Обоснования и классификация политических партий

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 16:04, реферат

Краткое описание

Политическая партия – одно из важных достижений цивилизации, необходимый для нормальной общественной жизни политический институт. Партия, пожалуй, самая политическая из всех общественных организаций: ее целью является завоевание и удержание власти, осуществление прямых и обратных связей между обществом и государством. Обратная связь помогает партии выполнять уникальную роль – агрегирования, согласования, выведения на политический уровень реальных и многообразных интересов, существующих или вновь зарождающихся в обществе. Партии выступают существенным элементом политической системы общества, представляют собой важные структуры политики.

Оглавление

Введение 3
1. Обоснование политической партии и ее функции. 4
2. Классификация политических партий 7
3. Институционализация политических партий 11
4. Партийные системы 16
5. 3арождeние и развитие многопартийной системы в России 18
Список литературы 23

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 46.28 Кб (Скачать)

      Институционализация деятельности политических партий охватывает вопросы финансирования их работы. К ним относятся, в частности, регулирование порядка финансирования политических партий, их расходов на выборах, контроля за финансовой деятельностью.

      В государственном финансировании политических партий выделяются несколько форм.

      Государственные фонды распределяются в зависимости от числа голосов, поданых за партии на предыдущих выборах. В ФРГ партиям возмещаются предвыборные расходы из расчета 5 марок на каждого избирателя. С 1972 г. в Швеции государство стало финансировать все партии, получившие на выборах не менее 4 % голосов на парламентских выборах, либо 12 % - на выборах в любом избирательном округе. В Дании, Финляндии и Италии государств( иное финансирование партий определяется в соответствии с числом полученных депутатских мандатов.

      Следует заметить, что средств, выделяемых государством недостаточно для покрытия всех предвыборных расходов партий. Например, в США кандидат на пост президента, утвержденный партийным съездом, может получить от государства 20 млн. долларов на проведение своей избирательной кампании, тогда как реально последняя обходится партиям в сотни млн. долларов.

      В странах сохраняется такой источник получения партиями средств как  частное финансирование. Например, в период предвыборной кампании 1987/88 гг. 87 % средств республиканской партии и 68 % средств демократической партии поступило в виде прямых пожертвований  частных лиц.

      Как правило, законодательство запрещает  политическим партиям получать деньги из-за рубежа. Например, в Швеции согласно нормам уголовного права наказуемы  действия, связанные с получением материальной поддержки из-за границы  для ведения пропаганды с целью  влияния на общественное мнение о  государственном строе или внешнеполитических и внутриполитических мероприятиях компетентных властей.

      Финансирование  избирательных кампаний политических партий со стороны частного бизнеса  связано с коррупцией. Это вынуждает  принимать меры по контролю за финансами  политических партий. В законодательстве отдельных стран содержатся положения, обязывающие политические партии представлять государственным органам ежегодные финансовые отчеты с указанием источников получаемых ими средств (ФРГ, Греция, Австрия и др.)  

      Партийные системы 

      Партии  в политической системе в свою очередь образуют партийную систему. Партийная система - это совокупная связь партий, действующих в рамках своих программ и уставов и борющихся за государственную власть. Будучи важным звеном политической системы общества, партийная система оказывает непосредственное влияние на политический климат общества.

      В мире существует большое разнообразие партийных систем. Политологи выделяют однопартийные и близкие им по сути «квазимногопартийные» системы, как бы прикрывающие многопартийными формами однопартийное содержание. Такими были системы в странах восточной Европы. Существовавшие в некоторых из них партии, по существу, были карманными в руках правивших партий. В результате длительного существования «квазимногопартийность» порождает тенденцию к сращиванию партийного и государственного аппарата, хотя и не в такой степени, как при абсолютной однопартийности. Являясь специфическим вариантом однопартийности, такая система не предоставляет достаточных возможностей для выражения различных интересов и идей, что приводит к нарастанию кризисных явлений.

      Длительный  опыт показал, что однопартийность оказалась неустойчивой. Она не обеспечивает гармонического сочетания прямых и обратных связей между гражданами и политическим руководством, препятствуют необходимому разделению властей. Отсутствие соперничающих партий чаще всего становится результатом не конкуренции, а физической расправы правящей партии с инакомыслящими. Единственная партия рассматривает всякую критику и всякое несогласие со своими концепциями и политикой как проявление враждебной деятельности. Вместо метода убеждения и консенсуса применяются судебные и внесудебные расправы. Население приучается скрывать свои истинные мысли и внешне соглашаться с официальными властями. При однопартийности не устраняется присущий каждому обществу идейный и политический плюрализм, а закрываются каналы, по которым могут циркулировать различные идеи в обществе. Происходит тесное сращивание партии с государственным аппаратом. В результате происходит бюрократизация, ослабление демократического контроля за властью со стороны избирателей, выборы приобретают формальный характер. В конечном итоге однопартийность исчезает, устраняя правящую партию. Она имеет объективную основу в виде социально-экономической неоднородности общества. Конкурирующие экономические интересы различных слоев получают отражение в деятельности политических партий.  

      Зарождение  и развитие многопартийной системы в России 

      Многопартийность - это результат длительного развития политических систем. Многопартийность имеет количественные и качественные параметры. Количественный параметр при  всей его значимости все же носит  формальный характер, поскольку множество  партий не является критерием демократизма, показателем развитости, эффективности  политической и партийной систем общества. Все небольшие партии не в состоянии конкурировать с партиями, традиционно мощными по характеру, возможностям и средствам демократического воздействия на массы (хотя небольшие партии стремятся создать коалиционные Формы сотрудничества).

      Многопартийность - необходимое состояние демократического общества. Она позволяет преодолевать монополию одной партии на власть, внедрять в практику и сознание людей  альтернативность мышления и: действия.

      Двухпартийность может в некоторых странах  оказаться достаточно устойчивой системой. Такая партийная система существует в США. Относительная однородность политических концепций в США  обусловливает неопределенность размежевания американских политических партий и  устойчивость политической системы.

      Трехпартийность - система, при которой функционируют  и имеют заметное влияние в  стране три политические партии. Чаще всего, однако, две партии являются основными, а третья выполняет роль вспомогательного союзника для той  или другой основной партии. Например, в Германии христианско-демократический  союз соперничает за власть с социал-демократической партией, попеременно пользуясь поддержкой партии свободных демократов.

      Четырехпартийная  система сложилась в странах, где общество расколото на два  лагеря - правых и левых. Во Франции  коммунисты и социалисты представляют левых, демократы и республиканцы - правых. Такое распределение политических сил соответствует наиболее влиятельным и устойчивым политическим симпатиям населения. Во Франции не удались попытки внедрить дополнительные партии, а также искусственно уменьшить число партий. Точно также оказались безрезультатными попытки и вообще вытеснить партии из общественной жизни.

      В последнее время появились утверждения  публицистов и политиков о  ненужности партий, на смену которым  якобы приходят «широкие социальные движения». Но конкретная политическая практика многих государств свидетельствует, что партия как политический институт себя не изжила. У нее есть реальные возможности самосовершенствоваться в качестве посредника между интересами различных социальных слоев и  политической системой общества.

      В отличие от западных стран, где длительное время существовала и укреплялась демократическая традиция многопартийности, в России политические партии возникают только на рубеже XIX и начала ХХ вв. Это было вызвано рядом обстоятельств: господством централизованной абсолютной самодержавной власти, не дававшей возможности для эволюции политических структур вне рамок этой власти; отсутствием политических свобод и гражданских прав личности, связанных с господством крепостничества и его социально-политических последствий; слабостью российской либерально-демократической традиции и др.

      Прообразами партий в России стали кружки 20-30-х  годов XIX в., где изучались и пропагандировались передовые общественно-политические взгляды и идеи (тайные общества декабристов, кружки Станкевича, Петрашевского  и др.). В период после отмены крепостного  права появились кружки и общества «Земля и воля», «Народная воля», другие народнические организации, из которых при благоприятных обстоятельствах могли оформиться реально политические партии. Только на рубеже веков в России появились первые политические партии: в 1898 г. была создана РСДРП, в конце 1901 г. - партия социалистов-революционеров, в 1902 г. В Штутгарте - группа русского общества вокруг журнала «Освобождение». Особенностью формирования политических партий в России в этот период было их развитие в двух потоках - в условиях России это была, как правило, нелегальная деятельность, и в условиях зарубежья - легальная идейно-организационная и издательская деятельность.

      Период наибольшей интенсивности в образовании российских партий совпадает с подъемом революционного движения в 1905 г. Начало этому процессу открыл царский манифест 17 октября, дарований политические свободы, в том числе свободу создания организаций и политических партий. В политической жизни России в первой четверти ХХ в. в разные периоды функционировало 87 партий (в ряде научных исследований можно встретить и другие данные, все зависит от того, каковы критерии выделения тех или иных признаков политической партии).

      В середине 20-х годов ХХ века в результате Великой Октябрьской социалистической революции в стране начинает складываться тоталитарная система, которая ликвидировала  все политические организации, кроме  большевистских. В результате этого  процесса большевистская партия - КПСС постепенно перестала быть в собственном  смысле партией, все более вбирая в себя функции государства, других общественных организаций, приобретая монопольное право на решение общественных задач. В результате на долгие годы в стране установился режим партогосударственной системы.

      Решения руководящего аппарата партии H~ контролировались снизу со стороны рядовых коммунистов. Партийное руководство сосредоточило  в своем ведении социально-экономические, духовно-нравственные, даже семейно-бытовые, т. е. практически все общественные вопросы. Высшее и местное партийное руководство присвоило себе монопольное право не только на принятие решений политическое (и любое иное) действие, но и на истину в последней инстанции. Все, что не совпадало с точкой зрения небольшой группы партийных вождей (или вождя партии), не имело права на существование, запрещалось и изгонялось из жизни.

      Задуманная  и созданная как политический авангард рабочего класса, трудового народа, коммунистическая партия со второй половины 20-х годов превратилась в политическую организацию, обслуживавшую социально-экономические и политические карьеристские устремления ее функционеров. В основу теоретической и практической деятельности компартии была положена идеология, в которой вульгаризированный марксизм сочетался с мелкобуржуазными доктринами уравнительности, троцкистскими тезисами о необходимости всеобщих внеэкономических и административно-командных мер решения экономических и иных задач, с утопическими настроениями относительно скорого по срокам достижения высот коммунистического общества.

      В августе 1991 года КПСС как часть административно-командной системы оказалась неспособной к внутреннему реформированию и сошла с политической сцены как единое политическое целое образование, расколовшись на несколько мелких политических групп, не имеющих массовой поддержки в народе (о некоторых из них речь пойдет ниже).

      Демократические процессы, набиравшие силу после 1985 г., привели к демонополизации политического руководства КПСС, к возникновению в конце 80-х годов многопартийной политической структуры как одного из ведущих признаков обновления общественно-политической жизни. К концу 80-х началу 90-х годов стране сложился сложный, противоречивый спектр политических партий и движений. Многопартийная система в обществе еще не приобрела достаточно организационных идейно очерченных форм, многие партии находятся в стадии становления, оформления: идет разработка и уточнение программно-уставных документов, формирование организационных структур.

      Первоначальный  процесс движения к многопартийности начался с образования неформальных (в противовес формально-официальным  политическим структурам) организаций (См. подробнее: Неформальная Россия: О неформальных политизированных движениях и группах в РСФСР. - М., 1990; Громов А. В., Кузин О. С. Неформалы: кто есть кто? - М., 1990; Неформалы: кто они? Куда зовут? - М., 1990; Ольшанский Д. В. Неформалы: групповой портрет в интерьере. - М., 1990). Неформальные организации включали различные народные фронты, клубы и т. п. В них проходили острые политические дискуссии, формировались идейные платформы в противовес официальной (формальной) идеологической доктрине.

      В 1990 году на базе неформальных объединений  начали формироваться политические партии: Демократическая партия (ДП СССР), Союз конституционных демократов (СКД), Социалистическая партия, Христианско-демократический  Союз России (ХДСР), Социалистическая партия, Социал-демократическая партия Российской Федерации, конституционно-демократическая партия (Партия народной свободы), Демократический союз. В настоящее время насчитывается около 600 политических объединений и организаций и этот процесс продолжается. Конкретный анализ программных документов и деятельности политических партий России заслуживает самостоятельного анализа.

Информация о работе Обоснования и классификация политических партий