ООН и национализм в мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 11:23, реферат

Краткое описание

Национализм (фр. nationalisme) — идеология и направление политики, базовым принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государствообразующем процессе. Отличается многообразием течений, некоторые из них противоречат друг другу. Как политическое движение, национализм стремится к защите интересов национальной общности в отношениях с государственной властью.

Оглавление

Национализм. Национальный вопрос в России.
Основные идеи национализма.
Типология национализма.
Национальный вопрос в России: пути решения проблемы.
Генеральная Ассамблея ООН.
Функции и полномочия Генеральной Ассамблеи.
Структура ООН.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Политология.docx

— 49.46 Кб (Скачать)

Содержание.

  1. Национализм. Национальный вопрос в России.
    1. Основные идеи национализма.
    2. Типология национализма.
    3. Национальный вопрос в России: пути решения проблемы.
  2. Генеральная Ассамблея ООН.
    1. Функции и полномочия Генеральной Ассамблеи.
    2. Структура ООН.

Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Национализм. Национальный вопрос в России.
    1. Основные  идеи национализма.

 

 

       Национализм (фр. nationalisme) — идеология и направление политики, базовым принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государствообразующем процессе. Отличается многообразием течений, некоторые из них противоречат друг другу. Как политическое движение, национализм стремится к защите интересов национальной общности в отношениях с государственной властью.       

Национализм — это прежде всего идеология, которая включает следующие элементы:

  • Существование наций. Национализм постулирует, что человечество законами природы поделено на фундаментальные единицы — автономные и самодостаточные нации, которые отличаются набором определённых объективных характеристик.
  • Суверенное право нации на самоопределение. Национальные проекты могут осуществляться только в собственном государстве. Нация имеет право сформировать своё государство, которое должно включать в себя всех членов нации.
  • Первичность нации в государствообразующем процессе. Нация является источником всей политической власти. Каждый член нации имеет право непосредственно участвовать в политическом процессе.
  • Национальная самоидентификация. Люди отождествляют себя с нацией ради свобод и самореализации. С другой стороны, нация гарантирует членство и самоидентификацию даже тем, кто не чувствует себя частью никакой другой группы.
  • Солидарность. Единообразие достигается за счёт объединения людей на почве любви и братства, а не путём навязывания определённой культуры. Важно, чтобы члены нации ощущали узы солидарности, действовали не одинаково, а в унисон, соизмеряли свои усилия с устремлениями других.
  • Нация как высшая ценность. Преданность индивида национальному государству превыше индивидуальных или других групповых интересов. Укрепление национального государства является главным условием для всеобщей свободы и гармонии.
  • Всеобщее образование. Люди, составляющие нацию, должны иметь доступ к образованию, которое необходимо для участия в жизни современного общества.

 

       Национализм подчёркивает различия, колорит и  индивидуальность наций. Национальное самосознание способствует идентификации существующих иностранных вкраплений в культуру и рациональному анализу перспектив дальнейшего заимствования из других культур на благо своей нации.

1.2 Типология национализма.

В зависимости от характера поставленных и решаемых задач, в современном мире формируется несколько типов национальных движений. Наиболее широко используется классификация, произведённая Х. Коном, который ввёл понятия политический и этнический национализм. Большинство специалистов (включая самого Кона) считает, что каждая зрелая нация содержит в себе оба компонента.       

Гражданский национализм (другие названия: революционно-демократический, политический, западный национализм) утверждает, что легитимность  определяется активным участием его граждан в процессе принятия политических решений, то есть, степенью, в которой государство представляет «волю нации». Основным инструментом для определения воли нации является, который может иметь форму выборов, референдума, опроса, открытой общественной дискуссии и т. д. При этом принадлежность человека нации определяется на основе добровольного личного выбора. Людей объединяет их равный политический статус как граждан, личное желание участвовать в политической жизни нации, приверженность общим политическим ценностям и общей гражданской культуре. Существенно, чтобы нация состояла из людей, которые хотят жить рядом друг с другом на единой территории.        

В рамках гражданского национализма выделяют подвиды:       

Государственный национализм утверждает, что нацию образуют люди, подчиняющие собственные интересы задачам укрепления и поддержания могущества государства. Не признают независимые интересы и права, связанные с половой, расовой или этнической принадлежностью, поскольку полагают, что подобная автономия нарушает единство нации.       

Либеральный национализм делает акцент на  ценностях и утверждает, что существуют, такие как, по отношению к которым патриотические нравственные категории занимают подчинённое положение. Либеральный национализм не отрицает приоритеты по отношению к тем, кто ближе и дороже, но полагает, что это не должно быть за счёт чужих.       

Этнический  национализм полагает, что нация является фазой развития  и отчасти противопоставляет себя гражданскому национализму. В настоящее время «националистическими» называют, как правило, те движения, которые делают акцент на этнонационализме. Чтобы культурные традиции или этническая принадлежность легли в основу национализма, они должны содержать в себе общепринятые представления, которые способны стать ориентиром для общества.       

Иногда  при классификации выделяют культурный национализм, так что этнический национализм становится более узким понятием. Культурный национализм определяет нацию общностью языка, традиций. Легитимность государства исходит из его способности защищать нацию и способствовать развитию её культурной и общественной жизни. Как правило, это означает государственную поддержку культуры и языка этнического большинства.       

Крайний национализм нередко ведёт к острым внутренним или межгосударственным конфликтам. Стремление выделить для нации, проживающей внутри страны, своё государство. Многие этнические националисты разделяют идеи национального превосходства и национальной исключительности, а также культурной и религиозной нетерпимости. В большинстве стран крайний национализм официально признаётся.

Проблема национализма является весьма актуальной в социально-политических исследованиях зарубежных и отечественных  ученых в последнее время.

В целом, в настоящее время  непосредственная угроза для демократических  свобод, исходящая от радикально настроенного националистического движения, представляется несущественной. В то же время, существует возможность постепенного сдвига режима в сторону более радикальных  форм националистической идеологии  в силу некоторых экономических  и социальных причин.

В итоге следует отметить, что решение проблем, связанных  с этническими конфликтами, столкновениями, основанными на национальной вражде, не безнадежно, и выход из этих проблем  возможен при последовательной политике государства. Необходимо подчеркнуть, что люди разных национальностей вполне могут уживаться друг с другом, если одна нация не ставит себя выше другой, или национальная принадлежность человека не выпячивается, как главная и основная характеристика, если язык и культура каждой нации могут свободно развиваться, если люди разных национальностей уважительно относятся к обычаям и традициям друг друга.

1.3 Национальный  вопрос в России: пути решения  проблемы.

Россия за годы своего существования на мировой карте  успела сформироваться как многонациональное  и мультиконфессиональное государство, в котором есть место как моно-, так и полиэтническим регионам. Но многонациональность – вещь такая, которая с одной стороны играет роль лакмусовой бумажки зрелого общества, а со стороны другой заинтересованными силами может быть сознательно использована для того, чтобы расшатать обстановку в стране.

С помощью мультинационального рычага можно легко превратить недочеты политических властей в области экономики и социальной сферы в предмет острого противостояния между целыми народами. Для этого достаточно создать одну борозду на многонациональном поле и посеять в нее семена взаимной ненависти, чтобы в последствие эти семена превратились в буйно колосящиеся и захватывающие все большее пространство сорняки, которые называются межэтнической неприязнью.

За последние  годы Россию не раз сотрясали конфликты  подобного рода, когда проблемы, связанные с низким уровнем жизни, высокой планкой безработицы  в определенных регионах пытались связать  с наличием «понаехавших» или  так называемых нетитульных наций. Русские общины на Северном Кавказе, в Бурятии, Тыве, Якутии и других республиках стали вызывать, мягко говоря, неодобрение со стороны местных жителей. Аналогичная ситуация складывается и в тех регионах, где русские составляют подавляющее большинство населения, а в качестве целого ряда нетитульных наций проживают те же выходцы из северокавказских или азиатских республик.

Казалось бы, на то и создавались в России национальные республики, чтобы в них проживали, скажем так, гомогенизированные этнические массы: ингуши - в Ингушетии, калмыки – в Калмыкии, буряты – в Бурятии. Однако сегодня мир находится совершенно на другой планке интеграции. Понятия Воронеж - для воронежцев, Москва – для москвичей, а Удмуртия – для удмуртов выглядят, по меньшей мере, необдуманно, а по большей степени просто глупо.

Россия – это  государство с федеративным территориальным  принципом, в котором внутренние границы обозначены, в большей  степени для бумажных отчетов, но не для разделения людей. Современный  человек, который имеет российский паспорт, вправе искать то место на территории страны, где условия для  жизни покажутся ему лучше. Главное, чтобы при этом он соблюдал те общественные каноны, которые сложились на данной территории, и, что еще более важно, единые для всех российские законы. Если человек собирается перебраться  для работы на территорию другого  субъекта федерации, то он должен понимать, что именно от его позиции будет  зависеть успешность на новом месте. Соблюдение норм российского законодательства и пусть даже элементарных культурных правил позволят ему спокойно разрушить  стереотипы, которые все чаще пытаются подбросить националистические организации.

Надо отметить, что  в последнее время, к сожалению, произошло усиление активности пронационалистических объединений. На улицах городов с преимущественным проживанием русского населения нередко можно набрести на плакат или граффити, изображающие все проблемы русской нации исключительно в наличии где-то под боком чеченцев, аварцев или других некоренных национальностей. В то же время многие жители национальных республик, входящих в число российских регионов, заявляют о том, что и коренное население этих субъектов федерации стало все чаще использовать национальную карту для решения определенных задач. Причем лидеры националистов очень живо подбрасывают народу идею о том, что во всех наших бедах виноваты представители других национальностей: труба в ванной протекает – виноваты евреи; грязь в подъезде – это всё из-за того, что деньги из Госбюджета идут прямиком в Чечню, а нам ничего не достается; ракета не взлетела или наводнение – чеченский заговор… И такая постановка проблемы, стара как сам мир.

Будем до конца честными перед собой, такая постановка вопроса  – это кратчайший путь оправдаться  в собственной лени для каждого  из народов, будь ты русским, карелом  или осетином. Мало того, попытки  насаждения межнациональной розни  – это еще отлично отработанное средство для политических сил получать определенные дивиденды. Мысль в  этом случае примерно такая: докажи народу любыми способами, как все плохо  и ужасно, и тут же наведи народ  на мысль о том, что во всем виноват  сосед, который еще ко всему прочему  нет-нет да и заглядывает в гости.

На волне такой  философии к власти приходили националисты в самых разных странах мира, и одним из самых показательных примеров, когда одну нацию ставили выше других, является пример фашистской Германии. Это пример того, как идеология, пусть даже самая гнусная и античеловеческая, может плотно засесть в голову любого человека, даже того, кто считает себя свободным от такого рода предубеждений. Но этот же пример говорит еще о том, что у такой идеологии нет будущего.

Наставить искусственных  барьеров, безусловно, можно. Можно  даже на законодательном уровне запретить  саратовцу въезжать в Калмыкию, а  чеченцу, к примеру, в Санкт-Петербург. Но разве можно назвать такой  подход выходом из ситуации, когда  определенные силы сумели сформировать недоверие целых народов друг к другу. В этой связи можно говорить о том, что России нужна продуманная национальная политика, которая будет строиться не на том, чтобы превратить внутренние административные границы между регионами в непреодолимые барьеры, а в том, чтобы создать такие условия в этих регионах, при которых их житель будет честно работать и не думать о том, что в наличии неожиданно проявившейся грязи под его ногтями виноват пройдоха-сосед.

 

 

  1. Генеральная Ассамблея ООН.

2.1. Функции и полномочия Генеральной Ассамблеи.

Согласно Уставу Организации Объединенных Наций, Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций имеет следующие функции и полномочия:

  • рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе в области разоружения, и делать соответствующие рекомендации;
  • обсуждать любые вопросы, относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности, и делать рекомендации в отношении таких вопросов, за исключением случаев, когда какой-либо спор или ситуация находятся на рассмотрении Совета Безопасности;
  • обсуждать любые вопросы в пределах Устава или относящиеся к функциям любого органа Организации Объединенных Наций и, за теми же исключениями, делать рекомендации по этим вопросам;
  • организовывать исследования и делать рекомендации в целях содействия международному сотрудничеству в политической области; развития и кодификации международного права; содействия осуществлению прав человека и основных свобод и международному сотрудничеству в экономической, социальной и гуманитарной областях, а также в области культуры, образования и здравоохранения;
  • рекомендовать меры мирного урегулирования любой ситуации, которая могла бы подорвать дружественные отношения между нациями;
  • получать и рассматривать доклады Совета Безопасности и других органов Организации Объединенных Наций;
  • рассматривать и утверждать бюджет Организации Объединенных Наций и устанавливать размер начисляемых взносов государств-членов;
  • избирать непостоянных членов Совета Безопасности и членов других советов и органов Организации Объединенных Наций и, по рекомендации Совета Безопасности, назначать Генерального секретаря.

Информация о работе ООН и национализм в мире