Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 16:04, реферат
Политическая партия – одно из важных достижений цивилизации, необходимый для нормальной общественной жизни политический институт. Партия, пожалуй, самая политическая из всех общественных организаций: ее целью является завоевание и удержание власти, осуществление прямых и обратных связей между обществом и государством. Обратная связь помогает партии выполнять уникальную роль – агрегирования, согласования, выведения на политический уровень реальных и многообразных интересов, существующих или вновь зарождающихся в обществе. Партии выступают существенным элементом политической системы общества, представляют собой важные структуры политики.
Введение 3
1. Обоснование политической партии и ее функции. 4
2. Классификация политических партий 7
3. Институционализация политических партий 11
4. Партийные системы 16
5. 3арождeние и развитие многопартийной системы в России 18
Список литературы 23
Расширялась социальная база партий трудящихся, Например, германская социал-демократическая партия, созданная в 1875 Г., быстро прогрессировала. В начале ХХ в. ее ряды превысили миллион членов;
З) стадия признания и легализации партий (закрепление правового статуса партий) - период развития современных демократических государств, в которых партии окончательно превратились в посредников между гражданским обществом и государством.
В Конституциях государств статьи о партиях появились лишь в ХХ в. Исторически процесс Формирования партий начался в новое время, с утверждением буржуазных общественных отношений.
Первые политические партии появились в конце XVI в. в Голландии в период, последовавший за буржуазной революцией, и были связаны с борьбой за власть между республиканцами и оранжистами. В период английской буржуазной революции в середине XVII в. оформление политических партий сопровождалось борьбой умеренных (О. Кромвель) и левеллеров (Лильберн). Эти политические группировки имели программные документы, позволявшие рассматривать их в качестве политических партий.
Интенсивной партийной борьбой отличалась политическая жизнь Франции конца ХVIП в., в которой активно участвовали монархисты, жирондисты, якобинцы, эберисты, положившие начало политической терминологии нового времени - левые, правые, центр. Часть политических организаций Франции конца ХVПI в. выходила за рамки буржуазной идеологии и отстаивала утопические коммунистические идеи.
В
США первые политические партии появились
как фракции Конгресса (федералисты
и республиканцы) в конце XVIII - нач.
XIX вв. К 30-м годам XIX В., в США формируется
двухпартийная система, составившая
впоследствии основу буржуазной демократии,
механизма политического
Существует много критериев классификации политических партий.
С точки зрения социального характера партии различаются по тому, интересы каких социальных групп они выражают. Это могут быть: рабочие, буржуазные, крестьянские, национальные партии и др.
В зависимости от идеологического облика партии делят на: идейно-политические (их деятельность базируется на более или менее четко оформленной идеологии); прагматические, или другими словами, избирательные, которые используют те или иные идеи, лозунги, которые наиболее привлекательны и актуальны в период выборов; харизматическо-вождистские, объединяющие своих членов не столько вокруг какой-то определенной идеи, сколько вокруг очень популярной личности вождя
Существует также типология, разделяющая партии на:
- представительные, которые выражают взгляды своих последователей, с изменением которых меняется и политика партии;
- мобилизующие, которые нацелены на изменение сознания населения, особый упор делают на пропаганде, препятствуя контрпропаганде.
По месту, которое партии занимают в системе власти, они делятся на:
- легальные, деятельность которых узаконена государством.
Среди них можно выделить организации, которые играют существенную роль в политической системе, а также те, которые имеют незначительное влияние;
- нелегальные, деятельность которых запрещена законом. По типу организационной структуры выделяются;
массовые партии, они включают в свои ряды большое число членов, основным источником финансирования являются уплачиваемые ими взносы, между членами партии существует тесная и постоянная связь. Большую роль в них играет идеологическая деятельность. Руководство в них принадлежит пpoфессиональным политикам;
кадровые партии, в них существует строго определенное и постоянное членство, в них не уплачиваются членские взносы, эти партии немногочисленные по составу, основную свою деятельность они осуществляют в период проведения выборов, руководство ими осуществляется небольшим числом профессиональных политиков, и соответственно власть находится в руках тех, кто от имени партии участвует в правительстве.
По таким признакам, как характер внутрипартийных отношений, отношение партии к обществу, тем или иным элементам политической жизни, принято выделять партии демократические и тоталитарные.
Демократическими считаются партии, конкурирующие с другими партиями, представительные, стремящиеся учитывать различные взгляды с тем, чтобы завоевать на свою сторону широкий круг последователей. Демократические партии подчиняют свою деятельность конституционным нормам. Во внутрипартийной жизни для них характерен широкий плюрализм, наличие фракций и т. д.
Тоталитарные
партии именуются еще
Типология
партий представляет собой не более
чем абстрактную схему, служащую
для упорядочения крайнего разнообразия
партийных организаций. В конкретной
политической действительности партия
может иметь xapaктерныe черты различных
типов организации. Она может быть одновременно
массовой, харизматической и идеологической,
либо кадровой, прагматической и т. д.).
Институционализация
политических партий
Процесс институционализации партий способствовал повышению их роли и значения в политической системе общества. Институционализация политических партий определяется как «процесс, С помощью которого эти организации и про исходящие в них процессы приобретают ценность и стабильность». В качестве основных средств
Партия
как субъект политического
Среди основных направлений процесса институционализации функционирования партий можно выделить следующие: регламентацию их структуры и внутриорганизационной деятельности, закрепление функций политических партий, фиксацию их основных целей и задач, регулирование процесса отбора и прохождения партийных кандидатов, установление порядка (процедуры) участия партий в избирательных кампаниях, регулирование финансовых аспектов деятельности политических партий и др.
С точки зрения регулирования процесса создания партий, страны можно разделить на три группы.
К первой относятся те страны, в которых порядок образования партий вообще не урегулирован правом. Их организация трактуется как частное дело граждан и осуществляется на основе свободы объединений. Партия считается существующей уже в силу провозглашения самой себя в качестве таковой. В современных условиях государств, следующих либеральным традициям прошлого века, становится все меньше. Сегодня к ним можно отнести лишь такие страны, как Великобритания и Новая Зеландия.
Во вторую группу входят страны, законодательство которых не требует формальной регистрации партий в каком-либо государственном органе. Организация приобретает статус партии лишь после предоставления в компетентные органы строго определенных документов (программы, устава, сведений о правлении). К таким государствам можно отнести ФРГ, Австрию и др.
Третью группу составляют страны, в правовых актах которых предусмотрена обязательная регистрация политических партий. Полномочиями регистрации политических партий здесь наделяются различные государственные органы - Министерство внутренних дел (Испания, Италия, Франция), Министерство ЮСТИЦИИ (Бельгия, Нидерланды), государственные секретари штатов (штат Миссури в США).
Во многих странах партии регистрируются органами, создаваемыми для проведения выборов (Индия, Мексика, Швеция). В ряде стран регистрация партий возложена на судебные органы - на представителя Верховного Суда (Португалия), на Высший избирательный суд (Бразилия).
В большинстве стран (за исключением Никарагуа) предварительного разрешения со стороны государства на создание партий не требуется, вместе с тем, для официальной легализации они должны отвечать четко зафиксированным формальным и материальным требованиям.
Формальные требования включают наличие собственного наименования, эмблемы. Законодательство практически всех государств предписывает, чтобы наименование новой партии отличалось от уже существующих, чтобы в названиях, а также в эмблемах не было сходных с государственными и религиозными символами.
В некоторых государствах для регистрации партии требуется поддержка определенного числа граждан. В Швеции при регистрации для выборов в риксдаг необходимо набрать не менее 1,5 тыс. подписей избирателей, в Португалии партия обязана предоставить подписи 5 тыс. избирателей. В США законодательство 20 штатов устанавливает абсолютное число подписей, которое необходимо собрать, чтобы получить статус партии: в Иллинойсе - 25 тыс. подписей, в Алабаме - 5 тыс. Законодательство других штатов требует собрать определенное количество подписей, выраженное в процентах к общему числу избирателей: в Южной Дакоте -10 %, в Миннесоте - 5 % к числу голосов, поданых за всех кандидатов или только за победивших на последних выборах кандидатов на ту или иную должность на уровне штата (Мичиган и Монтана).,
В ряде стран, для того, чтобы организация могла иметь официальный статус партии, она должна насчитывать определенное количество членов (1000 членов-учредителей в Венгрии, в Мексике- 65 тыс.). В Индии регистрации подлежит партия, занимающаяся политической деятельностью не менее пяти лет и собравшая 4 % голосов на общенациональных выборах (получив статус всеиндийской) или на выборах в штате (статус региональный). Партия, зарегистрированная как региональная в четырех штатах, автоматически получает статус всеиндийской партии.
В
некоторых странах
К требованиям, предъявляемым к партиям при регистрации и в ходе их последующей деятельности, относятся также принципы их организационного построения и функционирования.
Как
правило, законодательство обязывает,
чтобы партия строилась на демократических
принципах, не допускающих, в частности,
отказа в принятии в нее или
исключения из нее лиц в силу национальной
принадлежности, пола и расы. Необходимо
также, чтобы основные вопросы партийной
жизни решались на собраниях всех
членов или представителей всех членов
партий, чтобы она регулярно
Законодательство о партиях, как правило, устанавливает условия и пределы деятельности политических партий. Во многих странах в качестве политической партии может функционировать лишь такая организация, устав и программа которой не противоречит конституционным нормам, партия не осуществляет призывы к насильственному свержению существующего строя, не создает военизированные и полувоенные организации, ее деятельность не направлена против суверенитета или территориальной целостности страны и единства нации, прав и свобод граждан, не направлена на разжигание расовой, национальной и религиозной вражды и т. д.
В
ряде стран предусмотрена
Информация о работе Обоснования и классификация политических партий