранен принцип "одно государство - один голос", несмотря на опасность того, что сверхдержавы станут игнорировать Ассамблею, действуя либо вне рамок ООН, либо только через Совет Безопасности. В 1970-х многие страны "третьего мира" пытались использовать Генеральную Ассамблею с целью изменения сложившейся структуры мировой экономики. В 1974 Алжир созвал специальную сессию Ассамблеи, чтобы рассмотреть пути ускорения экономического развития стран "третьего мира" и уменьшить пропасть между богатыми и бедными государствами. К 1980 последние превратили Генеральную Ассамблею в форум для обсуждения Нового международного экономического порядка (НМЭП), предполагавшего более справедливое распределение материальных благ и ресурсов. Богатые страны Севера неохотно признали, что диалог по данным вопросам с бедными и голодными странами Юга является вопросом, касающимся всеобщего выживания. В середине 1980-х НМЭП как дипломатическая инициатива утратил широкую поддержку в Ассамблее. Но стоящие за ним идеи более равномерного распределения глобальных ресурсов и всеобщей ответственности и поныне сохраняют актуальность. Многие развивающиеся страны рассматривают такое перераспределение ресурсов как адекватный ответ на стихийное действие жестких механизмов рынка. Предложения, выработанные в 1992 на Конференции по окружающей среде и развитию ("Встреча землян" в Бразилии), отразили некоторые из идей НМЭП. Водораздел между богатыми и бедными странами на Ассамблее стал еще более явственным из-за двух особо острых проблем: апартеида в Южной Африке и конфликта между Израилем с палестинцами и арабскими государствами. В обоих случаях большинство богатых западных стран выступило за постепенные реформы и продолжение диалога или, как это называли США, за "спокойную дипломатию". Большинство же стран третьего мира, занявших остро критическую позицию, ратовало за принятие экономических и политических санкций, а также соответствующих резолюций ООН, способных покончить с апартеидом и израильской оккупацией. В 1980-х давление некоторых западных союзников на Вашингтон постепенно привело к тому, что США поддержали санкции против Претории. К концу десятилетия начали осуществляться крупные реформы, предвещавшие конец режима апартеида в Южной Африке. В 1990 был освобожден лидер Африканского национального конгресса Нельсон Мандела. Но в вопросе об израильско-палестинских отношениях позиции Ассамблеи оказали воздействие только на общественное мнение. Большинство резолюций ООН не выполнялось, а неоднократные попытки Ассамблеи оказать влияние на Совет Безопасности с целью претворить в жизнь свои же собственные решения не увенчались успехом. После того как в 1988 Организация освобождения Палестины (ООП) провозгласила Палестину независимым государством и признала государство Израиль, Ассамблея пригласила выступить с речью лидера ООП Ясира Арафата. Но США отказали ему в визе, что было расценено многими государствами как нарушение обязательств США перед ООН. В ответ на это Генеральная Ассамблея всем составом, включая дипломатов и служащих, отправилась в Женеву на специальную сессию, чтобы заслушать лидера Палестины. В течение многих лет Ассамблея постоянно указывала на необходимость проведения международной мирной конференции по Ближнему Востоку под эгидой пяти постоянных членов Совета.

Секретариат.

Поскольку ООН стремилась стать нечто большим, чем просто группой представителей, отстаивающих интересы собственных наций, в рамках ООН был создан Секретариат во главе с генеральным секретарем - особый штат служащих, которые, как  предполагалось, будут подходить  к проблемам мирового сообщества с той же мерой ответственности, что и к национальным проблемам.

Генеральный секретарь.

Во главе Секретариата стоит генеральный секретарь - высшее должностное лицо ООН. Генеральный  секретарь назначается Генеральной  Ассамблеей по рекомендации СБ на пятилетний срок с правом переизбрания. Его назначение требует одобрения всех пяти постоянных членов и большинства в две трети членов Генеральной ассамблеи. Генеральный секретарь действует как главное административное должностное лицо на заседаниях Генеральной ассамблеи, Экономического и социального совета и Совета по опеке. Основатели ООН наделили генерального секретаря как политическими, так и административными полномочиями. Он (она), более чем кто-либо иной, считается представителем ООН как единого целого. Устав наделяет генерального секретаря правом привлекать внимание Совета Безопасности к любому явлению, создающему угрозу международному миру и безопасности. Для выполнения подобных задач генеральный секретарь наделен полномочиями принимать серьезные решения, выступая в ряде случаев в качестве двенадцатого члена. Поскольку его статус и влияние возрастают, процедура избрания генерального секретаря усложняется и все более точно отражает расстановку сил в Совете Безопасности.

Штат служащих.

Генеральный секретарь назначает  штат постоянных служащих, или Секретариат. Каждое из автономных специализированных агентств в рамках ООН имеет своего генерального директора и свой секретариат. Важные группы штата ООН размещены в Риме, Париже, Женеве и Вене, а также в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. В 1992 насчитывалось ок. 25 тыс. членов Секретариата, отделения которого созданы по всему миру. Секретариат осуществляет множество функций, включая организацию конференций, сбор информации и ее анализ, а также публикацию ежегодника. Во всех этих видах деятельности его сотрудники должны проявлять взвешенность и объективность, чтобы не вызывать недовольства со стороны любого правительства государства - члена ООН. Должностной статус члена Секретариата определяется 101-й статьей Устава, где оговорены и требования к сотрудникам - эффективность, компетентность и честность. Еще одно неукоснительное требование - подбор служащих штата на возможно более широкой географической основе. Как только представитель того или иного государства - члена ООН входит в состав Секретариата, он (она) должны дать клятву на верность ООН и не отстаивать интересы того или иного конкретного правительства. Потенциальный, а иногда и реальный конфликт между национальной приверженностью и преданностью ООН часто являлся причиной возникновения напряженности в отношениях между членами Секретариата и Генеральным секретарем. Так, в начале 1950-х годов, когда несколько американцев - членов Секретариата были подвергнуты проверке на лояльность правительством США и осуждены за свои симпатии коммунизму, генеральный секретарь Трюгве Ли уволил их под давлением США. Проблема вновь встала в 1961, когда СССР потребовал реорганизации Секретариата на основе равного представительства каждой из трех основных групп государств: западных, коммунистических и неприсоединившихся. Советский премьер Н.С.Хрущев настойчиво доказывал, что ни один человек не может быть нейтральным. В ответ генеральный секретарь Даг Хаммаршельд произнес слова, которые стали, возможно, лучшим и самым кратким изложением философии международной гражданской службы: "Наверное, в глубине своей души человек не может оставаться нейтральным, ведь если он чего-то стоит, то должен иметь свои идеи и идеалы... Но я уверен: даже если человек в этом смысле не является нейтральным, он может очень взвешенно осуществлять нейтральные действия, поскольку эти действия являются выражением его честности".

 

 

 

Список используемой литературы.

 

  1. Абашидзе А.Х., Урсин Д.А. Неправительственные организации:международно – правовые аспекты. М., 2009.
  2. Абдулатипов Р. Национальный вопрос и государственное обустройство России. М.: Славянский диалог, 2010. 656с.; 
  3. И.Кон. К проблеме национального характера. //Научно- просветительский журнал "Скепсис", по материалам сайта http://scepsis.ru/library/id_903.html. 
  4. Ланцов С. А. Национализм // Террор и террористы. Словарь. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008.
  5. Милитарев В. Состояние и перспективы русского национального движения // доклад на заседании ЦК КРО 26 декабря 2006 года. 
  6. Радикальный национализм в России и противодействие ему в 2007 году. Ежегодный отчёт информационно-аналитического центра "СОВА"
  7. Устав Организации Объединенных Наций. 2012 г. 
  8. Федоров В.Н. Организация Объединенных Наций, другие международные организации и их роль в XXI веке. М.: Логос, 2007.
  9. Шумилов В.М. Концепция Глобальной правовой системы. 2009.

 

 


Информация о работе ООН и национализм в мире