Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 16:04, реферат
Политическая партия – одно из важных достижений цивилизации, необходимый для нормальной общественной жизни политический институт. Партия, пожалуй, самая политическая из всех общественных организаций: ее целью является завоевание и удержание власти, осуществление прямых и обратных связей между обществом и государством. Обратная связь помогает партии выполнять уникальную роль – агрегирования, согласования, выведения на политический уровень реальных и многообразных интересов, существующих или вновь зарождающихся в обществе. Партии выступают существенным элементом политической системы общества, представляют собой важные структуры политики.
Введение 3
1. Обоснование политической партии и ее функции. 4
2. Классификация политических партий 7
3. Институционализация политических партий 11
4. Партийные системы 16
5. 3арождeние и развитие многопартийной системы в России 18
Список литературы 23
Институционализация деятельности политических партий охватывает вопросы финансирования их работы. К ним относятся, в частности, регулирование порядка финансирования политических партий, их расходов на выборах, контроля за финансовой деятельностью.
В государственном финансировании политических партий выделяются несколько форм.
Государственные фонды распределяются в зависимости от числа голосов, поданых за партии на предыдущих выборах. В ФРГ партиям возмещаются предвыборные расходы из расчета 5 марок на каждого избирателя. С 1972 г. в Швеции государство стало финансировать все партии, получившие на выборах не менее 4 % голосов на парламентских выборах, либо 12 % - на выборах в любом избирательном округе. В Дании, Финляндии и Италии государств( иное финансирование партий определяется в соответствии с числом полученных депутатских мандатов.
Следует заметить, что средств, выделяемых государством недостаточно для покрытия всех предвыборных расходов партий. Например, в США кандидат на пост президента, утвержденный партийным съездом, может получить от государства 20 млн. долларов на проведение своей избирательной кампании, тогда как реально последняя обходится партиям в сотни млн. долларов.
В
странах сохраняется такой
Как
правило, законодательство запрещает
политическим партиям получать деньги
из-за рубежа. Например, в Швеции согласно
нормам уголовного права наказуемы
действия, связанные с получением
материальной поддержки из-за границы
для ведения пропаганды с целью
влияния на общественное мнение о
государственном строе или
Финансирование
избирательных кампаний политических
партий со стороны частного бизнеса
связано с коррупцией. Это вынуждает
принимать меры по контролю за финансами
политических партий. В законодательстве
отдельных стран содержатся положения,
обязывающие политические партии представлять
государственным органам ежегодные финансовые
отчеты с указанием источников получаемых
ими средств (ФРГ, Греция, Австрия и др.)
Партийные
системы
Партии в политической системе в свою очередь образуют партийную систему. Партийная система - это совокупная связь партий, действующих в рамках своих программ и уставов и борющихся за государственную власть. Будучи важным звеном политической системы общества, партийная система оказывает непосредственное влияние на политический климат общества.
В мире существует большое разнообразие партийных систем. Политологи выделяют однопартийные и близкие им по сути «квазимногопартийные» системы, как бы прикрывающие многопартийными формами однопартийное содержание. Такими были системы в странах восточной Европы. Существовавшие в некоторых из них партии, по существу, были карманными в руках правивших партий. В результате длительного существования «квазимногопартийность» порождает тенденцию к сращиванию партийного и государственного аппарата, хотя и не в такой степени, как при абсолютной однопартийности. Являясь специфическим вариантом однопартийности, такая система не предоставляет достаточных возможностей для выражения различных интересов и идей, что приводит к нарастанию кризисных явлений.
Длительный
опыт показал, что однопартийность
оказалась неустойчивой. Она не обеспечивает
гармонического сочетания прямых и обратных
связей между гражданами и политическим
руководством, препятствуют необходимому
разделению властей. Отсутствие соперничающих
партий чаще всего становится результатом
не конкуренции, а физической расправы
правящей партии с инакомыслящими. Единственная
партия рассматривает всякую критику
и всякое несогласие со своими концепциями
и политикой как проявление враждебной
деятельности. Вместо метода убеждения
и консенсуса применяются судебные и внесудебные
расправы. Население приучается скрывать
свои истинные мысли и внешне соглашаться
с официальными властями. При однопартийности
не устраняется присущий каждому обществу
идейный и политический плюрализм, а закрываются
каналы, по которым могут циркулировать
различные идеи в обществе. Происходит
тесное сращивание партии с государственным
аппаратом. В результате происходит бюрократизация,
ослабление демократического контроля
за властью со стороны избирателей, выборы
приобретают формальный характер. В конечном
итоге однопартийность исчезает, устраняя
правящую партию. Она имеет объективную
основу в виде социально-экономической
неоднородности общества. Конкурирующие
экономические интересы различных слоев
получают отражение в деятельности политических
партий.
Зарождение
и развитие многопартийной
системы в России
Многопартийность
- это результат длительного
Многопартийность
- необходимое состояние
Двухпартийность
может в некоторых странах
оказаться достаточно устойчивой системой.
Такая партийная система
Трехпартийность - система, при которой функционируют и имеют заметное влияние в стране три политические партии. Чаще всего, однако, две партии являются основными, а третья выполняет роль вспомогательного союзника для той или другой основной партии. Например, в Германии христианско-демократический союз соперничает за власть с социал-демократической партией, попеременно пользуясь поддержкой партии свободных демократов.
Четырехпартийная
система сложилась в странах,
где общество расколото на два
лагеря - правых и левых. Во Франции
коммунисты и социалисты представляют
левых, демократы и республиканцы
- правых. Такое распределение
В
последнее время появились
В отличие от западных стран, где длительное время существовала и укреплялась демократическая традиция многопартийности, в России политические партии возникают только на рубеже XIX и начала ХХ вв. Это было вызвано рядом обстоятельств: господством централизованной абсолютной самодержавной власти, не дававшей возможности для эволюции политических структур вне рамок этой власти; отсутствием политических свобод и гражданских прав личности, связанных с господством крепостничества и его социально-политических последствий; слабостью российской либерально-демократической традиции и др.
Прообразами
партий в России стали кружки 20-30-х
годов XIX в., где изучались и
Период наибольшей интенсивности в образовании российских партий совпадает с подъемом революционного движения в 1905 г. Начало этому процессу открыл царский манифест 17 октября, дарований политические свободы, в том числе свободу создания организаций и политических партий. В политической жизни России в первой четверти ХХ в. в разные периоды функционировало 87 партий (в ряде научных исследований можно встретить и другие данные, все зависит от того, каковы критерии выделения тех или иных признаков политической партии).
В
середине 20-х годов ХХ века в результате
Великой Октябрьской
Решения
руководящего аппарата партии H~ контролировались
снизу со стороны рядовых коммунистов.
Партийное руководство
Задуманная и созданная как политический авангард рабочего класса, трудового народа, коммунистическая партия со второй половины 20-х годов превратилась в политическую организацию, обслуживавшую социально-экономические и политические карьеристские устремления ее функционеров. В основу теоретической и практической деятельности компартии была положена идеология, в которой вульгаризированный марксизм сочетался с мелкобуржуазными доктринами уравнительности, троцкистскими тезисами о необходимости всеобщих внеэкономических и административно-командных мер решения экономических и иных задач, с утопическими настроениями относительно скорого по срокам достижения высот коммунистического общества.
В августе 1991 года КПСС как часть административно-командной системы оказалась неспособной к внутреннему реформированию и сошла с политической сцены как единое политическое целое образование, расколовшись на несколько мелких политических групп, не имеющих массовой поддержки в народе (о некоторых из них речь пойдет ниже).
Демократические процессы, набиравшие силу после 1985 г., привели к демонополизации политического руководства КПСС, к возникновению в конце 80-х годов многопартийной политической структуры как одного из ведущих признаков обновления общественно-политической жизни. К концу 80-х началу 90-х годов стране сложился сложный, противоречивый спектр политических партий и движений. Многопартийная система в обществе еще не приобрела достаточно организационных идейно очерченных форм, многие партии находятся в стадии становления, оформления: идет разработка и уточнение программно-уставных документов, формирование организационных структур.
Первоначальный
процесс движения к многопартийности
начался с образования
В 1990 году на базе неформальных объединений начали формироваться политические партии: Демократическая партия (ДП СССР), Союз конституционных демократов (СКД), Социалистическая партия, Христианско-демократический Союз России (ХДСР), Социалистическая партия, Социал-демократическая партия Российской Федерации, конституционно-демократическая партия (Партия народной свободы), Демократический союз. В настоящее время насчитывается около 600 политических объединений и организаций и этот процесс продолжается. Конкретный анализ программных документов и деятельности политических партий России заслуживает самостоятельного анализа.
Информация о работе Обоснования и классификация политических партий